"На урок с Иваном Буниным"

Автор: Миргородец Наталья Павловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГБОУ "Ачинский торгово-экономический техникум"
Населённый пункт: город Ачинск, Красноярский край
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Тема: "На урок с Иваном Буниным"
Дата публикации: 25.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Министерство образования и науки Красноярского края краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«АЧИНСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Наталья Павловна Миргородец

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для проведения урока



по дисциплине «Русский язык и литература»

на тему: «На урок с Иваном Буниным»


Ачинск, 2016г. 1
2
А.Т.Твардовский, сам большой художник слова, считал, что каждый молодой писатель «в начальной своей поре должен пройти Бунина. Это научит его постоянному чувству великой ценности родной речи , умению отбирать нужные и незаменимые слова, привычке обходиться малым их числом для достижения наибольшей выразительности ...». Хочу рассказать , как я со студентами изучала тему «Простое предложение» и «проходила» Бунина . С чего начать ? Прежде всего собрать материал о Бунине. Для этого студенты снова читают эссе К.Паустовского о Бунине в «Золотой розе». Отрывки из прозы Паустовского им уже известны: с уроков литературы. Перед изучением темы «Простые предложения» я даю диктант, который подведет итог повторению в начале года и отчасти введет в мир И.А.Бунина.
О Бунине
Поэзия и проза Бунина-это лирика родных мест, мотивы деревенской и усадебной жизни, тонкая живопись природы. Редкостью выразителен бунинский язык. Рассказывают, что, слыша похвалы своему языку, Бунин обычно отшучивался: «Какой такой особый язык у меня; пишу русским языком, язык, конечно, замечательный, но я-то тут при чем?». Да , он писал на родном языке, но писал по-особому, по-бунински . Своих читателей Бунин делает как бы своими земляками , уроженцами его родных мест с их хлебными полями , синей черноземной грязью весенне- осенних дорог, с овражками, заросшим дубняком, со степными, покалеченными ветром лозинами (ракитами) вдоль деревенских улиц, с березовыми и липовыми аллеями усадеб и тихими луговыми речками. Когда он выводит нас в раннее весеннее легко морозное утро на подворье захолустной усадьбы, хрустит ледок, натянутый над вчерашними лужицами, или в грустный, поредевший осенний сад, полный запахом мокрой листвы, или в крутящуюся ночную вьюгу, - все это приобретает для нас натуральность и лично пережитых мгновений. (По А.Твардовскому). 3
Каждый рассказ , каждая повесть, каждое стихотворение Бунина – это раздумье писателя, раздумье о жизни, о мире, обо всем, чем живет человек, и, конечно, о России. Он любит свою страну, любит темные аллеи и поля с поющими жаворонками, зимние вьюги и апрельские светлые вечера. Бунин -необыкновенный мастер пейзажа России. Эту любовь к своей стране должны почувствовать мои студенты, увидеть мир глазами великого мастера слова, восхититься и цветами , и шмелями, и травой , и колосьями , удивиться тому , что видит писатель, увидеть необыкновенное в обыкновенном. И полюбить «до боли в сердце», землю, на которой они живут. Полюбить писателя, который дает возможность насладиться тем, как «работает» слово. -Нет, - скажет Бунин,- Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски жадный взор подметит, А то, что в этих красках: Любовь и радость бытия И счастье, конечно, в радости бытия, в том, что часто мы не ценим, счастье – жить, видеть огромное небо, траву в росе, ощущать свежесть осенних и зимних дней («О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду …»). Не ошибусь, если скажу, что любую тему в модуле «Русский язык» можно изучать по бунинским произведениям. А уж тему «Простое предложение» сам Бог велел сделать на Бунине. Как работать с параграфами, как – с упражнениями ? Все положения теории показываю на примерах из произведений И.А.Бунина. Упражнения использую для самостоятельных и зачетных работ, некоторые задания упражнений прошу выполнить на материале бунинских произведений. Например: порядок слов, опорная запись при повествовании – подлежащие + сказуемое, описание – сказуемое + подлежащие; мое задание: покажите это на примерах из Бунина. 4
