"Сопровождение и поддержка современного одаренного ребенка"
Автор: Черемных Марина Юрьевна Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: научная статья
Тема: "Сопровождение и поддержка современного одаренного ребенка"
с углублённым изучением отдельных предметов №2
На протяжении многовековой истории существования институтов
образования складывалась практика работы с детьми, обладавшими высокими
интеллектуальными способностями. Именно они впоследствии становились
лидерами, занимали ключевые позиции в различных сферах человеческой
деятельности.
Актуальность задач психолого-педагогического сопровождения
определяется существующими рисками возникновения проблемных ситуаций в
развитии, обучении и отношениях одаренного ребенка с окружающими. У
некоторых одаренных детей отмечается дисинхрония (неравномерность)
психического развития, проявление особенностей развития эмоционально-
волевой сферы и характера, которые при отсутствии системы поддержки и
сопровождения могут выступить причиной школьной и социальной
дезадаптации
Цель сопровождения: создание условий гармоничного развития
одаренного ребенка.
Принципы сопровождения:
- «на стороне ребенка» - во главе угла ставятся интересы ребенка,
обеспечивается защита его прав при учете позиций других участников учебно-
воспитательного процесса;
- автономность – специалист системы сопровождения должен иметь
возможность организовать свою деятельность как особую практику, со своими
ценностями и целями;
- независимость – в системе образования необходимым становится разделение
линий административного и методического (содержательного) подчинения
специалиста сопровождения;
- непрерывность и преемственность – обеспечение сопровождения ребенка на
всем периоде его обучения в образовательном учреждении;
- комплексность – соорганизация различных специалистов в решении задач
сопровождения (классных руководителей и воспитателей, учителей, педагогов-
психологов, социальных педагогов, медицинских специалистов, учителей-
логопедов, учителей-дефектологов);
- активная позиция ребенка – главным становится не решать проблему за
ребенка, но научить его решать проблемы самостоятельно, создать условия для
становления способностей ребенка к саморазвитию;
- превентивность – необходимо обеспечить переход от принципа «скорой
помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению
возникновения проблемных ситуаций.
Этапы сопровождения:
- ориентационный – фиксация проблемы; комплексный анализ (диагностика)
проблемы;
- концептуальный – анализ возможных подходов к решению проблемы,
построение замысла предстоящей работы, формирование общей цели и задач
сотрудничества;
- программирование – разработка программы сопровождения, определение
необходимых видов работ, этапов реализации программы, промежуточных и
итоговых результатов;
- реализация – практическая реализация программы сопровождения; текущая
диагностика анализ и рефлексия процесса реализации программы, при
необходимости внесения корректив в программу;
- рефлексивно-экспертный – завершение процесса, итоговая диагностика
(мониторинг эффективности), совместный анализ результатов, рефлексия,
внесение предложений по продолжению работы.
Направления и формы психолого-педагогического сопровождения:
- психологическое просвещение и образование, развитие психолого-
педагогичской компетентности педагогов, родителей – выступление на
педагогических советах, семинарах, родительских собраниях;
- развивающая работа (индивидуальная и групповая) – занятия и тренинги,
направленные на преодоления эмоциональных, личностных барьеров,
затрудняющих развитие одаренных детей;.
- психолого-педагогическая поддержка – консультации и групповые занятия,
обеспечивающие сохранение и повышение уровня познавательной мотивации,
инициативности, креативности,
- охрана и укрепление здоровья – контроль за соблюдением гигиенических
требований к режиму обучения, питания, отдыха, профилактика перегрузок.
Смена тысячелетий неизбежно приводит к пересмотру ценностных
ориентаций в обществе. Информационное общество, сменившее техногенное,
отличается от всех предыдущих отношением к человеку, признанием его прав и
обеспечением максимальных условий для развития и самореализации.
Литература:
1.
Панов В. И. Одаренные дети: выявление – обучение – развитие.
Педагогика. 2001. № 4.
2.
Сергеева Т.Ф., Пронина Н.А., Сечкарева Е.В. Система работы с
одаренными детьми: теория и практика – Ростов н/Д: Феникс, 2011. –
(Школа развития).