"Разработка программы самосовершенствования педагогического мастерства"

Автор: Кирикова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР Д-с № 127
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Разработка программы самосовершенствования педагогического мастерства"
Дата публикации: 24.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
« Разработка программы самосовершенствования педагогического мастерства»
Содержание
Введение........................................................................................................................... 1. Понятие и функции профессионально-педагогической компетентности воспитателя...................................................................................................................... 2. Педагогическое мастерство воспитателя и пути его самосовершенствования..... Заключение....................................................................................................................... Список использованных источников............................................................................. Приложение
Введение
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. Современное состояние образования - реформирование. Изменения претерпевают все ступени: дошкольная, школьная, средняя и высшая профессиональная. Образование становится приоритетным направлением государственной политики. Всё это вселяет надежду на повышение качества образования, выход дошкольного образования на новый уровень. Процесс стандартизации частично коснулся и системы дошкольного образования. В 1996 году Министерством образования РФ были утверждены «Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении». Согласно приказу МО РФ (№ 448 от 22.08.1996г) устанавливалось, что указанные требования действуют до введения государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Через десять лет (1 декабря 2007г) в ФЗ
«Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми в сфере дошкольного образования устанавливаются не ФГОС, а только две группы федеральных государственных требований:  к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;  условиям ее реализации. Мы стоим на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования, потому что на смену Временным (примерным) приходит самый настоящий Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На развитие всего перечисленного направлена деятельность методических служб. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования.
1. Понятие и функции профессионально-педагогической компетентности

воспитателя
Современность диктует новые требования к профессиональной подготовке воспитателя дошкольных учреждений. В существующих условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности воспитателя являются не столько специальные знания, владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности. В настоящее время в российском образовании происходит смена педагогической парадигмы. От педагогической культуры техногенной
цивилизации общество переходит к гуманистической педагогической культуре антропогенной цивилизации [3]. В связи с этим ориентация на готовые знания в образовании уступает место ориентации на личностные смыслы, репродуктивные способы усвоения культурного наследия – творческим, коллективные формы обучения – групповым и индивидуальным, авторитарный стиль педагогического общения – диалогу и сотрудничеству. Концепцией дошкольного воспитания определяются принципиально новые направления государственной политики как в обновлении содержания системы дошкольного образования, так и гуманизации целей и принципов работы с детьми. Согласно новому социальному заказу требуется кардинальное изменение характера подготовки педагогических кадров, которые должны успешно решать поставленные профессиональные задачи, обеспечивать защиту прав ребёнка на нравственное, психическое и физическое здоровье. Такой переход к личностно ориентированному типу образования невозможен без определенного уровня педагогической культуры педагога, воспитателя [3]. Одной из основных целей образования является компетентность человека. Компетентность — способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно применять свои знания. Фактически компетентность — способность человека решать проблемы. Компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и людях. В сфере образования различается профессиональная и общекультурная компетентность. Профессиональная компетентность — способность человека решать проблемы в своей профессиональной области. Профессиональная деятельность человека в современном мире осуществляется на основе науки, техники и технологии. Компетентность в любой профессиональной области имеет неотъемлемую социально культурную, гуманитарную компоненту. Общекультурная компетентность — это компетентность человека за пределами
его профессиональной сферы. Эту цель преследует общее образование, непрофессиональное гуманитарное образование, многие компоненты непрерывного образования, образования для взрослых и т. п. [9] В разных областях профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-творческих понятий. Это такие понятия, как знания, умения, навыки, творческое мышление, теоретическое мышление, способность принимать решение в нестандартных условиях и т.д. К педагогической культуре педагога относят педагогическую направленность, она определенным образом соотносится с направленностью личности. По Н.В. Кузьминой личностная направленность — один из важнейших субъективных факторов достижения вершин профессионального мастерства. Направленность личности — это «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека». Н.В. Кузьмина добавляет к педагогической направленности интерес к обучающимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей [6]. Она считает, что три типа направленности обусловливают выбор главных стратегий деятельности: 1) истинно педагогическая; 2) формально педагогическая; 3) ложно педагогическая. Только первая обеспечивает высокую эффективность деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог» [6].
