"Технологические карты уроков биологии"

Автор: Кощеева Наталья Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Средняя общеобразовательная школа №7 (Кадетская школа имени М. Т. Калашникова)
Населённый пункт: г. Воткинск Удмуртская Республика
Наименование материала: технологические карты уроков биологии
Тема: "Технологические карты уроков биологии"
Дата публикации: 22.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата:
27.11.14
Класс:
5
Название предмета:
биология
Фамилия, имя, отчество учителя:
Кощеева Наталья Владимировна
Тема урока:
Бактерии: строение и жизнедеятельность

10/2
Тип урока:
комбинированный урок
Цели образовательные:

-
познакомить учащихся с Царством Бактерии, показать особенности строения клетки бактерии (отличия клеток прокариот и клеток эукариот); - углубить знания о типах питания бактерий; - систематизировать знания учащихся о жизнедеятельности бактерий
Цели развивающие:
- продолжить отработку навыков работы в группе; - п родолжить формирование навыка работы с различными источниками информации
Цели воспитательные:
- привитие правил экологической культуры поведения; - способствовать формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту
Планируемые результаты

Личностные
Л1- реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике;
Метапредметные
 познавательные П1 -Продолжить формирование умения работать с таблицей. П2 - Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки. П3 - Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.  коммуникативные К1 - Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). К2 - Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение. К3 - Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.  регулятивные Р1 - Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии. Р2 - Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое. Р3 - Продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта.
Р4 - Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Предметные
Пр1- выявление существенных признаков прокариот и эукариот; Пр2- определение принадлежности бактерий к прокариотам; Пр3- различение на рисунках частей бактериальной клетки; Пр4- выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе
Средства обучения
компьютер, проектор, карточки, тесты, плакаты, таблицы, видеофильмы
УМК
«Алгоритм успеха» авторская линия Пономаревой
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА (продолжение)

Этапы урока

Содержание учебного материала
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД
I.
Организацион

ный
Приветствует учащихся Проверяет готовность обучающихся к уроку. Подготовка учебных принадлежностей Отвечают на приветствие учителя. Осуществляют само- проверку готовности к уроку Умение подготовить рабочее место для занятий II. Проверка степени усвоения содержания учебного материала Систематика. Царства живой природы Предлагает расположить систематические категории в порядке возрастания (текст на слайде); выбирает ученика, который будет выполнять задание устно, остальные – в тетрадях (слайд 1) Предлагает эталон ответа (слайд 2), предлагает оценить свой ответ ответчику Расставляют систематические категории в порядке соподчинения; Отвечающий озвучивает свой вариант выполнения задания; Остальные осуществляют самоконтроль, корректируют ответы по необходимости П1, П3, К3, Р4 Предлагает выполнить задание на слайде (по терминологии систематики), объясняет порядок выполнения задания (вставить пропущенные Выполняют задания в тетради, затем один ученик озвучивает свой вариант ответа, осуществляет самоконтроль по эталону К3, Р4

Этапы урока

Содержание учебного материала
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД
слова) (слайд 2) Предлагает эталон ответа (слайд 3) Предлагает заполнить кроссворд (слайд 4) Предлагают свои варианты ответа на вопросы (устно), проверяют правильность ответов К2, К3, Р4 III.
Подготовка

учащихся к

активному и

осознанному

усвоению

учебного

материала
Задает вопросы, подводящие к теме урока: - Все ли организмы имеют клеточное строение? - Все ли клетки имеют ядро? (слайд 5) Обращает внимание учащихся на особенности строения бактериальной клетки, которые уже изучены на предыдущих уроках Предлагает определить тему урока (слайд 6) Дают устные ответы на вопросы К3, Пр1, Пр2 IV. Постановка познавательн ой задачи Задает вопрос: «Почему бактерии настолько многочисленны, широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?» (слайд 7) Основываясь на ответах учащихся, формулирует цели Высказывают свое мнение, план поиска ответа на вопрос Р1, Р2, К2, К3

Этапы урока

Содержание учебного материала
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД
урока V.
Усвоение

