"Формирование фонематического слуха через игру".

Автор: Абрамова Елена Владимировна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10 "Елочка"
Населённый пункт: г. Димитровград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование фонематического слуха через игру".
Дата публикации: 27.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Формирование фонематического слуха через игру.
Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Фонематический слух – это способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух является важнейшим компонентом для овладения звуковой стороной языка, именно на его основе формируется фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие -это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. - из-за несформированности фонематического слуха страдает звукопроизношение - в спонтанной речи искажаются звуки, которые есть изолированно - могут наблюдаться нарушение слоговой структуры слов. Всё это может привести к нарушению коммуникативной и учебной деятельности детей. Для успешного обучения грамоте просто необходимо развивать фонематический слух. В дошкольном возрасте необходимо создавать условия для развития фонематического слуха и восприятия. На начальном этапе идет работа над неречевыми звуками. Различение неречевых звуков можно назвать главным компонентом развития фонематического слуха.
Цель
: развитие фонематического восприятия посредством неречевых звуков На своих занятиях я использую игры. «Угадай, что ты слышишь?» (шелест бумаги, переливание воды, колокольчик и т.д), «Что шумит в волшебной коробочке?» (горох, скрепки, пуговицы), «Повтори за мной» (разнообразные хлопки). На следующем этапе начинается работа по различению звуков речи. Можно использовать игры: «Кто зовет?» (Дети стоят в кругу и по очереди зовут водящего по имени. Ребенок должен угадать чей голос?) Третий этап направлен на различение сходных по звучанию слов. Игра «Послушай и покажи». На наборном полотне — сходные по звучанию картинки (коса — коза, тачка — дачка, крыса — крыша и т. д.) Логопед называет предмет, а ребенок показывает соответствующую картинку. Четвертый этап - различение слогов.
Цель:
обучение слоговому анализу слов Игра "Похлопаем". Логопед объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова , отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Заключительный этап работы на развитие фонематического слуха — это различение звуков. Наша речь состоит из слов. Слова состоят из звуков.
Цель:
нахождение звуков в названиях предметов по картинке, на слух, активизация словаря, автоматизация разных звуков. Логопед произносит звук, а ребенок должен догадаться кто издает данный звук (комарик, жук, волк, медведь...) Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук ...». На данном этапе необходимо также отрабатывать навык по различению на слух фонем по акустическим особенностям (звонкие — глухие, свистящие — шипящие, твердые - мягкие) Для того чтобы результат работы по формированию фонематического слуха был успешным, коррекционная работа должна носить не эпизодический, а системный, комплексный характер.
Игры на логопедических занятиях помогают разнообразить работу, сделать

задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и

познавательными

Игры на развитие фонематического слуха

Красный-белый

Цель:
нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование:
по два кружка на каждого ребенка (красный и белый). Описание игры: педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет – поднимают синий.
Поймай рыбку

Цель:
нахождение звуков в названиях предметов по картинке. Оборудование: металлические скрепки, небольшие предметные картинки (изображенный предмет вырезан контуру), коробка и удочка с магнитом из игры «Поймай рыбку». Скрепки прикрепляются к предметным картинкам. Описание игры: дети по очереди вылавливает удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие ли отсутствие в названии необходимого звука (например, р), его место в слове (в начале, в середине или конце слова). За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.
Кто больше слов придумывает

Цель:
активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование:
мяч, фанты.
Описание игры: педагог называет какой-нибудь звук и просит детей придумать слова, в которых встречается этот звук. Затем дети образую круг. Один из играющих бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч должен сказать слово с условленным звуком. Он получает фант. Тот, кто не придумал слово или повторяет уже сказано кем-либо, Фанта не получает. Победитель определяется по количеству набранных фантов.
Кто внимательнее

Цель:
активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование:
картинки на определенный звук. Описание игры: дети сидят за столами. Педагог говорит: «сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенный мною словах. Кто угадает, тот поднимает руку». Затем педагог показывает и называет картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, сумка, стакан, слон, скамейка. Дети говорят: "с". Педагог: «Правильно, все эти слова начинаются на со звука с». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком. Игру можно усложнить.
Будь внимателен

Цель:
активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование:
различные игрушки и предметы: слон, кукла, мишка, лиса, куриц, автобус. Описание игры: Обращаясь к детям, Педагог говорит: «Я буду называть игрушки. Как только вы услышите первое слово, в котором есть, например, звук с, вы должны поднять руку». Затем он вызывает ребенка и называет ему предметы, а остальные дети следят, правильно ли он выполняет задание, и если нет, то поправляют его. Для игры берутся предметы, в названии которых звук с встречается в начале, в середине и в конце слова. Если ребенок ошибается, то он должен сам придумать слово со звуком с. В процессе игры педагог меняет порядок называния предметов, чтобы дети не пользовались механическим запоминанием слов (аналогичную игру можно повторить и с другими звуками).
Отстукивание слогов

Цель:
обучение слоговому анализу слов
Оборудование:
барабан, бубен. Описание игры: Дети садятся в ряд. Педагог объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать или отхлопать. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Ведущий дает детям разные по количеству слогов слова. Победителями будут те, кто не сделал ни одной ошибки.
Угадай слово

