Учебная ситуация по теме "Дружба" для развития монологической и диалогической речи учащихся 9 класса монгольской школы (русский язык как иностранный)

Автор: Хамтаева Светлана Георгиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Загустайская СОШ
Населённый пункт: Тохой
Наименование материала: масстер-класс
Тема: Учебная ситуация по теме "Дружба" для развития монологической и диалогической речи учащихся 9 класса монгольской школы (русский язык как иностранный)
Дата публикации: 26.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МБОУ Загустайская СОШ
Мастер-класс

Учебная ситуация по теме «Дружба»

для развития монологической и диалогической речи учащихся 9 класса

монгольской школы

(русский язык как иностранный)
(в рамках международного сотрудничества с Орхонской СОШ Монголии) Выполнил: Хамтаева С.Г., учитель русского языка и литературы у. Тохой, 2015г

Мастер-класс

Учебная ситуация по теме «Дружба»

для развития монологической и диалогической речи учащихся 9 класса

(русский язык как иностранный)



Практические цели урока:
- составлять краткие монологические высказывания с использованием активизируемой на уроке лексики; - понять общий смысл прочитанного текста; - назвать черты характера, которыми должен обладать настоящий друг; - использовать речевые клише, необходимые для вступления в беседу, поддержания беседы, выражения согласия/несогласия с собеседником.
Развивающие цели урока:
- произвести операции анализа и синтеза необходимых речевых единиц при построении монологического высказывания; - самостоятельно подобрать выражения, адекватные речевой ситуации; - извлечь из текста выраженную информацию; - логически обосновать свое мнение.
Воспитательные цели урока:
- осознают необходимость целеустремленной работы для достижения совместных целей; - испытают потребность к сотрудничеству при работе в парах и группах; - осознают необходимость иметь друзей и значимость дружбы как одной из общечеловеческих ценностей.
Языковой материал:
- лексика по темам «Друзья» - тексты с речевыми ситуациями
Оснащение урока:
- слайдовая презентация - песни о дружбе
Ход урока

Организационный момент.

1.Знакомство

Меня зовут……………………..

Мне………….…(год, года, лет).

У меня есть……………………..

Мне нравится (увлечение
)………………
2. Определим тему занятий по следующим высказываниям:

Слово учителя
. Ребята, прочитаем вместе высказывания и сформулируем тему нашего урока. Дружба-это священное слово, это-святое чувство, которое устанавливается только между порядочными людьми и развивается лишь на основе взаимного уважения. Э Боэбси. Лучшее, что есть у человека, - верный друг (поговорка).

Слово учителя.
Ребята, все мы живем в обществе, среди людей. С одними мы учимся, с другими отдыхаем. Нас объединяют общие интересы, общее дело, симпатии друг к другу, то нас можно назвать товарищами. А высшая степень товарищества – это дружба. Сегодня мы будем говорить о том, что такое настоящая дружба и что она дает человеку.
II. Разбор ситуаций (анализ текста). Диалоги друзей.
Сейчас мы посмотрим несколько сценок, в которых участвуют двое друзей. Посмотрите внимательно и послушайте, как ведут себя ребята в разных ситуациях, и дайте оценку их поступкам.
Ситуация первая.
Знакомьтесь: Даша и Маша. Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.
Маша:
Гулять пойдешь?
Даша:
Да я еще задачу по математике не решила.
Маша:
Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!
Даша
: О! Ты настоящая подруга!
Учитель: Как вы считаете, можно ли назвать Машу - настоящей подругой? Как бы

вы поступили на месте Маши?