Вот, например, материал для объяснения темы «ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ». Перед анализом стихотворения «Не видно птиц. Покорно чахнет...» читаю: «Прохладный , хмурый осенний день. В ясной поляне моросит дождь, и березы стоят влажные, матово-белые. Двое гуляют по роще и оживленно беседуют. Одному перевалило уже за семьдесят. Но он в своем тяжелом драповом пальто живо прыгает через лужи и канавы, встряхивает капли дождя себе на голову, ласково гладит березовые стволы. Говорит молодому собеседнику: - Недавно прочитал где-то стихи : «Грибы сошли, но крепко пахнет во врагах сыростью грибной» . И восклицает: «Очень хорошо , очень верно!» Это Лев Николаевич Толстой. Его собеседника зовут Алексей Максимович Горький. А стихи, восхитившие Толстого, написал Иван Алексеевич Бунин. (В.Приходько). Запишем стихотворение Бунина, отметим, чем могут быть выражены подлежащие, чем - сказуемые. Ну прежде всего надо говорить о смысле стихов, их настроении, их ритмическом и синтаксическом строе. Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, пустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея , Чернеет темная листва. А в поле ветер. День холодный 5
Угрюм и свеж – и целый день Скитаюсь я в степи свободной, Вдали от сел и деревень. И убаюкан шагом конным, С отрадной грустью внемлю я, Как ветер звоном однотонным Гудит – поет в стволы ружья. При изучении главных членов предложения студенты должны уметь находить их, уметь определять тип сказуемого, но самое главное, как мне кажется, уметь разобраться в том, почему именно такое подлежащие или такой тип сказуемого использует автор, писатель, художник слова. Вообще – то все положения параграфа, посвященного подлежащему и способам его выражения, можно дать только на миниатюрах И. А.Бунина: «Ущелье», «Первая любовь», «Муравский шлях», «Ужас», «Журавли» и др. Если объяснение идет традиционно – с привлечением примеров разных авторов или примеров, которые даны в учебнике, то миниатюры И.Бунина можно использовать как объяснительные, предупредительные диктанты или как мини – изложения хорошо передают студенты содержание, смысл миниатюр И.А.Бунина «Ужас», «Комета». При изучение второстепенных членов предложения, при синтаксическом разборе предложений из произведений Бунина показываю роль обстоятельства. 1) Две галки звонко и радостно сказали что –то друг другу .Одна из них с разлету опустилась на самую верхнюю веточку густо-зелёной , стройной ели, закачалась, едва не потеряв равновесия, - и густо посыпались и стала медленно опускаться радужная снежная пыль. Галка засмеялась от удовольствия, но тотчас же смолкла… Солнце поднимается, и все тише становится на просеке …. 6
2) Дышит Илья чистым полевым ветром, слушает хохлатых жаворонков, распевающих над полями, в облаках, бесконечном просторе. Степь вокруг, куда не кинь взор, зеленая, ровная, вольная. И ни души в степи, ни кустика, ни деревца, - только далеко впереди машет, как утопающий руками, чья-то мельница. (Здесь мы обязательно вспоминаем и чеховскую «Степь».) Задание: Спиши текст, озаглавь, подчеркни ключевые слова. Определи, чем выражены дополнения и обстоятельства. Определить тип сказуемых. Удивителен весенний расцвет дерева. А как он удивителен, если весна дружная, счастливая! Взглянув на дерево однажды утром, поражаешься обилием почек, покрывшим его за ночь. А еще через некий срок внезапно лопаются почки – и черный узор сучьев сразу осыпает несметные ярко- зеленые мушки. А там надвигается первая туча, гремит первый гром, свергается первый теплый ливень – и опять, еще раз совершается диво: дерево стало уже так темно, так пышно по сравнению со всей вчерашней голой снастью, раскинулась крупной и блестящей зеленью так густо и широко, стоит в такой красе и силе молодой крепкой листвы, что просто глазам не веришь. Бунинские тексты дают благодарный материал для комплексного анализа. 1)…Опять величественно загремело где-то, в бездонной пустой вышине, вокруг меня что-то крупно и быстро зашуршало, запахло мокрой свежестью весенней зелени.. Прямой , редкий дождь длинными стеклянными нитями засверкал из нового большого облака, бесконечно высоко вставшего над самой моей головой своими снежными клубами, и по недвижной и ровной поверхности зеркально-белой воды, быстро шумя и пестрея ее темными точками ,запрыгали бесчисленные грозди. 2) РОЗЫ Блистая, облака лепились 7
В лазури пламенного дня Две розы под окном раскрылись- Две чаши, полные огня. В окно, в прохладный сумрак дома, Глядел зеленый знойный сад, И сена душистая истома Струила сладкий аромат. Порою, звучный и тяжелый, Высоко в небе грохотал Громовой гул… Но пели пчелы, Звенели мухи – день сиял. Порою шумно пробегали Потоки ливней голубых … Но солнце и лазурь мигали В зеркально-зыбком блеске им.- И день сиял, и млели розы, Головки томные клоня, И улыбалися сквозь слезы Очами, полными огня. Часто практикую письмо наизусть с дополнительными заданиями (например: подчеркнуть второстепенные члены, определить их роль в тексте). УРОК. ОПРЕДЕЛЕНИЕ.ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОГЛАСОВАННЫЕ И НЕСОГЛАСОВАННЫЕ. 1. Начало урока – запись предложения из прочитанного стихотворения Бунина о русском языке (1915г.): 8
