"Физкультминутка, как здоровьесберегающий ресурс в работе учителя".

Автор: Софьина Лариса Михайловна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ города Москвы "Школа с углубленным изучением английского языка № 1383"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Физкультминутка, как здоровьесберегающий ресурс в работе учителя".
Дата публикации: 22.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Физкультминутка, как здоровьесберегающий ресурс в работе учителя.

Здоровье - не всё,

Но без здоровья - ничего.

Сократ
Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию - быть здоровым. Известно, что движения являются основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространённых причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, занятия у компьютера, отдых у телевизора, чтение книг, поездки в транспорте - все эти виды деятельности сопровождаются ограничением в движениях. Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым, способствуя её развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идёт процесс его психического развития. Двигательная активность ребёнка не только способствует возрастанию мышечной силы, но и увеличивает энергетические резервы организма. Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребёнка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идёт со значительным превышением, т. е. создаётся некоторый её избыток. Именно поэтому прирост мышечной массы - это предпосылка к выполнению ещё больших по объёму и интенсивности нагрузок. Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При вьшолнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Известно, что мышечная система в раннем возрасте имеет тесную связь с главными регуляторными механизмами. Ограниченное движение негативно сказывается на нервной, эндокринной и медиаторной системах в целом. Ограничение движений приводит к нарушению осанки, к ослаблению функций дыхания и кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведёт к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимаемых нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных
и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого могут развиться расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабляется организм в целом, что ведёт к более частым заболеваниям. Эти наблюдения о роли движения и здоровье человека кашли отражение в целой области медицины - лечебно-профилактической физкультуре. Многие выдающиеся люди смогли вернуть себе здоровье, когда таблетки и уколы уже не помогали. Только правильно организованная двигательная активность позволила организму справиться с недугом. Эти люди смогли сформировать у себя правильные навыки движения, дыхания благодаря многократным упражнениям, когда тело автоматически, несмотря на болезнь и старые привычки, осуществляет правильные действия, например дыхание через нос. Возраст от 6 до 14 лет - период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подвергаются деформации. Неуравновешенность возбудительно - тормозных процессов центральной нервной системы обуславливает быструю утомляемость, кратковременность активного внимания, что отражается на деятельности анализаторов, в том числе и органов зрения. Глаз, как орган, заканчивает своё структурно - функциональное формирование лишь к 11-12 годам. В возрасте 6-7 лет, т. е. к моменту начала школьного обучения, орган зрения находится в стадии интенсивного развития. С учётом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока ( если тот длится не менее 40 минут). Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, нарушение почерка, снижение работоспособности. Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Эта форма двигательной нагрузки может быть использована всеми учителями, особенно в младших классах. Физкультминутки положительно влияют на аналитике - синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно - сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В школе дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Но хорошие физкультминутки активизируют внимание детей, снимают психологическое и физическое напряжение, облегчают восприятие нового материала. Иногда одни и те же физкультминутки быстро надоедают, поэтому я собрала их из различной литературы, некоторые переделала, некоторые сочинила сама.
В физкультурную минутку я обычно включаю 3-5 упражнений (ходьба на месте, потягивание с подниманием руки вверх, приседание, наклоны и повороты туловища), каждое из которых повторяется 4-6 раз. Учащиеся 1 – 4 классов с удовольствием подражают движением лягушат, зайцев, обезьян, медведей, бабочек и других животных. Например, на уроке сообщаю, что сегодня идем гулять в зоопарк. Или даже сегодня идем в лес на экскурсию. И под музыку дети подражают движениям животных. Веселые зайчата высоко скачут на двух ножках, маленькие журавли прыгают на одной ноге, потом на другой. Лягушата сжались в комочек, сидя на корточках, ладошки прижаты к полу, высоко подпрыгнули вверх. Красивые бабочки порхают. Неуклюжие медвежата, непоседливые обезьянки танцуют. При этом дети не только делают физкультминутки, подражая животным, но и незаметно для себя готовятся к урокам природоведения, т.е. знакомятся с повадками животных, различать птиц и зверей и др.
Предлагаемые комплексы упражнений для физкультминуток на уроках

математики, русского языка.

Для детей младшего школьного возраста.