новых

знаний и

способов

действий
Бактрии как особое царство живых организмов с определенным набором признаков Задает вопрос: «Кто такие бактерии?», предлагает найти ответ в учебнике или вспомнить то, что было сказано о бактериях в ходе обсуждения на уроке Дают ответ на вопрос, ищут определение бактерий в учебнике, предлагают свою формулировку, записывают формулировку в тетрадь П2, Р3, Пр2 Предлагает свой вариант записи определения, помогает учащимся выбрать лучшее определение, дает указание записать его (слайд 8) Строение бактериальной клетки Определяет задание «Зарисовать схему строения бактериальной клетки», (слайд 9) Найти в тексте значение каждой части клетки бактерии Обращает внимание учащихся на сложную структуру оболочки бактериальной клетки (слайд 10) Зарисовывают бактериальную клетку, используют рисунки из учебника или на слайде презентации Находят в тексте учебника значение компонентов бактериальной клетки П2, Пр3

Этапы урока

Содержание учебного материала
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД
Формы бактериальных клеток, типы питания, тип размножения Предлагает найти в тексте учебника и назвать возможные формы бактериальных клеток, Анализирует ответы учащихся, корректирует при необходимости, используя слайд-презентацию (слайд 11, 12) Дает задание составить схему «Формы бактериальных клеток», корректирует ответы учащихся, предлагает наиболее удачный вариант схемы для записи в тетрадь Ищут в тексте учебника, называют возможные формы бактериальных клеток, предлагают свои варианты оформления схемы «Формы бактериальных клеток», переносят схему в тетрадь П2, П3, Р3 Ведет диалог с учащимися класса, помогает им вспомнить типы питания организмов, предлагает предположить какие формы будут характерны для бактерий; (слайд 13) Один из учащихся называет типы питания организмов, остальные проверяют правильность ответов Пр4, Р3, П2 Дает задание, основываясь на фотографии бактериальной клетки определить какой тип размножения будет для нее характерен (слайд 14-15)

Этапы урока

Содержание учебного материала
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД
VI. Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися нового материала Предлагает найти определение терминов в учебнике, ответить на вопросы:  Фотосинтез - ……. • Цианобактерии - …… • Автотрофы - ……. • Синезеленые водоросли - ……. 1. Что означают термины? 2. Каким образом взаимосвязаны между собой? (слайд 16) Ищут в тексте учебника определения терминов, основываясь на знании терминов, отвечают на вопросы (устно) (работа в группе) П2, К1, К2, К3, Пр2, Пр4 VII. Физкультмин утка Дает задание учащимся по снятию напряжения в мышцах рук Выполняют задания учителя, повторяют упражнения VIII. Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний Предлагает объяснить роль бактерий в природе, основываясь на схеме «Круговорот веществ в природе» (слайд 17) Высказывают свои варианты, обосновывают их К2, Р2, Пр4, Л1 IX. Обобщение и систематизац ия знаний Объясняет задание, соотнести название форм бактериальной клетки и определение терминов, предлагает эталон правильного ответа для взаимоконтроля учащихся (слайд 18) Отвечают в тетрадях, осуществляют взаимопроверку по эталону Р4, К1, П2

Этапы урока

Содержание учебного материала
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД
Проводит фронтальный опрос: (слайд 19) 1. Каковы основные признаки бактерий? 2. На какие группы делятся бактерии по питанию? 3. Как размножаются бактерии? 4. Что такое спора бактерий и для чего она служит? Отвечают на вопросы Х.
Рефлексия
Предлагает высказать свое мнение о результативности работы на уроке, просит дать оценку работе класса в целом, эмоциональной оценке урока в целом Высказывают свое мнение о результативности работы на уроке, Дают оценку работе класса в целом, эмоциональную оценку урока в целом К2, Р2 XI.
По

дведение

итогов
Выставляет оценки наиболее активно работающим ученикам, объявляет результаты Анализируют итоги работы на уроке, высказывают свое согласие / несогласие с оценками за работу на уроке Р4 XII.
Домашнее

задание
Объявляет домашнее задание. (слайд 20) Дает комментарии по выполнению домашнего задания: «3» Параграфы 9-10 читать, устно ответить на вопросы в конце параграфов; «4» Заполнить таблицу «Значение бактерий в природе и жизни человека»; «5» Используя информационные ресурсы (учебник, интернет- ресурсы, материалы библиотеки) выполняют задания П1, Пр1, Пр2, Пр3, Пр4, Л1

Этапы урока

Содержание учебного материала
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД
• Составить 10 вопросов по теме «Бактерии» с кратким ответом (слово или термин в ответе) • Составить 10 вопросов подразумевающих ответ «да»/«нет» (биологический диктант по теме «Бактерии» • Подготовить сообщение о роли цианобактерий на Земле