"Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Автор: Бочкарёва Аида Захидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Светлячок"
Населённый пункт: город Оса, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Мини-музей как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Дата публикации: 21.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Бочкарева Аида Захидовна,

воспитатель МБДОУ Д/с «Светлячок»

Мини-музей как средство

духовно-нравственного воспитания дошкольников
. Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Именно в период дошкольного детства происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Мини-музей в ДОО может стать сегодня одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания, так как представляет ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми и активного участия родителей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и назвали «мини- музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Но в создании мини – музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Каждый мини-музей — результат совместной работы воспитателя, детей и их семей. Остановимся на проекте создания мини-музея « Никто не забыт ничто не забыто». Цель данного проекта это создание пространства, формирующего у детей дошкольного возраста уважение к истории и культуре своей народа, страны, города. Создание мини-музея проходило в три этапа при участии педагогов, воспитанников и их родителей.
В рамках подготовительного этапа (февраль 2015 года) всеми участниками была определена тема и название мини-музея, выбрано место для размещения. В нашем случае это групповая комната. А также примерное содержание и направления деятельности. Выбор темы был обусловлен 70 –ой годовщиной победы в ВОВ. Практический этап (март-апрель 2015 года) предусматривает непосредственное создание всеми участниками проекта мини-музея: сбор экспонатов, их группировку, оформление, изготовление игр, макетов, альбомов, организация детских видов деятельности (беседы, викторины, продуктивная деятельность, чтение художественной литературы по теме, участие в конкурсе детских рисунков и районном фестивале, посвященном годовщине победы в Великой Отечественной войне и т.д.) На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею. Желающие становятся экскурсоводами. В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы: - интеграции - мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация", по воспитанию у детей духовно-нравственных и патриотических чувств; - деятельности и интерактивности - мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.); - научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком; -партнерства - мини-музеи должны предлагать условия для творческой деятельности в рамках отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок"; - культуросообразности - мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе образовательной деятельности в музейном пространстве; - регионального компонента - мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, тем самым формированию чувства патриотизма.
Заключительный этап (май 2015 года) предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музея в группе, организацию выставки для родителей, детей других групп и гостей детского сада, Итогом работы стало участие в районном конкурсе музеев и музейных композиций, посвященных 70-летию Победы Великой Отечественной войне. Таким образом, значимость мини-музея в ДОО достаточно высока, так как совместная деятельность все участников образовательных отношений научит детей ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: «Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом». Вот и нам надо стараться зародить в маленьких душах наших детей разумное, доброе, вечное.
Литература:
1. Морозова, Н. А., Мельникова, О. В. Музейная педагогика. - М. : Издательство «ТЦ Сфера», 2006 г. – 223 с. 2. Рыжова, Н. А., Логинова, Л. В., Данюкова, И. А. Мини-музей в детском саду» М.: Линка-Пресс, 2008 г. – 193с.