"Морские и речные камни"

Автор: Штанько Надежда Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МК ДОУ Павловский детский сад №5
Населённый пункт: г.Павловск Воронежской области
Наименование материала: Конспект
Тема: "Морские и речные камни"
Дата публикации: 25.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


МКДОУ

Павловский

детский

сад

№5

Конспект непосредственно

образовательной деятельности с

использованием опытно–исследовательской

деятельности детей в старшей группе.

Воспитатель

:

Штанько

Н

.

П

.

2016

г

.

1


Тема:
Морские и речные камни.
Цели:
-познакомить детей с различными видами камней, их свойствами; научить различать виды камней по их внешним признакам, доказать свойства камней экспериментальным путем, развивать исследовательские навыки, содействовать формированию интереса к неживой природе (камням). -проводить профилактику утомления детей на занятиях; -обеспечить физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации; -вызвать у детей желание создать коллективную композицию из цветных камешков, при этом развивать зрительно – моторную координацию.
Оборудование:
брусок дерева, гвозди, молоток, таблички с названиями «Исследовательская лаборатория» и «Экспериментальная лаборатория», 2 коробочки, миски с водой, наборы морских и речных камней, салфетки, кусочки дерева, камешки. Все материалы раскладываются на столы заранее. Дети стоят полукругом: - Дети, сегодня у нас будет необычное занятие. Наша группа превратится в научную лабораторию, а вы в ученых. Но прежде, чем это произойдет, вы должны отгадать загадку: Слушайте внимательно: В сережках у мамы горит. В пыли на дороге ненужным лежит. А в стройке годится на тысячу лет. Он может быть мелкий – в ладошке лежать. Тяжелый, большой – одному не поднять. Кто, дети, загадку мою отгадал? Кто этот предмет по приметам узнал? Как только дети называют ответ, звучит музыка и появляется Гном – ребенок с ларцом в руках. - Ребята, а кто это пришел к нам в гости?
2

Дети: Гном. Гном:Здравствуйте, ребята! Мы с друзьями услышали ваш разговор о камнях. И решили сделать вам подарок из нашего Подземного царства. Этот ларец поспешите открыть и посмотреть, сто в нем лежит. Дети: камни. Гном: Мы знаем, что все эти камни не простые – они очень нужны людям. Может и вам пригодятся. Правда не представляю зачем, но надеюсь что вы знаете. - А ты, Гном, оставайся с нами и узнаешь зачем нам нужны эти камушки, а ребята, я думаю, узнают о них кое-что интересное. - А сейчас мы пойдем в нашу исследовательскую лабораторию, сядем за столы. Ребята, это исследовательская лаборатория, а вы – ученые исследователи. Исследовать вы будете разные камни. - Закройте глаза и на ощупь выберите самый округлый камень, потом самый неровный и положите их перед собой на салфетку. - Внимательно рассмотрите их. Какие перед вами камни? Дети: Морские и речные. - Какой формы? Дети:У морских – округлые У речных – с острым углом. - Морские камни называют галькой. Поэтому у них нет углов? А раньше были? Ответ детей. - Ребята, возьмите несколько морских камешков в ладошки и потрясите их. Чувствуете, как они стучат друг с друга. Вода двигает камни, сталкивая их друг о друга, камешки становятся округлыми. - Ребята, возьмите лупу и рассмотрите через нее камешки. Что видно? Дети:На морских – узоры, на речных – кристаллики, трещины. - Попытайтесь нацарапать, что-нибудь, на камешке монетой. Что получается? Можно посмотреть через минуту. Ответ детей. - Дети, мы исследовали с вами морские и речные камни. Чем же они отличаются? Ответ детей.
3

