"Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях подготовки младших школьников"

Автор: Овсянникова Елена Рудольфовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназии №9
Населённый пункт: Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях подготовки младших школьников"
Дата публикации: 23.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование профессиональной

компетентности учителя начальных

классов в условиях подготовки младших

школьников

выполнила Овсянникова Елена

Рудольфовна

учитель начальных классов

Ставрополь 2016

Характер педагогической деятельности постоянно ставит учи теля начальных классов в ситуации общения, требуя от него проявления, прежде всего, социально-психологических качеств личности, способствую щих межличностному (и ролевому) взаимодействию. Именно они в первую очередь обусловливают профессиональное мастерство учителя начальных классов и именно их, на наш взгляд, следует считать профессио нально значимыми. Вот почему многие психолого-педагогические проблемы зависят от уровня коммуникативной компетентности учителя начальных классов. На аналогию между ней и психолого-педагогической компетентностью мы опирались при разработке методики изучения компетентности. О необходимости поиска профессионально значимых личностных качеств в области психолого-педагогического вза имодействия и общения говорят результаты социологических и психологических исследований в системе образования. Изучение взаимных представлений младших школьников и учителей начальных классов показывает, что наибольшее различие в оценках наблюдается при рассмотре нии таких качеств, как «понимание учащихся», «умение сопере живать», т.е. свидетельствующих о развитии в учителя начальных классов эмпатических способностей. Видимо, это отчасти связано с тем, что педа гоги порой не учитывают личностные характеристики младших школьников в процессе образовательной подготовки. В некоторых работах указывается на неудовлет ворительное владение учителем начальных классов профессиональным самоанализом, что зависит от умения занимать рефлексивную позицию. Это проявляется в неадекватных оценках различных сторон собственной деятельности, личности (качеств), поведения и мешает продуктивному взаимодействию и решению психолого- педагогических задач. Выявляя профессионально значимые личностные качества, мы ориентировались на стержневые характе ристики, определяющие более частые проявления поведения учителя начальных классов, направленные на
фиксацию его индивидуально-стилевых особенностей и формирование тех или иных ориентации во взаимодействии. По мнению Гоноболина Ф. Н., при вычленении конкретных личностных качеств опирались на имеющиеся исследования, в которых существует взаимосвязь (взаимозависимость) между исходными ключевыми пози циями учителя начальных классов, его поведенческими характеристиками, приемами педагогического воздействия, личностными позициями [19]. Далее расскажем о них подробнее. Накопление учителем начальных классов практического опыта служит необходимым, но недостаточным условием роста профессиональной ком - петентности. Развитие мастерства происходит лишь при постоян ном осмыслении, анализе собственной деятельности, поступков, поведения. Осознание, критический анализ и определение путей конструктивного совершенствования работы осуществляется с помощью педагогической рефлексии. По степени значимости мы ставим это социально- психологическое качество личности на первое место. Если рефлексия - это принцип человеческого мыш ления, направляющий его на осмысление и осознание собствен ных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого зна ния, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека, то педагогическая рефлек сия - применение всех этих характеристик к педагогической де ятельности. Именно она помогает учителю начальных классов вырваться из рамок самой профессии, посмотреть на нее с позиции другого челове ка, выработать соответствующее отношение к ней и суждение. Педагогическая рефлексия определяет отношение учителя начальных классов к са мому себе как к субъекту профессиональной деятельности. Спо собность сравнивать самооценку с мнениями других участников взаимодействия помогает учителю начальных классов осознать то, как он в действи тельности воспринимается другими людьми - учащимися, коллегами, родителями.
