Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету "Английский язык" в свете требований ФГОС.

Автор: Вечеркова Елена Петровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: пгт. Афипский
Наименование материала: статья
Тема: Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету "Английский язык" в свете требований ФГОС.
Дата публикации: 27.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Система оценки достижения планируемых результатов освоения

программы по предмету «Английский язык» в свете требований ФГОС.
 Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования. 
Функции системы оценивания

: ориентация образовательного процесса
на достижение планируемых результатов освоения основной ООП;  обеспечение эффективной
обратной связи
, позволяющей осуществлять
управление образовательным процессом.
Планируемые результаты освоения программы основного образования по учебному предмету «Английский язык» представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования , показателей их достижения и моделей инструментария. Они представлены в традиционной структуре предмета и ориентируют учителя как в ожидаемых учебных достижениях и объеме изучаемого учебного материала по отдельным разделам курса, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса в основной школе.
Объектом оценки предметных результатов
является : способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
В систему оценки предметных результатов входят:
-
Опорные знания,
включающие в себя: ключевые понятия, правил, факты, методы, понятийный аппарат. -
Предметные действия:
использование знаково-символических средств в рамках преобразования, представления и интерпретации информации и логических действий (сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление причинно-следственных связей и анализ).
Оценивание призвано стимулировать учение посредством: -
оценки исходного знания
ребенка, того опыта, который он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы, - учета
индивидуальных потребностей
в учебном процессе, -
побуждения детей размышлять о своем учении
, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения.
Цель оценки предметных результатов -
оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.
Система оценивания строится на основе следующих принципов:

1. Оценивание является

постоянным процессом
. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2.Оценивание может быть только

критериальным
. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. 3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества. 4.Оценивать можно только то, чему учат.
5.Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны
и педагогам, и учащимся. 6.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Модель оценивания. Для того чтобы внутренняя оценка стимулировала освоение образовательного результата, учителю необходимо придерживаться следующих принципов: 
определять цели обучения
, образовательные результаты темы, раздела, курса и формулировать их языком, понятным обучающимся; 
разъяснять обучающимся цели обучения и способы проверки результатов
достижения указанных целей; 
подбирать или создавать задания
для проверки достижения сформулированных образовательных результатов; 
регулярно комментировать результаты
обучающихся, давать советы с целью их улучшения; 
менять техники и технологии обучения
в зависимости от достигнутых обучающимися образовательных результатов; 
учить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов
;

предоставлять обучающимся возможности улучшить свои результаты до выставления окончательной

отметки
; 
осознавать
, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.
Особенности оценки метапредметных результатов.
Метапредметные результаты:  освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные),  способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность

планирования
,  осуществление учебной деятельности и организации учебного
сотрудничества
с педагогами и сверстниками,  построение
индивидуальной образовательной траектории.

Особенности оценки предметных результатов.

Предметные результаты:
 освоение обучающимися в ходе
изучения учебного предмета
умения специфические для данной предметной области, 
освоение видов деятельности
по получению нового знания в рамках учебного предмета, 
его преобразованию и применению
в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, 
формирование научного типа мышления
, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. 
Особенности оценки личностных результатов.
Источники информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, для оценивания хода обучения, а также виды работ и методы оценивания представлены в таблице № 1. Таблица № 1

Источники информации
для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения
Виды работ

Методы оценивания

1.внутренняя

оценка
(оценка осуществляемая учениками, учителями, администрацией):
1.субъективные или

экспертные

методы
оценивания (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.).
2. объективные

методы
оценивания (основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся)
1.1. работы учащихся
, выполняющиеся дома;
1.2. статистические данные
, основанные на ясно выраженных показателях и или/дескрипторах
1.2.1. стандартизованные оценки
(основанные на результатах стандартизированных работ или тестов); Стандартизированные работы: диктанты, тесты
1.2.2.результаты тестирования
(результаты устных и письменных проверочных работ). Материалы стартовой диагностики, тематического и итогового тестирования
1.3. дифференцированная оценка
отдельных аспектов обучения (сформированность отдельных умений и навыков) формализованные задания: тексты, памятки, собранные данные, подборки информационных материалов и т.д.;
1.4. самоанализ и самооценка
обучающихся Листы самооценки
2. интегральная оценка
(материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной и досуговой деятельности) творческие работы: сочинения, постеры и т.п, в т.ч. в виде фото-видео, аудиозаписей.
3
.
индивидуальная и совместная