В педагогическую направленность как высший уровень включается призвание, которое соотносится в своем развитии с потребностью к избранной деятельности. Выделяют три уровня педагогической культуры: репродуктивный; профессиональноадаптивный; профессионально-творческий. Рис. 1. Профессиональная компетентность К важным профессиональным качествам педагога можно отнести:  владение методикой преподавания учебной дисциплины (предмета); психологическая подготовка;  педагогическое мастерство и владение технологиями педагогического труда;  организаторские умения и навыки;  педагогический такт (концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя);  педагогическая техника;  владение технологиями общения и ораторского искусства;  научная увлеченность;  любовь к своему профессиональному труду (добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных
результатов, постоянно растущие требования к себе, к своей педагогической компетентности);  высокая эрудиция;  высокий уровень культуры;  эргономическая подготовка;  информационная культура;  профессиональный потенциал;  стремление постоянно повышать качество своего труда;  умение поставить дидактическую и найти оптимальный путь ее достижения;  изобретательность;  систематическое и планомерное повышение своей профессиональной компетентности, готовность к самостоятельному разрешению любых ситуаций и др. [14] К личностным качествам педагога относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость, человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, справедливость, обязательность, щедрость, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная культура, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, гуманность, душевная чуткость, чувство юмора, сообразительность, выдержка и самообладание, требовательность к себе и к своим воспитанникам и др. [11] С учетом вышеизложенного, педагогический потенциал можно представить следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Структура профессионального потенциала педагога Педагогическая профессия – это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями. Особенности педагогической профессии проявляются в её целях и результате, функциях, характере труда педагога и характере взаимодействия участников педагогического процесса (педагога и ребёнка) [16].
2. Педагогическое мастерство воспитателя и пути его

самосовершенствования
В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми. Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). Педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправленный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Поскольку педагог для ребенка – значимая фигура, на него ложиться ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Исследуя профессиональную
компетентность педагога, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, Н.Н. Тулькибаева, А.И. Щербаков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации. Конкретизируя понимания сущности профессионализма применительно к профессионально – педагогической деятельности, О.М. Краснорядцева определяет профессионала педагога как человека, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя. Методическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, который проявляется в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства воспитания, обучения и развития человека [3]. С технологической точки зрения методическое мастерство – это система, основными компонентами которой являются:  высокий уровень общей и педагогической культуры;  гуманистическая направленность;  профессиональная компетентность (т.е. система профессиональных знаний и умений, а также профессиональные качества);  творческие способности. В современном мире, когда очень быстро меняются социально- экономические условия жизни общества, педагог должен отвечать этим новым условиям, ему необходимо постоянно учиться, повышать свою квалификацию, расширять кругозор. Как никакая другая профессия педагога требует непрерывного самосовершенствования и пополнения знаний. В помощь педагогам существует система повышения квалификации педагогических кадров: институты усовершенствования учителей, научно-
методические центры, институты повышения квалификации, методические объединения и другие. Методическая работа образовательного учреждения должна быть направлена, прежде всего, на всестороннее повышение квалификации и методического мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала в соответствии с его интересами и запросами. Реализация данных задач осуществляется посредством различных форм повышения квалификации педагогов. Одной из главнейших форм повышения методического мастерства педагогов является педагогический совет . На педсоветах обсуждаются планы образовательной деятельности, заслушивают информацию, отчеты педагогов, выступления организаций и учреждений, взаимодействующих с учреждениями дополнительного образования по вопросам воспитания и образования детей и т.д. [15] Методическое объединение – традиционно существующее и наиболее распространенное объединение педагогов одного или нескольких близких профилей деятельности. Педагоги, прежде всего, занимаются методической работой: разработкой или изучением методики по предмету, обсуждением актуальных проблем, различных приемов, методов, форм, методик, технологий обучения. Основные формы работы МО: заседания с выступлениями; обзор новинок методической литературы; подготовка мероприятий, конкурсов; методическая учеба педагогов и другое. Одна из форм повышения методического мастерства – школа молодого педагога, задачами которой являются:  учить молодых педагогов правильной организации занятия, оформлению документации;  обеспечивать необходимой методической литературой;  учить оценке и контролю знаний, самоанализу и многое другое [14]. Следующая форма повышения квалификации педагогов – курсовое обучение. Курсы очень насыщенны информационно. Помимо обучения по
