"Когнитивная картина мира и концептосфера как основные формы вербализируемости информации".

Автор: Молокова Оксана Владимировна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МКОУ Новобирюсинская СОШ
Населённый пункт: Новобирюсинский
Наименование материала: статья
Тема: "Когнитивная картина мира и концептосфера как основные формы вербализируемости информации".
Дата публикации: 27.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Когнитивная картина мира и концептосфера как основные формы вербализируемости информации Когнитивную картину мира можно определить как своего рода обобщенный портрет мироздания, который предполагает непосредственное описание того, как устроен окружающий мир, как и при помощи каких законов он развивается. Она отвечает на вопрос о том, что находиться в его основе и каким образом он управляется, как в нем выглядят время и пространство, как непосредственно взаимодействуют самые различные объекты этого мира, какое место в мире занимает человек. Когнитивная система, в этой связи, представляет собой систему познания человека, которая сложилась в его сознании в результате поэтапного в течение развития поколений становления характера, обучения, воспитания, наблюдения и размышлений об окружающем мире. Именно на основе этой когнитивной системы человек ставит перед собой определеные цели и непосредственно принимает решения о том, как необходимо действовать, стараясь избежать в своей жизни когнитивного диссонанса. «Когнитивная система основана на взаимодействии сознания, мышления, языка и памяти, а непосредственным носителем данной системы является мозг человека». 1 Цели, которые преследуются в процессе создания когнитивных систем, это постоянное получение новых знаний о мире, интеллектуальная обработка полученных данных., и затем, принятие решений в различного рода ситуациях. К числу ключевых признаков когнитивной системы человека относятся: - «Вербализуемость системы посредством языка. 1  Когнитивная система. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. С.74-76.
- Ориентация на быстрое и, при этом, эффективное решение непосредственных практических задач; - Приверженность системы к решению задач при помощи определенных алгоритмов; - Усвояемостью человеком в результате обучения; - Адаптируемые возможности системы через принятие эффективных решений в конкретной ситуации». 2 В свою очередь, аккумулированные знания об окружающей действительности, которые выражаются в определённых знаковых системах, существующих в рамках определённой культуре или этноса, называются концептами, непосредственно сочетающимив себе универсальные представления о мире, которые свойственны как всему человечеству, так и субъективно-национальным, обусловленным культурными и ментальными особенностями этносам, говорящим на конкретном языке. В структуре концепта находится все то, что делает его определенным фактом культуры конкретного общества в исходной форме, которая сжата до её основных признаков в историческом содержании; современных ассоциациях; оценках и т.д. Концепту присущи следующие признаки: - «Основная единица обработки, хранения, а также передачи знаний; - Минимальная единица опыта в идеальном представлении, которая вербализуется при помощи слова и имеет полевую структуру; - Единица языка, которая имеет очень подвижные границы и сохраняет конкретные функции; - Социальная единица в силу своего ассоциативного поле, котрое обусловливает его прагматику; - Основная ячейка культуры». 3 2  Когнитивная система. Краткий словарь когнитивных терминов / Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. С.74-76. 3  Маслова, В. А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2005. С. 46-47
Так как концепт обладает сложной и многоплановой структурой, в нем как единице языка можно выделить как конкретное значение, так и абстрактное, как рациональное видение явления, так и эмоциональный его окрас, как универсальное применение, так и особое этническое видение, как общенациональное использование, так и индивидуально-личностное освоение. Концептосфера, которая представляет собой совокупность концептов репрезентуется языковой картиной мира. Термин «языковая картина мира» был введен в обиход находки немецким лингвистом Йоханном Лео Вайсгербером в 30-е годы XX века. «В своей статье, которая называлась «Связь между родным языком, мышлением и действием» он писал, что словарный запас любого отдельно взятого языка включает в себя в целом совокупность понятийных мыслительных средств, которыми располагает данное языковое сообщество, наряду с совокупностью языковых знаков». 