"Экстремальная опасная ситуация. Пожар".

Автор: Токаренко Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №1 имени Созонова Юрия Георгиевича"
Населённый пункт: г.Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Экстремальная опасная ситуация. Пожар".
Дата публикации: 27.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Урок по окружающему миру

Тема: Экстремальная опасная ситуация. Пожар.

Цель:
Ознакомление с причинами возникновения пожара.
Задачи:
1. Выявить причины возникновения пожара. 2. Выявить меры соблюдения предосторожности во избежание пожароопасных ситуаций. 3. Формировать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях. 4.Воспитывать дисциплинированность, стремление сохранить свое здоровье, имущество, желание беспокоиться о жизни и здоровье окружающих
Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствий с ней; - понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; - уметь точно выражать свои мысли; - оценивать достигнутый результат;
Познавательные УУД:
- характеризовать пожароопасные предметы; - моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефонам, по номеру МЧС; - ставить и формулировать проблемы; - уметь на основе анализа объектов делать выводы; - осуществляет поиск и выделение необходимой информации; - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; - самостоятельно формируют алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - составляют целое из частей, самостоятельно достраивая , восполняя недостающие компоненты ; - устанавливают причинно-следственные связи ;
КоммуникативныеУУД:
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 1
- умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; - умение устанавливать рабочие отношения, учатся сотрудничать ; - учатся управлять поведением партнёра –убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия; - учатся действовать с учётом позиции другого и согласовывать свои действия; - умение слушать и понимать других;
Личностные УУД:
- имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир; - проявляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; - умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; - умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Оборудование:
компьютер, медиапроектор, презентации, телефон, книги.
Технологии:
 здоровьесберегающие  технология решения исследовательских задач  обучение в сотрудничестве  компьютерные
Ход урока:

I.

Организационный момент
Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Пусть пойдет ребятам впрок, Очень важный наш урок.
II.

Самоопределение к деятельности
- Я предлагаю вам просмотреть отрывок из мультфильма, который будет очень важным этапом для нашего занятия. - Итак, подскажите из какого мультфильма данный фрагмент? - Кто является главной героиней? 2
- В какую ситуацию попала Тётя Кошка? - Опасную экстремальную ситуацию. - Что эта за ситуация? - Это ситуация, в которой возможна или уже случилась угроза здоровью или жизни хотя бы одного человека. - Что конкретно произошло? - Возник пожар. - Как вы думаете, какова тема нашего занятия?
Тема занятия: Экстремальная опасная ситуация. Пожар.
- Что является причиной пожара?
Подведение к проблеме.
- Давайте узнаем из отгадки на загадку, которую я вам загадаю. 0тгадайте загадку: Отец горяч и красен, бывает он опасен. Накормишь – живет, напоишь – умрет. Шипит и злится, воды боится. С языком, а не лает, без зубов – а кусает. Что это?
(Огонь)
- Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали» его, поселяя его в своих пещерах. Он помогал людям бороться за существование. Проходили годы. Люди узнавали огонь лучше и лучше. Огонь в глазах людей утратил силу божества. Он всегда бывает разным, Удивительный огонь. То буяном безобразным, То тихоней из тихонь. - Давайте вернёмся к просмотренному фрагменту мультфильма и вспомним: в каких целях огонь использовала Тётя Кошка? - Да, Сила у друга – огня – большая - пребольшая! - Как вы считаете, огонь – наш друг, или огонь – наш враг? (ответы детей). 3
- Итак, мнения ваши разделились и у нас возникла проблема: огонь – наш друг, или огонь – наш враг? - Попробуем поработать над нашей проблемой. - Сегодня я вас неслучайно разделила на группы. 1,3 группа будет доказывать гипотезу, что огонь – наш друг, 2, 4 группа будет доказывать, что огонь – наш враг». - Как можно проверить наши гипотезы? (Ответы детей) 1, 2 группы детей будут доказывать версию, что огонь - друг обращаясь к книгам, которыми мы познакомились на дополнительном и внеклассном чтении. 3, 4 группы детей будут доказывать версию, что огонь – враг обращаясь к иллюстрациям и пословицам, которые им даны.
- Не забываем правила работы в группе!

III.

