"Технология воспитания экологического сознания дошкольников"

Автор: Медичева Надежда Вениаминовна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1
Населённый пункт: ст. Милютинская Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Технология воспитания экологического сознания дошкольников"
Дата публикации: 22.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Технология воспитания экологического сознания дошкольников. /Из опыта работы/ Воспитатель первой категории: Медичева Н.В. Наш детский сад работает по Основной образовательной программе ДОУ на основе и с учетом комплексной программы «Детство»( авторы Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.И.Михайлова и др.) Экологическому воспитанию дошкольников посвящен раздел «Развитие кругозора и познавательно- исследовательской деятельности в природе» в образовательной области «Познание». Одним из важнейших условий решения задач экологического образования является организация развивающей предметно-пространственной среды (ППС), поэтому реализацию поставленных задач я начала с построения ППС, связанной с экологизацией как воспитательно-образовательного процесса, так и всех режимных моментов. 1.Экологизация педагогического процесса. Игровая деятельность НОД по экологии Физкультурно- оздоровительная деятельность
Экологическое

образование детей
Музыкальная деятельность Познавательно- исследовательская деятельность Художественная деятельность
2.Модель экологизации ППС в группе. Погод Предметно-пространственная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Остановлюсь на двух элементах ППС. Это лаборатория (или уголок экспериментальной деятельности) и экологическая тропинка. Лаборатория создана для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка, т. к. здесь проводят опыты, эксперименты, наблюдения. В условиях детского сада может быть использован только элементарный опыт. Его элементарность заключается, во-первых, в характере Огород на окне Экологический театр Погода Комнатные растения Групповая комната Библиотека Развивающие и дидактические игры 3.Модель экологизации ППС вне группы. Календари природы Альбомы, иллюстрации Лаборатория Коридоры, холлы детсада Экологическая тропинка Вне группы Комната космоса Огород Цветник Территория детсада (ландшафт) Территория вне детсада Музыкальный, физкультурный зал Музей, картинная галерея
решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в лаборатории используется обычное и игровое оборудование. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Эти задачи могут быть выдвинуты самими детьми. Практически они ставят их постоянно, задавая взрослым свои «почему» и «отчего». Например, на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?». Бесполезно объяснять, что снег холодный, можно заболеть. «А мне не холодно! А я закаленный!» такими будут ответы. Бесполезно утверждать, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий… Убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта. Иногда проблемная ситуация может быть обнаружена совместно. Так, прочитав сказку «Мороз Иванович», я спрашиваю: «Почему Маша пожалела травку, а Мороз Иванович хитро улыбнулся и сказал, что травке под снегом не холодно? Почему он так сказал? Но ведь у Маши руки от снега закоченели! Так холодно под снегом или тепло?». Дети вовлекаются в проблемную ситуацию и удивляются: «Как же так! Мороз Иванович укрывает травку снегом, а у Маши руки от снега заледенели?!». Постепенно удивление перерастает в любопытство, а оно – в познавательный интерес. И тут я спрашиваю детей: «А как мы узнаем – тепло под снегом или холодно?». Это следующий этап: поиск решения проблемы. Способы, предложенные детьми, были самыми невероятными: «Закопайте меня в снег, я посижу там и скажу, тепло там или холодно». Из всех способов нужно выбрать самый подходящий, причем его можно предложить и самому воспитателю. И так я предложила одну бутылку воды поставить на скамейку,а другую закопать в сугроб. Через некоторое время дети сравнивают воду и убеждаются, что во второй бутылке вода теплее. «Чем же была защищена вода в бутылочке от морозного ветра? Что мешало ему добраться до нее и заморозить?» - спрашиваю детей. И дети делают вывод: «Снег!». После этого я предложила детям подумать, почему люди сгребают снег на клумбы, газоны, под деревья и кусты. Экологическая тропа – учебный специально оборудованный маршрут в природе. Проще всего создать тропу на территории детского сада, если его участок большой и имеется природное разнообразие, интересные объекты. Обязательный атрибут экологической тропы – картосхема, она используется как
демонстрационный материал в работе с детьми. Для повышения интереса детей к занятиям выбираются хозяева экологической тропы. Все элементы предметно-пространственной среды оказывают большое эмоциональное воздействие на ребенка своей необычностью, способствуют развитию познавательной активности, воспитанию экологического сознания детей, эстетическому развитию. В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию и обучению я использую интегрированный подход, предполагающий тесную взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изодеятельности, физической культуры, театральной деятельности, литературы, моделирования (элементы ТРИЗ, мнемотаблицы, мнемодорожки, схематическое изображение через геометрические фигуры), просмотра телепередач, экскурсий и т.д.