Упражнения стоя. 10. Поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка — выдох). То же самое другой ногой. 11. И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 — развести локти в стороны, сводя лопатки — вдох; 3-4 — исходное положение — выдох. 12. Приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться). Колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1-2, на 3-4 медленно вернуться в и. п. 13. И. п. Ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад. 14. И. п. — ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной. 15. «Мельница». Соединять кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука). 16. И. п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад. 17. Поднимание прямых рук через стороны вверх — вдох. Возвращение в и. п. — выдох. 18. И. п. — ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И. п. — стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 — повернуть туловище направо; 2 — повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
Упражнение для мобилизации внимания. И. п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс; 2 — левую руку на пояс; 3 — правую руку на плечо; 4 — левую руку на плечо; 5 — правую руку вверх; 6 — левую руку вверх; 7-8 — хлопки руками над головой; 9 — опустить левую руку на плечо; 10 — правую руку на плечо; 11 —левую руку на пояс; 12 — правую руку на пояс; 13-14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный; 2-3 раза — средний; 3-4 — быстрый; 1-2 — медленный. Корригирующие упражнения для нормализации осанки. 6. Стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять. 7. Ходьба обычная, следя за осанкой. 8. Ходьба на носках, руки за головой. 9. Ходьба на пятках, руки на поясе. 10. Ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И. п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо; 2 — и.п., 3 — поворот головы налево; 4 — и. п.; 5 — голову наклонить вперед, 6 — и. п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И. п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак; 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний. Упражнение для глаз Причиной головных болей часто является переутомление или непривычная нагрузка на глаза. Данное упражнение является простейшим и предназначено для выработки привычки делать упражнения для глаз регулярно. Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести глаза до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать широко открытыми. Выполнить упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз — против часовой стрелки. После выполнения упражнения школьникам полезно напомнить, что для ухода за глазами очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, т.е. закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули в полной темноте. Упражнение «на корточках» облегчает работу сердца, снижает кровяное давление. Выполняется просто: свободно сесть на корточки (ступня полностью
на полу), максимально расслабиться, держа на весу голову и руки. Посидеть в этой позе одну минуту. Упражнения для снятия утомления, предложенные И. А. Васильевой , помогают быстро восстановить силы после тяжелой нагрузки. Их следует выполнять при первых признаках неблагополучия, усталости. 1. Сложить ладони перед грудью, пальцами вверх, не дышать, сдавить изо всех сил основания ладоней. Напряжены мускулы плеч и грудь. Втянуть живот и подняться вверх, как будто, опираясь на руки, выглядываете из окна. Всего 10- 15 минут — и стало жарко. Повторить три раза. 4. Сложить руки в замок, обхватить ими затылок, направить локти вперед. Потянуть голову к локтям, не сопротивляться, растягивать шейный отдел позвоночника. Тянуть ровно — так, чтобы было приятно, 10-15 секунд. 5. Растереть ладонями уши — вначале только мочки, а затем все ухо целиком: вверх-вниз, вперед-назад. При этом «поцокать» языком, как лошадка (15-20 секунд). 7. «Ворона». Произносить «Ка-аа-аа-аар!», при этом стараясь поднять как можно выше мягкое небо и маленький язычок (6 раз). Затем попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. 8. «Колечко». С усилием направляя кончик языка назад по верхнему небу, постараться дотронуться языком до маленького язычка. Попробовать сделать это беззвучно, с закрытым ртом. Легче, быстрее, еще быстрее! (10-15 секунд.) 9. «Лев». Дотянуться языком до подбородка. Еще дальше! (Повторить 6 раз.)
Для школьников средних и старших классов.
