"Олонхо"

Автор: Слепцова Антонина Иннокентьевна
Должность: учитель разговорного якутского языка
Учебное заведение: МБОУЗСОШ
Населённый пункт: п.Зырянка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Олонхо"
Дата публикации: 24.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Верхнеколымский улус (район) Республика Саха (Якутия) «
Сравнение



богатырей



трех



миров
»

Учитель разговорного якутского языка и культуры народов Якутии Слепцова Антонина Иннокентьевна п.Зырянка 2016 г В ноябре 2006 года якутский героический эпос "Олонхо" стал одним из победителей конкурса "Шедевры человечества" и включен во Всемирный список нематериального культурного наследия человечества, международной организации ЮНЕСКО. Это событие свидетельствует о том, что мировое сообщество признало уникальную самобытную культуру Якутии, ее духовные традиции. Древний героический эпос "Олонхо" является наиболее яркой страницей устного народного творчества Якутии Нам необходимо сохранить для потомков нравственные и духовные ценности народа, передать им знания и мудрость предков. От этого зависит то, какими будут подрастающее поколение, будущее республики. 2006 - 2015 годы были объявлены ЮНЕСКО десятилетием Олонхо. Исходя из вышеуказанного краеведческий отдел планирует проводить среди учащихся цикл мероприятий "Олонхо - фундамент духовной культуры народа саха"ода саха" 25 ноября день празднования Дня Олонхо, героического эпоса нашего народа. По указу президента РС(Я) В.А. Штырова (№ 3036 от 15.11.2006 г.) день провозглашения ЮНЕСКО якутского героического эпоса олонхо шедевром устного и нематериального наследия человечества, т.е. 25 ноября, объявлен национальным праздником - Днем олонхо. Таким образом, нашему народу дана возможность сохранения распространения эпоса – олонхо в современных условиях. История развития и распространения эпоса – олонхо на основании материалов исследователей говорит о том, что олонхо безграмотного якута заинтересовало образованных людей царской России. Академик А.Ф. в 1842–1845 гг. побывав в сибирской экспедиции, называл олонхо устным народным творчеством. Исследуя материалы о географии, он собрал
материалы по фольклору и верованию. О.Н. Бетлинг в труде “О языке якутов” дал определение словам из олонхо и олонхосут, таким образом, эти слова вошли в письменность. В 1860г. И.А. Кудяков во время Верхоянской ссылки услышал олонхо, записал и перевел на русский язык, что было напечатано “в кратких описаниях Верхоянского округа”. В книге “Якуты” В.Л. Серошевский пишет: “Олонхо самая установившаяся и законченная из форм якутского народного творчества; в ней личному творчеству отведено меньше всего места; язык олонхо дышит древностью”. С1848 года олонхо стали печатать: “Эрэйдээх буруйдаах Эр. Со±отох”, 1907-1911 гг. со слов олонхосута К.Г. Росина был напечатан “Ньургун Боотур Стремительный”, в 1911г. напечатано 136 произведений, сказок, тойуков. Каждое олонхо достигает 60 стихотворных строк, доходящих до 12 и более тысяч строк. Из этого видно, что необразованный и бедный якут имел колоссальную возможность запоминать. Олонхосуты из уст в уста передавали олонхо, учили молодых людей, влияли на внутреннее состояние слушателей. В современных условиях олонхосутов почти не осталось, но идет работа по возрождению традиций, привития интереса к олонхо. Олонхо – это народная школа Саха. Мир Олонхо способен стать основой нравственного воспитания, эталоном отношения к природе, к человеку, взаимоотношения мужчины и женщины. Олонхо – самый эпический жанр якутского фольклора, состоящий из большого числа сказаний (поэм) о подвигах древних богатырей. • На материале Олонхо можно изучать жизнь и быт, обычаи и традиции народа в целостном системе. • На текстах Олонхо учащийся может в совершенстве овладеть родным языком. • В содержании Олонхо можно найти систему закаливания организма, средства и методы физической подготовки. • Олонхо – неисчерпаемый источник для изучения истории народа, способный пролить свет на происхождение Саха. • Олонхо –философия народа Саха. В нем отражено сознание народа. В мире Олонхо вся жизнедеятельность людей, борьба добра и зла имеют причины и цели, все звенья взаимосвязаны, здесь нет ничего лишнего, хорошо прослеживается развитие мировоззрения Саха. • Использование Олонхо должно опираться на этнопсихологические особенности, умственной, эмоционально-волевой, коммуникативной деятельности ребенка. Учитывая возрастные и психологические особенности ребенка, обучение и воспитание детей на мировоззрении Олонхо должно развиваться в системе. I этап - дошкольный возраст. Начинается знакомство с окружающим миром. Создание мира Олонхо: ярко иллюстрированный материал способствует развитию художественного, образного мышления, зрительной и слуховой памяти, коммуникативной деятельности; создает образы Олонхо; помогает запоминанию отдельных слов, элементов его языка. II этап - младший школьный возраст. Отрывки из Олонхо в виде олук- отрывков произведения на ярко иллюстрированном материале.Учитывая
трудности восприятия и усвоения языка Олонхо и возраст ребенка, материал дается как четырех – восьмистишья. Происходит кропотливая работа над осмыслением каждого слова и понятия. III этап – средний школьный возраст. Основная идея материала: язык как общение, как основа мировосприятия, мировоззрения человека; раскрытие детям через Олонхо красоту стиля, мощь человеческой фантазии; продолжение работы над осмыслением слов, выражений, понятий, основываясь на морально – этических, нравственных нормах народа в Олонхо, приобщать молодежь к общечеловеческим ценностям; формировать мировоззрение молодого человека; помочь овладевать родным языком на уровне Олонхо; предусмотреть научно – исследовательскую работу учащихся. IV этап – старший школьный возраст. Основная идея материала: через Олонхо обращение к морально – этическим, нравственным нормам народа и на их основе приобщение молодежи к общечеловеческим ценностям; формирование мировоззрения молодого человека; овладение родным языком на уровне Олонхо; предусматривается научно – исследовательская работа. Большое значение имеет богатырский эпос для раширения и углубления наших познаний о прошлом якутского народа. Олонхо в поэтической форме отобразило историческую и бытовую жизнь и мировоззрение и чаяния народа. Олонхо – великолепный памятник самобытного якутского поэтического искусства, имеющий непреходящую художественную, идейную и познавательную ценность. Олонхо является мудростью народа Саха, поэтому требует внимательного изучения материала. Олонхо развивает у детей родную речь, фантазию, воображение, память, воспитывает нравственные качества, любовь к родному краю и т.д., из этого следует распределить материал олонхо по следующим видам деятельности: - развитие речи; - изобразительная деятельность; - музыкальное воспитание; - игровая деятельность; - нравственное воспитание; - работа с родителями. Все виды деятельности могут быть взаимосвязаны друг с другом. Олонхо развивает речь ребенка, обогащает словарный запас, ребенок сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи, очень много (“алгыс”) благословительной речи, напутствий, что имеет немаловажное значение в