Примерные ответы детей:
- Маша настоящая подруга. Она не жадная, дает списать. - Машу нельзя назвать настоящей подругой, она думает только о своих интересах - сейчас хочется гулять. - Я бы сделал так: зашел бы к Даше, помог бы ей все решить, чтобы она сама во всем разобралась. А потом с чистым сердцем пошел бы с ней гулять.
Вывод:
Итак, настоящий друг думает не о своих интересах, а о том, как помочь товарищу.
Ситуация вторая.
В ней участвуют Вова и Гриша. Гриша и Вова - друзья. Вова сидит возле окна, а Гриша - возле двери. Они любят играть в футбол на переменках. Для этого Гриша приносит из дома мячик для тенниса. Так случилось и в этот раз. Прозвенел звонок с урока.
Вова:
Гришка, мячик принес?
Гришка
: Конечно!
Вова:
Давай пас!
Гриша:
Лови! Гриша размахивается и делает вид, что бросает мячик.
Вова
: К сожалению, я не смог поймать мяч, и он угодил в окно.
Классный руководитель:
Так-так! Кто разбил стекло?
Вова:
Это он бросил. Я тут ни при чем!
Классный руководитель:
Ты бросил мяч?
Гриша
: Ну, я.
Классный руководитель
: Давай дневник! Безобразие! Вызову родителей!
Вова
: Ну, что в футбол играть будем?
Гриша:
Да нет, что-то не хочется!
Учитель: Как вы думаете, ребята, почему Грише расхотелось играть в футбол? Как

бы вы поступили на месте Вовы?

Примерные ответы детей:
- Он расстроился из-за выговора.
- Ему было обидно, что друг его выдал. - Вова повел себя не по-товарищески, он выдал Гришу, поэтому Гриша обиделся. - Гриша обиделся, потому что он один понес наказание, а ведь его друг тоже виноват. - Вова тоже виноват. Если бы он был настоящим другом, он бы взял часть вины на себя, тогда бы Грише не было так обидно. - Вова даже больше виноват: это он попросил бросить ему мячик, а сам не смог поймать. Из-за него стекло разбилось. А у него не хватило мужества признаться.
Учитель
: Хотели бы вы, ребята, чтобы у вас бал такой друг, как Вова?
(Ребята дружно отвечают, что нет.)

Вывод:
Из этой ситуации мы можем сделать вывод, что друг познается в беде.
III. Мозговой штурм. Настоящий друг, какой он?

Учитель.
А теперь мы проведем с вами операцию, которая называется «Мозговой штурм». Эту операцию проводят, когда нужно быстро решить какую-нибудь проблему. Мы решаем следующую проблему: настоящий друг, какой он? Вы можете говорить слова, предложения, словосочетания - все, что приходит вам в голову в связи с этой проблемой. (ключевые слова записать на доске)
Примерные ответы детей:
В течение 5 минут дети называют слова: помогает, уважает, доверяет, защищает, говорит правду, бескорыстный, поддерживает в беде, откровенный и т. п.
Учитель: Ну а теперь попробуем ответить на вопрос, кого можно назвать

настоящим другом?

Примерные ответы детей:
- Настоящий друг - тот, кто тебя уважает, кто помогает в трудную минуту. - Настоящий друг - тот, что не льстит тебе, а говорит правду о твоих недостатках. - Настоящий друг - тот, кто помогает бескорыстно. - Настоящий друг - тот, кому ты доверяешь, с кем ты можешь быть откровенным. - Настоящий друг - тот, на кого можно положиться, кто не бросит в беде. - Настоящий друг - тот, кто умеет хранить тайны.
V. Деловая игра «Учимся сотрудничать»

Учитель:
Действительно, отношения в коллективе должны быть дружескими, товарищескими. И от этого зависит успех любого дела. Недаром многие современные бизнесмены тратят большие деньги, чтобы сдружить своих сотрудников, устраивают совместные вечера, путешествия, собрания. От этого выигрывает бизнес. И нам будет намного легче жить и интересней учиться, если мы сможем создать атмосферу дружбы и сотрудничества. Сейчас мы проведем деловую игру. В течение 5 минут вы должны собрать аппликацию и прикрепить к доске. Довольны ли вы результатом? Что вам мешало работать?
Примерные ответы детей:
- Работой довольны, вместе работать здорово, интересно и т.д.

VI. Сюрпризный момент. «Подарок для друга».
Мои ученики подготовили маленький сюрприз для вас (вручение подарков).
VII. Подведение итогов (рефлексия)

Учитель.
Наш сегодняшний разговор о дружбе закончен. Я желаю вам найти верных и преданных друзей. Благодарю вас за совместную работу, за сотрудничество!

Ситуация
Знакомьтесь: Даша и Маша. Даша уже 2 часа делает уроки, и тут к ней приходит ее подруга Маша.
Маша:
Гулять пойдешь?
Даша:
Да я еще задачу по математике не решила.
Маша:
Да не переживай! Я все решила, как всегда, дам списать!
Даша
: О! Ты настоящая подруга!