"Сложноподчиненное предложение"

Автор: Исимбаева Динара Маркайдаровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Первомайская СОШ"
Населённый пункт: Оренбургская область,Кваркенский район,п.Майский
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Сложноподчиненное предложение"
Дата публикации: 23.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок русского языка в 9 классе на тему: Учитель: Исимбаева Динара Маркайдаровна 2011-2012 Кроме отработки умений и навыков по изученной теме, проверки и отработки умения правильно ставить знаки препинания в союзном сложном предложении, урок предполагает повторение разделов "Орфография" и "Пунктуация простого предложения", умение строить высказывание на лингвистическую тему, а также отработку коммуникативных умений, необходимых для построения любого связного текста (осмысливать тему и строго соблюдать ее границы; подчинять высказывание теме и основной мысли; составлять план высказывания; отбирать соответствующий материал; последовательно и грамотно излагать свои мысли), привлечение внимания учащихся к эстетической функции языка. Исимбаева Динара Маркайдаровна, учитель русского языка «МБОУ «Первомайская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области

Тема: «Сложноподчиненное предложение».

Класс: 9
Цель урока: обобщение знаний по синтаксису сложноподчиненного предложения. Задачи:  знать способы связи придаточного предложения с главным;  уметь распознавать виды придаточных предложений, определять место придаточного в составе сложноподчиненного предложения, конструировать сложные предложения, ставить знаки препинания между частями СПП, производить синтаксический разбор СПП;  развивать интерес к русскому языку. Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме “ Сложноподчиненное предложение”. Вид урока: командная игра – путешествие “Синтаксическое колесо”. Технология дифференцированного подхода в обучении русскому языку. Методы и приемы: словесный, наглядный, дедуктивный, частично-поисковый. Использовалась презентация к уроку. ХОД УРОКА I. Слово учителя. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит вспомнить все, что мы знаем о сложноподчиненном предложении. Вы умные и хорошие ребята, и у нас с вами сегодня все хорошо получится. Итак, мы начинаем командную игру “Синтаксическое колесо”.Игра командная, поэтому отправиться в путешествие можно лишь тогда, когда будет дан полный ответ на вопрос по теме урока на каждой станции, где вы получаете задание, выполнить которое должны все члены команды. II. Игра – путешествие “ Синтаксическое колесо ” 1. Наше путешествие начинаем со станции “ Теоретическая ” На данной станции проводится блиц-опрос. Каждый ответ должен быть подкреплен примером. Если появятся затруднения, то на помощь приходят другие члены команды. (В составе команды находятся дети с разным уровнем усвоения изученной темы). 1. Какие предложения называются сложными? 2. Какие предложения называются сложноподчиненными? 3. Что значит “придаточное” и “главное” предложение? ( Вопрос может быть задан в том случае, если не был дан полный ответ на предыдущий). Исимбаева Динара Маркайдаровна, учитель русского языка «МБОУ «Первомайская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области
4. Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному? 5. Назовите средства связи придаточного предложения с главным. 6. Назовите основные виды придаточных предложений. 7. Как называются слова, которые могут находиться в главном предложении и указывать на вид придаточного предложения? 8. Как определить, что служит средством связи частей сложноподчиненного предложения: союз или союзное слово? 9. Назовите основные группы обстоятельственных придаточных предложений. 2. Вот мы незаметно и прибыли на станцию “Творческая ”. Сейчас займемся конструированием предложений. Группа “А” - построить СПП по схеме, указав вид придаточного предложения: Группа “Б” - из простых предложений построить сложноподчиненное по схеме: Откурлыкали в небе журавли. В песне тетеревов поутихла ярость. Налетел второй селезень. Кедровка навсегда останется в нашей памяти. Здесь мы провели свое детство и юность. 3. Станция “ Угадай-ка ”. Вам нужно выполнить задания, направленные на устранение пунктуационных ошибок, определение вида придаточного предложения, составление схем. Предложения в карточках и перфокартах не повторяются. (Они составлены с учетом уровня усвоения темы обучающимися). Исимбаева Динара Маркайдаровна, учитель русского языка «МБОУ «Первомайская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области
Группа “А” – Найти пунктуационные ошибки, определить вид придаточного предложения. (В целях экономии времени задание выполняется на карточках).  Когда Каштанка проснулась, было уже светло, и с улицы доносился шум который бывает только днем (СПП с придаточным …).  В комнате не было ни души.  Кроме двери которая вела в переднюю, была еще дверь.  Подумав, Каштанка поцарапала ее обеими лапами, отворила и вошла в следующую комнату. Группа “Б” – Определить вид придаточного предложения. Показать схему.  Она казалась мертвой, потому что разбухла от сидения и затворничества ( СПП с придаточным …).  Они гурьбой толпились около него, когда он с гитарой сидел у ворот.  Она с удивлением следила, как он раскладывал книги на столе.  Он чувствовал себя сиротой, как будто целый мир опустел. 4. Станция вопросов. Цифровой диктант. Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждением, ставьте в тетради цифру 1, если не согласны с утверждением, ставьте цифру 0. 1. [ О и О ] – схема сложноподчиненного предложения. 2. Слово пунктуация произошло от пунктуальный. 3. Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным. 4. Придаточное предложение может стоять только после главного. 5. Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу, с помощью союзов и союзных слов. 6. В предложении: Мы живем в поселке, в котором строится много новых красивых домов, — придаточное определительное. Исимбаева Динара Маркайдаровна, учитель русского языка «МБОУ «Первомайская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области
7. В предложении: Всякий труд важен, ибо облагораживает человека ,- придаточное предложение находится перед главным. 8. Придаточные обстоятельственные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей. 9. Указательные слова в сложноподчиненном предложении находятся в придаточной части. 10. Предложение: Скажите, когда отправляется поезд? – сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. Ответы: 0010110001. 5. Станция “ Синтаксическая ”. Каждому участнику игры дается карточка с заданием выполнить синтаксический разбор предложения. III. Подведение итогов урока. Рефлексия. Сегодня мы провели с вами большую работу: повторили и систематизировали знания по теме “ Сложноподчиненное предложение ”. Вы неплохо потрудились. Скажите: 1.Что нового вы взяли из этого урока? 2.Нравится вам такая форма урока? Домашнее задание: повторить правила раздела «Сложное предложение». Исимбаева Динара Маркайдаровна, учитель русского языка «МБОУ «Первомайская СОШ» Кваркенского района Оренбургской области