Следовательно, рефлексия - это не просто знание и понима ние субъектом самого себя, но и выяснение того, как окружаю щие оценивают его личностные особенности, эмоциональные реакции, представления о чем- либо. Когда эти представления касаются совместной деятельности (например, учителя начальных классов и младшего школьника), возникает особая форма рефлексии - предметно-рефлек сивные отношения. Здесь решения в педагогических ситуациях учитель начальных классов выбирает на основании представлений младших школьников о нем. Рефлексия - это своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, ведущий к субъективному воспроизведению внутреннего мира партнера по взаимодействию. Рефлексивность связана со стремлением учителя начальных классов к анализу, обобщению, осмыслению опыта своей работы, к оценке ее с позиций социальной значимости. Такой аналитический подход, т.е. установка (готовность, настрой) учителя начальных классов на постоянную об ратную связь, умение видеть и оценивать полученную информа цию с позиции младшего школьника, оценку результативности и целесооб разности педагогических воздействий, способов решения педаго гических задач и социально-психологических ситуаций является важнейшим условием развития профессионализма учителя начальных классов. Ина че говоря, рефлексивная, аналитическая позиция неизбежно впле тается во все аспекты учебно-воспитательного процесса. Практическая способность и готовность помочь младшему школьнику рас - крыть свои творческие потенциалы и возможности обусловлива ются уровнем профессионально-педагогического рефлексивного мышления учителя начальных классов, включающего анализ и оценку собственного управления познавательной деятельностью воспитанника, а также способность «входить» в позицию младшего школьника с тем, чтобы глубже осознать педагогическую ситуацию и возникающие затруднения.
Психологи считают, что рефлексия - одно из важнейших ус ловий преодоления так называемой эгоцентрической мыслитель ной деятельности, т.е. рассмотрения изучаемого объекта лишь с одной стандартно воспринимаемой стороны. Децентрировать твор ческое мышление человек может, только объективно и отстраненно оценивая собственную позицию, воспринимая точку зрения партнера, преодолевая односторонние установки. При недостаточном уровне рефлексии учитель начальных классов склонен навязывать младшему школьнику свой способ мышления и действия. Помощь ученику в затруднительной ситуации мало чем отличается от его собственных действий при решении подобной задачи. Учитель начальных классов часто не осоз нает того, что почти навязывает младшим школьникам свой способ мышле ния, поведения. Как правило, это не дает эффективного результата затрудняет и замедляет развитие ребенка. Чрезмерная ориента ция учителя начальных классов «на себя», на свой «взрослый» способ мышления отражает неумение объективно оценивать и анализировать свой стиль взаимодействия. Потому, по мнению Синенко В. Я., «одним из важнейших условий развития профессионально значимых личностных качеств учителя начальных классов можно назвать совершенствование его рефлексив ной позиции, а именно способности ставить себя в позицию младшего школьника, видеть и оценивать трудности его глазами, прогнозировать необходимые и значимые для него формы помощи. Умение оцени вать эффективность взаимодействия полученного результата очень важно, поскольку именно в оценке осуществления замысла учитель начальных классов получает материал для дальнейшего проектирования. И в этом больше всего проявляется его способность к рефлексивной регуля ции своей деятельности» [45]. Предмет педагогической рефлексии составляет все стороны педагогической деятельности, поэтому повышение психолого-педагогической компетентности возможно только , при целенаправленном формирований рефлексии в со знании учителя начальных классов. Начинать этот процесс
следует не только с про фессионального, но и с личного самопознания, что непосредственно связано с представлением о профессионально значимых качествах учителя начальных классов. Как совокупное личностное качество, рефлексивность интегрирует в себе вышеназванные характеристики и проявляется в способах и характере действий, поступков. Рефлексивность взаимообразно влияет на внутренние стиму лы развития потребности учителя начальных классов в самообразовании, самосо - вершенствовании и тесно связана с высоким уровнем творчества в профессиональной сфере, с осознанием своих способностей и оценкой эффективности своей деятельности не только «для себя», но и «для других». Важность рефлексивности заключается в том, что она способ ствует развитию двух других личностных качеств, тесно с ней взаимосвязанных, а именно гибкости и эмпатичности. В своем единстве они и обеспечивают активный поиск новых методов вза имодействия, их наличие является исходным условием начала формирования проблемно-исследовательского подхода учителя начальных классов к собственной профессиональной деятельности. Почему мы называем гибкость одним из профессионально зна чимых личностных качеств учителя начальных классов? Объяснений тому несколько. Первая причина заключается в том, что «характер труда учителя начальных классов приводит его к осознанию необходимости проявлять свою креативность, изменяться вместе с сегодняшним миром вообще и ситуациями педагогического взаимодействия в частности. Ди намизм личности учителя начальных классов объясняется необходимостью быстрой адаптации к особенностям разных ученических групп, а также необходимостью варьирования средств, форм, приемов комму никации в зависимости от возраста младших школьников, их индивиду альных характеристик и уровня их образованности» (Шляхтер Е. Ф., Малштейн Л. К.) [58].