деятельность учащихся
в Листы наблюдений, листы
ходе выполнения работ. оценки и самооценки, оценочные листы по выполнению отдельных видов работ Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление (как в целом, так и по отдельным аспектам) об основных достижениях конкретного ученика. Содержание работ для оценивания достигаемых образовательных результатов , формы и виды оценки представлены в таблице № 2. Таблица № 2
№/

п

Вид

Время

проведения

Содержание

Формы и виды оценки
1 Стартовая работа Начало сентября Определение актуального уровня знаний, необходимых для продолжения обучения, определение «зоны ближайшего развития» и предметных знаний, организация коррекционной работы в зоне актуальных знаний Фиксируется в классном журнале и дневнике обучающегося отдельно за задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в 5-балльной шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку.

№/

п

Вид

Время

проведения

Содержание

Формы и виды оценки
2. Диагностическая работа На входе и выходе темы при освоении способов действия /средств в учебном предмете. Кол-во работ зависит от кол- ва учебных задач. Проверка пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи. Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (0-1 балл) и не влияют на дальнейшую итоговую оценку. 3. Самостоятельная работа Не более 5-6 работ в год Возможная коррекция результатов предыдущей темы обучения, параллельная отработка и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания по основным предметным содержательным линиям двух уровней: базовый расширенный Обучающийся сам оценивает все выполненные задания, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы; указывает достижения и трудности в данной работе. Учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе учащихся. 4. Проверочная работа по итогам После выполнения Механизм управления и коррекции следующего этапа самостоятельной Учитель проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и

№/

п

Вид

Время

проведения

Содержание

Формы и виды оценки
выполнения самостоятель ной работы самостоятельн ой работы (5-6 работ в год) работы школьников. Учащийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения. Работа на двух уровнях: базовый расширенный предъявил на оценку. 5. Итоговая проверочная работа Конец апреля- май Проверка не только знаний, но и развивающего эффекта обучения Задания разного уровня: как по сложности (базовый, расширенный), по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный) Сравнение результатов стартовой и итоговой работы. 6 Предъявление достижений ученика за год Май Демонстрация уч-ся всего, на что он способен. Были разработаны критерии оценивания работ учащихся.
Критерии оценивания работ учащихся по предмету «Английский язык»

1.Критерии оценивания письменных работ

1.1. За письменные работы
(контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

Контрольные работы От 50% до 69% От 70% до 90% От 91% до 100% тестовые работы, словарные диктанты От 60% до 74% От 75% до 94% От 95% до 100%
1. 2.

Творческие письменные работы
(письма, разные виды сочинений, эссе, проектные работы, вт.ч. в группах) оцениваются по пяти критериям:
2.1
.
Содержание
(соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).
2.2. Организация работы
(логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы);
2.3. Лексика
(словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
2.4.

Грамматика
(использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
2.5. Орфография и пунктуация
(отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).
Критерии оценки творческих письменных работ

(письма, сочинения, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах )
Балл ы Критерии оценки «5»
1. Содержание
: коммуникативная задача решена полностью.
2. организация работы
: высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы.

3. лексика
: лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения.
4. грамматика
: использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи.
5. Орфография и пунктуация
: орфографические ошибки отсутствуют, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых. «4»
1. Содержание
: коммуникативная задача решена полностью.
2. организация работы
: высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы.
3. лексика
: лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения. Но имеются незначительные ошибки.
4. грамматика
: использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматические ошибки незначительно препятствуют решению коммуникативной задачи.
5. Орфография и пунктуация
: незначительные орфографические ошибки, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых. «3»
1. Содержание
: Коммуникативная задача решена,
2. организация работы
: высказывание нелогично, неадекватно использованы средства логической связи, текст неправильно поделен на абзацы, но формат высказывания соблюден.
3. лексика
: местами неадекватное употребление лексики.
4. грамматика
: имеются грубые грамматические ошибки.
5. Орфография и пунктуация
: незначительные орфографические ошибки, не всегда соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых. «2»
1. Содержание:
Коммуникативная задача не решена.
2. организация работы
: высказывание нелогично, не использованы средства логической связи, не соблюден формат высказывания, текст не поделен на абзацы.
3. лексика
: большое количество лексических ошибок.
4. грамматика
: большое количество грамматических ошибок.