Работа по теме урока
1.
Проведение исследования
(подумаем, зададим вопрос, докажем свою версию) 2.
Обратимся к книгам
. - Давайте обратимся к книгам, которые вы принесли и прочитали о пожарах и пожарных, о добром и злом огне.
Примерные ответы детей:
1.Море пламенем горит, Выбежал из моря кит, «Эй, пожарные, бегите, Помогите! Помогите!» (К. И. Чуковский «Путаница») 2.Мать на рынок уходила, Дочке Лене говорила: «Печку, Леночка, не тронь, Жжется, Леночка, огонь!» (С. Я. Маршак «Пожар») 4
3.Что за дым над головой? Что за гром над мостовой? Дом пылает за углом. Что за мрак стоит кругом? Ставит лестницы команда, От огня спасает дом. (С. Я. Маршак «Дядя Степа») 4.Ищут пожарные, Ищет милиция, Ищут фотографы В нашей столице. Ищут давно, 5.Но не могут найти Парня какого-то Лет двадцати. (С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое») 6. Огонь - давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. (Опор на картинку из сказки «Гуси-лебеди», где печка обогревает, пирожки печет). 7. В сказке 1 2 месяцев девочка отогревается у костра, По щучьему велению Емеля катается на печи, т.к. ему очень удобно и тепло.
Пословицы и поговорки
. 1 группа: - Человеку друг огонь, только ты его не тронь. - Не трогай огня, не обожжешь руку. 2 группа: - Не имей привычки носить в кармане спички. - Маленькая спичка сжигает большой лес.
-
1, 3 группы доказывают, что огонь – друг,
Учитель слайд:
5
А без доброго огня Обойтись нельзя и дня. Он надёжно дружит с нами: Гонит холод, гонит мрак. Он приветливое пламя Поднимает, будто флаг. Всем огонь хороший нужен. И за то ему почёт, Что ребятам греет ужин, Режет сталь и хлеб печёт. Ты видел, как он Управляет огнём? Железная маска Надета на нём. Вот строится дом – Посмотри поутру: Он в стёганой куртке Сидит на ветру. Варил он опоры Могучих мостов, Варил он суда Из огромных листов. Железо с железом Он может сварить! Он добрый волшебник Что тут говорить?! - 2, 4 группы доказывают, что огонь – враг.
Учитель слайд:
Злой огонь – огонь пожара, Злой огонь – огонь войны! 6
От безжалостного жара Дни темны, Поля черны. Жители земного шара, Граждане любой страны Злой огонь гасить должны! (Учащиеся пользуются рисунками, схемами, макетами. ) - Обобщить ответы детей.
3.

Физминутка.
- Сейчас я вам предлагаю отдохнуть! - -Я задаю Вам вопросы, а Вы будете хором отвечать: -«Это я, это я, это - все мои друзья!» - Кто, услышав запах гари, Сообщает о пожаре? -«Это я, это я, это – все мои друзья!!!» - Кто из Вас, заметив дым, Говорит: «Пожар! Горим!» -«Это я, это я, это – все мои друзья!!!» - Кто из Вас шалит с огнём Утром, вечером и днём? - Кто, почуяв газ в квартире, Позвонит по «04»? -«Это я, это я, это – все мои друзья!!!» - Кто костров не разжигает И другим не разрешает? Это я, это я, это – все мои друзья!!!» - Кто от маленькой сестрички Прячет, дети, дома спички? -«Это я, это я, это – все мои друзья!!!» 4.
- Хотелось бы подробнее поговорить о том, что «Огонь – наш враг».
7
Некоторые ребята подготовились индивидуально, приготовили стихотворения. - В соответствии со стихотворениями картинки со слайдами. - С точки зрения пожарной Он опасен чересчур. Если сделан из бумаги Самодельный абажур. - Чтоб он не стал твоим врагом, Будь осторожен с утюгом. - Не суши бельё над газом- Всё сгорит единым разом! - Когда без присмотра оставлена печь- Один уголёк целый дом может сжечь. - Возле дома и сарая Разжигать костёр не смей! Может быть беда большая Для построек и людей. - Костёр вы бросили в лесу- И вот несчастье на носу.
5. Учитель:
Да, ребята, действительно. Наш с вами Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра богат красивейшими лесами. Необъятные широты тайги прорастают на территории нашего округа. - Но и в наши леса приходит беда!
Видеоролик
. - Очень много лесов пострадало в 2012 году. Мы знаем, что в наших лесах живут животные, которым очень требовалась помощь на тот момент. На территории Югры очень много животных, которые занесены В Красную книгу Югры. Из них есть животные, которые занесены и в Красную книгу России.
Слайды про животных.
8
- Ты о пожаре услыхал – Скорей об этом дай сигнал! Пусть помнит каждый гражданин Пожарный номер…01 -Утром, вечером и днем Осторожен будь с огнем!
IV.