Умейте же беречь, Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь. Разбираем предложения, повторяя при этом материал предыдущих уроков. 2. Находим определение , повторяем все, что известно об определении. «обыгрываем» сразу все термины: почему второстепенный член предложения назван определением, что значит согласование, согласие, согласованные, что значит нет согласия, несогласие, несогласование. 3. Записываем один из текстов и на его материале решаем все вопросы по теме урока , комплексно повторяем все встречающиеся здесь орфограммы и пунктограммы , говорим о средствах художественного изображения. 3.1…Перепрыгнув через канаву, которая отделяла поле от лесной опушки, мы пошли по лесу, вошли в его августовское, светлое, легкое, уже кое-где желтеющее, веселое и прелестное царство… Мы шли то под старыми березами, то по широким полянам, на которых вольно и свободно стояли могучие ветвистые дубы, уже далеко не такие темные, как летом, с поредевшей и подсохшей листвой. Мы шли в их пестрой тени, дыша их сухим ароматом, по скользкой, сухой траве и глядели вперед, где жарко сияли более открытые поляны, а за ними канареечно желтела и трепетала небольшая чаша молодой кленовой поросли. 3.2 Вода в пруду была чистая, прозрачная ,особая лесная вода, как есть вообще нечто особенное в этих одиноких лесных прудах, почти никогда никем, кроме птиц и зверей, не посещаемых. В ее светлой бездонности, похожей на какое-то зачарованное небо, спокойно отражались, тонули верхушки окружавшего ее березового и дубового леса, по которому с легким лепетом и шорохом тянул ветер с поля. («Жизнь Арсеньева»). 9
4. После работы с параграфом учебника «собираем» известные примеры с определениями из произведений И.Бунина. А на примере отрывка из «Веселого двора» разбираемся в однородных и неоднородных определениях. И по меже , и во рву под межою – всюду пестрели цветы … «Хорошо!» – подумала она. И задумчиво – грустной улыбкой стала рвать цветы: нарвала, набрала в свою темную грубую руку большой пестрый пук, нежный, прекрасный, пахучий, ласково и жалостно глядя то на него, то на эту плодородную , только к ней одной равнодушную землю, на сочной и густой зелено-оловянный горох, перепутанный с алым мышиным горошком. …Ветер нес над полями убаюкивающие трели жаворонков. Убегала в поля зеленая межа. Не мало росло на ней ромашки, золотой куриной слепоты, бархатисто-лиловых медвежьих ушек, малинового клевера, («Веселый двор»). Студенты определяют , какие из предложений конкретизируют предмет по качественному признаку, по действию, по времени, по отношению к другому предмету, по принадлежности. Однородные и неоднородные определения. Обособленные определения. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМИ. Главное в этом уроке – предельная четкость . Содержание урока в трех главных положениях, в какой-то степени знакомых студентам. Достаточно большой объем анализируемых предметов отчасти поможет в изучении всех указанных в заголовке тем. 1.Определение бывают однородными – и тогда мы ставим между ними запятую: 10
1) День будет ласковый, хороший. 2) В лощине за поляной лежал большой, полноватый пруд. Определение бывают неоднородными (пусть студенты порассуждают , почему они так называются , или можно сразу дать понятие «неоднородные определения»). 1) Багряная печальная луна Висит вдали, но степь еще темна. 2) Звезда над темными далекими лесами Всех ярче искрится. 2. Обособленные определения. Определения, выраженные причастным оборотом (хорошо известный и отработанный в течение предыдущего года материал здесь только еще раз повторяем). 1) …Огонек, до рассвета мерцавший в пруде, Я теперь в небесах никогда не найду. 2) Убаюкала вьюга седа Дикой песней лес опустелый , И заснул он, засыпанный вьюгой, Весь сквозной, неподвижный и белый 3) Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом , и не узнаю леса. 4) Видишь раскрытые балконы, увитые длинными сухими ветвями дикого виноградника. Новый станет разговор об определениях, которые выражены одиночными прилагательными. Это очень емкий прием «рисунка» при словесной краткости его. И.А.Бунин очень часто пользуется такими определениями. Объяснение станет понятным, если сразу дать много примеров. 1) Лес зеленый кругом, молодой и росистый. 2) …Что-то тянет в зал, холодный и пустой, 11
