"Буквы е - и в корнях с чередованием".

Автор: Мухаметшина Айгуль Хабрахмановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ с.Новофедоровское
Населённый пункт: с.Новофедоровское
Наименование материала: методическая разработка урока по ФГОС
Тема: "Буквы е - и в корнях с чередованием".
Дата публикации: 23.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Проект (разработка урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС) слушателя курсов «Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении русского языка и литературы» Мухаметшиной Айгуль Хабрахмановны

Тема: «Буквы е - и в корнях с чередованием».

Тип урока:
ОНЗ («открытие» нового знания).
Цель урока:
освоение способа действия при выборе гласных е-и в корнях с чередованием.
Задачи урока

1. Образовательные:
а) выявить условия выбора гласных е – и в корнях с чередованием; б) формировать навык правильного написания корней с чередованием, в) повторить морфемный разбор слов; г) развить умение формулировать определение понятий; д) обогащать словарный запас учащихся; е) совершенствовать орфографические и умения.
2. Развивающие:
а) осуществление системно-деятельностного подхода; б) развитие критического мышления; в) развитие внимания; г) формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): д) развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; е) развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; ж) развивать умение применять новые знания; з) развитие творческих, речевых способностей учащихся; к) формирование логических умений; л) развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; м) развитие умения формулировать проблему; н) развитие умения групповой и парной работы.
Воспитательные:
а) воспитание интереса и уважения к русскому языку; б) воспитание ценностного отношения к слову; в) развитие коммуникативных УУД: г) создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; д) взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Методы обучения:
проблемно-поисковый
,
словесный, практический.
Приемы
развивающего обучения
Используемые технологии:
ИКТ, проблемное обучение
Организационные формы работы:
фронтальная, парная, индивидуальная
Ожидаемые результаты:

- личностные:
1) понимание необходимости изучения темы «Буквы е - и в корнях с чередованием» и её широкого практического применения в жизни, критическое оценивание полученного результата; 2) стремление к речевому самосовершенствованию;
3) пополнение словарного запаса; 4) способность к самооценке на основе критерия успешности;
метапредметные:
способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка
- познавательные:
анализ и извлечение необходимой информации, выстраивание простейшей логической цепочки рассуждений; попытка точного и грамотного изложения своих мыслей, -
регулятивные:
выполнение учебного задания по алгоритму, формулирование вопроса по учебному материалу, осуществление взаимооценки и самооценки учебной деятельности;
- предметные:
усвоение обучающимися перечня корней с чередованием, навык «видеть» корни с чередованием Е-И, сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы е - и в корнях с чередованием» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других; -
коммуникативные:
умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности.
Понятия
: орфограмма, безударные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные
Оборудование:
компьютер, проектор, интерактивная доска
Методическое обеспечение урока:
- презентация к уроку «Буквы е - и в корнях с чередованием»; - раздаточный материал; - учебники, тетради.
Литература, использованная при подготовке урока:
1) Егорова Н.И. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014. 2) Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2012. 3)Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М.: Просвещение, 2012. 4) Тростенцова Л.А. Рабочая тетрадь по русскому языку: 5 класс: к учебнику Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой и др. М.: Экзамен, 2012.
Структура урока:

1. Мотивация к учебной деятельности. 2. Актуализация знаний. 3. Выявление места и причины затруднения. 4. Построение проекта выхода из затруднения. 5. Реализация построенного проекта 6. Физминутка 7. Первичное закрепление 8. Самостоятельная работа и самооценка. 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! Желаю всем хорошего настроения и хорошей работоспособности на сегодняшнем уроке Запишите в тетради число и классная работа. Пропустите строчку для темы, мы ее запишем позднее.
Постановка учебной задачи

