"Формирование общепознавательных универсальных учебных действий посредством учебного предмета "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" по программе "ГАРМОНТИЯ"

Автор: Рябченко Татьяна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Зимовниковская СОШ №6п
Населённый пункт: п.Зимовники, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование общепознавательных универсальных учебных действий посредством учебного предмета "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" по программе "ГАРМОНТИЯ"
Дата публикации: 22.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации




Рябченко Т.А.

учитель начальных классов

МБОУ Зимовниковская СОШ №6

п.Зимовники, Ростовской обл.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ПО ПРОГРАММЕ «ГАРМОНТИЯ»


В соответствии с ФГОС в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Учебный предмет «Окружающий мир» обеспечивает формирование у младших школьников целостной картины окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях; экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно- нравственной личности, гражданина, любящего своё Отечество, уважающего образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности. Изучая этот предмет, учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира (наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и др.); усваивают предметные знания и умения, а также комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе. Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Курс «Окружающий мир» (автор Поглазова О.Т.) по программе «Гармония» создаёт содержательную базу для формирования познавательных УУД. При изучении курса развиваются следующие познавательные учебные действия: I. Общеучебные действия: 1) самостоятельное выделение учащимися и формирование учебной цели; 2) поиск нужной информации в дополнительных источниках : - Есть ли в нашем посёлке исторический или краеведческий музей? Бывал ли ты в нём? Какие экспонаты тебя особенно удивили? - Найди, прочитай и расскажи, как образуется град, как зимуют разные животные? и т.д.) - Заполни таблицу с помощью отрывного календаря. Информационный поиск выполняет функции: - отображение учебного материала;
- выделение существенного; - отрыва от конкретных ситуативных значений; - переход во внутренний умственный план; - формирование обобщённых знаний 3) знаково-символические действия (замещение, кодирование (декодирование), моделирование: - Придумай условный знак для природного явления (правила поведения в лесу, на реке) и т.д. - Сделай модель термометра. - Расписание уроков зашифровано условными знаками. Какие уроки проведены в среду? Составь расписание уроков условными знаками на четверг. 4) структурирование знаний: - Расскажи по рисункам, как менялась средняя продолжительность жизни человека. - Расскажи по схеме, как происходит кровообращение в организме человека. - Подумай, какие правила нужно соблюдать, чтобы глаза оставались здоровыми. 5) Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно или письменно): - Предположи, почему домашние животные могут погибнуть, если их выпустить в природу. - Поразмышляй, что означает выражение «безоблачное настроение» - Попытайся объяснить, как со временем могут измениться овраг, река в результате деятельности человека. -Обсуди, что является наибольшим злом для растений и животных. 6) Смысловое чтение текстов различных жанров, извлечение информации в соответствии с целью чтения: - Прочитай стихотворение. Какие средства передвижений изобрёл человек? -Какие особенности разных млекопитающих описаны в рассказах? -Прочитай стихотворение. Подумай, как помочь птицам зимой. 7) Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность: -Есть ли у тебя домашний питомец? Какие твои поступки его радуют, а какие огорчают? -Проверьте, сможете ли вы ответить на вопросы любознательных школьников. -Что помогло тебе ответить на вопрос…? 8) Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий: - Какие признаки животных помогли узнать их на картинках и отгадать загадки? - Подумайте, что надо сделать, чтобы проверить своё предположение. II. Логические действия:
1) Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков: - Обсудите, к каким группам относятся предметы, изображённые на рисунках. - Рассмотри таблицу, отметь признаки и способности животных, которыми обладает и человек. - Объедини предметы в группы по существенным признакам. 2) Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов: - Узнай ключевое слово, назвав группу, к которой относится каждый предмет. 3) Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов: - Подумай, по каким признакам эти предметы объединены в одну группу. - Что узнаем о свойствах предметов и с помощью каких органов чувств. 4) Подведение под понятие, выведение следствий. - Предположи, почему под хвойными деревьями всегда лежит толстый слой хвои. - Почему одни реки замерзают быстрее, чем другие? - В каких условиях семена прорастают быстрее? В каких медленнее? В каких погибают? 5) Установление причинно-следственных связей: - Как связано строение тела животных способом движения и средой обитания. -Что будут делать мышцы твоих глаз, если зажёгся очень яркий свет? 6) Построение логической цепи рассуждения. 7) Выдвижение гипотез, их обоснование. - Что было бы, если бы Земля не вращалась вокруг своей оси? - Что было бы, если бы деревья не сбрасывали осенью свою листву? 8) Доказательство. Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации – один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире. Постановка и решение проблем (формирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера) -Какими свойствами обладает вода? Проведи исследования. -Исследуй своё дыхание, проделав упражнения. Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной).
Таким образом, учащиеся усваивают и используют универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно- практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействии человека и природы, человека и общества.
Литература
1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. — М.: Просвещение, 2010. 2. Планируемые результаты начального общего образования (Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В., Биболетова М.З. и др); под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. — М.: Просвещение, 2010.