Деятельность учителя начальных классов направлена на постоянное решение бесчисленных учебно-воспитательных задач в меняющихся обсто - ятельствах. Он вырабатывает и воплощает в общении с младшими школьниками оптимальные, органичные для данной индивидуальности нестандартные варианты, опосредованные особенностями объективно- субъективного педагогического воздействия. Беляева А. П. считает, что р ешение любых педагогических задач - процесс личностно ориентированный, предполагающий отказ от готовых рецептов, шаблонов. Поэтому повышение психолого-педагогической ком петентности зависит не от усвоения учителями начальных классов неких норматив ных образцов, эталонов, а от расширения возможного спектра поведения. Будучи инициатором решения психолого-педагогических задач, учителя начальных классов должен уметь рассматривать разные варианты воздействия на конкретного ребенка или группу младших школьников, поскольку подход к любой проблеме может быть различным [9]. Вторая причина выбора гибкости как профессионально значимых личностных качеств учителя начальных классов и предпринимательства связана со своеобразием социально-политической ситуации и появлением новых приоритетных направлений в теории и практике образова тельных систем. Осмысление новых подходов приводит к необхо димости изменения педагогических ориентиров, перестройки про фессиональных ценностей. Личность рассматривается как главная цель, объект и субъект развития, как приоритет воспита ния. Но постоянно изменяющаяся социальная ситуация развития требует именно творческой личности, которая, активизируя свой потенциал, была бы способна адекватно реагировать на эти из менения. Понимание творчества как готовности к инновацион ным процессам, к новым типам отношений, к выражению себя в любых проблемных ситуациях адекватно пониманию такой динамичной характеристики личности, как гибкость. Если спо собность учителя начальных классов к творчеству служит гарантией его индивиду альности, неповторимости, нестандартности, то
гибкость как личностное качество - это способность «быть постоянно изме - няющимся в изменяющемся мире» (тем более в ситуациях психолого- педагогического взаимодействия), умение психологическими средства ми адекватно выразить свою индивидуальность (Козиев В. Н.)[52]. В качестве третьей причины выбора гибкости назовем ту, кото рая как личностная характеристика неизбежно связана с наличием творческого потенциала учителя начальных классов. Некоторые исследователи проблемы творчества рассматривают творческую деятельность с двух сторон: - отношение субъекта деятельности к своему труду; - сам процесс решения творческих проблем. С этих позиций для творческого решения характерен ряд про цессуальных черт, обеспечивающихся гибкостью мышления и по ведения: самостоятельным переносом ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новые ситуации; видением воз никающей проблемы с разных ролевых позиций; выделением но вой функции известного объекта; нахождением вариантов возмож ных ответов; объединением ранее известных способов в новый способ. Боль шое значение имеет умственная подвижность, способность включать в только что появившиеся взаимосвязи уже имеющие - ся, использовать выбор при решении проблем, возникающих в психолого- педагогической деятельности и в обычной жизни, быстро менять приемы в соответствии с новыми условиями. «Вот почему способность к творчеству тесно связана с таким свойством личности, как гибкость. В рамках рассмотрения профессионально значимых личностных качеств учителя начальных классов важны не столько философский и психологический ас пекты понятия «творчество», сколько педагогический, а именно: творчество педагога - это средство развития способности к твор честву у младших школьников. Каждый учащийся имеет невостребованные творческие ресурсы, и задача учителя начальных классов - помочь им раскрыться. Гибкость учителя начальных классов становится в ситуации педагогического взаи модействия необходимым условием развития