1. Физкультминутка общего воздействия. Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - встать на носки, руки вверх наружу, на счёт «два» - потянуться вверх за руками. На счёт «три» - опустить руки дугами через стороны вниз, на счёт «четыре» - скрестить руки перед грудью, голову наклонить вперёд. Повторить упражнение в быстром темпе 6-8 раз. Упражнение 2. Исходное положение - стойка ноги врозь, руки вперёд. На счёт «раз» - поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой назад за спину. На счёт «два» - вернуться в исходное положение. На счёт «три, четыре» - упражнение выполняется в другую сторону. Повторить 6-8 раз в быстром темпе. Упражнение 3. Исходное положение-стойка ноги врозь. На счёт «раз» - согнуть правую ногу вперёд и, обхватив голень руками, притянуть её к животу. На счёт «два» - притянуть ногу, подняв руки вверх. На счёт «три, четыре» - выполняется то же, но с левой ногой. Повторить упражнение в среднем темпе 6-8 раз. 2. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения. Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз» - руки за голову, локти широко развести, голова наклонена назад. На счёт «два» - локти подаются вперед. На счёт «три» - руки расслабленно опускаются вниз. На счёт «четыре» - принять исходное положение. Упражнение в медленном темпе
повторяется 4-6 раз. Упражнение 2. Исходное положение-стойка ноги врозь, кисти в кулаках. На счёт «раз» - мах левой рукой назад, правой вверх. На счёт «два» - встречными махами переменить положение рук. Махи заканчиваются рывками рук назад. Упражнение повторяется 6-8 раз в среднем темпе. Упражнение 3. Выполняется сидя на стуле. На счёт «раз» - отнести голову назад. На счёт «два» - голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Упражнение повторяется 4-6 раз в медленном темпе. 3. Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук. Упражнение 1. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-поднять плечи. На счёт «два»-опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем сделать паузу на 2-3 секунды, расслабить мышцы плечевого пояса. Выполнять в медленном темпе. Упражнение 2. Исходное положение - руки согнуты перед грудью. На счёт «раз, два»-выполнить согнутыми руками два пружинящих движения назад. На счёт «три, четыре»-выполнять такие же рывки прямыми руками. Упражнение выполнять 4-6 раз в среднем темпе. Упражнение 3. Исходное положение - основная стойка. На счёт «раз»-слегка прогнуться, выполнив мах руками в стороны. На счёт «два»-расслабляя мышцы плечевого пояса, «уронить» руки. 4. Физкультминутка для снятия напряжения с мышц туловища. 3. И. п. — стойка, ноги врозь, руки за голову. 1-5 — круговые движения тазом в одну сторону; 4-6 — то же в другую сторону; 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний. 4. И. п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнуться, вдоль тела вверх; 3-4 — и. п.; 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 5-6 раз. Темп средний. 5. Физкультминутка для глаз. Занимайтесь профилактикой, и вы не допустите зрительного утомления. Спросите — как? Рекомендуем составленный нами — по материалам офтальмолога В. Ф. Базарного — специальный комплекс из пяти простейших упражнений, получивший название «Физкультминутка для глаз». Упражнения выполняйте в домашних условиях через каждые 20-25 минут зрительной работы. Весь этот комплекс займет не более полутора-двух минут. Было бы полезно, чтобы этими советами воспользовались и учителя в середине каждого урока. Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя. Упражнение 1. Сделайте 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, затем слева-направо. Упражнение 2. 15 колебательных движений глазами по вертикали — вверх-вниз и вниз-вверх.
Упражнение 3. Тоже 15, но круговых вращательных движений глазами слева- направо. Упражнение 4. То же самое, но справа-налево. Упражнение 5. Сделайте по 15 круговых вращательных движений глазами вначале в правую, затем в левую стороны, как бы вычерчивая глазами уложенную набок цифру 8. Можно еще взглянуть на упражнения для глаз от Мирзакарима Норбекова — частично совпадающие с физкультминуткой, только с более развернутыми комментариями. Время начала физкультминутки определяется самим учителем. Физиологически обоснованным временем для проведения физкультминутки, является 15-я - 20-я минута урока. В первом классе рекомендуется проводить по две физкультминутки на каждом уроке. Во 2-ом - 4-м классах рекомендуется проводить по одной физкультминутке начиная со 2-ого или 3-его урока в связи с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса. Длительность физкультминуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из трёх-четырёх правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удаётся снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей. Однако психика ребёнка, особенно в раннем возрасте, устроена не так, что малыша практически не возможно заставить целенаправленно выполнять какие- либо, даже самые полезные упражнения. Ребёнку должно быть интересно; он делает не оттого, что «надо» и «полезно», а оттого, что ему это нравится.
Требования к проведению физкультминуток.
 Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.  Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнения упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.  Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.  Для каждого класса необходимо выработать 2-3 условных вербально- поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности. Именно радость и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма. В результате использования физкультминуток мы способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости. Во время физкультминуток возникают неожиданные смешные
ситуации. Это вызывает искренний смех у детей. Непринуждённая весёлая атмосфера является мощнейшим терапевтическим фактором.
