"Хочу всё знать!"

Автор: Кравченко Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №6" дошкольное отделение №11
Населённый пункт: Кабардино – Балкарская республика, город Прохладный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Хочу всё знать!"
Дата публикации: 24.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Рассмотрено Принять к действию

на Совете педагогов приказ № от _______________

Протокол № 1 директор МБОУ №Гимназия №6»

от 27.08.2015г. ______________ А.В.Долгова

ПРОГРАММА

дополнительного образования

по познавательному развитию

«Хочу все знать»

Опытно- исследовательская деятельность дошкольников
Подготовительная к школе группа (6-7 лет)
Разработчик:

Кравченко О.В.

воспитатель 1 квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №6» ДО№11


Городской округ Прохладный 2015-2016 учебный год

Содержание:

1.

Пояснительная записка
1.1. Концепция 1.2. Актуальность 1.3. Новизна 1.4. Цель 1.5. Задачи 1.6. Возраст детей 1.7 Продолжительность реализации программы 1.8. Формы и режим занятий 1.9. Ожидаемые результаты 1.10 Педагогическая диагностика (см. Приложение 1) 1.11. Формы подведения итогов программы
2.

Учебно-тематический план
(см. Приложение 2)
3.

Краткое описание тем
3.1.Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта 3.2 Преемственность
4. Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
4.1. Дидактический материал, техническое оснащение занятий
5. Список литературы
2

1.

Пояснительная записка

Концепция программы
Гуманистическая функция образования способствует обновлению педагогических технологий. Педагогические технологии ставят педагогов в позицию творчества и рефлексии, освоения способов индивидуального проектирования своей деятельности. Личностно ориентированные технологии призваны раскрыть индивидуально-творческий потенциал ребёнка, стимулировать его творческую активность. Они ориентированы не на волевое привлечение внимания ребёнка, а на ориентацию и обращенность к его эмоционально-мотивационной сфере. Гуманистические технологии учитывают факт неполной сформированности логического аппарата у детей, это и определяет их игровой и занимательный характер. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. 3нания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
 ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;  предлагает возможные решения;  проверяет эти возможные решения, исходя из данных;  делает выводы в соответствии с результатом проверки;  применяет выводы к новым данным;  делает обобщения.
Программа построена на основе следующих принципов:
 Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития  Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития  Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития  Принцип «развивающей интриги»  Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания  Принцип деятельного подхода к развитию личности  Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности  Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности  Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания)
1.2. Актуальность
А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека. Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом. 3

1.3.

Новизна
Разработана и апробирована система поисково-исследовательской деятельности как источник самостоятельного познания мира.
1.4.

Цель программы
Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.
1.5. Задачи программы
1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. 2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей). 3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия. 4. Поддержать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность.
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
 Закон РФ «Об образовании» от 10.02.92г. № 3266-1  Типовое положение «О дошкольном образовании»  Письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000г. № 65/32-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»  Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию детей и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»  Устав ДО  Программа развития ДО  Положение о кружковой работе  Приказ об организации кружковой работы ДО  Правила и нормы охраны труда, жизни и здоровья детей
1.6.

Возраст детей
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет Это определяется фазовым характером собственной активности ребенка. В этой фазе, т.е. в 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка.
1.7.

Продолжительность реализации программы
 Продолжительность реализации программы – 1года.
1.8.

Формы и режим занятий
Программа реализуется на занятиях кружка «Хочу все знать». Занятия кружка проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность занятий с детьми 6 – 7 лет не более 25 минут. Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков или с краткой словесной инструкцией (для читающих детей). 4