запланированным темам, огромное значение имеет общение слушателей курсов между собой, обмен идеями, практическим опытом. Особое место в росте методического мастерства всех педагогов занимает самообразование, в процессе которого возможно расширить и углубить знания во всех, интересующих педагога областях. Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным, групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной и осуществляться в тех объемах и темпе, которые необходимы каждой личности. А это возможно лишь в условиях самостоятельной, самообразовательной деятельности. Самообразование всегда было средством сохранения профессиональной компетентности [13]. Самообразование представляется неотъемлемым элементом формирования личности, активизация которого во многом определяет уровень интеллектуального и профессионального развития педагога. В ряду профессионально-личностных качеств воспитателя должна присутствовать активность в самообразовании как интегральная характеристика личности, обеспечивающая достижение качества педагогического труда. Таким образом, активная работа учителя над темой по самообразованию с целью непрерывного пополнения знаний обеспечивает ему достижение высоких результатов в профессиональной деятельности и общественной активности. В связи с этим самообразование учителя видится как форма приобретения знаний и практических умений, организуемая по его инициативе и при научно- методическом сопровождении методистов и преподавателей учреждения дополнительного профессионального образования с целью поддержки и активизации работы над индивидуальной методической темой. Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к повышению квалификации воспитателя на курсах в учреждении дополнительного профессионального образования, направленные на оказание учителю помощи и поддержки в планировании его работы над индивидуальной методической
темой и в организации систематической поисково-познавательной деятельности, составляют основу научно-методического сопровождения этапов активизации самообразования учителя на курсах повышения квалификации. Соответственно научно-методическое сопровождение этапов активизации самообразования учителя в учреждении системы повышения квалификации определяется как особая форма деятельности методистов и преподавателей учреждений дополнительного профессионального образования, являющаяся важным педагогическим условием повышения уровня самообразования воспитателя, которое обеспечивает [12]:  проведение диагностики и самодиагностики достижений и профессиональных трудностей воспитателя с целью определения направлений самообразования;  осуществление воспитателем выбора форм, видов консультирования, технологий решения поставленных задач обучения и присвоения нового продуктивного опыта самообразования по окончании курсов повышения квалификации. Специфика научно-методического сопровождения этапов активизации самообразования воспитателя в учреждении системы повышения квалификации должна состоять в гибком реагировании на исходный уровень самообразования учителя, обеспечивая:  корректировку содержания обучения (программы курсов), ориентированного на развитие интереса слушателя к постоянному самообразованию, и введение вариативных курсов, позволяющих слушателю приобрести теоретические знания и практические умения анализа и обобщения собственного педагогического опыта, получить навыки моделирования педагогических ситуаций и проектирования эффективного учебного занятия или системы работы;  выполнение воспитателем проекта (индивидуально или в группе) в ходе практических занятий и самостоятельной поисково-познавательной деятельности в рамках предоставленного дополнительного, свободного от основных занятий, времени;
 консультирование воспитателя по вопросам презентации и издания авторских пособий, методических рекомендаций, программно-дидактических материалов и по подготовке воспитателя к аттестации;  подготовку и проведение творческих мастерских, мастер-классов и круглых столов по обмену педагогическим опытом по теме самообразования. Результатом постоянной работы воспитателя «над совершенствованием своей личности как профессионала является адаптирование своих индивидуально-неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное совершенствование нравственных и других социальных свойств личности» [8]. Одним из важнейших требований к педагогической деятельности воспитателя является владение информационно- коммуникационными технологиями. Однако хотя в существующей системе повышения квалификации работников образования происходят заметные перемены (изменяются цели, содержание и методы, прежде всего, курсовой подготовки), в то же время особого внимания требует организация самообразования воспитателя с использованием информационных технологий в ходе его обучения на длительных курсах повышения квалификации. Самообразование представляется неотъемлемым элементом формирования личности, активизация которого во многом определяет уровень интеллектуального и профессионального развития педагога. Широко практикуется и такая форма повышения квалификации педагога как семинар. На семинарах педагоги знакомятся как с теоретическими выкладками, так и с результатами творческой деятельности своих коллег. Семинар обычно состоит из двух частей: теория и практика. Такая форма семинара способствует развитию творческого потенциала и профессионализма педагога, так как каждый может высказать свое мнение, соображения по поводу увиденного или услышанного, дать оценку практикуму, ознакомиться с передовым опытом.