потенциальных личностных возможностей младших школьников, увеличения степени их деятельностной активности и расширения областей приложения способностей. Творчество как процесс создания нового, благодаря гибкости личности, становится способом ее существования» ( Ярошенко Н. Г., Гунявина Н. Л.) [61]. И наконец, четвертое пояснение к выбору гибкости. Восприя тие учителем начальных классов содержательных аспектов общения в системе «учитель начальных классов – младший школьник» во многом опосредуется системой психологических критериев, лежащих в основе оценки личностных особенностей младших школьников . Чем больше дифференцирована и структурирована эта система, чем многомернее модель личности младшего школьника, тем адек ватнее оценка учителем начальных классов личностных качеств ребенка, тем выше у него уровень эмпатии по отношению к учащимся, тем точнее он предвидит поведение ребят в разных ситуациях, предвосхищает результат психолого-педагогического воздействия. Таким образом, вновь обнаруживается взаимосвязь, взаимоза висимость между профессионально значимыми психолого-педагогическими личностными качествами: например, по мнению Ю.Н.Кулюткина, гибкость - умение взглянуть на ситуацию и поведение человека с разных точек зрения - су - щественно влияет на развитие эмпатичности, рефлексивности, общительности, способности к сотрудничеству» [30]. «Для учителя начальных классов, учитывающего перспективу развития личности младшего школьника, характерно стремление подойти к решению проблемы с разных позиций; он активно ищет способы организации меж - личностных отношений. Индивидуализация обучения, ориента ция на развитие возникают, как показывают исследования, с того момента, когда учитель начальных классов начинает допускать правомерность сти лей мышления, познания, общения, взаимодействия, отличаю щихся от его собственного» ( Беспалько, В. П.) [11].
Подобные особенности профессиональной компетентности учителя начальных классов предопределяют поиск ответа на вопросы: как можно развивать способности к творчеству посредством разви тия такого личностного качества, как гибкость мышления и поведе ния; каким образом диагностировать творческий потенциал учителя начальных классов, применяя определение гибкости как его важного профессио нально значимого качества. Именно ориентация на развитие гибкости мышления и поведения способствует реализации творческого по тенциала учителя начальных классов, возможностей как его самого, так и младших школьников. Третье профессионально значимое личностное качество в предлагаемом нами перечне
-
эмпатичность
-
«постижение эмоционального состояния, проникновение (вчувствование) в переживания другого человека» (М.М.Кашапов) [23]. В качестве особых форм эмпатии выделяют: сопереживание - переживание субъек том тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек через отождествление с ним; сочувствие - переживание собственных эмоциональных состояний по - поводу чувств другого человека. В контексте межличностного взаимодействия и восприятия речь идет о способности учителя начальных классов эмоционально откликнуться на про - блемы окружающих, в частности младших школьников. Это умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на вещи, события с его точки зрения. Проявление учителя начальных классов эмпатичности означает, что линия поведения младшего школьника понимается и принимается в расчет, а собственная стратегия поведения строится по-другому, более гибко. Чаще всего в общении друг с другом люди склонны в первую очередь слышать факты, смысл слов. А учителю начальных классов, прежде всего, необходимо воспринимать чувства. Поэтому конструктивность общения с младшими школьниками во многом зависит от того, насколько чутко и эмоционально учитель начальных классов ощущает то, что стоит за фактами. Главное - ощутить состояние, настроение ребенка и подключить себя к его
переживаниям. Более того, чтобы младший школьник узнал: взрос лый его видит, слышит, понимает. Здесь основным продуктом общения становится именно понимание, которое включает в себя способность прогнозировать логику действий и поведения, уме ние принять сообщение, выделяя в нем основные и второстепенные факторы, аргументы. Способность личности к эмпатии, причем уровень ее сформи рованности может быть разным, характеризуется такими пара метрами, как направленность, широта, устойчивость, эффектив ность (что особенно важно в педагогическом взаимодействии) ее проявлений. Применительно к проблеме психолого-педагогической компетентности показательной ста - новится