5. Орфография и пунктуация
: значительные орфографические ошибки, не соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых.
2. Критерии оценки устных развернутых ответов

(монологические высказывания, пересказы, диалоги, проектные работы, в т.ч. в группах)

Устные ответы
оцениваются по пяти критериям:
1. Содержание
(соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражение всех аспектов, указанных в задании, стилевое оформление речи, аргументация, соблюдение норм вежливости).
2. Взаимодействие с собеседником
(умение логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, а также восстановить ее в случае сбоя: переспрос, уточнение);
3. Лексика
(словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
4. Грамматика
(использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
5. Произношение
(правильное произнесение звуков английского языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях). Оценка
Содержание

Коммуникативное

взаимодействие

Лексика

Грамматика

Произношение
5 Соблюден объем высказывания. Высказывание соответствует теме; отражены все аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на уровне, нормы вежливости соблюдены. Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных Лексика адекватна поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку. Использованы разные грамматич. конструкций в соответствии с задачей и требованиям данного года Речь звучит в естественном темпе, нет грубых фонетических ошибок.
коммуникативных задач. обучения языку. Редкие грамматические ошибки не мешают коммуникации. 4 Не полный объем высказывания. Высказывание соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация не всегда на соответствующем уровне, но нормы вежливости соблюдены. Коммуникация немного затруднена. Лексические ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося. Грамматические незначительно влияют на восприятие речи учащегося. Речь иногда неоправданно паузирована.В отдельных словах допускаются фонетические ошибки (замена, английских фонем сходными русскими). Общая интонация обусловлена влиянием родного языка. 3 Незначительный объем высказывания, которое не в полной мере соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи не в полной мере соответствует типу задания, аргументация не на соответствующем уровне, нормы вежливости не соблюдены. Коммуникация существенно затруднена, учащийся не проявляет речевой инициативы. Учащийся делает большое количество грубых лексических ошибок. Учащийся делает большое количество грубых грамматических ошибок. Речь воспринимается с трудом из-за большого количества фонетических ошибок. Интонация обусловлена влиянием
родного языка. Можно использовать лист индивидуальных достижений учащихся, позволяющих проследить динамику достижения образовательных результатов.
Лист индивидуальных достижений
Ученик_____________________ класса
№ Формируемые навыки и умения

Даты проведения оценивания

старт

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1. Навыки чтения
1. Понимание прочитанного Ответ на прямой вопрос по прочитанному Определение соответстия /несоответствия Построение плана текста Восстановление пропущенного слова в предложении или пропущенного предложения в тексте Подбор заголовка к тексту 2 Пере сказ С опорой на помощь учителя или иную Без опоры
3 Составление собственного высказывания 4 Техника чтения 5 Чтение наизусть
2. Навыки письма
1. Письменные работы Словарные диктанты Текущие работы Проверочные работы 2. творческие письменные работы Текущие работы в рабочей тетради Письмо другу, Сочинение Реализуя требования новых стандартов в части использования дифференцированного подхода к обучению и оцениванию, были определены типы заданий базового и повышенного уровня (они представлены в таблице № 3), которые можно использовать в ходе проведения контроля. Таблица № 3 Примеры заданий контрольной работы по уровням Базовый уровень Повышенный уровень
1.

Диалогическая речь
Умение участвовать в простом диалоге этикетного характера
Разыграй диалог «Встреча двух друзей» (приветствие, расспрос о делах, прощание) Разыграй диалог «В гостях у друга» (предложение угощения, благодарность за угощение, отказ от того, что не хочешь) Не менее 3 реплик от каждого участника
1.1.

Умение участвовать в диалоге-расспросе
Знакомство с новым учеником (узнать имя, возраст, интересы) Интервью для школьной газеты (расспрос о семье) Не менее 5 реплик от каждого участника
1.2.

Умение участвовать в диалоге-побуждении
Одноклассник просит одолжить карандаш Одноклассник просит одолжить карандаш и линейку, у тебя есть одно, нет другого
2.

