"Омарла Батырай"

Автор: Алиева Райсат Гаджикадиевна
Должность: учитель дагестанской литературы
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: город Избербаш, Республика Дагестан
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: "Омарла Батырай"
Дата публикации: 25.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12»

г.Избербаш, Республика Дагестан

Открытый урок по Дагестанской литературе

в 9 классе

на тему:

«Омарла Батырай»
Учитель: Алиева Р.Г. Избербаш, 2016г.
Говорят, первый поэт на Земле родился в горах. Истину говорят ибо глядя с вершины на окрестные дали, на распахнувшийся вдруг мир, невозможно не запеть песню. Восход в горах изумляет своеобразие и неповторимость красок,- когда солнечные лучи, упав на величавые вершины, пробуждают их, и горы оживают, и прозрачные туманы, словно тонкие ночные покрывала, медленно сползают с крупных склонов. Обнажаются альпийские луга, светится лес, а совсем внизу, в долине, до того тёмная, холодная река светлеет, звенит и схватывается пламенем на быстрых перекатах. И чем пристальнее смотришь на горы-объятые огнём утреней зари-тем больше дивною открывается взору, одурманивает, кружит голову первозданная. Она потрясает, волнует душу, будоражит сознание. Потом всю жизнь прекрасные явления в мире невольно сравниваешь с тем впечатлением, какое произвели на тебя некогда горы на утреней заре…Родина Батырая- Дагестан Дагестан- один из красивейших районов Кавказа. Древний Каспий и высочайшие горные вершины со сверкающими алмазными шапками вечных снегов, бездонные ущелье и стремительные горные реки, леса и альпийские луга. Одной частью второй красоты является-Сергокалинский район село Урахи – где родился О.Батырай. О любовь, которую я пытаю к тебе, Да станет священными книгами, Чтобы алимы горной Даргинии Читали их, как священное писание. Великий сын даргинского народа Омарла Батырай жил и творил во второй половине 19 столетия. В поэзии Батырая, как в зеркале, отразилась пёстрая + и сложная картина дагестанской деятельности. Собирание стихов Батырая и изучение его творческого наследия началось спустя более двух десятилетий после его смерти. В сердце печаль у меня - Как камушек под пятой. В теле грусть прорастает Как под туманом трава. Неужели жалости нет К сердцу, что стучит по тебе? Оставляешь меня сиротой, Точно воробушка на карнизе. Горе меня терзает, Словно ножницы ткань. А в глазах у меня слёзы- Как капли на худом потоке. Неужели прощение мне нет, Згорающему от страсти? Что так грубо смотришь Как на чёрного врага? Творчество Батырая – непроизведённая вершина даргинской поэзии, в его стихах заключается большая нравственная сила и глубокая мудрость.
Омарла Батырай, творивший во второй половине 19 века в своих песнях отразил жизнь народа. Он пел так вдохновенно, оригинально и самобытно, глубоко и проникновенно, что затмил имена своих предшественников, его песни остались в памяти людей многих поколений, дошли до наших дней. Сегодня песни Батырая волнуют сердца горцев, как и сто лет назад, с любовью, вдохновенно исполняются в аулах и городах нашего горного края. Буркьа уси сиглион Дугули уркlира лир, Хьанц! Къаркъали мулкъион Убиули чархра либ Дуньяла шишимьула Гlямарла Батырайла Время Батырая – 19 век – особый период в истории Дагестана. Национально- освободительное движение горцев под предводительством Шамиля всколыхнуло национальное, политическое и эстетическое сознание дагестанцев, дало толчок зарождению и развитию национальных литератур, основоположниками которых наряду с Батыраем были Алигаджи из Инхо, Ирчи Казак и др. Как же мне песен не петь В мире этом светлом Если житейские переживания песнею преодолеваются?! Батырай выстрадан всей предшествующей историей Дагестана. Его творчество отражает общественно-исторические процессы Дагестанского общества 19 века. Оно обращено в настоящее и будущее дагестанцев. Поэтому интерес к нему проявился во все времена. В 20-ые годы вышел первый сборник его песен на родном- языке, в 30- ые годы были осуществлены первые переводы на русский язык, в 60-ые годы началось научное изучение творчество певца-поэта. В последнее десятилетия стали появляться и художественные произведения, посвящённые Батыраю. Литература О.Батырая в настоящее время обширна. Можно говорить даже о некоторых итогах научного изучения и постижения средствами художественной выразительности сути творчества великого даргинца. Выявлена преемственная связь его творчества с родным фольклором социальные эстетические доминанты его стихов и поэм обозначена роль личности Батырая в развитии художественного мышления даргинцев. Песня Батырая рождалась, когда он соприкасается с необычным явлением, с необычным предметом. «Моя религия- это женщина, любовь» свобода. Я не устану петь о них, как истинный мусульманин не устает молиться. Так говорил поэт на запрет его песни, когда его штрафовали на быка, а друзья скидывались и просили его петь.
Друзья во всем поддерживали его. Когда честь нужно защитить, Против ста один идешь, С золотой рукояткой кремневку Взяв крепко в руку. Пока черные сапоги не наполняться красной кровью…. Восхищаясь восторгаясь его песнями, они оказывали ему неоценимую моральную поддержку, отдавая коня, чтобы выручить его в трудную минуту, или быка , когда на певца накладывали штраф Как здравомыслящие люди, родители и старший брат противились тому, чтобы Батырай стал певцом. Они понимают, что певец не пользуется уважением и их узденская честь не может от этого не пострадать но, как талантливые люди, они понимают и то, что противиться призванию сына бесполезно. Долго скрывали родители свои чувства гордости за сына-певца красоты мужества и правды но наступило время поэтической зрелости сына- пора его признания джамаатом всем обществам и всем народам, и родители благословляли его «Женщина- самое красивое и доброе существо на земле, поэтому она достойна любви и песни. Много бед и несчастий увидел он в жизни. Однажды Батырай заболел, с каждым днем становилось все хуже и хуже . Но мужество до конца дней не покидало его. В редкие минуты, когда становилось лучше- он пел.Он знал, что смерть неотвратима и готовился к ней спокойно, без страха. Тем временем, состояние Батырая ухудшалось. Последнее слова Батырая были обращены к детям, последние два дня он был слаб, что не мог даже говорить, на утро третьего дня дыхание оборвалось и Батырай уснул навсегда.
Это случилось 28 марта 1900г. Несмотря на ранее утро, во дворе дома Батырая было много народа. Старшая дочь Патима своим красивым голосом, похожим на отца закричала…. 5. 3аключительное слово учителя. «Большое видится на расстоянии», - справедливо заметил как-то поэт. И, наверное, более всего эта истина самого поэта и касается. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти на время, за пределы которого не вышел, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души.