степень выраженности эмпатии у учителя начальных классов в реальном общении со своими учениками. Связь эмпатии с рефлексией и гибкостью усиливает необхо димость причисления ее к разряду профессионально значимых качеств. Эмпатичность влияет на формирование типичных для личности отношений с людьми, выработку привычных для учителя начальных классов способов поведения в различных психолого-педагогических ситуациях. Кратко охарактеризуем еще одно качество - общительность. Общение в профессии учителя начальных классов играет роль не только процесса коммуникации и взаимодействия, но и средства достижения психолого-педагогических целей. Не случайно многочисленные исследования психологов доказали, что между качеством общения и эффективнос тью любой деятельности существует прямая связь. Общительность как способность легко входить в контакты, усиливать и поддержи вать их следует считать профессионально значимые личностные качества учителя начальных классов, причем доминирующим. Как личностная характеристика она формируется, развивается на основе потребности в общении - одной из основных социогенных потребностей человека и возникает в процессе накопления опыта межличностного взаимодействия. Ее в некотором смысле
стимулируют потребность в эмоциональных контактах, их направленный поиск и соответствующая техника удовлетворения. Потребность в общении проявляется в стремлении человека при надлежать к какой-то группе людей, взаимодействовать с нею, уча ствовать в совместной деятельности, оказывать и принимать помощь. Она способствует отказу от эгоистических установок ради установления (или восстановления) согласия и эффективного сотрудничества с окружающими. Учителей начальных классов с высоким уровнем потребности в обще нии отличает стремление к поддержанию контактов с ребятами, склонность проявлять участие к детским проблемам. Такой педагог стре мится уменьшить дистанцию между собой и учащимися. Его общи тельность направляется в русло решения педагогических задач, и общение становится целью деятельности. Развитие этого качества, как и других, сопряжено с научным знанием психологии человека. «Совокупность рефлексии, гибкости, эмпатии, общительности обеспечивает выраженность способности к сотрудничеству, но не сводится только к ним. Это личностное качество возникает на осно ве искреннего интереса к партнеру, к его деятельности, на базе желания работать вместе. Способность к сотрудничеству интегриру ет, вбирает в себя комбинирующие ее способности и умения: фор мулировать свою точку зрения, слушать и слышать другого, выяс нять точки зрения своих партнеров ; разрешать разногласия с помо щью аргументации, не переводить логические противоречия в плоскость личных отношений, поощрять активность окружающих и своевременно проявлять инициативу; оказывать другим эмоциональную и содержательную поддержку, первоначально понять, кто в этом особо нуждается; предоставлять людям возможность утвер диться, попробовать силы в разных видах деятельности; вставать на позиции партнеров и координировать разные точки зрения, осуще ствляя обмен мнениями; выбирать диалогичный, а не монологич ный вариант общения; органически сочетать «ролевые» и «межлич ностные» позиции, деловые и
человеческие отношения. В единстве своих характеристик способность к сотрудничеству предполагает открытость учителя начальных классов любому содержанию и готовность к любым формам взаимодействия» (Маркова А. К.) [38]. И последнее (но не по значимости) в предлагаемом перечне качеств - эмоциональная привлекательность. Некоторые авторы используют иные термины, например визуальность, обозначая общую привлекательность учителя начальных классов, способность распо ложить к себе ученика манерой поведения, внешним видом. Речь не идет об абсолютизации внешнего облика, но он оказы вает влияние на общение: может либо отталкивать, либо привле кать окружающих. Внешность воспринимается в комплексе и цело стности всех ее признаков, в том числе и поведения учителя начальных классов. Учитель начальных классов, как и все люди, подает себя через вербальные и невербальные средства общения. Окружающие обращают внимание не только на то, что он говорит, но и на внешнее выражение его чувств в ми мике. Приятные манеры поведения (мимика, жесты, поза) помо