"Организация взаимодействия семьи и ДОУ по формированию духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через художественно - эстетическое развитие"

Авторы: Шерстобитова Ольга Владимировна, Кострикина Ильсияр Фанисовна
Должности: музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №86"
Населённый пункт: город Березники, Пермского края
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Организация взаимодействия семьи и ДОУ по формированию духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста через художественно - эстетическое развитие"
Дата публикации: 28.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 86»

«Организация взаимодействия семьи и ДОУ

по формированию духовно-нравственных

ценностей у детей дошкольного возраста

через художественно - эстетическое развитие»

Руководители:

Воспитатель высшей

квалификационной

категории Кострикина И.Ф.

Музыкальный руководитель высшей

квалификационной категории

Шерстобитова О.В.

Березники, 2015


«Организация взаимодействия семьи и ДОУ по

формированию духовно-нравственных ценностей у

детей дошкольного возраста

через художественно - эстетическое развитие»

Дошкольное детство – уникальный возраст, в этом

возрасте закладываются основы всего будущего

развития человека.

Новые федеральные стандарты предусматривают быстрый переход

к проектированию образовательного пространства ДОУ на основе

принципа культуросообразности.

В современной эстетико-педагогической литературе сущность

художественного воспитания понимается как формирование

эстетического отношения к окружающему миру в процессе восприятия и

создания художественных образов.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогащают.
Одним из средств формирования нравственного здоровья,

развитие творческих способностей, психологическое

раскрепощение детей является также и театрализованная

деятельность. Именно благодаря театрализованной

деятельности осуществляется эмоционально-чувственное

«наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий

и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но


и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать

правильный моральный выбор. Театрализованная

деятельность также позволяет формировать опыт

социальных навыков, навыков поведения благодаря тому,

что каждое литературное произведение или сказка для

детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную

направленность. Любимые герои становятся образцами

для подражания и отождествления.

Разрабатывая задачи по духовно-нравственному воспитанию

дошкольников в театральной игре были выделены следующие

направления:

1. Воспитание гуманных чувств детей.
 формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;  формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;  развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
2. Воспитание коллективизма.
 Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;  закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;  развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;  поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
3. Воспитание любви к Родине.

 приобщение детей к моральным ценностям (дружба, отзывчивость, взаимопомощь, храбрость); формирование дружелюбных чувств к людям разных национальностей, потребности делать что – то для других;  воспитание чувства сопричастности к жизни детского сада, города, страны.
Основой реализации по формированию духовно-нравственных

ценностей у дошкольников явилась продуктивная деятельность детей,

которая носит творческий характер и способствует воспитанию

трудолюбия, взаимоуважения, умению доводить начатое дело до конца,

стремлению создавать прекрасное, доброе
. Мы старались, чтобы дети передавали состояние души. Работу строили на основе передачи детям знаний, развития и восприятия цвета, формы, композиции, а так же формировали художественно - технические навыки и творческие способности. Детям предлагалась разнообразная тематика: «Платок для Богородицы», «Рождественская ночь», «На Святках», «Солнце играет», «Русская берёзка» и др. При выполнении работ дети использовали разные техники: пуантилизм, оттиск, рисование щетиной, ватными палочками, солью, свечой, набрызгом. Работы детей – это не только рисунки, но и поделки, выполненные с помощью различных средств: чернил, ваты, ниток, ткани, солёного теста, крупы, цветного опила. Это и изготовление рождественских елочек, пасхальных панно, ёлочных игрушек из теста, снежинок, вербочек из крупы. Дети расшивали пайетками рождественские саше, изготовляли объёмых ангелочков из бумаги, расписывали хохломские тарелки из папье - маше, пасхальные яички из солёного теста. Все используемые средства помогали расширять восприятие и возможности детей, вызывали ощущение успешности и уверенности.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям

