"Путешествие в мир мозаики".

Автор: Титова Галина Борисовна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: мкдоу "Детский сад № 29".
Населённый пункт: город Коркино, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Путешествие в мир мозаики".
Дата публикации: 25.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Путешествие в мир мозаики
Мозаичные картины – это картины, составленные из цветных квадратиков особого стекла – смальты или из других, иногда очень ценных материалов. Мозаика пришла к нам из глубины веков. В Древнем Египте троны фараонов были украшены мозаикой их драгоценных камней. Узоры из белых, желтых, черных камней – голышей и обожженных черепков были необходимыми элементами оформления стен, полов, дверей и потолков зданий в Италии. Во многих храмах и по сей день сохранились мозаичные работы мастеров Византии, не потерявшие блеска своих красок. В Древней Руси тоже умели делать цветное стекло. Многие соборы в Киеве, Чернигове, Владимире, Суздале славились своими мозаичными картинами. Позднее это искусство пришло в упадок, и о нем на время забыли. Возродил мозаику на Руси Михаил Васильевич Ломоносов. Он основал фабрику цветного стекла, придумал 122 оттенков смальты и вместе со своим помощником создал множество прекрасных мозаичных картин. С этого рассказа начинается увлекательное путешествие детей в мир мозаики. Развитие мелкой моторики рук, фантазии, внимания. Формирование умения доводить начатое дело до конца – это важные задачи, которые можно решить в процессе создания мозаичных картин. На занятиях по изобразительной деятельности в работе с детьми мы используем приемы мозаики. На лист бумаги наносится контур, затем клеевая основа, и изображение заполняется обрезками или обрывками цветной бумаги, кусачками ткани или семенами растений. Картины получаются красочными, красивыми, но, к сожалению, недолговечными. Они быстро выгорают и осыпаются. В последнее время появился очень удобный материал для выполнения мозаичных работ: цветной пластик, используемый при производстве емкостей для шампуней и пищевых продуктов. Он обладает прочностью, долговечностью, яркостью, разнообразием цветов и оттенков. Кроме того материал гигиенически сертифицирован. Первую пробную работу-мозаику выполняла я сама, а затем с детьми. Выложили на пластилиновой основе геометрические фигурки, потом буквы. Эта работа заинтересовала детей и их родителей. Заготовка пластинок для мозаики – процесс довольно длительный, поэтому к нему мы привлекаем родителей. Работы по мозаике проводим в свободное от занятий время во второй половине дня.

Этапы создания мозаичной картины
1. Нанесение на картон слоя (0,3см.) пластилина. 2. Заглаживание поверхности. 3. Рисование на пластилине с помощью слепка эскиза. 4. Выкладывание по эскизу кусочков пластика. Тематика мозаичных работ самая разнообразная – от портретов до сложных пейзажей и натюрмортов, от выкладывания своего имени до декоративных панно с замысловатыми узорами и украшение объемных форм-ваз и тарелок. В зависимости от размера мозаики могут быть индивидуальными или коллективными. Большие панно выполняются в течении нескольких занятий. Дети всегда работают с увлечением, их интерес не ослабевает, и готовые мозаики длительное время украшают интерьер группы.

Перспективный план кружковой работы «Волшебная мозаика»

