"Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС"

Автор: Байрамова Гульсина Сапаргалиевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Досангская ООШ"
Населённый пункт: пос.Досанг, Астраханская область
Наименование материала: выступление
Тема: "Развитие профессиональной компетентности педагога, как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС"
Дата публикации: 23.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Досангская ООШ»
Развитие профессиональной компетентности педагога,

как фактор повышения качества образования в

условиях введения ФГОС.
Выступление Байрамовой Г.С.
п.Досанг, 2014 г.

В современных условиях основным принципом построения образовательного процесса в школе является ориентация на развитие личности учащегося, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности, познавательные интересы и будущие профессиональные запросы. Поэтому в качестве основной задачи школы выдвигается задача организации образовательной среды, способствующей развитию личностной сущности ученика. Решение поставленной задачи напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Следовательно, важным условием введения ФГОС в общеобразовательную школу является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам второго поколения, учитель должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно- коммуникационных технологий, интерактивных методов и активных форм обучения. Неотъемлемой составляющей профессионализма и педагогического мастерства учителя принято считать его
профессиональную

компетентность
.
Под профессиональной компетентностью
понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Поэтому понятие
профессиональной компетентности педагога
выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Структура
профессиональной компетентности учителя
может быть раскрыта через его педагогические умения. Модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы. 1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных
учащихся; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи. 2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно- воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации. 3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально- психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности школьника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи школы со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий. 4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.
Профессионально компетентным
можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности
– это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:  Система повышения квалификации.
 Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.  Самообразование педагогов.  Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, слеты, съезды учителей.  Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.  Овладение информационно-коммуникационными технологиями.  Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.  Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций. Остановимся на некоторых пунктах подробнее. Активно проходит обучение учителей на курсах повышения квалификации раз в пять лет и профессиональной переподготовки по актуальным проблемам образования педагогов и приоритетным направлениям, определяемым образовательным учреждением и муниципальной системой образования. Важнейшей формой повышения квалификации, обеспечивающей профессиональный рост учителя в условиях введения ФГОС ООО, остается семинар. Ожидаемый результат
повышения

квалификации
– профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС:  обеспечение оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования;  принятие идеологии ФГОС общего образования;  освоение новой системы требований к структуре основной образовательной программы , результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся;  овладение учебно-методическими и информационно -методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС. Одним из средств реализации новых направлений является и
аттестация педагогических кадров
, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда. Аттестация – это только вершина айсберга, подводной частью которого является межаттестационный период. Вот где поле деятельности для совершенствования уровня педагогической компетентности. . В нашей школе работает 12 педагогических работников. Из них аттестовано 87 % педагогов, имеют высшую квалификационную категорию-
24, I категорию- 24, II категорию- 16. 7 учителей прошли курсовую подготовку по ФГОС.
Процесс самообразования педагогов
стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь. Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:  систематическое повышение квалификации;  изучение современных психологических и педагогических методик;  участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;  просмотр телепередач, чтение прессы.  знакомство с педагогической и методической литературой.  использование интернет – ресурсов;  демонстрация собственного педагогического опыта;  внимание к собственному здоровью. Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его
инновационная деятельность.
В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться более или менее успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям. Инновационная деятельность педагогов в школе представлена следующими направлениями: апробация учебников нового поколения, внедрение ФГОС НОО, освоение современных педагогических технологий, социальное проектирование, создание индивидуальных педагогических проектов. Одним из путей развития профессиональной компетентности педагога является его участие в
конкурсах профессионального мастерства
: Считается, что активность участия педагогов в конкурсах не высока по причинам отсутствия внутренней мотивации, загруженности педагогов. Одной из ведущих форм повышения уровня профессионального мастерства является изучение опыта коллег, трансляция своего собственного опыта. Педагоги школ активно участвуют в различных конференциях, семинарах, съездах и т.д., они не только распространяют свой педагогический опыт на разных уровнях, но и участвуют в создании инновационного пространства, объединяющего педагогов по близким педагогическим проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Развитие профессиональной компетентности
– это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
Формирование профессиональной компетентности
- процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. Таким образом, мы видим, что цель методической работы в школе в условиях внедрения ФГОС – обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагога. Понятно, что решение основных задач общего образования в первую очередь зависит от профессиональной компетентности педагогических работников – главных исполнителей требований ФГОС. Ясно одно, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» входят не только профессиональная, коммуникативная, информационная и правовая составляющие компетентности работников образования, но и личностный потенциал педагога, система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки, в целостности, дающие качественные образовательные результаты. В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически
должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». В нашей школе работает 12 педагогических работников. Из них аттестовано 87 % педагогов, имеют высшую квалификационную категорию- 3, I категорию- 3, II категорию- 2. 8 учителей прошли курсовую подготовку по ФГОС. Учится заочно в АГУ 1 учитель. Большинство учителей школы находятся в оптимальном возрастном и профессиональном периоде жизнедеятельности, что даст свои положительные результаты при переходе на новые образовательные стандарты. Возросла творческая активность учителей, растет число педагогов, использующих современные образовательные технологии. За годы введения ФГОС НОО педагоги начальных классов накопили по данной проблеме определённый опыт, который неоднократно обобщался на районных семинарах. В течение ряда лет проводятся педсоветы по проблемам ФГОС, педсовет становится тем системообразующим центром исследовательской деятельности педколлектива, который способен развивать умения педагогов анализировать, осмысливать, проектировать образовательную деятельность.
Список литературы: Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие.