"Роль семьи в развитии способностей ребенка"

Автор: Ваганова Светлана Федоровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: ЯНАО с.Яр-Сале
Наименование материала: статья
Тема: "Роль семьи в развитии способностей ребенка"
Дата публикации: 21.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Роль



семьи

в

развитии

способностей

ребенка
Способности - такие особенности человека, которые позволяют ему успешно овладевать тем или иным видом деятельности, профессией, совершенствоваться в них, эффективно выполнять функциональные обязанности в сложных ситуациях. Семья обладает большими потенциальными возможностями в развитии творческих способностей дошкольников.
Цель и мотив воспитания ребенка
- это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание Среди многочисленных фактов, которые подтверждают важнейшую роль семейно – родительских отношений, есть и такие:  большие шансы проявить творческие способности имеет, как правило, старший или единственный сын в семье;  меньше шансов проявить творческие способности у детей, которые идентифицируют себя с родителями (отцом). Наоборот, если ребенок отождествляет себя с «идеальным героем», то шансов стать креативным у него больше. Этот факт объясняется тем, что у большинства детей родители «средние», нетворческие люди, идентификация с ними приводит к формированию у детей нетворческого поведения;  чаще творческие дети появляются в семьях, где отец значительно старше матери;  ранняя смерть родителей приводит к отсутствию образца поведения с ограничением поведения в детстве;  благоприятно для развития креативности повышенное внимание к способностям ребенка, ситуация, когда его талант становится организующим началом в семье. Роль родителя противоположного пола в развитии творческих способностей ребенка. Отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери - на творчество мальчиков. У отцов, проявляющих активный интерес к занятиям своих дочерей, расширяющих горизонты их будущей карьеры и укрепляющих их независимость, гораздо больше шансов вырастить дочерей творческими личностями, чем у тех, кто утверждает стереотипно зависимые или пассивные модели поведения в дочерях. Матери, занятые творческой или деловой карьерой, склонны воспитывать в своих сыновьях большую независимость мысли и смелость.
Родители, стремящиеся развить в

ребенке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в

собственной жизни.
Д. Льюисом был составлен для родителей список утверждений, с помощью которых родители могут оценить степень своего участия в занятиях ребенка. Итак, семейная среда, где с одной стороны есть внимание к ребенку, а с другой стороны, где к нему предъявляются различные, несогласованные требования, где мал внешний контроль за поведением, где есть творческие члены семьи и поощряется не стереотипное поведение, приводит к развитию креативности у ребенка. Гипотеза о том, что подражание является основным механизмом формирования креативности, подразумевает, что для развития творческих способностей ребенка необходимо, чтобы
среди близких

дошкольнику людей был творческий человек, с которым бы ребенок себя идентифицировал
. Процесс идентификации зависит от отношений в семье: в качестве образца для ребенка могут выступать не родители а «идеальный герой», обладающий творческими чертами в большей мере, чем родители. Задача взрослых, стремящихся развить в ребенке его творческий потенциал, реализовать его творческие способности, достаточно трудна. И если родители с помощью специалистов психологов и педагогов постараются создать ребенку возможности для интересного образования, окажут необходимую помощь и эмоциональную поддержку, эта задача может быть решена достаточно успешно. Педагог – психолог детского сада «Солнышко» Ваганова С.Ф.