гают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают уста новление коммуникативных связей, повышают возможность воздействия на учащихся, располагают младших школьников к учителю начальных классов . Всем манерам эмоционально привлекательного педагога, как правило, присуща одна общая черта - соблюдение педагогического такта, включающего в себя повышенную чуткость к окружающим и уме ние найти такую форму общения с другим человеком, которая позволила бы ему сохранить личное достоинство . По мнению А. А. Бодалева, «общение является таким видом взаи - модействия людей, в котором участвующие в нем лица своим внеш ним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на состояния и чувства друг друга» [13] . Один учитель начальных классов, вступая в контакты с младшими школьниками, благодаря сформировавшейся у него манере поведения, под держивает или
создает условия для совместной деятельности, а другой , тоже в силу своей манеры общения, вносит во взаимо отношения с детьми напряженность, провоцирует развитие у них отрицательных эмоций и в результате не достигает решения психолого-педа гогических задач. Это может быть следствием неумелого выбора сти ля общения, неспособности внести в него нужных корректив. Успешность и конструктивность взаимодействия также базиру ются на психологических особенностях вступающего в общение учителя начальных классов, включает их в себя, хотя и не сводится к ним. Особая система типичных эмоционально-чувственных, рациональных и волевых реакций поведения придает неповторимость и индивиду альность каждому учителю начальных классов. Поэтому, когда эмоциональная при влекательность называется в числе профессионально значимых ка честв, учитывается целостность восприятия людьми друг друга. Целостность функционирования подтверждается их взаимовлиянием, когда изменения в проявлении одного какого-то качества влекут за собой иное проявление другого. Нам представляется, что в совокупности профессионально значимых личностных качеств существует некоторая иерархичность: основную смысловую нагрузку несет рефлексивность, воплощением которой в поведении личности становятся эмпатичность и гибкость. Другие личностные характеристики (общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность) также важны, но имеют подчиненное значение. Из всего сказанного можно сделать вывод о системности выяв ленного комплекса профессионально значимые личностные качества и их влиянии на психолого-педагогической компетентности в целом. Они не просто привносят изменения или дополнения в элементы психолого-педагогической компетентности, а участвуют в формировании типичного для личности учителя начальных классов стиля общения с младшими школьниками, выработку привычных для него способов поведения в различных психолого-
педагогических ситуациях. Способы поведе ния, воздействия, как известно, интегрируют в себе и психолого-педагогические знания, и соответствующие умения, и личностные качества. « Поведенческий компонент следует считать обобщенным показателем компетентности, в котором концентрируются и во - площаются все ее структурные составляющие. Это не отдельные, частные акты поведения, а устойчивые формы общения человека с человеком, формы речевого и неречевого по ведения, вытекающие из определенных личностных качеств и постоянно используемые в повседневном общении» ( Боднар A. M.) [16]. Определяя психолого-педагогическую деятельность как коммуникативный процесс, мы подчеркивали особую значимость именно социаль но- психологических качеств личности, так как коммуникативная направленность психолого-педагогической деятельности, с одной стороны, требует развития именно таких качеств, а с другой - способству ет их формированию. Совокупность, сочетание этих качеств об разуют своего рода комплекс профессионально значимые личностные качества, который условно можно назвать коммуникативным. Рефлексивность, эмпатичность и гиб кость придают ему гуманистическую направленность, что в усло виях современной педагогической системы особенно важно. Итак, уточним один из аспектов нашего исследования: уровень психолого- педагогической компетентности учителя начальных классов будет зависеть от развитости качеств, входящих в коммуникативный комплекс профессионально значимых личностных качеств.