"Интеллектуальное воспитание и развитие творческой личности средствами вокального искусства"

Автор: Колесняк Мария Валерьевна
Должность: педагог по классу "вокал"
Учебное заведение: Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Интеллектуальное воспитание и развитие творческой личности средствами вокального искусства"
Дата публикации: 21.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ

ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Автор: педагог по классу «Вокал» Колесняк М.В. Ульяновск, 2016
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ


ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ

ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Вокальное искусство – эмоционально-образное раскрытие содержания музыки средствами певческого голоса. Чтобы довести искусство пения до совершенства, необходимо, помимо природных данных, длительное и грамотное обучение и профессиональное развитие. Перед музыкальной педагогикой встаёт ряд задач по формированию у студентов исполнительских навыков вокальной культуры, артистизма, развития интеллектуальных способностей. В воспитании артистичной личности педагог встречается с большими трудностями, как в развитии вокальных данных голоса студента, так и в формировании исполнительских качеств. Интеллектуальное воспитание и развитие творческих способностей личности включает в себя умение: - воспринимать учебную информацию через аудиальный, визуальный, кинестетический каналы, определять ведущий канал восприятия учебной информации; - применять всю совокупность процессуальных компонентов (запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание); - пользоваться приобретёнными знаниями в учебной деятельности, на практических занятиях, при выполнении вокальных заданий; - пользоваться приёмами логического мышления в процессе практической работы над вокальными произведениями, и исполнительской практики (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация). Художественная культура является важным фактором организации любой из сфер музыкальной деятельности: компетентность, мастерство, художественное чутьё и творческое вдохновение позволяют творческой личности достигать высоких результатов, как в интеллектуальном, так и в творческом развитии. Индивидуальность в творчестве обусловливается не только различием восприятия окружающего, но и своеобразием внутренней 2
переработки этого окружающего, связанным с индивидуальными свойствами психики, с развитием интеллекта, который определяет форму и характер творчества. Так формируются творческие и исполнительские возможности студента, от которых, в конечном итоге, зависит не только художественно- исполнительская сторона пения, но в равной мере и развитие вокально- технических возможностей. Воспитательный процесс на основе педагогики- сотрудничества формирует профессиональный подход к вокальному искусству как к эффективному средству духовного, нравственного и эстетического воспитания творческой индивидуальности, способствует воспитанию вокальной культуры и артистизма, развивает стремление совершенствовать свой внутренний мир при общении с вокальным искусством. Преподаватель вокала должен тщательно ознакомиться с характером и особенностями голоса студента. Мой личный профессиональный опыт исполнителя – практика и педагога по классу «Вокал» в колледже, даёт возможность вовремя исправить вокальные недостатки обучающихся, врожденные или приобретенные и найти способы их преодоления. К ним чаще всего относятся: неверность интонации, неприятный тембр голоса (носовой или горловой), короткое дыхание и другие дефекты; которые же происходят почти всегда от плохой привычки петь, не пройдя никакой вокальной школы, подражая какому-либо исполнителю, его манере, отчего звук становится ненатуральным, а голос не похожим на природный, вместо того чтобы дать возможность голосу звучать с присущим его тембром, неопытный исполнитель совершенно меняет его характер, что случается весьма часто, если звук форсируется, и не может выходить из гортани свободно и естественно, или же у исполнителя неправильное положение рта, следствием чего является утомление гортани, тогда о естественном хорошем исполнении не может быть и речи. Педагог (я всегда имею ввиду лишь педагога, который сам был певцом) 3
легко исправит эти плохие привычки своими справедливыми замечаниями, давая при этом возможность студенту услышать звуки своего голоса, правильно и хорошо поставленного. Нужно обходиться крайне осторожно с голосами начинающих студентов и, главным образом, обращать внимание на то, чтобы звук опирался на дыхание. Мотивация – основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности обучающихся к учебному процессу, позволит повысить их личный познавательный потенциал. Мотивы и мотивация являются движущей силой развития познавательного потенциала творческой индивидуальности. Классифицировать мотивы возможно по направленности и содержанию: - социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества); - познавательные (стремление больше знать, стать эрудированным); - профессионально-ценностные (расширение возможностей устроиться на перспективную интересную работу); - эстетические (от обучения получается удовольствие, раскрываются скрытые способности и таланты); - коммуникативные (возможность расширения своего круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня). Для повышения мотивации творческой индивидуальности использую следующие методы и приёмы:  методы художественной педагогики;  методы стимулирования и мотивации обучения;  методы эмоциональной драматургии;  методы формирования познавательного интереса;  методы создания ситуаций успеха. Основной задачей является – развитие личностных качеств творческой индивидуальности, воспитание через творчество, активное включение 4
обучающихся в деятельность творческого характера и развитие в них интеллектуальных способностей и личностных качеств. Для повышения познавательной активности студентов и развития их творческих способностей составляю план проведения концертных мероприятий, готовлю с ними концертные номера к различным конкурсам, фестивалям, смотрам, выявляю лучших. Проведение таких мероприятий обращает на себя внимание студентов и повышает их интерес к творческой работе и, следовательно, настраивает обучающихся на положительные эмоции, которые будут направлены на достижение хорошей успеваемости и творческих успехов. Активную работу обучающихся стараюсь поддерживать и стимулировать различными методами и приёмами: - наполнение теоретического материала интересными фактами, высказываниями известных людей; - соблюдение принципа последовательности в изложении материала и решения трудности вокальных задач; - оказание помощи студентам в открытии своих индивидуальных особенностей; - ориентация деятельности обучающихся на успех; - разработка рекомендаций по развитию учебно-интеллектуальных, информационных, коммуникативных, организационных умений. Степень сформированности учебно-коммуникативных умений характеризуется умением общаться, выступать на сцене, высказывать свою точку зрения, представлять обоснованно, аргументированно результаты своей работы. Учебно-коммуникативные умения важны и в учебном процессе, и в профессиональной деятельности, и в жизненных ситуациях. Педагогическая поддержка педагога студентам в развитии их познания и обучения, творческих и интеллектуальных способностей – главная базовая основа в педагогической деятельности на современном этапе. 5

Рекомендуемая литература:
1. Доливо А.Л. «Заметки об истоках русской классической и советской вокальной школы». Сб. О музыкальном исполнительстве. Музгиз. М., 1958 г. 2. Назаренко И.К. «Искусство пения». Государственное музыкальное издательство. Москва, 1963 г. 3. Далецкий О. «Вокальные упражнения в воспитании певца» в книге «Молодежная эстрада». М. – 1974 г. 4. Морозов В. «Вокальный слух и голос». М – Д – 1985. 5. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке – М. Педагогика, 1998 г. 6. Дмитриев Л. «Основы вокальной методики». Музыка. 2000 г. 7. Тюлякова Е.В. «Речевой имидж как показатель профессиональной культуры преподавателя». Средне-профессиональное образование № 2, 2007 г. 8. А.А. Асмолов «Психология личности». 9. Дорошенко Е.И. Духовно-нравственное воспитание в истории отечественной педагогики. Православная педагогика: традиции и современность. – Сборник докладов ВГПУ, 2000 г.