"Сопровождение и поддержка современного одаренного ребенка"

Автор: Черемных Марина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: научная статья
Тема: "Сопровождение и поддержка современного одаренного ребенка"
Дата публикации: 23.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПОДДЕРЖКА

СОВРЕМЕННОГО ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Черемных Марина Юрьевна,

учитель начальных классов,

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

г. Иркутска средняя общеобразовательная школа

с углублённым изучением отдельных предметов №2
На протяжении многовековой истории существования институтов образования складывалась практика работы с детьми, обладавшими высокими интеллектуальными способностями. Именно они впоследствии становились лидерами, занимали ключевые позиции в различных сферах человеческой деятельности. Актуальность задач психолого-педагогического сопровождения определяется существующими рисками возникновения проблемных ситуаций в развитии, обучении и отношениях одаренного ребенка с окружающими. У некоторых одаренных детей отмечается дисинхрония (неравномерность) психического развития, проявление особенностей развития эмоционально- волевой сферы и характера, которые при отсутствии системы поддержки и сопровождения могут выступить причиной школьной и социальной дезадаптации Цель сопровождения: создание условий гармоничного развития одаренного ребенка. Принципы сопровождения: - «на стороне ребенка» - во главе угла ставятся интересы ребенка, обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно- воспитательного процесса; - автономность – специалист системы сопровождения должен иметь возможность организовать свою деятельность как особую практику, со своими ценностями и целями; - независимость – в системе образования необходимым становится разделение линий административного и методического (содержательного) подчинения специалиста сопровождения; - непрерывность и преемственность – обеспечение сопровождения ребенка на всем периоде его обучения в образовательном учреждении; - комплексность – соорганизация различных специалистов в решении задач сопровождения (классных руководителей и воспитателей, учителей, педагогов- психологов, социальных педагогов, медицинских специалистов, учителей- логопедов, учителей-дефектологов); - активная позиция ребенка – главным становится не решать проблему за ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для становления способностей ребенка к саморазвитию;
- превентивность – необходимо обеспечить переход от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций. Этапы сопровождения: - ориентационный – фиксация проблемы; комплексный анализ (диагностика) проблемы; - концептуальный – анализ возможных подходов к решению проблемы, построение замысла предстоящей работы, формирование общей цели и задач сотрудничества; - программирование – разработка программы сопровождения, определение необходимых видов работ, этапов реализации программы, промежуточных и итоговых результатов; - реализация – практическая реализация программы сопровождения; текущая диагностика анализ и рефлексия процесса реализации программы, при необходимости внесения корректив в программу; - рефлексивно-экспертный – завершение процесса, итоговая диагностика (мониторинг эффективности), совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по продолжению работы. Направления и формы психолого-педагогического сопровождения: - психологическое просвещение и образование, развитие психолого- педагогичской компетентности педагогов, родителей – выступление на педагогических советах, семинарах, родительских собраниях; - развивающая работа (индивидуальная и групповая) – занятия и тренинги, направленные на преодоления эмоциональных, личностных барьеров, затрудняющих развитие одаренных детей;. - психолого-педагогическая поддержка – консультации и групповые занятия, обеспечивающие сохранение и повышение уровня познавательной мотивации, инициативности, креативности, - охрана и укрепление здоровья – контроль за соблюдением гигиенических требований к режиму обучения, питания, отдыха, профилактика перегрузок. Смена тысячелетий неизбежно приводит к пересмотру ценностных ориентаций в обществе. Информационное общество, сменившее техногенное, отличается от всех предыдущих отношением к человеку, признанием его прав и обеспечением максимальных условий для развития и самореализации. Литература: 1. Панов В. И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие. Педагогика. 2001. № 4. 2. Сергеева Т.Ф., Пронина Н.А., Сечкарева Е.В. Система работы с одаренными детьми: теория и практика – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – (Школа развития).