Цель:
развивать мелкую моторику рук, фантазию, внимание. Формировать умение доводить начатое дело до конца. Развивать творческие способности ребенка: вкус чувство цвета, выбор художественного образа. Совершенствовать навыки ручного труда в работе с пластилином и пластиком. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность. 1.
Тема: «
Путешествие в мир мозаики».
Цель:
Дать детям сведения о том, что такое мозаика, когда она появилась в России, чем она выполнялась. Развивать у детей интерес, любовь к искусству, приобщать к прекрасному. 2.
Тема:
Знакомство детей с техникой выполнения мозаики.
Цель:
Познакомить детей с техникой выполнения мозаики (нанесение пластилина на картон, заглаживание поверхности, рисование эскиза, выкладывание кусочков пластика). Закреплять умение пользоваться нужными инструментами (ножницы, стеки). Воспитывать старательность, трудолюбие. Что нужно для мозаики? (знакомство). Практическое занятие. Накладывание пластилина на картон. Выкладывание геометрической фигуры на пластилиновую основу. Выкладывание первой буквы своего имени. 3.
Тема: «
Цветы».
Цель:
Совершенствовать технические навыки выполнения мозаики. Закреплять умение пользоваться инструментами. Закреплять умение подготавливать к работе и убирать рабочее место. Воспитывать усидчивость, аккуратность. Заготовка пластинок для мозаики. Накладывание пластилина на картон. Рисование эскиза. Выкладывание кусочков пластика по рисунку (выполнение мозаики – индивидуальное) (3-4 занятия). 4.
Тема: «
Осень».
Цель:
Продолжать совершенствовать технические навыки выполнения мозаики. Учить детей трудиться коллективно, на общую пользу, уметь сотрудничать. Воспитывать бережное отношение к результатам своего труда, учить ценить и беречь все прекрасное, что нас окружает. Ваза с цветами - коллективная работа Осенний пейзаж - коллективная работа Натюрморт «Кувшин и рябина» - коллективная работа (3-4 занятия) 5.
Тема: «
Зима».
Цель:
Закреплять технические навыки, развивая мелкую моторику пальцев. Формировать умение планировать общую работу, выделять ее этапы, распределять между собой работу. Развивать творческие способности. Воспитывать терпение, усидчивость. «Зимняя ночь» - коллективная работа «Деревья зимой» - коллективная работа
«Снегурочка» - коллективная работа. (4-5 занятий) 6.
Тема :
«Ярмарка»
Цель:
Совершенствовать навыки ручного труда в работе с мозаикой. Учить детей трудиться коллективно на общую пользу, уметь сотрудничать. Развивать у детей желание активно участвовать в ярмарке, воспитывать чувство удовлетворения от участия в совместной деятельности. «Лебеди» - коллективная работа (4 занятия) «Матрешки» (по два человека) 2 занятия «Чиполино и вишенка» - коллективная работа (3-4 занятия) 7.
Тема:
«День защитника отечества»
Цель:
Закреплять умение подготавливать к работе и убирать рабочее место. Совершенствовать навыки ручного труда. Вызвать желание сделать подарок для близкого человека. Формировать стремление к творческому труду. «Солдат на посту» - коллективная работа (4 занятия) «Лодка с парусом» - индивидуальная работа (4 занятия). 8.
Тема:
«Игрушки»
Цель:
Продолжать совершенствовать технические навыки. Учить детей трудиться коллективно, на общую пользу. Аккуратно использовать необходимое оборудование. Воспитывать усидчивость, терпение, творческий подход к любому делу. «Заяц» - коллективная работа (3-4 занятия) «Собачка» - коллективная работа (3-4 занятия).
МОЗАИКА


Тема:
Буква, с которой начинается моё имя.
Цель:
Познакомить детей с ролью в жизни человека имени, воспитывать интерес к значению имени (своего и друга). Продолжать побуждать детей к самостоятельной передаче буквы в мозаике, используя в работе кусочки пластика. Учить использовать эскиз с графическим изображением буквы для последующего создания мозаичной буквы. Развивать мелкую моторику рук, внимание, умение доводить начатое дело до конца.
Материал:
карандаш простой, стеки, ¼ альбомного листа, кусочек картона с пластилиновой основой, мелкие кусочки пластика.
Ход занятия.
-Дети, как меня зовут? А вы знаете, что означает мое имя? -Галина – это греческое имя – спокойная, безмятежная. Когда я была маленькой, имя Галина давали многим девочкам. А сейчас это имя редкое. - А как зовут вас? Да, конечно, у вас самые разные и тоже очень красивые имена. Имена своим детям придумывают сами родители и делают это вовсе не случайно. Придумывая вам имена, ваши папы и мамы хотят подчеркнуть ими все то, чего они ожидают от вас, ожидания эти всегда большие и важные. -Кто может рассказать о своём имени? Виктор – победитель; Елена – святая; Владимир – владеющий миром; Евгений – благородный, знатный; Ксения- чужеродная гостья; Александр – защитник, мужественный; Анастасия- воскресшая; Николай – побеждающий народы; Маргарита – жемчужина (беседа об именах) Имя дается человеку один раз в жизни и на всю жизнь. -С какой буквы начинаются ваши имена? Давным давно было принято на белье, одежде и даже постельных принадлежностях вышивать начальные буквы имени владельца вещей. Буквы украшали цветами, бабочками, птицами. Современные художники тоже с большим вниманием относятся к изображению букв. Мы сегодня тоже будем изображать первую букву своего имени с помощью мозаики. Сначала нарисуем свою букву в воздухе. Потом изображаем на листе бумаги с помощью графического карандаша, а затем стеком рисуем букву на пластилиновой основе и выкладываем кусочками пластика.
Тема:
Мозаика из бросового материала (матрешка)