Ожидаемые результаты
В результате кружковых занятий: 1. Дети познакомятся: -с понятиями: отражение, вес, прозрачность, теплопроводность, плотность, упругость, эластичность, хрупкость; -с основными свойствами предметов: гладкий, шероховатый, сухой, твердый, сыпучий, рыхлый, плотный, гибкий; 2. Научаться следовать устным инструкциям, даваемым взрослыми; 3. Возникнет желание участвовать в опытно – экспериментальной деятельности; 4. Будет более развита поисково – познавательная деятельность; 5. Будут более развиты мыслительные операции и познавательные процессы; 6. Дети будут радоваться успехам своих товарищей, и стремиться помочь нуждающимся в помощи. После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и навыками:  быстрое включение в активный познавательный процесс;  самостоятельное пользование материалом;  постановка цели и нахождение путей ее достижения;  самостоятельность при поиске открытий;  проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;  настойчивость в отстаивании своего мнения;  расширение кругозора детей;  развитие критического мышления и речи;  развитость мускулатура пальцев;  проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.
1.9.

Педагогическая диагностика
(см. Приложение № 1)
1.10.

Формы проведения итогов реализации программы
 Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДО и их родителям;  Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на «Ярмарке педагогических находок».
2.

Учебно-тематический план
(см. Приложение № 2)
3.

Краткое описание тем

1 полугодие:
1 занятие: Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание экспериментальной деятельностью. 2 занятие: Вводное. Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента. 3 занятие: Опыт с водой «Плавает или тонет» 4 занятие: Опыт с водой «Какого цвета вода» 5 занятие: Опыт с водой «Чем пахнет вода» 6 занятие: Опыт с водой «Какую форму имеет вода» 7 занятие: Опыт с водой «В каком направлении давит вода» 8 занятие: Опыт с водой «Вода как растворитель» 9 занятие: Опыт с водой «Опыт с водой «Выпадение осадков в пресной и соленой воде» 10 занятие: Опыт с водой «Измерение температуры воды» 11 занятие: Опыт с водой «Лед – твердая вода» 12 занятие: Опыт с водой «Снег превращается в воду» 13занятие: Опыт с воздухом «Воздух есть везде» 14 занятие: Эксперимент «Лимон надувает воздушный шар» 15 занятие: Опыт с воздухом «Воздух сжимается» 16 занятие: Опыт с воздухом «Как обнаружить воздух» 5

2 полугодие:
1 занятие: Вводное. Закрепить правила работы в лаборатории. 2 занятие: Опыт с огнем «Работа с огнем» 3 занятие: Эксперимент «Живая тень» 4 занятие: Опыт с магнитом «Магнит и стрелка» 5 занятие: Фокус с магнитом 6 занятие: Опыт с магнитом «Сила притяжения магнитов» 7 занятие: Опыт с магнитом «Все тела притягиваются друг к другу» 8 занятие: Эксперимент «Подводная лодка из яйца» 9 занятие: Научный опыт «Своды и тоннели» 10 занятие: Эксперимент «Куда девались чернила» 11 занятие: Эксперимент «Как проткнуть воздушный шар без вреда для него» 12 занятие: Опыт для большой истории «Извержение вулкана» 13 занятие: Опыт для большой истории «Всемирный потоп» 14 занятие: Опыт с растениями «Откуда взялись растения» 15 занятие: Опыт с растениями «Как растение ищет свет» 16 занятие: Опыт с растениями «Как питаются растения» 17 занятие: Опыт с растениями «Как вянут стебли растений»
3.1. Соответствие требованиям государственного образовательного стандарта
Работа кружка «Хочу все знать» основана на нормативных документах, в том числе:  Приложение 2 к Приказу Министерства образования РФ от 22.08.96 № 448 «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении»;  Устав МБОУ «Гимназия №6» «Детский сад № 11 «Сказка».
3.2. Преемственность
Программа кружка предполагает:  Сформированность деятельности экспериментирования дошкольника;  Сформированность личности ребенка;  Основу для дальнейшего знакомства детей начальной школы с естественнонаучными представлениями.
4.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
В работе кружка применяются исследовательские методы обучения:  Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений);  Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск)
4.1. Дидактический материал и техническое оснащение занятий


Основное оборудование:  приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);  разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;  разнообразный природный материал ; утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, ткани, пластмассы и др.);  технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди и т.п.);  разные виды бумаги; красители (пищевые и непищевые);  медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);  прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.). 6
Дополнительное оборудование:  специальную одежду (халаты, фартуки);  контейнеры для сыпучих и мелких предметов;  карточки-схемы проведения эксперимента;  индивидуальные дневники экспериментов;  правила работы с материалом;
5.

