Программа дополнительного образования "Азбука журналистики"

Автор: Кукина Светлана Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Антипаютинская школа-интернат среднего общего образования
Населённый пункт: с.Антипаюта, Тазовский район, Тюменская область, ЯНАО
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Программа дополнительного образования "Азбука журналистики"
Дата публикации: 22.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Антипаютинская школа-интернат среднего (полного) общего образования

РАССМОТРЕНА
на заседании Методического совета МКОУ АШИ Протокол № ______от_______
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора МКОУ АШИ _____________/ Чичурко В.В./ Приказ № _____ от __________
РАССМОТРЕНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании Муниципального приказом Департамента образования экспертного совета Администрации Тазовского района Департамента образования Приказ №_______от _________ Администрации Тазовского района Протокол № ______от_______
ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«АЗБУКА ЖУРНАЛИСТИКИ»

Срок реализации – 1 год

Возраст детей – 6-9 классы

Автор: учитель русского языка и литературы

МКОУ АШИ Кукина С.М.

п.Тазовский

2015 год


Пояснительная записка
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета. Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Азбука журналистики». Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека. Важнейшим средством коммуникации является слово. Герои книг и видеофильмов, партнеры по связям через Интернет расширяют круг наставников и друзей школьников, но средства массовой информации, в стремительно изменяющемся мире, становятся все более значимым фактором существования и развития человека в юном возрасте. Эта программы дает учащимся возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.
Актуальность программы
состоит в её социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.
Новизна программы
состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Направленность программы
: социально-педагогическая Программа рассчитана на 2 года обучения и адресована учащимся 5-8 классов.
Цель программы
: познакомить учащихся с журналистикой как профессией и областью литературного творчества, развивать творческие способности учащихся, коммуникативные качества личности ребенка; выйти на создание школьной газеты в компьютерном варианте.
Задачи программы:

Развивающие:
1. Развитие образного и логического мышления; 2. Развитие умения устного и письменного выступления.
Обучающие:
1. Формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля; 2. Овладение основными навыками журналистского мастерства.
Воспитывающие:
1. Формирование эстетического вкуса как ориентира в самостоятельном восприятии искусства; 2. Формирование оформительских навыков; 3. Формирование нравственных основ личности будущего журналиста.
Формы занятий:
- лекции; - семинары; - практикумы; - работа со справочной литературой; - творческие проекты; - круглые столы;
- тренинги «Берем интервью»; - иллюстрации литературных произведений;
-
беседа, - игра, - чтение и обсуждение статей из газет и журналов, - выпуск школьной газеты, - подготовка статей для публикации в газетах.
Формы работы:
коллективная, групповая, индивидуальная
Формы контроля:
- самостоятельные работы в различных жанрах журналистики; - семинары-практикумы по изученной теме; - творческие конкурсы; - публикации, - выпуск школьной газеты - проведение круглого стола; - презентация и защита проектов «Моя газета», где участники кружка разрабатывают модель, тип и структуру своего издания на основе материала, который они получают на занятиях кружка «Азбука журналистики»
Конечные результаты:
- умение построить устное и письменное сообщение; - умение работать в различных жанрах публицистики; - умение общаться с отдельным человеком и аудиторией; - самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе, - ежемесячный выпуск школьной газеты.
Содержание программы

Вводное занятие
Ознакомление с программой работы кружка «Азбука журналистики». Правила работы и поведения. Решение организационных вопросов.
Журналистика как вид деятельности и профессия
История российской журналистики. Первые печатные газеты. Типография. Профессия – журналист. Требования к журналисту. Профессиональные качества журналиста. Журналистика как форма информационной деятельности. Функции журналистики.
Виды средств массовой информации
Пресса. Электронные СМИ. Типология СМИ.
Взаимодействие СМИ с аудиторией
Наша аудитория. Воздействуем на аудиторию.
Этико-правовые основы деятельности журналистов
Профессиональная и правовая этика журналиста. Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры.
Речевая культура журналистов
Говорим красиво. Культура устной речи. Выступаем устно. Совершенствуем дикцию. Ведём дискуссию.