воспитании доброжелательных отношений в группе. Олонхо сначала рассказывается как сказка, затем, во время чтения рассказа поясняется значение непонятных слов, выражений. Когда весь сюжет олонхо уже рассказан, все это закрепляется. Дети с удовольствием слушают олонхо, учат наизусть отрывки. Их очень интересуют отрывки из олонхо, где вещи описываются как одушевленные предметы. Описание быта, природы, зверей и птиц обогащает знание, расширяет кругозор. Дети усвоили свои отрывки, перехоят к интонации речи, речитативу чтения. Своеобразное интонирование, передача образа мимикой требует большой работы. Дети, исполняя свои отрывки, следят за развитием всего содержания, сюжета олонхо. Постепенно переходим к традиционному исполнению. В ходе многократного чтения дети начинают запоминать отрывки других детей, таким образом, развивают свою память, пробуждается глубокая связь поколений. Объем запоминания строк олонхо повышается. К концу года все дети усваивают весь сюжет олонхо Ознакомление с эпосом - олонхо в начальном звене школы тесно связано с изобразительной деятельностью. Распределяются отрывки из олонхо, описывающие природу, место проживания главных героев, образы человека “айыы”, “Аал-Луук мас” - священное дерево, живую природу, образы трех миров, адьарай и т.д. Например: Тема: “Женщина – шаманка - стерх”. Цель: Ознакомление с образом женщины – шаманки с ее превращением в стерха. Художественное слово: отрывок из олонхо. “Женщина-шаманка, Такое во рассказав, Стерхом-птицей став, С шумом-гулом назад полетела”. /Ноо!/ Слайд: Картина художника Парникова Сэксэйэ Семена “Удаган”, птицы стерх. Музыкальный ряд: песня шаманки, звуки природы, крик стерха. В этом образе есть нечто волшебное – это превращение удагана в стерх. Удаган рассказывает о том, что родившийся мальчик не умер, а жив и по воле айыы он стал богатырем с конем выше темного леса и зовут его Могучий Эр Со±отох. Дети рисуют образ птицы-стерха. Тема: “Птицы и утки населяющие средний мир”. Цель: Через слова олонхо ознакомить детей с водоплавающими птицами, их различием (Рисование).
Отрывок из олонхо: Стаи несметные турханов Здесь собрались, Стаи несчетные куликов Здесь скучились, Неугомонные кукушки Здесь заговорили, Неутолимые горлицы Здесь заворковали. Картины, слайды: водоплавающие птицы. Музыкальный ряд: голоса птиц. Прочитав отрывок из олонхо, рассматриваем картинки на слайдах, рассуждаем об отличии птиц, по внешнему виду, чем питаются, откуда прилетели ит.д. снова читаем отрывок и по ее содержанию дети рисуют эскиз. Образы героев олонхо добрые и злые мы можем обозначить красками, цветом. Часто дети добрые образы, красавиц айыы айма±а, изображают теплыми светлыми красками, а девушку адьарай темными, холодными. Таким образом, эти два противоположных образа воспитывают чувство добра и отрицательное отношение. В работе с детьми пользуюсь картинами (репродукциями) якутских художников, иллюстрациями книг по эпосу-олонхо. Рассматривая иллюстрации, внимание обращаем на цвет произведения, монументальность богатырей и их коней. Раскрываю значение “Аал- Луук” мас – священное дерево, где живет Аан Алахчын хотун у которой богатыри просят помощи, силы, совета. Например: “Вышла из широкой листвы Аан Алахчын, Манган Ма2халыын, Надела на плечи свои Подвески чеканного серебра… Косы длинные до земли опустив… Протяжно петь начала…” (стр.54) Это образ родной земли, питающей всех птиц, зверей, людей глубоко чувствует беды и радости земли олонхо. Работы художников: Парникова С.С. “Удаган”, графика Васильева В.Р. “Старые якутские мастера”, Сивцева Э.С.