Где пахнет сыростью весенней. 3) Холодный ветер, резкий и упорный, Кидает нас, и тяжело грести… 4) И вот опять уж по зорям В выси, пустынной и привольной, Станицы птиц летят к морям, Чернея цепью треугольной. 5) …и тихо лес стоит И точно чувствует, счастливый и покорный. Как много свежести и силы благотворной Весенняя гроза в себе таит! 6) Сползает с гор туман, холодный и густой. 7) На окне, серебряном от инея, За ночь хризантемы расцветали. 8) …Шел олень, могучий, тонконогий. 3. СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ПРИДАТОЧНЫМ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫМ. Главное – разбор предложений: показать этот вид придаточных, убеждена, лучше всего сейчас, а не тогда, когда «навалятся» все группы сложноподчиненных предложений. Начать следует с простых примеров: 1)В темных пустых комнатах, через которые я прохожу , мутно сереют окна. 2)И мне представляется путник, который кружится в наших дебрях. 3)Мгновенно пропадает огонек, который, казался, мелькнул сквозь вьюгу. («Сосны»). Объем материала кажется большим, но это как раз тот материал, понимание которого достигается не столько с помощью теории, сколько с помощью практики, поэтому на уроке много пишем и объясняем. 12
Для объяснительного диктанта, вобравшего в себя все положения урока, даю такой текст: Он [Мелитон] ушел в избу, а я долго сидел один, глядя на тлеющие угли Появился он из сумрака не слышно и принес с собой еще один ломоть ржаного хлеба, ножик, сделанный из старой косы, и горсть крупной соли .Ласково и нервно, виляя хвостом, прибежал за ним Крутик, маленький, веселый, но отчаянно злой, несмотря на свою веселость. Он тоже сел возле печки, с удовольствием зевнул, облизнулся и стал следить глазами за каждым движением Мелитона, круто солившего хлеб. Соловьи по-прежнему пели страстно и звонко, нежно и удало … …Ночь сияла .Месяц выбрался на самую середину неба, стал над самым прудом. Изредка по воде что-то струисто поблескивало, точно там вился серебристый уж. У противоположного берега воды как будто не было. Там была светлая бездна в другое, подземное небо. Вековые дубы и березы на том берегу казались теперь выше, стройней, чем днем. Но еще лучше был тот лес, который, вверх корнями, темнел под берегом, уходя в эту бездну вершинами, («Мелитон») . СТИЛИЧЕСКАЯ РОЛЬ ОПРЕДЕЛЕНИЙ. ЭПИТЕТ 1. Урок начинается с записи наизусть одного из отрывков из стихотворений Бунина (по вариантам): А). Ночь побледнела, и месяц садится За реку красным серпом. Сонный туман на лугах серебрится, Черный камыш отсырел и дымится, Ветер шуршит камышом. 2). Седое небо надо мной, И лес раскрытый, обнаженный, Внизу, вдоль просеки лесной , Чернеет грязь в листве лимонной. 13
На этих примерах показываем, какую роль играют художественные определения в создании картины автора. 2. Основная часть урока посвящена теме «Стилистика определений. Эпитет». Переход к ней – фронтальная беседа с группой: - Назовите известные вам стили речи. - В каждом ли стиле речи будет употребляться определения? - Одинакова ли роль определения в художественном, публицистическом стилях и в научном, деловом? - А что такое эпитет? Приведите примеры «говорящих», «оценивающих» определений. (Приводим строки разных писателей, но остановиться желательно на бунинских) Вот здесь уместен разговор о разных редакциях отдельных строк и строф. Привожу пример того, как Бунин работает над точностью слова. Первая редакция: Как флером голубым, закрыв на полчаса Окрестность, дождь прошел косыми полосами, И снова глубоко сияют небеса Над орошенными полями. Окончательная редакция: Как дымкой даль полей закрыв на полчаса. Прошел внезапный дождь косыми полосами – И снова глубоко сияют небеса Над освеженными лесами. 14
-Почему, как вы думаете ,поэт меняет определения? Ни у кого, кажется, из больших писателей не было такой точности слова, такого совершенства в образах ,определениях, в эпитетах, как у Бунина : «пушистые звезды», «сухой, золотисто –шафрановый свет», в долине Иордана, «сонные огни» фонарей, «тугой гром», пепельная тень , «старая паленвая индюшка «, «угольный траур»… Каждое из определений может стать предметом большого, серьезного разговора, а вот к слову обломный, комментируя строку «…хлынул обломный ливень …», добавляем то, что написал об этом определении А .Т. Твардовский: «обломный ливень» - непривычному слуху страшен этот эпитет, но сколько в нем выразительной силы ,дающей почти физическое впечатление внезапного летнего ливня, что вдруг хлынет потоками на землю точно с обломившегося под ним неба». Затем начинается работа над ролью определений у Бунина. 1. Сравниваем два предложения: 1)Небо легкое и такое просторное и глубокое …. 2)Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо. Находим и сопоставляем отрывки из других описаний. 2. В течение нескольких уроков студенты собирали примеры на тему: «Какое у Бунина небо?» (дождь, вечер, утро, облака – каждый из шести рядов получил свое задание). Вот тут – то и настало время выслушать все, что собрали студенты. Вспоминаем изученное: «Сложное прилагательное, обозначающее сочетания цветов или оттенков цвета, позволяют выразить разнообразие 15