Монологическая речь
Описание питомца (внешний вид, что умеет делать), Не менее 5 предложений Описание любимого сказочного героя (внешний вид, характер, что умеет делать), Не менее 7 предложений Рассказ о своем друге (имя, возраст, характер, питомец, твое отношение к другу), Не менее 5 предложений Рассказ о своей семье Не менее 7 предложений
3.

Коммуникативные умения

3.1.

Аудирование
Выполни команды (разминка) Прослушивание рассказа (6 предложений), Назови любимое время года Прослушивание разговора двух людей, определи картинку Прослушивание разговора двух людей, Обведи правильный ответ на вопрос к тексту
3.2.

Чтение

3.2.1. Чтение по правилам
Прочитай слова (10 слов) Прочитай слова (10 слов) Чтение текста вслух, Соблюдение интонации, правил произношения Чтение диалога по ролям, Соблюдение интонации, правил произношения

3.2.2.Чтение про себя.

3.2.2. 1. Понимание основного содержания
Закончи предложение: Выбери из множества предложение, соответствующее содержанию текста Закончи предложение: Выбери из множества предложение, соответствующее содержанию текста
3.2.2.2.

Нахождение необходимой информации
Пронумеруй предложения в соответствии с содержанием прочитанного текста
4.

Письмо

4.1. Выписывание из текста
Выпиши из текста предлоги Выпиши предложения, которые доказывают, что ..
4.2.

Написание поздравительной открытки (с опорой на образец)
Напиши, заполнив пропуски
4.3.

Написание краткого письма зарубежному другу (по образцу)
Прочти письмо и напиши ответ, закончив незаконченные предложения Прочти письмо и напиши ответ: расскажи о себе, ответь на его вопросы
5.

Языковые средства и навыки оперирования ими

5.1. Графика, каллиграфия, орфография
5.1
.1Умение воспроизводить графически и каллиграфически все буквы английского алфавита
Впиши недостающие заглавные или строчные буквы
5.1.2.Умение пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нём
Запиши слова в том порядке , в котором они могут быть представлены в англо- русском словаре Запиши слова в том порядке , в котором они могут быть представлены в англо- русском словаре
5.1.3.Умение списывать текст
Списывание стихотворения (объём 25-40 слов)
5.1.4. Умение восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей
Вставь пропущенные буквы в словах Составь слова из букв. Напиши, что ученики делают в школе
5.1.5.Умение отличать буквы от знаков транскрипции
Соедини линиями буквы, буквосочетания в словах и соответствующие им звуки Соедини линиями слова с их транскрипцией. Одно соответствие уже показано в качестве образца

5.2.

Фонетическая сторона речи

5.2.1. Умение различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая нормы

произношения звуков
Оценивается при выполнении заданий разделов «Коммуникативные умения. Говорение», ««Коммуникативные умения. Чтение»,Опосредованно при выполнении заданий разделов «Коммуникативные умения. Аудирование»
5.2.2.Умение соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе
Оценивается при выполнении заданий разделов «Коммуникативные умения. Говорение», ««Коммуникативные умения. Чтение»
5.2.3. Умение определять коммуникативные типы предложений по интонации
Послушай предложения. Подними руку (карточку), когда услышишь вопросительное предложение
5.2.4.Умение корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей
Оценивается при выполнении заданий раздела «Коммуникативные умения. Говорение»
5.2.5. Умение узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в т.ч. словосочетания
Оценивается при выполнении заданий разделов «Коммуникативные умения. Говорение», Опосредованно при выполнении заданий разделов «Коммуникативные умения. Аудирование», «Коммуникативные умения. Чтение», «Коммуникативные умения. Письмо»
5.2.6. Умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей
Оценивается при выполнении заданий раздела «Коммуникативные умения. Говорение», Опосредованно при выполнении заданий раздела «Коммуникативные умения. Письмо»
5.2.7. Умение восстановить текст в соответствии с решаемой учебной задачей
Чтение текста. Вставка пропущенных слов из предложенных в списке Чтение текста. Вставка пропущенных слов из предложенных в списке
5.3.

Грамматическая сторона речи

5.3.1. умение распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений
Оценивается при выполнении заданий разделов «Коммуникативные умения. Говорение», «Коммуникативные умения. Чтение», «Языковые средства и навыки оперирования ими. Фонетическая сторона речи»