При проведении физкультминутки возможны следующие ошибки:
• Подбор упражнений без учёта вида деятельности на данном уроке; • Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений; • Выполнение движений с недостаточной амплитудой движений. В процессе освоения навыка письма школьник пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребёнка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии двигательного статистического напряжения. Для тог чтобы снять излишнее статистическое напряжение, на физкультурных минутках проводим динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Эти упражнения просты и эффективны, поэтому их мы выполняем в классе, в программе физкультминутки. Чаще всего устают глаза. Переутомление или непривычная нагрузка часто являются причиной головных болей. Для расслабления глаз полезно смотреть на
зелёный цвет
. Упражнение для глаз. 1. Широко открыть глаза. Посмотреть до предела вверх, задержать взгляд на одну секунду. Затем перевести взгляд до предела вправо, зафиксировав это положение на секунду. Далее глаза до предела вниз, зафиксировав на секунду, а затем до упора влево, также зафиксировав на секунду. Глаза держать открытыми. Выполнять упражнение 10 раз в направлении часовой стрелки и столько же раз – против часовой стрелки. После выполнения упражнения напоминаем, что для сохранения зрения очень важно, чтобы рабочее место было хорошо и правильно освещено. Следует избегать слепящего света. Полезно по нескольку раз в час на несколько секунд прекратить работу и дать глазам отдых, то есть закрыть их ладонями так, чтобы они отдохнули в полной темноте. Упражнения, облегчающие работу сердца, снижающее кровяное давление. 1. Свободно сесть на корточки (ступня полностью на полу) максимально расслабиться, держа на вису голову и руки. Посидеть в этой позе 1 минуту. Чаще всего я рекомендую в начальной школе использ овать физкультминутки под стихотворные тексты.

При подборе стихотворений к конкретному уроку обращаем внимание на

следующее:
 Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой занятия, его программной задачей;  Преимущественно отдаётся стихам с чётким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;  Текст, произносится учителем или воспроизводится в записи, так как при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание. Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль. Первое и важное условие правильного дыхания - дышать нужно через нос, глубоко, ровно, ритмично. При выполнении дыхательных упражнений всегда обращаем внимание на то, что ребёнок в силу анатомических особенностей почти не может увеличить объём каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания. Физические упражнения, подвижные игры, дыхательная гимнастика способствуют углублению дыхания, развитию газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать работоспособность детей на уроке. В течение ряда лет использу ю и рекомендую учителям начальной школы в работе с детьми дыхательную гимнастику Александры Николаевны Стрельниковой. Сейчас она популярна. Она не имеет противопоказаний и очень результативна. Для стрельниковской дыхательной гимнастики в школе не требуется дополнительное, специально выделенное время. Достаточно на уроках во время физкультминуток делать упражнения, осваивая их одно за другим, и результат не заставит себя ждать. Гимнастика АН. Стпельниковой - единственная в мире. в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку. Это вызывает общую физиологическую реакцию всего организма. 1. Вдох - «громкий», короткий, активный (просто шумно на всю комнату шмыгаем носом, как бы нюхая запах гари). 2. Выдох - абсолютно пассивный, уходит через нос или через рот (кому как удобно). Лучше, если этот выдох через нос, 3, В стрельниковской дыхательной гимнастике короткие шумные вдохи носом делаются одновременно с движениями: хватаем - нюхаем, кланяемся - нюхаем, приседаем - нюхаем и т. д. Чтобы научить ребёнка делать упражнения, необходимо хорошо освоить их выполнение. Необходима определённая последовательность их выполнений. Для того чтобы внести некоторое разнообразие, количество упражнений можно
чередовать, сохраняя их последовательность. Дыхательную гимнастику по методике А.Н. Стрельниковой можно делать полностью, так и небольшую её часть, если есть меньший отрезок времени. Упражнения можно выполнять по-разному; 1. Все 12 упражнений по 4-5 раз с паузами между ними или даже без остановки. Если позволяет подготовка детей. 2. Делать упражнение. Начиная с «Ладошек» по одной «тридцатке», пока не кончится отведённое время. 3. Сделать «Ладошки» и «Погончики» по одной «тридцатке», а «Насос», «Кошка» и «Обними плечи» по три. Парадоксальная дыхательная гимнастика даёт большой положительный результат в укреплении, здоровья детей, Активно включает в работу все части тела (руки, ноги, голову, тазобедренный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс), вызывает общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Выполняя упражнения, одновременно с коротким шумным вдохом и пассивным выдохом достигается тканевое дыхание, повышается усвояемость кислорода тканями. Эти упражнения раздражают обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа со всеми органами.