мира. Особенно часто такие прилагательные употребляет И.Бунин: Зелено – серебристый неуловимый свет восходит над землей …» Даю задание: найти свои примеры таких прилагательных . Эта работа не составляет труда: таких прилагательных у Бунина очень много). 3. Интересен лингвистический эксперимент . Подберите к существительным свои определения – эпитеты. А как у Бунина? Почему, как вы думаете, именно это определение выбирает поэт? 1) Народился месяц (молодой). Робко он (весенними) зорями Светит над (зеркальною) водой, По садам сияя меж ветвями. 2) Повеял (чистый легкий) ветер По полям, (пустынным и глухим), 3) По (лесным) трущобам и оврагам, По полям, (пустынным и глухим) (Первые весенние) туманы Расползались медленно, как дым. Обобщенными станут слова из «Словаря эпитетов русского литературного языка» К.С. Горбачевича и Е.П. Хабло. «Великая роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчеркивает индивидуальность, признак определенного предмета или явления. Недаром эпитеты наряду с синонимами и фразеологическими выражениями нередко относят к золотому фонду национального языка. Общепризнано и то, что русский литературный язык необыкновенно богат эпитетами». Работа над определениями – эпитетами будет, конечно, продолжаться и на следующих уроках; задание может быть таким: собрать «весенние», «осенние», «зимние» зарисовки А. И. Бунина. 16
В заключение урока – изложение –миниатюра : его нужно написать, сохранив бунинские определения-эпитеты. Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими свежими снегами, завалившими чащи елей – сине, огромное и удивительно нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают у нас только по утрам в афанасьевские морозы, и особенно хороши они сегодня, над свежим снегом и зеленым бором. Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом ,прорезанным от дороги к дому, тень совершенно синяя . А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах уже играет золотистый солнечный свет. И сосны, как хоругви, замерли под глубоким небом («Сосны»). ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Материал для объяснения и закрепления. 1. Работа с текстом. 1) Воздух по-прежнему был резок и морозен, и миллионы мельчайших игл и крестиков тускло поблескивали на солнце, кружась в воздухе . Бор и воздух слегка затуманились –только на горизонте к югу ясно и зелено было ледяное небо . Снег пел и визжал под санями, когда я бежал на лыжах в село . Там я долго мерз на паперти … Отворили дверь в церковь, откуда в месте с запахом воска тоже пахнуло холодом .(«Сосны»). 2) Апрель Туманный серп, неясный полумрак, Свинцово- тусклый блеск железной крыши, Шум мельницы, далекий лай собак, Таинственный зигзаг летучей мыши. А в старом палисаднике темно, Свежо и сладко пахнет можжевельник, И сонно, сонно светится сквозь ельник 17
Серпа зеленоватое пятно. 2.Задание творческого характера. Прочитайте начало рассказов «Сны», «Сосны», «Антоновские яблоки», «Последняя весна» и объясните, что сближает их, почему так напишет И.А.Бунин эти рассказы. Запишите любое начало, продолжите о своем. 1) «Нарисуйте» свою картину по типу бунинской. Первый снег. Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися Перед закатом небеса. Ночью буря бушевала, Ас рассветом на село, На пруды ,на сад пустынный Первым снегом понесло. И сегодня над широкой Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницею гусей. 2) …Я и сейчас все вижу, а что не вижу, так представляю себе: отмель эту, и купавы у прибрежья, и как в право от меня вода теплая далеко блестит под солнцем, и как леса эти костромские, святорусские над заводями зеленеют, на тысячи верст кругом. Помолчите минутку, не шепчитесь, закройте глаза… Ах, какая тишина вековечная, господняя! Чувствуете, как слепит, печет, радует? Слышите, как пахнет… А главное, слова-то свои ценишь, когда глаза прикрыты! Говоришь – и сам себя слушаешь, и все 18
хочется получше сказать, поглубже. («Аглая». Из чернового варианта рассказа). Выделенные слова станут заданием к созданию миниатюры: «и все хочется получше сказать , поглубже». 3.Запишите под диктовку миниатюру «Петухи». Подчеркните односоставные предложения, укажите их вид. Найдите все трудности орфографические и пунктуационные. Почему последнее предложения выделено автором ? Как вы понимаете его? Приведите слова, с приставкой, которая вносила бы то же значение. Петухи. На охотничьем ночлеге, с папиросой на пороге избы, после ужина. Тихо, темно, на деревне поют петухи . Выглянула из окошка, сидевшая под ним, в темной избе, хозяйка, послушала, помолчала. Потом негромко, подавляя приятный зевок: - Что ж это вы, барин, не спите? И уж не рано, петухи опевают ночь… После этой работы читаем отрывок из вступительной статьи к сборнику стихотворений И.Бунина в серии «Поэтическая Россия»: Целый рассказ (пусть небольшой по объему ) Бунин мог написать ради одного слова. Так рассказ «Петухи» написан ради слова «опевают» («петухи опевают ночьЯ»). Зато какого слово! Попробуйте перенести его на иностранный язык . Как бы хорошо вы не знали этот язык в переводе все равно получится «воспевают», «поят», «славят», но не «опевают». Ведь опевают –это как бы обводят песенной каймой. Тут та последняя точность, последняя близость с языком, которая бывает лишь у больших художников слова. Большую работу с текстом провожу при повторении и закреплении односоставных предложений. На доске такие записи: 1) Эпиграф: «Лишь слову жизнь дона». 19
2) Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к «укращению и важность служит» (М. В. Ломоносов). 3) Действующее лицо «намерено устранено, намерено представляется как не известное , не определенно» (А. М. Пешковский). 4) Лингвистическая задача («На память приходит Бунинские строчки...»): 1. Не видно (птиц)… 2. Туманный серп… 3. Запах… осенний свежести… 4. Кусочек окна, не запушенный морозом… 5) Творческое задание: Помню… Свежо. Помнится… Утро. Сажусь за дневник. Пишу письмо. Отгадай… Все эти записи представляют задачи, которые войдут в нужный момент урока. Начинаем, естественно, с эпиграфа, выясняем, из какого стихотворения И.А. Бунина эти слова, и читаем наизусть «Слово». Чтобы перейти к теме урока , разбираем это предложение (Лишь слову жизнь дона), и я говорю о том, чем мы будем заниматься на двух уроках: односоставные предложения и… И. Бунин . Записываем предложение, и один студент «ведет» по нему урок: Мир Бунина – это «мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний» (А.Блок). Студент задает вопросы по предложению простое оно или сложное, односоставное или двусоставное, распространенное или нераспространенное, какого по цели высказывания, по эмоциональной окраске, осложнено или нет: члены предложения: постановка тире, разбор по составу слова впечатл –ени –е ,-исторически в-печат-а-ть). 20
Чтобы войти в дух бунинских произведений, читаем И. Северянина о Бунине : «В его стихах – веселая капель …». А записываем: Уют усадьб в пору листопада. Благая одиночества отрада. Ружье. Собака… и анализируем характер этих предложений, можно (так было в одном из моих групп) сделать эту работу устно. Следующие задания: выберите из текста, которые я читаю, только односоставные предложения, запишите два-три из них. Я убеждена в нужности такой работы (восприятия на слух): студенты должны видеть и слышать образец того, как «вплетаются» односоставные предложения в тексты. Шестая неделя, а еще совсем зима. Встал в пять часов, оделся и вышел из дому. Какая радость, молодость, этот предрассветный час! Валенки, полушубок – все счастье. Еще ночь, глухо и снежно. В темном небе только чудится рассвет. Первый сладкий вздох свежестью, когда вышел на крыльцо. Пахнет новым снегом. Как неживые поют по всей деревне петухи. …Поля очень белые, их белизна сливалась с бледно-серым небом, погружая во оцепенение. Вдали все смутно, зыбко. Черно сереют инеем леса. В Знаменское заехали с задов. Глушь, пустота, все занесено снегом. («Последняя весна»). Прекрасный текст! Что не слово, то чудо, картина. «Сладкий вздох свежестью» - почему вздох, и – свежесть? Что же это за счастье – «Валенки, полушубок?» Как это – «чудится рассвет?» Почему «как не живые поют петухи?» «черно сереют леса» - а почему не в жемчужном инее леса? и.т.д. 21
Что бы не назвали студенты, запись должна быть такой: 1) Встал в пять часов, оделся и вышел из дому. 2) Еще ночь. 3) Глухо и снежно. 4) В Знаменское заехали с задов О каком из типов односоставных предложений идет речь? Есть ли среди записанных нами четырех предложений из «Последней весны» определенно – личное предложение? Самодиктант: запишите, сами себе диктуя, четыре строчки одного из стихотворений И.Бунина, которые вы брали для всестороннего лингвистического анализы, даны были такие стихотворения : «Еще утро не скоро, не скоро», «Рассвет», «Октябрьский рассвет» и др., объединенные темой «Утро», «Рассвет». Надо показать, каким бывает утро у Бунина. Для этого студенты, заранее подготовившись, читают: 1) Дачи в садах тянулись и направо, и налево в одну линию. С горы открывался обширный вид на восток, на живописную низменность. Теперь все сверкало чистыми яркими красками раннего утра. Синеватые леса темнели по долине, светлой, местами злой сталью , блестела река в камышах и высокой луговой зелени; кое-где с зеркальной воды снимались и таяли полосы серебристого пара. А вдали широко и ясно разливался по небу оранжевый свет зари: солнце приближалось… 2) Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубокими, свежими снегами, завалившими чащи елей, - синее, огромное и удивительное нежное небо. («Сосны»). Работаем над словами: 22