Культура письменной речи
Пишем хорошо. Слагаемые письменной речи. Повествование, описание, рассуждение. Критерии оценки текста: правильность, чистота, образность, яркость, разнообразие. Типичные речевые ошибки.
Редактирование
Правим текст. Из чего складывается редактирование. Ознакомительное чтение. Углублённое чтение. Шлифовочное чтение. Правка-вычитка. Правка-сокращение. Правка- обработка. Правка-переделка. Учимся «видеть» ошибки. Корректура. Корректурные знаки.
Основные методы сбора информации
Изучение документов. Наблюдение (включённое, невключённое). Работа с людьми.
Структура журналистского текста
Заголовок. Что такое лид? Лид –резюме, цитатный лид, аналитический лид, вопросительный лид, лид – «временное умолчание», «сценический лид», лид – восклицание. Основная часть и подпись.
Основные публицистические жанры
Заметка, виды заметок. Репортаж, виды репортажей. Интервью, виды интервью. Статья: общеисследовательская, практико-аналитическая, полемическая. Очерк. Портретный очерк. Проблемный очерк. Путевой очерк. Фельетон. Отчёт. Рецензия.
Вёрстка газеты
Номер газеты. Редакционный коллектив. Дизайн газеты. Формат и объём газеты. Композиционно-графическая модель. Макет газеты. Оформление заглавной части. Колонтитулы и блок «Адрес и служебные сведения». Текст и иллюстрации. Виды иллюстраций. Колонки газеты. Заголовочный комплекс. Шрифт. Фотографии и иллюстрации. Дополнительные графические средства.
Учебно-тематический план на 1-е полугодие

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Вводное занятие

2

Журналистика как вид деятельности и профессия

2

1

Виды средств массовой информации

2

1

Взаимодействие СМИ с аудиторией

2

1

Этико-правовые основы деятельности журналистов

2

1

Речевая культура журналистов

4

7

Культура письменной речи

4

8

Редактирование

6

8

Основные методы сбора информации

4

6

Структура журналистского текста

8

9

ИТОГО

36

42

78

Учебно-тематический план на 2-е полугодие


Тема

Количество часов

Теория

Практика

Основные публицистические жанры

18

72

Вёрстка газеты

16

82

ИТОГО

34

154

188

Календарно-тематический план

Тема

Количество часов

Дата

Теория

Практика

1-е полугодие (4,5 часа)

Вводное занятие

2

-
Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с программой работы кружка. Правила работы и поведения. 2
-

Журналистика как вид деятельности и

профессия

2

1
Журналистика как вид деятельности и профессия История российской журналистики. Первые печатные газеты. 1 1 Профессия – журналист. Требования к журналисту. Журналистика как форма информационной деятельности. 1 -
Виды средств массовой информации

2

1
Пресса. Типология СМИ. 1 - Типология СМИ
.
Электронные СМИ. 1 1
Взаимодействие СМИ с аудиторией

2

1
Взаимодействие СМИ с аудиторией. Наша аудитория. 2 - Воздействуем на аудиторию. - 1
Этико-правовые основы деятельности

журналистов

2

1
Этико-правовые основы деятельности журналистов 1 - Профессиональная и правовая этика журналиста. Конституция РФ о свободе слова, массовой информации и запрещении цензуры. 1 1
Речевая культура журналистов

4

7
Речевая культура журналистов 1 - Говорим красиво. 1 1 Культура устной речи. 1 1 Выступаем устно. 1 3 Совершенствуем дикцию. - 1 Ведём дискуссию. - 1
Культура письменной речи

4

8
Культура письменной речи 1 - Пишем хорошо. 1 3 Слагаемые письменной речи. - 2 Повествование, описание, рассуждение. - 1 Критерии оценки текста: правильность, чистота, образность, яркость, разнообразие. 1 1 Типичные речевые ошибки. 1 1

Редактирование

6

8
Редактирование 1 - Правим текст. - 1 Из чего складывается редактирование 1 1 Ознакомительное чтение. - 1 Углублённое чтение 1 1 Шлифовочное чтение 1 1 Правка-вычитка. Правка-сокращение. Правка-обработка. 1 1 Правка-переделка. Учимся «видеть» ошибки 1 1 Корректура. Корректурные знаки. - 1
Основные методы сбора информации

4

6
Основные методы сбора информации 1 1 Изучение документов. - 2 Наблюдение включённое. 1 1 Наблюдение невключённое. 1 1 Работа с людьми. 1 1
Структура журналистского текста

8

9
Структура журналистского текста 1 - Заголовок. Что такое лид? 1 1 Лид –резюме. 1 1 Цитатный лид. 1 1 Аналитический лид. - 1 вопросительный лид. 1 1 Лид – «временное умолчание». 1 1 «Сценический лид». 1 1 Лид – восклицание. - 1 Основная часть и подпись. 1 1
2 - е полугодие (9 часов)