Цель:
Совершенствовать навыки ручного труда в работе с бросовым материалом. Учить детей трудиться коллективно на общую пользу, уметь сотрудничать. Формировать представления об экономических понятиях, расширять словарный запас детей, укреплять в образовании сложных слов. Развивать у детей желание активно участвовать в ярмарке, воспитывать чувство удовлетворения от участия в совместной деятельности. Воспитывать терпение, аккуратность, старательность, трудолюбие.
Материал:
На столах сдвинутых по два: клеенка, матрешки из картона, тарелочки с мозаикой разного цвета. Атрибуты для ярмарки: головные уборы для детей, разносы с товаром (платочки с вышивкой, изделия из мозаики).
Ход занятия.
Обращаю внимание детей на гостей. Входит скоморох: -Здравствуйте, хозяева и хозяюшки, Здравствуйте, гости и гостюшки! Спешите на ярмарку На наш товар посмотреть Себя показать, где песни спеть, А где и сплясать! Приглашаем всех на ярмарку веселую! -Ребята, а вы готовы к ярмарке? – Да. - К ярмарке мы почти готовы. Но нам нужно еще немного времени, чтобы кое-что закончить. Ты скоморох, беги, приглашай еще гостей, а мы скоро будем готовы. (Скоморох убегает). -Дети, что такое ярмарка? (ответы детей) - Мы пойдем на ярмарку покупать или продавать? – Продавать. -Ак какой у нас товар? – Мозаика, платочки. - Каким должен быть товар, чтобы его купили? – Красивый, аккуратный, нужный. - Посмотрите, а готов ли наш товар к продаже? К ярмарке нам нужно поспешить. - Мы работали с вами по схеме (показываю схему) Вспомним последовательность работы. Мы решили сделать что? – Красивую матрешку. - Какой материал для этого использовали? – Бутылочки из-под шампуня, картон, пластилин. - Какими инструментами мы пользовались? – Ножницы, стеки. - Что мы уже сделали? – Разрезали бутылочки на полоски, потом на кусочки. Картон покрыли тонким слоем пластилина, нарисовали матрешку и выложили мозаикой. - Что предстоит нам доделать? - Платочки и рукава. Ребята приступают к работе. Какой цвет выберете? Во время работы напоминаю детям, что матрешки должны получаться красивые, чтобы их купили на ярмарке. Мозаику нужно выкладывать аккуратно, кусочки мозаики близко друг к другу, чтобы не было видно
пластилина. Нельзя накладывать один кусочек на другой, хорошо прижимать каждый кусочек к пластилиновой основе. Если кто-то из детей закончил работу, предлагаю помочь детям. - Матрешки готовы? Нравятся ли они вам? Чем? Все дети постарались и матрешки получились красивые. - Как вы считаете, ребята, товар готов? - Мы можем его продать? Продадим и у нас будут деньги и что же мы купим? (Дети одевают атрибуты. Берут разносы с товаром) - Всем на ярмарку пора, Собирайтесь, детвора Наряжайтесь, ребятишки, И девчонки и мальчишки, Ярмарка с утра шумит Всех в округе веселит. Тары-бары, растабары. Расторгуем все товары Нынче ярмарка у нас Покупай все про запас! (Ставим с детьми столы к ярмарке, на них ставим разносы с товаром). Скоморох вбегает: - Открывай скорей базар Везут сказочный товар Разливайте квас и мед Веселись честной народ. Нынче ярмарочный день Подходи кому не лень Ты хоть молод или стар Выбирай любой товар. Дети: 1)-Эй, народ, не зевай, кошельки доставай! 2) Я платочки продаю И не дорого возьму. А коль будет нужда Так и сбавить могу. Выбирайте поскорей не жалейте трёх рублей! 3) Ворон не считайте Подешевле покупайте. 4) Вот они! Вот они! Детские подарки Красивы и ярки! Матрешечки нарядные, веселые, румяные Налетай, выбирай За платочек любую забирай. 5) Подходи, налетай И подарки выбирай У нас без обману Товар без изъяну. 6) Нарядные картинки
Не бьются, не ломаются Порчи никакой не подвергаются Почти задаром – шесть рублей за пару. 7) Кому пирожки, горячие пирожки. С пылу, с жару, 2 рубля за пару. Пожалуйста, господа почтенные Пирожки у меня горячие, отменные Такой редкий предмет – Вкусней на базаре нет! Посмотрите гости дорогие, сколько товара кругом, глаза разбегаются. Все хочется посмотреть и что-нибудь купить. (купля, продажа). -Ребята, а у нас товар еще есть? - А что же нам делать? (Скоро Скоморох приглашает детей торговать в другом месте.)