Запушить ( 1-го и 2-го л.нет) – «покрыть тонким пушистым слоем». О снеге, об инее. Свежий – толковый словарь дает 7 значений. Назовите, сколько знаете. Нежный – «ласковый, приятный, тонкий». Велик (о) леп (и) е – заимст.из ст.-сл. Устар.лепый – «красивый, хороший». Ср.благолепие «нелепый», бессмысленный». - Какое слово в этих отрывках повторяется? (Свежесть.) - Обратите внимание на слово, одно из самых любимых Буниным, можно сказать, опорное в его стилистике вместе со словом небо. Поищите в записанных вами стихах и прозе словосочетания с однокоренными слова свежесть (свежее утро, свежий лес, свежий запах январской метели, как запах разрезанного арбуза; свежеют с каждым днем и молодеют сосны и т.д.). Следующий этап урока – творческие работы: задание 5, написанное на доске: написать миниатюру на одну из предложенных тем. Студенты помнят, как включает в свой текст предложения: Помню..; Утро.; Свежо - И. А. Бунин, значит, можно сказать, что работа студента будет «по Бунину», а вот работа «Отгадай» предполагает сжатую передачу, с употреблением односоставных предложений, завязка одного из известных рассказов Бунина («Лапти», «Цифры», «Антоновские яблоки», «Косцы»). «Сажусь за дневник». Это дневниковая своя запись после прослушивания записей И.А. Бунина. Дневниковые записи И.А.Бунина найти нетрудно. Вместо дневников самого И.А.Бунина можно прочитать отрывки из «Божьего древа» или из рассказа «Воды мгновений», имеющие форму дневниковой записи. 1) 16 июня. Ныне жарко, парит, на дворе тепло пахнет разогретой муравой, из-за ярко-зеленых вершин сада ослепительно белеют великолепно круглящиеся облака. 23
Перед завтраком вышел пройтись, иду по аллее, слушая птиц, на все лады заливающихся в солнечном саду… 19 июня Погода сглазилась, нынче весь день льет. Началось еще со вчерашнего вечера. («Божье древо») 2) 14 февраля, Красное море. Вчера, как только стемнело, на баке «Юнона» подняли большой электрический фонарь, целое солнце, и далеко ударил в темноту впереди белый слепящий свет. 17 февраля. Утром прошли Перим. Сейчас, после завтрака, идем очень близко возле африканского берега, низменного, пустынного, серого, как смок. («Воды многие»). «Пишу письмо…» Читаю несколько писем И.Бунина. Интересны, к примеру, письма И.Бунина М. Алданову, которые напечатаны в журнале «Октябрь» 1996, №3 . И наконец, два часа итогового повторения по всей теме «Простое предложение». Весь урок ( второй –творческая работа ) работаем с рассказом «Антоновские яблоки», который студенты уже прочитали дома. В рассказе четыре главки, для комплексного анализа каждый ряд получил одну главку, над четвертой работают все. Прежде, чем переходить к теме урока, надо создать на уроке особое трепетное, осторожное отношение к рассказу, восхищение маленьким бунинским шедевром. Мы называем этот рассказ лирическим воспоминанием: все так ясно видишь, слышишь, сопереживаешь, бунинская живопись словом поразительна. Вот с каких вопросов и заданий я начала урок: 1. О чем «Антоновские яблоки?» Об антоновских яблоках? 2. Каким настроение проникнут рассказ? 24
3. Удивительно первое предложение рассказа. Почему, как вы думаете? 4. В одном из редакций Бунин очень много работал над стилистикой рассказа! «Антоновские яблоки»… Где-то я читала, что Шиллер любил, чтобы в его комнате лежали яблоки: улежавшись, они своим запахом возбуждали в нем творческие настроения». Как вы думаете, почему писатель снимает такое начало, заменяя его одним предложением: «Вспоминается мне ранняя погожая осень?» 5. Попробуем просто переставить слова: «Мне вспоминается ранняя погожая осень»; или «Ранняя погожая осень вспоминается мне…» Что и как изменилось? 6. Сколько раз и в связи с чем И. А. Бунина начинает предложение со словами помню? 7. Выберите каждый из своей главки два предложения, о которых вам хотелось бы поговорить. Примеров очень много. Назовите те, которые выбрали студенты. Если бы они не прозвучали, я назвала их сама: 1) Небо легкое и такое просторное и глубокое. 2) Солнце сверкает сбоку, и дорога, укатанная после дождей телегами, замаслилась и блестит, как рельсы. 3) А в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба. 4) …Гляжу то в пылающую печку, то на окна, за которыми, синея, грустно умирают сумерки. Общим заданием для группы будет синтаксический разбор предложения: И прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах в чаще сада, голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок. 25