Чудо-нос.
Глубоко и тихо, как Носиком дышу. Дышу свободно, угодно. Выполню задание, задержу дыхание Раз, два, три, четыре - Снова дышим: глубже, шире После слов «задержу дыхание» делаем вдох и задерживаем дыхание.
Музыкальный алфавит.
Упражнение выполняется несколько раз. 1 - дыхание переводим после каждой строчки; 2 - дыхание переводим через строчку. Постепенно произносим алфавит на одном дыхании, желательно под музыку. Процесс становления речи у детей во многом зависит от того, насколько различные системы организма работают слаженно, от особенностей строения органов речи. От уровня развития психики. Огромное значение имеет состояние здоровья ребёнка, его нервной системы, высших психических функций - внимания, памяти, мышления, поскольку от
уровня развития этих процессов во многом зависит уровень развития речи, и наоборот, с помощью речи эти процессы становятся по-настоящему человеческими. Физкультминутки снимают умственное утомление у учащихся и поддерживают их работоспособность на стабильном уровне. На заня тиях чаще использую для разминок и упражнений. А также на развитие внимания и быстроты реакции схемы зрительных траекторий, иногда эти схемы заменяю картинным материалом. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой , туловищем, выполняются в позе свободного состояния. Результатом таких физкультминуток является развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизации, скорости ориентации в пространстве. Для коррекции дыхания важна специальная дыхательная гимнастика, которую можно выполнять практически в любых условиях: сидя, стоя. Поэтому упражнения специальной дыхательной гимнастики имеют особую значимость в проведении физкультминуток.
Упражнения специальной дыхательной гимнастики.
Упражнение 1. Спокойно вдохните через нос, выдохните через рот. Повторить 4 раза. Упражнение 2. Руки на коленях; разведите руки в стороны - на вдох, положите руки на колени -на выдох. Повторить 4 раза. Упражнение 3. Ноги на ширине плеч; поднимите руки вверх - на вдох, наклонитесь вниз, достаньте до пола-на вдох, выпрямитесь. Повторить 4 раза. Упражнение 4. Руки перед грудью; сделайте два рывка локтями назад; разведите руки в стороны. Повторите 6 раз. Упражнение 5. Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звук Ш. Повторить 6 раз. Упражнение 6. Пальцы рук на рёбрах ; на вдох - расширьте грудную клетку в стороны, на выдох - сожмите грудную клетку и выпрямьтесь. Повторить 4 раза. Упражнение 7.
Пальцы рук к плечам; правым коленом достаньте левый локоть и наоборот. Повторить 6 раз. Упражнение 8. Облокотившись на спинку стула, держитесь за сиденье, ноги выпрямите. В этом положении - вдох, движение ногами «велосипед» - на выдохе. Повторить 6 раз. Упражнение 9. Руки на коленях; разведите руки в стороны - на вдох, обнимите себя и выпрямитесь - на выдох. Повторить 4 раза. Упражнение 10. Руки на плечах; сделайте круговые движения локтями на счёт 4 - три раза в каждую сторону. Повторить 4 раза. Упражнение 11. Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звук С. Повторить 6 раз. Вот так постепенно мы дошли до усталого позвоночника, а он, наверное устаёт быстрее всего. Дети не готовы сидеть подолгу за партой, выгибают спину дугой. Ложатся на парту и сразу видно, что требуется физкультминутка. Отдохнуть можно, превратившись в животных, в птиц: Зайчик беленький сидит и ушами шевелит. Вот так, вот так он ушами шевелит. Утром встал гусак на лапки , приготовился к зарядке. Повернулся влево, вправо, приседанья сделал справно. Клювиком почистил пух и опять за парту - плюх! Можно также регулировать темп физкультминутки - замедлять или ускорять. И тогда эти задания приобретут шуточный оттенок. Физкультминутку можно проводить и под музыку, если это не мешает поставленным задачам урока. Такие задания требуют большей подготовки, и занимают большее количество времени, но с радостью воспринимаются детьми. Мы проводим под музыку знакомых мультфильмов или песенки сказочных героев. Физкультминутка делает учащихся жизнерадостными, активными, любознательными. Процесс усвоения знаний лёгкий и радостный.