“Стрельба из лука”, “Чаепитие”, Вотякова Ю.И. “Шаман”, Карамзина В.С. “Красавица среднего мира”, “Осуохай”, “Кумысопитие”, “Быки”, “Едут на ысыах”, Шапашниковой Т.Е. “Очаг”, Гоголева Л.И. “Шаман”, В.Д.Иванова “Якутский натюрморт”. Триптих “Ньургун Боотур Стремительный” раскрывают уклад жизни якутов, содержание эпоса-олонхо. Как изодеятельность, музыка имеет огромное значение для ознакомления с эпосом, олонхо. Народные песни якутов о родной природе, о жизни, о красивой девушке, о храбром молодце навевают на детей чувство родины. В старину каждый якут становится певцом, если сядет на быка или лошадь как гласит народная мудрость. К приходу олонхосута в гости готовятся заранее, в этот вечер быстро управляются с домашними делами, сытно ужинают и всю ночь слушают на олонхо. Их мечты летят за образами, создающими сюжет олонхо, наслаждаясь красотою стихосложения восклицают “Но!”. В песне “дьээ-буо” они слышат образы человека айыы, адьарай, их сражения, родную природу, трех миров, перевоплощения ит.д. На занятиях дети слушают отрывки из олонхо в исполнении Г.Г. Колесова и других певцов. Образ героев через музыку, пение “дьээ-буо” передает детям прекрасную музыку стихосложения. Обучение пению “дьээ-буо” основывается на правильном дыхании, четком звукопроизношении гласных, согласных звуков, дифтонгов, которые существуют в якутской речи: ыа, , уо, иэ. Работа на формирование “Кылы'ах” проводится 1 раз в неделю. Например: 1 – работа на самомассаж лица, шеи, груди, языка, губ. 2 – работа на дыхание глубокий вдох задержка дыхания и выдох через рот. 3 – работа на дыхание со звукопроизношением: а-а-а, ы-ы-ы, и-и-и, у-у-у, --. 4 – после слоги: аа-аа, аа-'а, аа'ы, ооу ит.д 5 – звуки: дьээ-дь, -дь, после дьээ-дьээ-дьээ дьээ-'э, дьээ-'э, буо, буо, буо. 6 – слова распределяем на слоги: дьээ-'ээ, буо-'оо, дьээ-'ээ буо, буо, буо. -р2, к-'-мт к'-'э-рэй-'эй-дээ-ээ-ээ. Конец слова поющий растягивает и делает ударение. Работа над “кылы?ахом” с детьми - очень кропотливая работа. Это работа опирается на методиках народных певцов и работников культуры Г.Г. Федоровой. Все упражнения проходят в игровой форме. Например: 1. Просыпание и зевание –аа, аа, аа; 2. “Позови друга” - ау, ау, ау. 3. “Смешинки” - 'и 'и, 'и 'и, 'и 'и… 4. Разные эмоциональные состояния (радость, гнев, плач ит.д.)
5. “Крики” - оо-'оо! Ээ-'ээ. (эхо). Пение “дьээ-буо” в олонхо занимает огромное значение. Каждый образ имеет свои своеобразные мелодии, темп. Например: пение мальчика Сорук Боллура, который быстрее всех доводит просьбы людям айыы айма±а, поется в быстром темпе. О'у-маата2! О'у-маата2! И тут же быстро исчезает. Песня туйаарыма Куо звучит очень грустно, немного протяжно ит.д. дети улавливают разницу звучания песен олонхо и стремятся передать состояние героев. Олонхо в младшем звене школы можно и нужно показывать как спектакль. Это очень хорошая методика приобщения детей к искусству перевоплощения. Олонхо считают театром одного человека, где исполнитель всех ролей олонхосут. По сценарию олонхо “Эрчимэн Бэргэн” С. Васильева, где герой в детстве идет играть и исчезает. Долго старики ищут сына, но не находят, однажды услышали стук копыт, вышли из юрты и видят богатыря. В нем они узнают своего сына. На радостях они созывают на ысыах всех, где сын говорит о том, что, однажды играя, он зашел во внутрь священного дерева испить желтой влаги и его отпарвляют в горы, где кузнецы его закаляют, дают одежду из серебра, коня отправляют домой. Он соорудил себе “урасу” и спит… Распределяются роли, дети учат слова из реплик, разучиваются танцы, готовятся декорации, костюмы, атрибуты. На протяжении спектакля несколько детей исполняют отрывки из олонхо, где по ходу просматривается сценическая часть. На протяжении многих лет нами были показаны спектакли по сюжетам олонхо “Эрчимэн Бэргэн”, “Батастаан Баатыр”, “М32рр Б33” и др. Каждое поколение детей раскрывает свой талант, играя образы героев, вживаются в них. После постановок дети это переносят в свои сюжетные игры, декламируя отрывок. Таким образом, дети впитывают в себя красоту олонхо. У каждого народа есть различные игры и игрушки, которые отличаются по виду и свойством материала. У нашего якутского народа имеются игрушки, вырезанные из тальника, дерева, бересты и конского волоса. У девочек были куклы, но без лица. В детстве наши предки играли этими игрушками, развивались в соответствии с природой. В.