Основные публицистические жанры

18

72
Основные публицистические жанры 1 1 Заметка. Просмотр газетных заметок. 1 1 Виды заметок. - 1 Структура заметки. - 1 Критерии определения новости. - 1 Написание заметок для школьной газеты. - 3 Репортаж. Просмотр репортажей. 1 1 Виды репортажей. Газетный репортаж. 1 2 Радиорепортаж. - 2 Телерепортаж. - 1 Прямые и фиксированные, синхронные и немые телерепортажи. - 1 Интервью. Просмотр газетных, журнальных, телевизионных интервью. 1 1 Виды интервью. Интервью с интересным человеком. 1 2 Интервью с человеком, который привлёк внимание общественности своей деятельностью. - 2 Интервью с человеком по поводу важного вопроса, в котором он компетентен. - 2 Статья. 1 6 Статья общеисследовательская. 1 - Отработка навыков написания общеисследовательской статьи. - 4
Статья практико-аналитическая. 1 - Отработка навыков написания практико- аналитической статьи. - 4 Статья полемическая. 1 - Отработка навыков написания полемической статьи. - 4 Очерк. Просмотр очерков. 1 1 Портретный очерк. 1 2 Отработка навыков написания портретного очерка - 5 Проблемный очерк. 1 2 Отработка навыков написания проблемного очерка - 5 Путевой очерк. 1 2 Отработка навыков написания путевого очерка - 4 Фельетон. 1 2 Отработка навыков написания фельетона - 4 Отчёт. 1 2 Отработка навыков написания отчёта - 2 Рецензия. 1 2 Отработка навыков написания рецензии - 4
Вёрстка газеты

16

82
Вёрстка газеты. 1 1 Номер газеты. 1 1 Редакционный коллектив. 1 - Дизайн газеты. 1 1 Проектирование дизайна школьной газеты - 4 Выпуск школьной газеты - 6 Формат и объём газеты. 1 1 Выбор формата и объёма школьной газеты. - 4 Композиционно-графическая модель. 1 1 Разработка композиционно-графической модели школьной газеты. - 4 Макет газеты. 1 1 Создание макета школьной газеты. - 4 Выпуск школьной газеты - 6 Оформление заглавной части. 1 2 Колонтитулы и блок «Адрес и служебные сведения». 1 2 Текст и иллюстрации. 1 2 Отработка навыков написания и вставки текста. - 5 Виды иллюстраций. - 2 Отработка навыков подбора и вставки иллюстраций - 4 Выпуск школьной газеты 1 6 Колонки газеты. 1 3 Заголовочный комплекс. 1 3 Шрифт. 1 1 Выпуск школьной газеты - 6 Фотографии и иллюстрации. 1 3 Дополнительные графические средства. 1 3 Выпуск школьной газеты - 6
ИТОГО:

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны
знать:
1. Понятия: тема, идея (основная мысль текста), его композиция, типы речи, стили речи, изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения, логичность, образность, эмоциональность, призывность, общественно- политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций, достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность, жанры публицистического стиля; 2. Историю журналистики 3. Жанры журналистики и их особенности Учащиеся должны
уметь:
1. Собирать материал, систематизировать его. 2. Строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему. 3. Составлять план. 4. Создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах, 5. Создавать макет будущего номера газеты. 6. Редактировать созданный материал
Методическое обеспечение

Средства, необходимые для реализации данной программы:
- разработки по темам; - тематический материал периодической печати; - справочники, словари, - периодические печатные издания, - тексты для редактирования, - техническое оснащение – фотоаппарат, компьютер, цветной принтер, бумага, у каждого учащегося - блокноты, ручки, карандаши, диктофон, - кабинет
Список литературы

Литература для учителя
- Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа.1987. - Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М.: Просвещение, 1996. - Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. М: Просвещение, 2002. - Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПБ, 2000. - Лепилкина О.И. и др. Азбука журналистики. – М., 2006. - Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008. - Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973. - Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000. - Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005. - Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПБ, 2005. - Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб, 2004. - Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002. - Ученова В. У истоков публицистики. – М., 1989. - Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002. - Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1987.
Литература для учащихся


-
Лепилкина О.И. и др. Азбука журналистики. – М., 2006. - Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982. - Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001. - Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965. - Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973. - Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987. -Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории// psujourn.narodlib/liamzina_essay.htm. - Лукина М. Технология интервью. – М., 2003. - Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981. - Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000. - Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966. - Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.