Цель:
составление слов с определенным количеством слогов
Описание игры: дети сидят за столом. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами будем угадывать слова. Я вам не назову их, а только передам по телеграфу – отстучу, а вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Если же дети затрудняются назвать слово, педагог снова отстукивает слово и произносит его первый слог. Игра повторяется, но теперь педагог называет одного ребенка. Вызванный должен угадать слово, которое ему отстучат, назвать его и отстучать. Когда дети усвоят игру, ведущим можно выбрать кого-нибудь из детей.
Слова-перевертыши

Цель:
активизация словаря, обучение слоговому анализу слова Описание игры: один ребенок выходит из комнаты, а остальные дети загадывают короткое слово, зовут водящего и говорят ему, например лок (кол), мод (дом), зако (коза), сако (коса) и др. Водящий должен отгадать загаданное слово. Педагог следит, чтобы загадывались доступные для играющих слова и при перевертывании не допускалось ошибок. Можно предложить детям и другие варианты: загадывать одному, а разгадывать всей группе; кто первый отгадает, тот и начинает загадывать.
Дидактические игры для формирования фонематических процессов.

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических

процессов у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта.
Для преодоления фонетико-фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Фонематический слух – способность к слуховому восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие -это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. -развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом. - несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. -нарушение фонематического восприятия приводит к специфическим недостаткам произношения, что свидетельствует о незаконченности освоения звуковой стороны языка, отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов, вызывает трудности в овладении чтением и письмом. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.
Звукопроизношение тесно связано с речевым слухом. Для этого необходимо сформировать у детей хорошую дикцию, то есть подвижность артикуляционного аппарата, обеспечивающую чёткое и ясное произношение каждого звука в отдельности, а также правильность и слитность произношения. К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить практически все звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но педагог по- прежнему уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, он учит их различать звуки на слух и правильно произносить их (с- з, с- ц, ш- ж, ч- щ, с- ш, з- ж, ц- ч, с- щ, л- р). Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие? Фонематический слух - это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное слово: "коза-коса", "дом-том", "бочка-почка". Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух. Фонематическое восприятие – это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Например: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» Пятилетние дети способны определить на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, си ш, ш и ж и другие. Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений. Цель приведенных ниже игр и упражнений - развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова. Работу по формированию фонематического восприятия необходимо проводить и с детьми младшего возраста. В таких играх, как «Тихо-громко», «Театр настроений» формируют интонационную сторону речи.
Игры для детей 2-4 лет основаны на звукоподражании. «Как ребенок плачет? ААА. Как волк воет? УУУ. Как водичка бежит? ССС». Можно поиграть с детьми младшего возраста в такую игру: вы показываете картинку с символом звука (змея, комар, жук), а дети воспроизводят необходимый звук (змея – Ш, комар - З, жук - Ж). Еще одна игра для самых маленьких: «Песенка» - показываем карточки-символы гласных звуков – А, О, У, И в разном порядке, дети поют песенку. ПОЙМАЙ ЗВУК Игра на выделение звука на фоне слова. Проводится в качестве физминутки. Задание: дети должны подпрыгнув хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится заданный звук (например [c] - “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”). ОХОТНИКИ Цель: развитие фонематического восприятия. Описание игры: логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков. Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия знакомства со звуками. Особенно полезна она на фронтальном занятии, т.к. позволяет логопеду видеть реакцию всех детей, и исключает подсматривание детей друг за другом. КАКОЙ ЗВУК ЕСТЬ ВО ВСЕХ СЛОВАХ? Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук "ш". Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – "ж"; чайник, ключ, очки – "ч"; щетка, ящик, щавель – "щ"; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – "сь"; коза, замок, зуб – "з"; зима, зеркало, вазелин – "зь"; цветок, яйцо, курица – "ц"; лодка, стул, лампа – "л"; липа, лес, соль – "ль"; рыба, ковер, крыло – "р"; рис, крепость, букварь – "рь".Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.
