"Активизация речевой дятельности детей с ОВЗ"

Автор: Иванова Елена Александровна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: КОУ "Адаптивная школа - интернат №7"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация речевой дятельности детей с ОВЗ"
Дата публикации: 21.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Активизация речевой деятельности детей с ОВЗ. Иванова Е.А., учитель – дефектолог. КОУ «Адаптивная школа – интернат № 7», г. Омск Коррекция недостатков речи у дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Большинство дошкольников имеют особенности восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приёма и переработки информации. Для речи детей с отклонениями в развитии характерны специфические особенности: позднее появление речи, нарушение произносительной стороны, бедный словарный запас, нарушения грамматического строя. Все это в целом вызывает трудности «речевого общения». У этих детей наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и их родителей, сделать обучение более эффективным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, новые технологии, эффективные пути, методы и формы обучения. Неоценимым помощником в работе по активизации речевой деятельности выступает русский фольклор. С одной стороны, он сочетает в себе доступность и простоту восприятия, а с другой стороны, помогает получить первые представления о культуре и обычаях своего народа (открывает ребёнку правила поведения, общения, морали). Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с потешек, песенок, сказок. A.M. Бородич, А.Я. Мацкевич, В.И. Яшина и др. рекомендуют использовать малые формы фольклора в театрализованной деятельности
(
игры - драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи. Для всестороннего развития детей особое значение приобретают игры – забавы, содержание которых основано на хорошо известных детям фольклорных элементах (потешки, сказки), что позволяет проявить речевую активность. Например, игра "Узнай потешку" (по содержанию картинки надо вспомнить произведение), помогает закрепить навыки интонационной выразительности, умение передавать особенности действий различных персонажей. Все это помогает детям запомнить потешку и воспроизводить ее в дальнейшем во время сюжетно - ролевых игр. Это значительно обогащает словарь детей, делает их речь эмоционально выразительной. Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья затрудняются в передаче текста. Их речь не только малосодержательна, но одновременно бедна, сбивчива, невыразительна; они допускают перестановки, привнесения отсутствующей в тексте информации.
Важную роль в развитии устной речи играет составление рассказа по сюжетным картинкам. При составлении рассказа по сюжетным картинкам дошкольник с ограниченными возможностями здоровья допускают множество ошибок: пропускают отдельные части, нарушают логику и последовательность, допускают неадекватные привнесения. Вследствие этого их рассказы становятся не полными, не последовательными и не связанными. Во время составления рассказа по сюжетным картинкам ребенок поставлен перед необходимостью решить не одну задачу, связанную с этим сюжетом, а целый комплекс задач в их взаимосвязи; он должен вспомнить сказку, воспроизвести в памяти содержание и его речевое оформление и активно использовать речевые обороты в своем рассказе. Сюжетные картинки выполняют роль образца, являются необходимыми для связи одной мысли с другой и выражающими различные временные и причинные отношения. Составление рассказа по серии сюжетных картин осуществляется легче, чем по сюжетной. Это объясняется тем, что в задании рассказать по серии сюжетных картинок уже имеется определенная программа связных высказываний, в сюжетной картинке такие опорные последовательные сведения отсутствуют. По мере обучения дошкольники начинают более четко понимать значения слов. Соответственно дети более точно называют свойства предметов. Также можно добавить, что в своих рассказах дети уже не вносят деталей от себя, а рассказывают строго по содержанию. Это говорит об осмыслении сути сказки, о точном понимании значений слов, выражений. Вместе с тем нужно отметить то, что в рассказах дошкольников не наблюдается грубых искажений, пропусков важных смысловых частей. Многие рассказы имеют начало, последовательные переходы от одного действия к другому и логическое завершение с раскрытием основной части. Специально организованная работа по составлению рассказов по сюжетным картинкам содействует положительному влиянию на развитие устной связной речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, большой положительный эффект достигается на занятиях, когда в работе по активизации речевой деятельности используются различные виды продуктивной деятельности детей (конструирование, лепка, рисование). Хорошими помощниками в работе над активизацией речевого общения являются тренажеры речевой активности - многофункциональные пособия. Они помогают педагогу использовать различные варианты игровых заданий и упражнений с учетом возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Они имеют привлекательный вид и вызывают интерес даже при многократном их использовании в различных вариантах игр. В качестве многофункционального пособия нами была создана и активно используется на коррекционно-развивающих занятиях настольная ширма «Чудо - теремок», состоящая из трех частей. В каждой части ширмы имеются прорези для лица, кистей рук. С лицевой стороны ширмы с помощью липучек расположены съемные фигурки персонажей (бабушка и дедушка,
лисичка и зайчик и т.д.). Такая ширма предназначена для проведения артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, игр-диалогов. Кроме того на занятиях с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья используются различные м ини-макеты. Например, мини-макет «Времена года», который помогает: • развивать речевое дыхание; • пополнять и активизировать словарный запас; • развивать связную речь. Мини-макет состоит из отдельных модулей, скрепленных между собой, и окрашенных в цвет, соответствующий времени года. К каждому из модулей- времен прикреплены объекты на ниточках (бабочки, жучки - лето; снежинки - зима; капельки, птички - весна; листочки - осень), что позволяет использовать его в различных вариантах игр, заданий и упражнений. Взяв за основу идею мини – макета «Времена года», нами были созданы подобные пособия: «Осьминог» (для изучения цвета, формы, размера) и «Планеты» (для изучения предметов и объектов окружающей действительности). Подводя итог, подчеркнем, что работа над активизацией речевой деятельности детей с ОВЗ даёт положительный результат в том случае, когда она строится совместно со всеми специалистами (воспитатель, дефектолог, музыкальный руководитель, психолог), а также с семьёй дошкольника. Надеемся, что наш практический опыт будет полезен и интересен педагогам, работающим с детьми с ОВЗ. Литература: 1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 2. Ефименкова Л.Н. , Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей – олигофренов. - М., Просвещение, 1970. 3. Катаева А.А. , Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 4. Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры. / Т.В. Мецлер// Логопед. - 2008. - №4.