Список литературы
1. «Программа образования в детском саду школы свободного развития личности на основе педагогической технологии Марии Монтессори»; 2. «Ребёнок в мире поиска» О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина; 3. «Методика проведения учебных исследований в детском саду» А.И.Савенков; 4. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» Л.Н.Прохорова; 5. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» А.И.Савенков. 7
Приложение № 1
Педагогическая диагностика
Показателями уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью являются:
Уровни

Отношение к

эксперимен-

тальной

деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий
Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознано выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. Формулирует в речи достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы.
Средний
В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы. Может сформулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Низкий
В большинстве случаев ребенок не проявляет активный познавательный интерес. Не видит проблему самостоятельно. Ребенок не высказывает предположения, не может выстроить гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого). Пассивен при планировании деятельности совместно с взрослым Самостоятельно готовит материал для экспериментиро-вания, но не учитывает их качества и свойства. Не проявляет настойчивость в достижении результатов. Не может сформулировать выводы самостоятельно только по наводящим вопросам. Овладение детьми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками фиксирует в таблице в начале и конце года. № п/п Ф.И. ребенка Отношение к эксперимен- тальной деятельност и Целеполагани е Планировани е Реализация Рефлексия 8
Приложение № 2
Учебно – тематический план



заняти

я

Перечень тем

Количество занятий

Дата

Теоретичес

кое

Практиче

ское

1 полугодие:

2

12
1. Выбор названия кружка. Заинтересовать детей новым видом деятельности. Вызвать желание экспериментальной деятельностью. 1 - 2. Вводное. Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента 1 -
Опыты с водой
-
10
3. «Плавает или тонет» - 1 4. «Какого цвета вода» - 1 5. «Чем пахнет вода» - 1 6. «Какую форму имеет вода» - 1 7. «В каком направлении давит вода» - 1 8. «Вода как растворитель» - 1 9. «Опыт с водой «Выпадение осадков в пресной и соленой воде» - 1 10. «Измерение температуры воды» - 1 11. «Лед – твердая вода» - 1 12. «Снег превращается в воду» - 1
Опыты с воздухом
-
2
13. «Воздух есть везде» - 1 14 «Лимон надувает воздушный шар» - 1
2 полугодие:

3

14
1. Вводное. Закрепить правила работы в лаборатории 1 -
Опыты с огнем

1

2
2. «Работа с огнем» - 1 3. «Живая тень» - 1
Опыты с магнитом
-
4
4. «Магнит и стрелка» - 1 5. «Фокус с магнитом» - 1 6. «Сила притяжения магнитов» - 1 7. «Все тела притягиваются друг к другу» - 1 9

Научные опыты

1

4
8. Подводная лодка из яйца» - 1 9. «Своды и тоннели» - 1 10. «Как проткнуть воздушный шар без вреда для него» - 1 11. «Куда девались чернила» - 1
Опыты для большой истории
-
2
12. «Извержение вулкана» - 1 13. «Всемирный потоп» - 1
Опыты с растениями
-
4
14. «Откуда взялись растения» - 1 15. «Как растение ищет свет» - 1 16. «Как питаются растения» - 1 17. «Как вянут стебли растений» - 1
Всего занятий: 31

5

26
10

Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

(знания, умения и навыки)

на начало 2015-2016 учебного года.



п/

п

Ф.И. ребенка

Отношение к

эксперимен-

тальной

деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Вывод:
____________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 11
В – С – Н –
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью

(знания, умения и навыки)

на конец 2015-2016 учебного года.



п/

п

Ф.И. ребенка

Отношение к

эксперимен-

тальной

деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Вывод:
_______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ 12
_______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ В – С – Н – 13