Л. Серошевский в книге “Якуты” пишет: “Игрушек у якутских детей чрезвычайно мало… Характерно, что у якутских детей я видел иногда изображения птиц, рыб, гусей, уток, разных зверей вроде зайца, но изображения лошадей я встречал как редкие исключения, равно как изображения медведя, волка и прочее, никогда не видел также детей, играющих изображением орла. Девочки играют куклами, более взрослые мальчики стреляют из луков или строят из палочек юрты и урасы…”. (Стр.515) особенно летом дети играли в разные игры, мальчики играли в игру “Сонордьут” угадывая след, таким образом готовили себяк охоте, а стрельба из лука меткости. Все игры детей отражают заботу
о домашних животных, об охоте подготавливая к экстремальным условиям, к труду. Богатыри олонхо тоже с детства играли в разные игры, но в основном стреляли из лука, о чем могут рассказать их имена, например: “Сильный стрелок Эрчимэн”, Меткий стрелок Млдьит.д. В современных условиях воспитания детей, когда выбор игр и игрушек очень велик, детские классические игры и сегодня актуальны, поэтому, все игры основанные на эпосе- сделаны именно опираясь на них. Это игры – путешествия, домино, лото, дидактические настольные игры, ит.д. Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр - в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно- драматическое. Посредством игр ребенку прививалось уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществлялось приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. Таким образом, игры готовят к трудовой деятельности, а труд завершается играми, забавами, общим весельем. Дети начинают играть очень рано, задолго до того, как придет в их жизнь Слово: с солнечным лучом, с собственными пальчиками, с маминой прической и т.п. Благодаря подобным играм ребенок узнает и познает себя шаг за шагом. Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Игра - это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества. В играх наиболее полно проявляются такие особенности народного воспитания, народной педагогики, как естественность, непрерывность, массовость, комплексность, завершенность. И что еще очень важно - в процессе игры дети очень рано включаются в самовоспитание, которое в данном случае происходит без заранее поставленной цели - стихийно. Цели же возникают в процессе игры, в связи с ней, попутно, в соответствии с результатом и достижениями. Игры настолько значимы в человеческой судьбе, что по ним можно судить о личности, характере, интересах, склонностях, способностях, установках человека. В играх, например, якутские мальчики с трехлетнего возраста начинают усваивать богатырские, боевые, воинские навыки и умения. Об этом свидетельствуют строки о Нюргун Воотуре, одном из наиболее любимых героев в Олонхо - так называется
