"Белая береза под моим окном"

Автор: Семенова Ираида Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №162"
Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашская Республика
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Белая береза под моим окном"
Дата публикации: 26.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Конспект

зантия

в подготовительной группе на тему

«Белая берёза под моим окном»

Цели занятия:
- закрепить умение рисовать конкретное дерево с характерными признаками; - закрепить навыки рисования красками; - формировать любознательность, наблюдательность, желание отразить свои впечатления в рисунке; - продолжать развивать детское изобразительное творчество; - воспитывать любовь к природе, к Родине.
Материал для занятия:
- русские национальные костюмы для детей; - костюм для берёзки; - репродукции картин художников пейзажистов: И.Левитана «Золотая осень», И.Остроухова «Берёзы»; И. Э. Грабаря "Февральская лазурь», А. Рылова «Зеленый шум» - русские народные мелодии («Во поле берёзка стояла…» и другие); - иллюстрации к загадке; - береста; - берёзовый веник; - лучина (макет); - изделия из бересты; - скамейка; - тонированная бумага альбомного формата; - краски гуашь; - кисти; - стаканчики с водой; - салфетки
Предварительная работа:
Наблюдение за берёзой во время прогулок в разное время года, заучивание стихотворений С.Есенина «Берёза», И. Токмаковой «Если б дали берёзке расчёску…», рассматривание репродукций картин художников И.Левитана «Берёзовая роща», И.Остроухова «Берёзы».
Ход занятия.

Организационная часть.
Дети одеты в русские народные костюмы. Проходят и строятся полукругом. - Здравствуйте, ребята! Для вас у меня есть загадка о дереве, которое издавна особо почитаемо на Руси. Вот послушайте: Разбежались по опушке В белых платьицах подружки. (берёзки) Берёза является символом России. Россию издавна называли берёзовым краем. Издавна на Руси существовал праздник почитания цветущей растительности и плодородия – Троица. Берёзка была центром внимания на этом празднике. Ветки берёзы, сорванные в этот день, хранились в домах весь год, до следующего праздника, как оберег здоровья и счастья, живущих в доме. В этот день девушки выходили в берёзовую рощу, плели венки из цветов, вплетали в них берёзовые ветки, а потом водили хороводы, пели песни, посвящённые берёзке. Ребята, давайте представим, как это было. Ребёнок подходит к берёзке (переодетая девочка), обращается к ней: Берёза, моя, берёзонька, Берёза моя белая, береза кудрявая, Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки, На тебе, берёзонька, Листья зелёные, Под тобой, березонька, Трава шёлковая, Близ тебя, берёзонька, Красны девушки, В семик поют, Под тобой девушки Венки плетут.
Дети встают в хоровод «Во поле берёзка стояла». После хоровода дети садятся

на скамеечку.
- Берёза щедрое и доброе дерево. Люди издавна знали цену этому дереву и сложили про её достоинства загадки: С одного дерева да четыре пользы: Первая – от тёмной ночи свет, Вторая – некопаный колодец, Третья – старому здоровье, Четвёртая – разбитому связь. Мы сейчас разберём с вами отгадки на все четыре загадки.
(Презентация по загадке)
Первая – издавна деревенская изба освещалась берёзовой лучиной. При её свете люди в долгие зимние вечера коротали время: девушки пряли, вязали, малые дети слушали сказки взрослых, мужчины плели из берёзовой бересты лапти, корзины, делалишкатулки. Вторая – из некопаного колодца вкусный и полезный для здоровья берёзовый сок. Весной, чтобы набрать его, люди делают в стволе отверстие, собирают сок, который обладает целебными свойствами. Чтобы берёза не истекала соком и не погибла, отверстие замазывают глиной или землёй. Третья – здоровье прибавляет и старому и малому берёзовый веник, который русские люди используют в банях: хлещут себя, чтобы из тела все хвори выгнать да душу порадовать. Четвёртая – ствол берёзы покрыт берестой, которой оплетали глиняную посуду, чтобы она не разбивалась и служила подольше. Берёзу и сейчас очень любят в России и называют «Русской красавицей». Хотя это хрупкое внешне дерево растёт и в Северной Америке, и в Японии, и в Китае, и во многих других странах. Берёз бывает разных видов, даже с красной корой (растёт в Японии). Но самая красивая берёза – наша белая Российская красавица. Поэтому многие поэты посвятили свои произведения русской берёзке – символу красоты и чистоты. Ребёнок рассказывает стихотворение: Люблю берёзку русскую, То светлую, то грустную, В белом сарафанчике, С платочками в карманчиках, С красивыми застёжками, С зелёными серёжками. Люблю её нарядную, Родную, ненаглядную, То ясную, кипучую. Люблю берёзку русскую, Она всегда с подружками, Под ветром низко клонится И гнётся – но не ломится!
Берёза… много стихов, песен, загадок посвящено этой красавице! А сколько картин написано живописцами! Каждый стремился излить перед ней свои чувства: любовь и восхищение. Художники изображают берёзу, восхищаясь её природной красотой, изящным силуэтом, кружевным контуром её кроны, нежной зеленью её листвы. Ребята! Перед вами уже знакомые картины художников. Подойдите поближе и ещё раз посмотрите, пожалуйста, на эти произведения искусства.
(презентация картин художников с изображением берёзы)
- К какому жанру они относятся? - Назовите картину? Художника? Хорошо бродить по берёзовой роще в любое время года, воздух в ней прозрачен и чист. Ребята! Может, создадим свою берёзовую рощу?!
Физминутка:

(проводит ребёнок)
Мы берёзку посадили, Мы водой её полили, И берёзка подросла, К солнцу ветки подняла, А потом их наклонила И ребят благодарила. Для этого каждый из вас должен нарисовать берёзку.Давайте вспомним, как рисуется берёзка. Она стройная, высокая, кудрявая. Сначала мы рисуем ствол. Для этого… (вспоминаем технику рисования берёзы)
(Рисование на интерактивной доске, создание берёзовой рощи)
А теперь как настоящие художники нарисуем на полотне каждый свою берёзу. Когда все нарисуете, мы их вместе соберём, и как в песенке получится: раз – берёзка, два – берёзка – будет рощица. Подумайте, какая она будет: весёлая, солнечная или грустная, задумчивая; тихий у вас будет, спокойный день или ветреный?
Практическая часть.
Дети рисуют под музыку (русские народные мелодии).
Итог занятия.
У нас получилась настоящая берёзовая роща, в которой хочется прогуляться, послушать пение птиц, прислоняться к прохладному стволу дерева, чтобы набраться от него сил и здоровья, полюбоваться чудом, сотворённой матушкой – природой. Как приятна берёзок гряда! Бьёт зелёный прибой у дороги, Им без устали моет вода Без того побелевшие ноги.