А черное небо чертят огнистыми полосками падающие звезды. Долго глядишь в его темно-синюю глубину, переполненную созвездиями, пока не поплывет земля под ногами. Тогда встрепенешь и пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому… Как холодно, росисто и так хорошо жить на свете! В записанных примерах уже есть материал для разговора об односоставных предложениях. Замечу, что в «Антоновских яблоках» около девяноста (!) односоставных предложений, причем разного вида. В первой главе, например, в которой чуть больше пятидесяти предложений (простых и сложных), свыше двадцати односоставных. Выбираем и записываем пять примеров. Может быть и такое задание: соберите все «запахи» «Антоновских яблок». 1) Запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести . 2) Потянет из усадьбы запахом дыма, жилья. 3) И вот еще запах: в саду – костер, и крепко тянет душистым дымком вишневых сучьев. 4) Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие: старой мебели красного дерева, сушеного липового цвета, который с июня лежит на окнах... В заключение читаем А.Твардовского: «О запахах в стихах и прозе Бунина стоило бы написать отдельно и подробно - они играют исключительную роль среди его средств распознания, живописания мира сущего, места и времени, социальной принадлежности и характера изображаемых людей. Исключительно «душистый», элегически- раздумчивый рассказ «Антоновские яблоки» как бы непосредственно навеян автору запахом этих плодов осеннего сада … Он полон этих яблочных запахов «меда и осенней свежести» и поэзии прощания с прошлым, откуда 26
лишь доносится старинная песня подгулявших на «последние деньги» обитателей степных захолустных усадеб. Заключает наше «ис cледование» «Антоновских яблок» творческая работа, которая подведет итог всей нашей устной и письменной работе (на выбор!): «Чем же пахнут «Антоновские яблоки»? «Читая «Антоновские яблоки»… «Вспоминается мне…» «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...» - этими словами будет называться урок развития речи, на котором мы работаем над двумя отрывками: первый из рассказа А.Платонова «Железная старуха», второй из «Жизни Арсеньева» И.Бунина. Оба отрывка ясно показывают, как удивительно тонко видят мир большие писатели, как чутко вспоминают они все, что нас окружает. Говорим о том, чем занимались в течение нескольких уроков: собирали строчки стихов И.Бунина о пчелах, шмелях, осах, бабочках. Незабываем «черный бархатный шмель, золотое оплечье», с которым поэт разговаривает нежно и доверительно, а вот теперь жучок. Сравним два текста. О чем они? 1) Он [Егор] поднял жука, ползшего по траве домой на ночлег, и посмотрел в его маленькое неподвижное лицо, в черные добрые глаза, глядевшего одновременно и на Егора, и на весь свет. -Ты кто? – спросил Егор у жука. Жук не отвечал ничего, но Егор понимал, что жук знает что-то , чего не знает сам Егор, но только он притворялся маленьким, он стал нарочно жуком и молчит, а сам не жук, а еще кто- то, - неизвестно кто. 2) Сейчас они [перепела] еще молчат, да и все молчит, только порой загудит, угрюмо зажужжит запутавшийся в колосьях хлебный рыжий жучок. 27
Я освобождаю его и с жадностью , с удивлением разглядываю: что это такое, кто он, этот рыжий жук, где он живет, куда и зачем он летел, что он думает и чувствует? Он сердит, серьезен: возится в пальцах, шуршит жесткими подкрылками, из-под которых выпущено что-то тончайшее, палевое, - и вдруг эти щитки надкрылий разделяются, раскрываются, палевое тоже распускается, - и как изящно! – и жук подымается в воздух, гудя уже с удовольствием, с облегчением, и навсегда покидает меня, теряется в небе, обогащая меня новым чувством: оставляя во мне грусть разлуки. Задание 1. Перескажите один из отрывков. 2. Напиши его изложение, высказав свое отношение к отрывку. Расскажи, случалось ли тебе быть в подобной ситуации. Что ты при этом чувствовал?
Методические рекомендации
по проведению уроков русского языка и литературы на тему: «Простое предложение», «Главные члены предложения», «Определения», «Односоставные предложения».
Задачи:


1) Учить обучающихся полюбить «до боли в сердце» землю, на которой они живут. 2) Узнать ближе писателя, который дает возможность насладиться тем, как «работает» слово. 3) Обучать комплексному анализу текста.
Оборудование:


1) Учебник 2) Тексты произведений И.А.Бунина 28

Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт. 2. Бунин И. Темные аллеи / И. Бунин. – М.: Азбука, 2013. – 480 с. 3. Бунин И. Полное собрание повестей и рассказов о любви в одном томе / И. Бунин. – М.: Эксмо, 2014. – 704 с. 4. Бунин И. Солнечный удар. Роман. Повести. Рассказы / И. Бунин. – М.: Эксмо, 2013. – 640 с. 5. Бунин И. Повести, рассказы / И. Бунин. – М.: Звонница-МГ, 2014. – 368 с. 6. Власенков А.И. Русский язык и литература. 10-11 классы / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2016. – 288 с. 7. Гольцова Н.Г. Русский язык и литература. 10-11 классы. / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. – М: Русское слово, 2015. – 360 с. 8. Обернихина Г.А. Литература. Книга для преподавателя / Г.А. Обернихина, Е.В. Мацыяка. – Москва: Академия, 2012. – 208 с 9. Литература. 10-11 классы. Развернутое тематическое планирование по программе под ред. В.Я. Коровиной. Базовый и профильный уровни. – Москва: Учитель, 2014. – 120 с. 29