эпос народа саха. С первых младенческих лет Он привык вверх ногами ходить, Он привык в недетские игры играть, Он как воин воспитан был. Итак, игры - не пустое занятие. Это первая школа для ребенка. Не случайно и сегодня представители старшего поколения - бабушки и дедушки, - обладающие большим жизненым опытом предостерегают не в меру строгих родителей: «Не мешайте детям играть! ». Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы: Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать. Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой или классом, особенно если помещение небольшое. Можно разделить малышей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и т.д. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка. Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и т.п. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве. Методика проведения игр очень проста, правила тоже, дети с удовольствием играют. Рассмотрим игру-путешествие “Путь богатыря Айыы Дьураастая”. Развивающая цель: развитие словарного запаса, воображения, чувства сопереживания у детей. Атрибуты к игре: изображение священного дерева “Аал Луук мас”, звукозаписи, атрибуты лошадей. Музыка: народная танцевальная музыка “Дьиэрэ2кэй”. Развитие игры: перед путешествием демонстрируется слайд о богатыре Айыы Дьураастай, ответы на вопросы по содержанию слайда, по ходу игры дети отправляются на помощь богатырю. Звучит музыка “Дьиэрэ2кэй”, дети идут по
кругу останавливаются около дерева “кэрэх мас”, завязывают “салама” (веревка из кусочков ткани), просят, чтобы путь прошел успешно. Затем на лошадях отправляются на поляну “загадок”, отгадывают разные загадки о природе. На пути останавливаются около дерева Аал-Луук Мас, просят силы, терпения, волшебного снадобья. Аал Луук мас раскрывается, выходит Аан Алахчын Хотун говорит благословение –алгыс, дает мэ2э уу-живую воду. Дорога приводит к бай±ал “Уот Кудулу” - озеро, которое горит огнем. На вопрос как переправляться на тот берег дети оприводят свои варианты. При помощи живой воды превращаются в “рыб”, и переплываются на тот берег. На берегу их встречает высокая ледяная гора. На вопрос как вскарабкаться на гору, после рассуждений превращаются в горностаев и делают имитирующие движения зверька. На горе стоит балаган и в ней девушка – Сыралыма Куо, плачет. Двери нет, как проникнуть во внутрь? Дети предлагают свои варианты, превращаются в ос и залетают во внутрь, девушку превращают в золотое колечко и обратно выходим тем же путем. Выходя из трубы превращаются все в журавлей и стерхов и летают под музыку домой на поляну олонхо. Дети все садятся на поляну, идет релаксация. Все очень довольны выполнением задания, потому что помогли герою олонхо. Следующие игры - это настольные игры которые сделаны по сюжетам олонхо “Айыы Дьура±астай”, “Кун Эрили”, “Дьырыбына Дьырылыатта”, “Ньургун Боотур Стремительный” и другие. Игры с классическим ходом, дети по очереди бросают кубики и передвигают по полю олонхо своих богатырей. Таким образом, дети знакомятся или закрепляют знание сюжета олонхо. Игра по сюжету олонхо “Кун Эрили” Степанова – Нооройо олонхосута Мегино-Кангаласского улуса. “Богатырь Кун Эрили” идет чтобы стать богатырем. На пути встречает птицу, которая кормит своих птенцов высоко на дереве. Эта птица дает за убитого оленя и медведя большое яйцо, которое Кун Эрили съедает и половиной яйца обмазывает себя. Далее на пути нашего героя встречается Уот Кудулу бай±ал, он превращается в железного балыка проходит через сети и выбирается на тот берег. На пути встречает девушку абаа'ы, убивает ее, приходит к кузнецу Кыта±ай Бахсы, который рассердился на него за то, что он убил девушку абаа'ы. Кун Эрили тут же завязывают к столбу, чтобы его сжечь. Богатырь молится, просит помощи с верхнего мира, его слова становятся птицей-снегирем и улетает в небо. Птица передает просьбу р2 Айыы, тут же на небе появляются грозовые тучи и заливают дождем огонь. Богатырь опять приходит к кузнецу и просит себе богатырского снаряжения. Богатырь, одевшись, идет далее совершать свои подвиги на благо своего народа айыы. Правило игры: 1. Первым ходит тот ребенок, у кого много цифр выпадет на кубике. 2. На красном кружочке ребенок идет обратно на один кружочек. 3. На желтом кружочке на 2 кружочка идет вниз.