2. Актуализация знаний
1. Фронтальная работа. Учитель: Мы продолжаем с вами изучать русский язык, овладевать орфографической грамотностью. Внимание на экран! СЛАЙД № 2 Сиденьем города не берут. Собирай по ягодке, наберешь кузовок Учитель: Прочитаем пословицы. Ученики читают. Учитель: Синонимичны ли эти пословицы? Есть в них общий смысл? Какой? Ученики: Да, эти пословицы синонимичны, так как у них общий смысл. Если ты ничего не будешь делать, не будешь стараться, то ничего и не добьёшься. Ягодка – это маленькое дело, а кузовок это большое дело, которое складывается из маленьких. То есть смысл 2-й пословицы похож на смысл 1-й: ты чего-то добьёшься, если будешь что- то делать, трудиться. Учитель: выберите из пословиц однокоренные слова, запишите их в тетрадь, Ученики списывают. Слова появляются на слайде Слайд № 3 БЕРУТ – СОБИРАЙ - НАБЕРЁШЬ.
3. Выявление места и причины затруднения

Учитель: Выделим корень. Какое фонетическое явление мы наблюдаем? Ученики: Чередование звуков Е-И. Учитель: Что такое чередование звуков? Ученики: Это замена одного звука другим. Учитель (обращаясь к записи на доске): Можете ли вы объяснить условие выбора букв Е-И в корнях данных слов? Ученики: Нет. Учитель: Почему? Ученики: Потому что мы не знаем правила, которое надо применить.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Учитель: Так что же мы будем изучать сегодня на уроке? Какова наша
цель?
Ученики: Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием. Слайд № 4 Цель урока: Научиться правильно выбирать буквы Е-И в корнях с чередованием. Учитель: Сформулируем
тему
урока и запишем ее в пропущенную строку. Ученики: Буквы Е-И в корнях с чередованием. Учитель: Запишем ее в пропущенную строчку СЛАЙД № 5 ТЕМА УРОКА: БУКВЫ Е-И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
5. Реализация построенного проекта.
Создание проблемной ситуации. Учитель: Поскольку подобные темы мы изучали в этом учебном году, я предлагаю вам, ребята, самим
«
открыть» новые знания. Работаем с раздаточным материалом в парах. Слова какой части речи вы видите на карточках № 1? Ученики: Это глаголы. Учитель: Определите их вид. Ученики: Совершенный вид, так как глаголы отвечают на вопросы ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛ? Учитель: Подберите к каждому глаголу видовую пару - глагол на карточке .№ 2 Запишите в тетрадь парами. По мере ответов учеников видовые пары появляются на слайде. СЛАЙД № 6 РАСТЕРЕТЬ - РАСТИРАТЬ РАЗБЕРУ - РАЗБИРАТЬ ОТПЕРЕТЬ - ОТПИРАТЬ ЗАДЕРЁТ - ЗАДИРАТЬ ЗАМЕРЕТЬ - ЗАМИРАТЬ РАССТЕЛИТЬ - РАССТИЛАТЬ ВЫЖЕГ - ВЫЖИГАТЬ
Учитель: Выделим корни глаголов с чередованием. Слайд № 7 -ТЕР - -ТИР- - БЕР- - БИР- - ПЕР - -ПИР- - ДЕР- -ДИР- - МЕР- - МИР- - СТЕЛ - - СТИЛ – - ЖЕГ - - ЖИГ- Учитель: Работая в парах, постарайтесь найти закономерность в написании букв Е- И. . От чего зависит выбор букв Е или И? Обратите внимание на морфемный состав слов. Какая общая морфема у глаголов 2-го столбика? Кто готов представить своё «открытие»? Ученики: Если после корня стоит суффикс А, в корне пишем И, если другой суффикс, то пишем Е. Слайд № 8 В корнях с чередованием е – и буква и пишется, если за корнем есть суффикс а, и буква е, если этого суффикса нет. Учитель: Откроем учебник, стр. 112, параграф 112, орфограмма № 24 и проверим, правильный ли мы сделали вывод? Ученики (читают правило): Правильный. Учитель: Как же мы будем рассуждать, применяя это правило на письме? Давайте выработаем алгоритм наших действий. Учитель обращается к алгоритму и вместе с учениками выполняют задание «Закончи предложение». СЛАЙД №6 1. Выделяю в слове (корень). 2. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И) 3. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня). 4. Если (есть суффикс А, пишу И), если нет – Е) Учитель: Как графически будем выделять орфограмму? Ученик выходит к доске, записывает слово ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЙ
,
объясняет графическое выделение
6. Физминутка
(см презентацию)
7. Первичное закрепление.
1. Учебник, стр. 113, упр. 648 Выборочное комментированное письмо. (2 ученика у доски) 3) Самостоятельная письменная работа с взаимопроверкой по эталону.
Задание: в диктуемых словосочетаниях глаголы заменить глаголами - синонимами с чередованием в корне, подобрав их из слов для справок (слова для справок на слайде). Слова читает учитель, дети подбирают варианты со слайда № 19 . СВЕРКАТЬ НА СОЛНЦЕ, ПОДНИМАТЬСЯ В ГОРУ, ЗАКРЫВАТЬ КАБИНЕТ, ЗАГОРАТЬСЯ ЯРКО, ОЦЕПЕНЕТЬ ОТ СТРАХА, ВЫДЁРГИВАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ, УБЕГАТЬ ОТ РЕБЯТ. СЛАЙД № 19 ЗАП_РАТЬ УБ_РАТЬ БЛ_СТЕТЬ ЗАМ_РЕТЬ УД_РАТЬ ЗАБ_РАТЬСЯ ЗАЖ_ГАТЬСЯ Самопроверка по эталону на слайде № 20 СЛАЙД № 20 БЛЕСТЕТЬ НА СОЛНЦЕ ЗАБИРАТЬСЯ В ГОРУ ЗАПИРАТЬ КЛАСС ЗАЖИГАТЬСЯ ЯРКО ЗАМЕРЕТЬ ОТ СТРАХА УБИРАТЬ СОРНУЮ ТРАВУ УДИРАТЬ ОТ РЕБЯТ 4) Устная работа Учитель: Ваша задача: услышать в читаемой мною пословице слово с чередованием и назвать его, объяснив правописание корня: 1) НЕ БОГИ ГОРШКИ ОБЖИГАЮТ. 2) ЗОЛОТО И В ГРЯЗИ БЛЕСТИТ. 3) ОТ СКУКИ БЕРУ ДЕЛО В РУКИ. 4) ЛЕТО СОБИРАЕТ, А ЗИМА ПОЕДАЕТ. 5) РАННЯЯ ПТИЧКА НОСИК ПРОЧИЩАЕТ, А ПОЗДНЯЯ ГЛАЗА ПРОДИРАЕТ. 6) СОГЛАСНОГО СТАДА И ВОЛК НЕ БЕРЁТ. 7) МЯГКО СТЕЛЕТ, ДА ЖЁСТКО СПАТЬ. 8) ЧТО СОБЕРЁШЬ ЛЕТОМ, ТО НА СТОЛЕ НАЙДЁШЬ ЗИМОЙ.
8. Самостоятельная работа – проверочный тест (8 заданий) – и