Речные? Дети: - шершавые, неровные, разной формы с острыми углами. Морские? Дети: - камни гладкие, холодные, красивые, разного цвета, овальные и круглые.
Подвижная игра «Морские камни»
- А теперь давайте немножко отдохнем и поиграем в игру. Мы разделимся на две команды: «Морские камни» и «Речные камни». Перед вами рассыпаны камешки, среди них есть морские и речные в одинаковом количестве. По моему сигналу одновременно команда «Морские камни» выбирает морские камешки и кладет их в свою коробку, а команда «Речные камни» выбирает речные камешки и несет их а свою коробку. Игра продолжается до тех пор, пока все камни не окажутся в коробках. Воспитатель показывает детям расположение коробочек, в которые они будут складывать камни. Выигрывает команда, которая правильно и быстрее справляется с заданием (под музыку). - А сейчас перейдем все в экспериментальную лабораторию. Здесь мы – ученые – экспериментаторы и будем проводить различные опыты и эксперименты с камнями. - Возьмем камешек в руку и сожмите его крепко – крепко. Изменил форму? Дети: Нет. - Верно, нет. Почему? Дети:Он твердый. - Возьмите в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сожмите обе ладошки. Сравните, что произошло с камешком, а что с пластилином? Почему? Дети:Пластилин изменил форму – он мягкий, а камень твердый. - Попробуйте постучать комочком пластилина о камень и двумя камешками друг о друга. В чем разница? Дети: камни твердые – слышен звук. - Как вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. - Я возьму молоток, гвоздь и брусок из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получится?
4

Дети:Гвоздь вошел в дерево. - А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. (По правилам безопасности – дети надевают очки). Зачем мы надели очки? - Ну что, смогла я забить гвоздем камень? (Нет) Что случилось с гвоздем? (Он согнулся) А как вел себя камень? (Без изменений) - Какой можно сделать вывод? Дети: камень тверже дерева. - А как камень и дерево будут вести себя в воде? Перед вами емкость с водой, возьмите деревянный брусочек и попробуйте опустить его в воду. Что с ним произойдет? Дети: Дерево плавает. - А теперь возьмите камушек и осторожно опустите его в воду. Что произошло с ним? Дети: Камень тонет. - А почему плавает дерево? Дети: Оно легче воды. - Обратите внимание на камень, который лежит в воде. Достаньте его. Какой он? Дети: Мокрый. - Сравните с камнем, который лежит на салфетке. Чем они отличаются? Дети: Цветом, мокрый камень темнее. - Итак, ребята, а теперь с помощью опытов и экспериментов мы узнали о свойствах камней. Ребята, а теперь посмотрите у меня в руках лежит шкатулка. В ней лежат драгоценности. Сегодня мы с вами говорили о камнях морских и речных. Все камни очень необходимы – и в науке, и в технике, без них никуда. Камешки очень разные, и живут очень давно и везде, и в космосе и в глубине Земли. Они не боятся ни сильного холода, ни огненной жары. Некоторые обыкновенные камни интересны своими необычными свойствами. А вот из драгоценных камней делают украшения. Вот посмотрите бусы из яшмы. Яшма означает пестрый. Этот камень бывает самых разных цветов: красного, белого, зеленого, коричневого. Яшма – символ верной, крепкой дружбы. А вот малахит – самый известный самоцвет Урала, похож на весеннюю траву, на залитом солнцем лугу. Малахит называют русским камнем.
5

Изготавливают такую необыкновенную красоту мастера – ювелиры, обрабатывая камни специальными станками. Так же из драгоценных камней можно сделать драгоценные картины. Вот и мы с вами сегодня из обыкновенных камней сделаем картину в подарок гномику. Самостоятельная работа детей. Гном: Спасибо, ребята! Да, мастера вы отменные, на славу потрудились. А подарок я заберу с собой в Подземное царство, порадую братьев своих. -Ребята, поиграем в игру «Правильно – неправильно» и я проверю, как вы запомнили свойства камней. Становитесь в круг. Я буду говорить, а вы определять, правильно или неправильно я сказала. Например, я говорю: «Камень можно смять как бумагу». Ваш ответ: «Неправильно! Камень смять нельзя, он твердый». Я быду бросать мячик тому, кто будет отвечать. Камень тонет в воде. Камень прозрачный как стекло. Гвоздь нельзя забить в камень. Камень легкий как вата. Мокрый камень отличается по цвету. Он темнее. Камень легко разбить как стекло. Камень можно растянуть как резину. Поверхность морского камня – гладкая, а речного шершавая. Из камня можно лепить как из пластилина. Камень не плавает в воде как дерево. Камень можно порвать как бумагу. - Очень хорошо! Вы запомнили свойства камней, молодцы! Я благодарю вас за прекрасную работу.
6