4. На зеленом кружочке прибавляет 2 кружочка. 5. На голубом кружочке пропускает одну игру. Цель игры: Повторить путь богатыря Кун Эрили к кузнецу Куста±ай Бахсы; соблюдать правило игры, узнать какие препятствия ждут богатыря и как он их преодолевает. Оборудование к игре: Поле с сюжетом олонхо, кубик, фишки. Игра в домино “Орудие богатыря” знакомит детей с орудиями богатыря. Дети выкладывают игру на столе учатся правильно называть орудие, побеждает тот, у кого не остается карточек. Есть разные разрезные картинки с сюжетом олонхо, кубики деревянные, картонные наклеенные сюжет разных олонхо. В олонхо описываются разные облака их цвет, форма описываются цвет неба и др. дети играют в дидактические игры “Облака”, “Подворье”, “Утварь”, “Чорооны”, “Лошади”, “Украшения”. Настольные игры: “Лошади богатырей”, где дети учатся определять лошадей по масти, по описанию богатырских коней, убранство коней. Особенно этими играми увлекаются мальчики. Все дети хотят быть похожими в чем-то на героев олонхо. Например: “…Ты, избранный среди нас Могучий брат-исполин, Владеющий вороным конем, Стоя рожденным На грани небес, Стремительный Ньургун Боотур! Наше заклятье, наш завет Запомни прежде всего: Защити людей уранхай саха Добросердечных, с открытым лицом!... А ты не имеющий равных себе, Никогда не обижай, Никогда им горя не причиняй! Если ты людям зло принесешь,
Далеко отзовется оно, На потомство твое Подорим падет, Укором правнуков будет твоих, Бедой обернется им. Брата младшего и сестру Блюди, сбереги воспитай! Предназначено им судьбой Эту землю обжить, заселить”. (70 стр.) Этот отрывок из олонхо говорит о нравственном воспитании у народа саха: не бахваляйся силою, защити обиженных, не обижай никого, брата и сестру береги. Этот положительный образ богатыря влияет на детей, как он себя закаляет, как охотится, как защищая сражается с адьарай аймаа, как строит себе жилище и продолжает жизнь. Образ Туйаарыма Куо воспитывает такие нравственные качества у девочек: красота, скормность, отношение к своим родителям, другим людям. Помогает советом, чистоплотная, любящая, готовая к жертвам ради жизни на земле, не теряет надежды на освобождение от злого адьарая Уот У?утаакы. Отрицательные образы в олонхо: Уот У?утаакы, Кыыс Кыскыйдаан, их внешний вид: “…Его единственный глаз Землисто-мутно глядел… Разинув широкий рот Высунул он раздвоенный свой Зелено-синий язык Как змею в семь сажен длиной…”. “Прыгая на разветвленной ноге, Пронзительно закричав, Хвост дымовой, Падал вихровой, Плечи-ножницы, Пальцы-клещи,
Черный огнепышущий нос, Чертова дочь Кыыскыйдаан Куо…” (стр.171) Один внешний вид, их характер, готовность силой вырывать хорошее, прекрасное из айыы, рвать, разрушать жизнь людей все это, в детях воспитывает отрицательное отношение к таким проявлениям. Таким образом, олонхо имеет огромную воспитательную силу. Все работы по внедрению эпоса-олонхо, как воспитательный метод, без помощи и без сотрудничества с семьей не имеет полноценного значения. Для семьи, родителям, проводятся консультации, недели олонхо с целью повышения знаний об эпосе. Раньше при опросе родителей незначительная часть семей имела понятие об олонхо, а теперь большинство родителей с интересом относятся к проводимым мероприятиям. Неделя олонхо проводится в год один раз, где педагоги и родители принимают участие. - подвижные якутские игры-олонхо; - спектакль силами педагогов; - шитье и изготовление кукол-персонажей; - ледовые фигуры во дворе; - вечер олонхо; -защита проектов на темы олонхо. В старину, когда слышали олонхо в исполнении одного человека, дети, не дослушав, спали и, что интересно, такие дети быстрее впитывают сюжет и слова олонхо. Вырастая, они становились носителями эпоса. В современных семьях таких вечеров вокруг очага нет, но в будущем и это войдет в нашу жизнь. Эпос-олонхо через классические игры, игры-путешествия, через изобразительную, музыкальную трудовую деятельность детей, может глубоко проникнуть в кут (душу) ребенка и иметь значительное влияние на воспитание. В современных условиях использование классических игр на основе олонхо может развиваться компьютерными играми, что несомненно будет востребован в работе с детьми.