АЛФАВИТ Задание: играет группа детей, каждому присваивается какая – либо буква алфавита. Ведущий перечисляет вперемешку буквы. Услышав свою букву алфавита, ребенок должен встать. Игру можно провести выделяя первый или последний звук в слове. ИГРЫ СО ЗВУКАМИ. 1) Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А (Е,О,Л,В и т.д). Назови слова, которые заканчиваются на звук А (К,Н,Г). Назови слова, в которых звук А(Д,В,И) в середине слова. 2) Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…) Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш. (Карандаш, камыш…)Какое получится слово, если к "но" - прибавить один звук? (Нож, нос…)Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука "м". (Мама моет Машу мочалкой.) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук "у". (Бумага, дудочка, Буратино…) НАЙДИ КАРТИНКИ 1) Ребенок отбирает из набора картинки на заданный звук или несколько звуков. Звук может стоять в начале слова, в конце, в середине. 2) Нахождение звука в названиях предметов по сюжетной картине. Выигрывает тот, кто больше найдет предметов. Сюжетные картины могут подбираться в соответствии с лексической темой. 3) Игра проводится в виде эстафеты. Дети делятся на 2 команды. Одна команда собирает картинки напрмер со звуком Л, другая со звуком Р. Один игрок может взять одну картинку. Когда все дети возьмут по картинке, они поворачиваются друг к другу и называют картинки, выделяя голосом свой звук. Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее соберет картинки. ВОЛШЕБНИКИ Задание: "Сейчас мы будем превращать одно слово в другое. Я назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: кит - кот.
Слова для изменения: дом, сон, сок, пил, мел. Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет. Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп. ОПРЕДЕЛИ НА СЛУХ САМОЕ КОРОТКОЕ СЛОВО Слова подбираются в соответствии с темой урока, также можно дать задание на определение самого длинного слова. Строитель, каменщик, дом, стекольщик. ГУСЕНИЦА Ребенок выкладывает из деталей гусеницу. Количество деталей берет столько, сколько звуков в заданном слове. Затем он вытаскивает из двух карточек (на одной изображена голова гусеницы, на другой хвост) одну и называет первый звук в слове или последний в зависимости от картинки. ПОДБЕРИ ПОХОЖИЕ СЛОВА. Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко. ИСПРАВЬ ОШИБКИ Задание: ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Назвать правильно слова. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползет зеленый лук С длинными усами (жук). Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!» (звери).
Эй, не стойте слишком близко. Я тигренок, а не миска (киска). Тает снег, течет ручей, На ветвях полно врачей (грачей). Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это (билета). Сели в ложку и айда! Покатили вдоль пруда (лодку). Мама с бочками пошла По дороге вдоль села (дочками). На поляне весной Вырос зуб молодой (дуб). На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву (лес). На глазах у детворы Крысу красят маляры (крышу). Я рубашку сшила шишке, Я сошью ему штанишки (мишке). Встало солнце, уходит прочь Темная длинная дочь (ночь). Фруктов в корзине не счесть: Яблоки, груши, бараны есть (бананы). В реке живет мак, Его не поймаю никак (рак). Чтоб пообедать, взял Алешка
В правую руку левую ножку (ложку). На пароходе повар – док Приготовил вкусный сок (кок). Очень ласковый был Он хозяйку лизнул в лоб (кот). Рогатый дол По дороге шел (вол). Школьник кончил строчку И поставил бочку (точку). Тащил мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку). У печки с удочкой сижу От рыбы глаз я не свожу (речки). Русская красавица Своей козою славится (косой). Усатый кит сидит на печке, Выбрав теплое местечко (кот). На поляне лесной Вырос зуб молодой (дуб). Под березами, где тень Притаился старый день (пень). ПРАВИЛЬНОЕ СЛОВО Описание игры: логопед просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Например выставляется предметная картинка с изображением вагона. Логопед
произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон... УМНЫЕ КАРТОЧКИ Дети на карточке с предметными картинками находят изображения, в названиях которых есть заданный звук, и накрывают их жетонами. РЕГУЛИРОВЩИКИ Дети работают с сигнальными карточками. Определяют, какой звук они слышат: гласный или согласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий. КОРЗИНОЧКИ Игры на выделение звука на фоне слова. На наборном полотне выставляются предметные картинки фруктов или овощей, ягод, грибов, цветов, продуктов и т.п.(в соответствии с лексической темой). Дети раскладывают картинки по корзинкам: в синею, если заданный звук звучит твердо, в зеленую, если звук мягкий, в красную, если заданного звука в слове нет. Можно распределить картинки по первому или последнему звуку в слове – твердый, мягкий, гласный. ЖИВЫЕ ЗВУКИ Вызывается группа детей по количеству звуков в слове. Им раздаются звуковые символы в соответствии со звуковой схемой заданного слова. «Было у нас слово каша (пир), но звуки живые, они все разбежались, давайте соберем их опять в слово.» Дети строятся в нужном порядке, чтобы схема подходила к слову. Затем детям можно предложить придумать новые слова, к которым бы подходила данная схема. ТЕЛЕГРАФ Цель: обучение слоговому анализу слов. «Сейчас мы поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы будете их по телеграфу передавать в другой город». Слова произносятся по слогам, сопровождаются хлопками. Затем дети сами придумывают слова, которые надо передавать по телеграфу. «А сейчас я вам передам слова по телеграфу - отстучу, не называя их. А вы должны придумать, какие это могут быть
слова». Дети придумывают слова с заданным количеством слогов. НАСТОЛЬНОПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ В мире звуков – дифференциация похожих по звучанию слов, выделение первого и последнего звука. Логопедическое лото – определение позиции звуков. Читаем сами – отбор картинок на звуки, подбор звуковых схем. Готов ли ты к школе – сборник тестовых заданий. Звонкий – глухой – определение характеристики звуков. Логопедическая ромашка – дифференциация звуков. Десять гласных подружек – работа с гласыми звуками. Мои первые буквы – выделение первого звука в слове. Прочитай по первым буквам – выделение первого звука в слове. Путешествие от А до Я – выделение первого звука в слове. И много других игр.
Игры на логопедических занятиях помогают разнообразить работу, сделать

задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и

познавательными