Открытые уроки , взаимное посещение занятий – также являются формами повышения педагогического мастерства. Педагоги демонстрируют коллегам, родителям обучающихся то, чему научили детей. По окончании проходит обсуждение находок педагога, подводятся итоги - результативность занятия и творческого роста обучающихся, звучат пожелания и предложения педагогу [11]. Школа передового педагогического опыта – это обобщение, систематизация, описание и распространение достижений педагога с учетом:  высокой эффективности и результативности;  длительности функционирования опыта;  возможности воспроизведения данного опыта другими педагогами. Основными методами изучения и обобщения передового опыта педагогов являются: наблюдение, опрос, беседа, изучение рабочих материалов, литературы. Распространение передового опыта осуществляется в устных формах (наставничество, практикумы и другие), так и в литературных формах (статьи, методические рекомендации, разработки и другие) [13]. Огромную роль в повышении методического мастерства педагога играет аттестация. Это оценка деятельности педагога, «контрольный срез» его достоинств и недостатков. Продвижение педагога на более высокий разряд – показатель его профессионального роста. Успешным результатом методического мастерства педагогов является результативность их деятельности. Стремясь к успеху, нужно всегда помнить об этой прописной истине. Если конечно не считать успехом скромное, тихое существование без лишних забот и тревог. Каждый может, приложив определенные усилия, расширить пределы своих возможностей. Не всегда всё получается сразу. Но если не сдаваться, не опускать руки, то усилия вознаградятся. И тогда ученик увидит «в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека», как заметил В.А.Сухомлинский [2].
Ежегодно педагог работает над своим методическим мастерством. У каждого педагога свои идеи и находки, собственные результаты педагогической деятельности, но если с ними знакомятся коллеги-профессионалы, то идеи будут развиты, а педагогические находки помогут преодолеть любые трудности [4]. Повышение квалификации для педагога является не основной деятельностью, а лишь средством разрешения профессиональных проблем. Поэтому предоставление ему своевременной действенной помощи в развитии умений и навыков использования современных педагогических технологий (в том числе информационно-коммуникационных) для осуществления поиска, генерации и презентации необходимой информации будет способствовать активизации самообразования и достижению качества педагогического труда.

Заключение
Становление новой системы дошкольного образования требует радикального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности. Современное образование характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию. Таким образом, перечислим условия профессионального роста воспитателя:  Самообразовательная работа  Чтение методической, педагогической и предметной литературы.  Обзор в Интернете  Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.  Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.  Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.  Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.  Изучение информационно-компьютерных технологий.  Общение с коллегами в МДОУ, городе и в Интернете.  Участие в конкурсах в Интернете.  Помещение своих разработок на сайтах в Интернете. Результативность: Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно- практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

Список использованных источников
1. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Метод. Пособие / К.Ю.Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с. 2. Горюнова, Т.М. Развитие управленческой культуры будущего педагога дошкольного образования : дис. ... канд. пед. наук / Т.М. Горюнова. – Нижний Новгород, 2002. – 221 с. 3. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура педагога / И.Ф.Исаев. - М.: Издательский центр "Академия",201 .- 208с. 4. Исакова, Л. Методические рекомендации по самообразованию воспитателя в современных условиях / Л.Исаева //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - 2005. 5. Кокоткина, О. Как организовать работу по самообразованию / О.Кокоткина// Дошкольное воспитание. - № 8. – 2004.- С. 36. 6. Кузьмина, Н. В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. – Л.: ЛГУ, 1970. – 114 с. 7. Левитас, Д. Г. Школа для профессионалов или семь уроков для тех, кто учит – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001. - 256 с. С.42. 8. Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П.Н.Лосев. – М.: ТЦ Сфера, 200.5 – 160 с. (Приложение к журналу “Управление ДОУ”) 9. Малютенко, Л.Н. Формирование гуманно-личностной культуры будущего воспитателя на первой ступени педагогического образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Н. Малютенко. – Смоленск, 2000. –221 с. 10. Мягченкова, Л. Проектная деятельность в управлении развитием муниципальной системы образования/ Л.Мягченкова // Дошкольное воспитание. - № 6. – 2003. С.39.
11. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, [и др.] // Под ред. В.А.Сластенина – М.: «Академия», 2006. - 576с. 12. Сторожева, Т. Система работы по самообразованию в рамках методической работы ДОУ / Т.Сторожева //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2008. 13. Ступени мастерства // Под ред. Борисевич А.Р.. – Минск: Красико- Принт, 2008. С.55. 14. Хохлова, О. Формирование профессиональной компетентности педагогов / О.Хохлова // Справочник старшего воспитателя дошкольного образования. – 2010. - №3. – с.5 15. Эверт, Н.А. Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования / Н.А.Эверт. – Красноярск, 2004. – 123 с. 16. Яковлева, Г. Как оценить профессиональную компетентность педагога / Г.Яковлева //Дошкольное воспитание. - 2009. - № 10 – с.14-17.