4 По мере того, как непосредственно каждый носитель определенного языка изучает данный словарь, «все остальные члены этого языкового сообщества в разной мере овладевают данными мыслительными средствами, таким образом, в этом смысле можно констатировать, что возможности родного языка состоят в том, что язык непосредственно содержит в своих понятиях и форме мышления определенную целостную картину мира, основанную на социальном опыте и, в свою очередь, передает ее членам языкового сообщества в зависимости от степени овладения ими данного языка». 5 Сегодня выделяются также искусственные когнитивные системы, которые не являются биологическими, им присущи признаки искусственного интеллекта, который обладает определенной когнитивной функцией, под 4  Попова З. Д. Стернин И. А . Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж : Истоки , 2006., С. 47 5  Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. С. 65
которой, понимается процесс анализа событий во времени, который ведет к построению интерактивной модели события в пространстве и времени. В процессе своего развития человеческое общество прошло целую эволюцию, которая получила название коэволюции. «Этот термин происходит от английского coevolution, который, в свою очередь, был образован от латинского evolutio (развертывание)при помощи добавления префикса " co", который указывает на согласованность». 6 В коэволюции выделяются следующие этапы: Доречевой этап развития социума характеризуется взаимодействием, которое осуществлялось через жесты как физические, так и артикулярные. В это время опыт и знания формировались тысячелетиями, так как передавались как на генетическом уровне, так и индивидуально. Появление речи, открывает второй этап, который способствует формированию и более оперативному обмену знаниями в обществе. Оперативные знания быстрее запоминались, а также быстро передавались из уст в уста. На этом этапе оперативных знаний, накапливаемых в социуме стало достаточным для создания различных примитивных орудий труда и формирования видов более сложной организационной деятельности. Язык с этого момента является универсальной формой непосредственно первичной концептуализации мира, а также рационализации всего человеческого опыта, то есть язык становиться выразителем и хранителем всего бессознательного, стихийного знания о мире, о сути, являясь исторической памятью о различных социально значимых событиях в жизни народа. Следующий этап начинается с появлением письменности, которая обеспечила возможность уже накопления знаний, которые стали отражаться на физических носителях. Этот этап поделил общества в мире на цивилизованные и варварские. Люди, с вою очередь, разделились на грамотных и неграмотных. Этот этап характеризуется появлением учебных 6  Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. — М. РОССПЭН, 1999. С. 41 - 44
заведений, а также появлением института науки и ученых, которые уже осознанно работали в интересах постоянного накопления знаний и развития общества. Следующий этап коэволюции связан с появлением книгопечатания и созданием библиотек, который способствует ускорению роста грамотности социума, роста доступности знаний и материализации знаний в форме технологий. Период электросвязи, наступивший с появлением и активным развитием телеграфа, телефона, а затем радио и телевидения, позволил быстро получать информацию и передавать на расстоянии непосредственно управлять очень сложными технологическими и социальными процессами на огромных территориях. Изобретение персональных компьютеров способствовало автоматизации всех сфер деятельности социума в масштабах всего мира, что привело к формированию глобальных информационных ресурсов и глобальных информационных систем. Сегодня на базе уже искусственных когнитивных систем формируются когнитивные технологии, которые уже непосредственно имитируют мыслительную активность человека. Следовательно, в ходе конвергенции информационных и телекоммуникационных систем были сформированы широкие возможности по формированию самого спектра принципиально новых услуг вне зависимости от времени суток, степени, а также мобильности людей и их местоположения. На современном этапе коэволюции появились явные предпосылки для эффективного использования различных информационных ресурсов как в ходе решения управленческих задач, а также непосредственно в личных интересах конкретного человека Началось активное освоение путей реализации концепции информационного общества.
Таким образом, можно сказать, что когнитивная картина мира - представляет собой своеобразную форму систематизации знаний, которая является одновременно целостной и сложной структурой, в которую включается, в том числе и научная картина мира, а также картины мира на основе отдельных наук, которые могут опираться на ряд различных концепций, которые постоянно обновляется и видоизменяется в процессе общественного развития.