"Лего-конструирование как фундамент сенсорного развития детей дошкольного возраста"

Автор: Краснова Татьяна Евгеньевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №20 "Дюймовочка"
Населённый пункт: город Павлово, Нижегородская область
Наименование материала: педагогическая статья
Тема: "Лего-конструирование как фундамент сенсорного развития детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 27.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20 г. Павлово
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ

КАК ФУНДАМЕНТ СЕНСОРНОГО

РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Составила: старший воспитатель МБДОУ детского сада №20 г. Павлово Краснова Т.Е.
г. Павлово – 2016 г.

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» /В.А.Сухомлинский/ Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придаётся дошкольному воспитанию. В последние годы социальный статус дошкольного детства существенно изменился. В силу требований нового времени этот период стал важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Одной из важнейших задач современного дошкольного образования является развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, которые составляют основу активного познания окружающего мира. Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим особое значение отведено конструированию. Конструирование в ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. ФГОС подчёркивают необходимость обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования, предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам: - вариативности и разнообразия содержания образовательных программ;
- единство развивающих, воспитательных и образовательных целей и задач в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и ребёнка; - учёта ведущего вида деятельности дошкольника – игры. По своей сути, Лего-конструирование относится к инновационным технологиям, обладает широким образовательным потенциалом. Деятельность с конструктором «Лего», как с дидактическим материалом настолько привлекательна и эмоционально окрашена для ребёнка, что часто её рассматривают как конструктивно – игровую деятельность, что не противоречит возрастным особенностям детей. Игра является важнейшим спутником детства, ведущим видом деятельности дошкольника. Лего-конструирование позволяет детям учиться, играя и обучаясь в игре. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Лего-конструирование является уникальным инструментом для увлекательного, всестороннего развития детей, раскрывая потенциальные возможности каждого ребёнка и в силу своей педагогической универсальности, служит важнейшим средством развивающего обучения. Использование конструктора «Лего» позволяет развивать у детей: - творческий потенциал; - мыслительно–коммуникативные возможности; - речь; - знания об окружающем мире; - внимание, память, мышление, умение сосредоточиться; - элементарные математические представления. Начиная с конструирования простых фигур, ребёнок совершенствует свои навыки, видя свои успехи, становится более уверенным в себе и переходит к более сложному этапу обучения. Игры с «Лего-конструкторами» выступают способом исследования и ориентации ребёнка в реальном мире, пространстве и времени. Конструктор помогает воплощать в жизнь свои
задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат, расширяя представления об окружающем мире. Опыт, получаемый ребёнком в ходе лего-конструирования, незаменим в плане формирования и умения и навыков исследовательского поведения. Современная концепция формирования осознанного и произвольного отношения ребёнка к реальности выдвигает на первый план идею о том, что дошкольное воспитание – это возрастной период формирования образных форм сознания. Основными формами сознания, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте, являются образные средства, сенсорные эталоны, различные символы и знания, носящие образный характер. Одно из центральных мест в общей системе воспитательно-образовательной работы в дошкольном возрасте занимает сенсорное развитие. Конструктивная деятельность непосредственно связана с сенсорным воспитанием: это формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве. Ребёнку необходимо учитывать конфигурацию каждой детали в пространственные показатели, такие как симметричность и ассиметричность. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Поэтому необходимы новые подходы к поиску эффективных средств, методов, педагогических технологий. Одним из таких средств обучения в настоящее время , являются конструкторы фирмы ЛЕГО , обладающие рядом характеристик , значительно отличающих их от других конструкторов, прежде всего большим диапазоном возможностей , многофункциональностью, современными техническими эстетическими характеристиками, использованием их в различных игровых целях. Важно чаще предлагать детям, такие конструкторские задачи, которые заставляли бы их мыслить, изобретать. А если деятельность ребёнка носит творческий характер, она заставляет его думать, становиться привлекательной и позволяет открывать в самом себе новые возможности, а
это является сильным и действенным стимулом к занятиям по лего- конструированию. Любая образовательная деятельность немыслима без развития сенсорного воспитания детей. Стоит отметить, что в силу своей образовательной универсальности лего-конструирование имеет немаловажное значение для развития сенсорных эталонов. Усваивая сенсорные эталоны, ребёнок начинает пользоваться ими как своеобразными чувственными мерками. В результате возрастает как точность, так и произвольность сенсорно – персептивных процессов. При обследовании деталей конструктора у ребёнка также развиваются мелкая моторика и зрительная координация, что в свою очередь способствует развитию речи дошкольника. В ходе деятельности с конструктором совершенствуется точность цветовосприятия, тактильных качеств, восприятие формы и размеров объекта, пространства. Так же происходит развитие мышления, потому что при выполнении построек ребёнок учится анализировать, сопоставлять и представлять. Важно учитывать то, что если деятельность ребёнка носит творческий характер, она заставляет его думать и становится для него привлекательной.