эстетического опыта и является центральным связующим понятием в

системе эстетического воспитания. Эстетическое отношение может быть

сформировано только в установке на восприятие художественных и

музыкальных образов

Становление эстетического отношения у старших дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии. После неоднократного наблюдения за детьми мы отметили, что дети, зная музыкальные произведения композиторов, не могут передать характер услышанной музыки в рисунке. Не могут подобрать цветовую гамму к изображению персонажей театральной постановки. Исходя из этого, мы решили объединить студии «Радужка» и «Театр и дети». Составили перспективный план работы студий, подобрали методическую литературу, оформили картотеки «Композиторы детям», «Разноцветная палитра», Расширили фонотеку, пополнили развивающую среду в группе. Провели работу с родителями: через мастер классы научили изготавливать элементы костюмов, декорации к инсценировкам и музыкально- театрализованным играм. Художественная деятельность выступает как ведущий способ эстетического воспитания и основное средство художественного и музыкального развития детей, как содержательное основание эстетического отношения каждого ребенка. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Движения от простого образа–представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием педагога передающего детям основы культуры.
Целью в реализации художественно-эстетического развития детей ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение эффективности образовательного процесса; распространение имеющегося опыта по конструированию модели воспитательно-образовательного процесса в области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС. Важным стимулом развития детского творчества является положительное отношение к творчеству наших малышей . Мы поощряем творческие находки детей, устраиваем выставки детского творчества. В творческой деятельности ребенка необходимо выделить три основных этапа.  Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла.  Создание детьми образа.  Анализ результатов. Оснащение развивающей среды предполагает творческий характер деятельности в соответствии с ФГОС, требует создания непринужденной обстановки: дети могут заниматься, сидя за столами, стоя за столами, перед мольбертами или доской, должны иметь возможность подойти к книжному уголку, чтобы рассмотреть иллюстрацию, или взглянуть в окно. Не нужно требовать от детей полного ответа на вопрос: беседа должна быть живой, непосредственной. Допускаются естественные, свободные ответы с места, хоровые высказывания. Обстановка в процессе занятий остается непринужденной Эффективным условием развития детского творчества является широкое включение в педагогический процесс игры, игровых ситуаций, игровых приемов.
Общественная направленность занятий :
детям нравится делать что- то, что может принести радость другим людям, — подготовить сюрприз, подарок, приглашение на детский праздник. Заинтересованное отношение к деятельности вызывает у детей возможность свободного выбора темы изображения, материалов цветового и композиционного решения
темы
.
Созданию положительного настроя способствует и уважительное, бережное отношение к детскому творчеству и его продуктам. Надо чаще устраивать выставки детских работ в д/саду, дома, где живут дети. Требуется творческий подход и самого педагога. Задачи воспитания реализуются в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения. Решение всех задач направлено на всестороннее и гармоническое развитие личности, но в каждом конкретном случае эти задачи могут решаться не в полной мере.
Задачи эстетического воспитания
дошкольников включают в себя формирование чувства прекрасного, эстетического отношения к миру, художественного развития. Для детей старшего дошкольного возраста в связи с их импульсивностью и эмоциональностью характерна особая восприимчивость к произведениям искусства. Музыка, изобразительное искусство, художественная литература способствуют развитию эстетических чувств, воображения, обогащают духовный мир ребенка.
НАГЛЯДНЫЕ

МЕТОДЫ:
наблюдение; рассматривание картин; демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов. Некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
 упражнения;  игровой метод;  элементарные опыты;  моделирование. Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
 Рассказы воспитателя.  Рассказы детей.
 Чтение художественных произведений детям.  Беседы Социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования это
целевые

ориентиры
, чего можно добиться только используя в работе инновационные методы и приемы, которые отвечают основным принципам ФГОС дошкольного образования. Это побудило наше стремление соединить две студии: «Радужка» и «Театр и дети». Одним из результатов стало совместное развлечение по ОБЖ «Пожар в лесу». На занятиях по театрализованной деятельности дети учатся выразительно передавать смысл произведения, развивают творческую самостоятельность, передают настроение, характер музыки пластикой своего тела, создают яркий образ героев сказки. Для осуществления этого, детям необходимы декорации и костюмы. В этом помогли занятия в студии «Радужка». В работе наших студий активное участие принимали родители детей. Их мы привлекали через дни открытых дверей, фоторепортажи, фото стенды, выставки, конкурсы, совместные встречи в гостиной «У Радужки». На выступление детей- студийцев были приглашены ветераны округа № 23. Наша работа была отмечена дипломом. Сегодня мы представляем вам продукт совместной деятельности.
Библиографический список:

1.
Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2012
2.
Волчкова В. Н, Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО» ТЦ «Учитель» Воронеж 2010

3.
Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» Творческий центр «Сфера» Москва 2012
4.
Крулехт М.В. «Дошкольник и рукотворный мир» Детство-Пресс Санкт- Петербург 2012
5.
БабаеваТ.И. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» Детство-Пресс Санкт-Петербург 2011