ПРактическая работа.
- Да, ребята, раньше мы с вами при возникновении пожара набирали номер 01. А сейчас существует единая служба спасения 112, которая принимает ваш звонок и соединяет с нужной службой. - Ребята, представьте такую ситуацию. У вас горит квартира, возгорание произошло в большой комнате от телевизора. Вам необходимо сообщить об этом пожарным. Как это сделать? Мы с вами сейчас представим это в игровой ситуации. Ко мне подходят 3-4 ученика, перед вами телефон и план ваших действий на листке. Ваша задача чётко, быстро и понятно сообщить о возгорании у себя дома, в школе, учитывая при этом все пункты нашего плана. Вам понятно задание?
План:
1.Адрес; 2.Объект(что горит-квартира, школа); 3.Что горит в квартире, школе; 4. Номер дома; 5. Номер корпуса; 6. Номер подъезда; 7. Номер квартиры; 8. Этаж; 9. Код для входа в подъезд; 10. Фамилия; 11.Телефон. 9
Хорошо, молодцы. - Спасибо огромное за проделанную работу. Я надеюсь, в сложившейся ситуации вы справитесь.
V. Творческое задание.
Дети заранее подготовлены. - Послушайте сказку. Спичка-невеличка и большой пожар. Жила-была Спичка, Спичка-невеличка. Она лежала вместе со своими сестричками-близнецами в маленьком домике - спичечном коробке. У всех сестричек были одинаковые коричневые головки, в которых таилась волшебная сила. Если потереть головкой о черный бочок домика, то вспыхнет огонёк. Они очень гордились этим: ведь огонь нужен людям. (Дети, изображающие спички, разбегаются к своим группам. В руках листочки, на которых написаны ситуации. Дети должны объяснить своё решение. ) - Однажды мама пятилетнего Димы ушла и оставила мальчика дома одного. А спички забыла спрятать… - Два друга Петя и Никита решили поиграть в полярников с разведением костра на полу….. - Коля гулял по улице рядом с заброшенным зданием и увидел, что из окна этого здания идёт дым… - Пятилетняя Наташа решила сама подогреть себе чай на газовой плите… - Итак, давайте подведем итог, перечислите причины возникновения пожара. (ответы детей)
VI.Вывод:

-
Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы не было пожара? (ответы детей). Итог: А теперь я вам вручаю памятку. Памятка: 1. Не балуйся со спичками и зажигалками. 10
2. Уходя из дома, не забывай выключать электроприборы. 3. Не суши белье над плитой. 4. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома. 5. Не подходи к печке, когда она топится, и не открывай печную дверцу. 6. Не играй с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. 7. Не разводи костер в лесу. 8. Не поджигайте тополиный пух и не разводите костер около строений. 9. Не вешай на лампу бумажный абажур. 10. Будь осторожен с газом. - Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности поможет государству сберечь сотни тысяч рублей, а зачастую – здоровье и жизнь людей. - Помните, всякая шалость с огнем может привести к большому несчастью! К пожару! Вывод: Итак, исследование подошло к концу. Как вы считаете, огонь – друг, или враг человеку? Чтобы огонь был другом, что нужно всегда соблюдать? (ответы детей).
VIII. Подведение итогов урока.
- Что мне этот урок дал для жизни? Мне показалось важным… - Объясните пословицу: «Водой пожар тушат, а умом - предотвращают». (ответы детей). - Как вызвать пожарных? Какие правила вы сегодня узнали
VII. Рефлексия
. - Понравился ли вам урок? Изобразите свое мнение на солнышке - Спасибо за урок.
Домашнее задание
: придумать сказку, в которой главным героем будет Огонёк 11