самооценка результата усвоения нового знания.
Слайд 21 Ответы: 1. – 2 перевод баллов в оценку: 2. – 4 3. – 2 8 баллов – «5» 4. – 3 5. – 2 7 – 6 баллов – «4»
6. – 3 7. – 4 5 – 4 балла – «3» 8. - 4
9. Рефлексия учебной деятельности.
1.Фронтальный опрос. Учитель: Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились? Ученики: Правописание Е-И в корнях с чередованием. Учитель: Перечислите корни, в которых происходит это чередование. Ученики перечисляют. Учитель: От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях? Ученики: От суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е Учитель: Какую цель мы ставили перед собой? Ученики: Научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием. Учитель: Мы её достигли? Ученики: Да. 2. Работа с диагностической картой. Учитель: Оцените свою работу по диагностической карте Моё умение Моя метка
?
Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но остался вопрос по теме урока: как отличить корни с чередованием от корней с проверяемой безударной гласной?
+ -
Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием, но не уверен, что самостоятельно смогу увидеть все слова на это правило в предложенном тексте
+
Запомнил правило написания гласных Е-И в корнях с чередованием и смогу самостоятельно применять его на письме
Домашнее задание
(дифференцированный подход):
1)
№ 647, стр. 113 (для уч-ся с?),
2)
Самодиктант из слов с чередующимися гласными Е-И (20 слов) для уч-ся + -
3)
Творческая работа: рассказ «Как я убираю свои комнату» для уч-ся +
4)
Всем $112 стр. 112