"Детям о космосе"

Автор: Котова Жанна Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 105"
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Детям о космосе"
Дата публикации: 28.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Подготовила:
Воспитатель МДОУ «Детский сад № 105» Котова Жанна Эдуардовна 12.04.2016 г.
Тип проекта:
- обучающий - исследовательский - игровой
Продолжительность
: краткосрочный (2 недели)
Участники проекта
: воспитатель, дети, родители.
Цель:
формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.
Задачи:
1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса. 2. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным. 3. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине; 4. Привлечь родителей к совместной деятельности.
Предполагаемый результат
: Реализация проекта позволит сформировать у детей более точные представления об отечественной и мировой космонавтики. Дети узнают об ученых и исследователях в области космологии. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым.
.
Актуальность проекта:


Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство” К. Циолковский Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Этапы реализации проекта

1 этап
1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе. 2. Информация родителей о предстоящей деятельности. 3. Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов.
2 этап
1. Проведение недели космоса в группе. 2. Работа с родителями по заданной теме. 3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
3 этап
1. Организация выставки детских работ о космосе . 2. Коллективное панно «Космическое путешествие» 3. Выставка «книжек-малышек» на тему Космоса. 4. Создание макета солнечной системы и космической станции.
Предварительная работа:

1.Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах. 2. Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос». 3. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку. 4.Подготовить раскраски в соответствии с возрастом. 5.Подготовить объемные макеты планет.
Содержание проекта.

Беседы с использованием презентаций
:
1. Беседа «Что такое космос».
Цель: формирование у детей представлений о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснение детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснение представлений детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
4. Беседа «Семья планет».
Цель: расширение представлений детей о планетах солнечной системы
5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнение знаний детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
НОД:
1. Познавательное развитие
Тема: Хочу быть космонавтом.
Цель: ознакомление с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширение представлений о современных профессиях; рассказ о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.
2. Социально-коммуникативное развитие
Тема: Нагибин Ю. М.Рассказы о Гагарине. «В школу»
Цель : знакомство с биографией Ю. Гагарина. Осмысление содержания прочитанного; воспитание чувство гордости за первых покорителей космоса; формирование понимания таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие. 3. Познавательное развитие
Конструирование на тему: «Космический корабль».
Цель: изучение названий составных частей ракеты; формирование умения самостоятельно конструировать ракету из различного конструктора, соблюдение правил безопасной работы с мелкими деталями. 4. Художественно-эстетическое развитие
Лепка на тему : «Космонавт, в скафандре».
Цель: формирование умения детей лепить космонавта, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали ; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой. Формирование умения создавать композицию используя нетрадиционный материал (яйцо от киндера - сюрприза). 5. Художественно-эстетическое развитие
Аппликация на тему : «Полет в космосе».
Цель: закрепление умения передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги; развитие умения передавать в работе цвет и форму планет, в технике «обрывания» ; закрепление умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развитие чувства композиции, воображения. 6. Художественно-эстетическое развитие
Создание «Книжки- малышки» на тему : «Космическое путешествие».
Цель: пробуждение интереса к книгам и космосу, путём создания книжки-малышки; научится отбирать материал для книжки; пробуждать творчество;
Подвижные игры
: (см. приложении 1)
-«Ждут нас быстрые ракеты» -«Космическая эстафета» -«Ракетодром» -«Невесомость» - «Солнышко и дождик»- «Солнце – чемпион».
Дидактические игры:
- «Восстанови порядок в солнечной системе» - «Найди лишнее» - «Добавь словечко» -«Куда летят ракеты»
Чтение художественной литературы:
Цель: знакомство детей с литературой о космосе; воспитание познавательной активности. - П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп», - О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н. Носов « Незнайка на луне» - стихотворения о космосе. - загадки о космосе.
Индивидуальная и групповая работа:
-развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе). - выкладывание картинок из счетных палочек. - рисование на крупе и песке. - индивидуальная работа по развитию речи. - игра “ Скажи наоборот”
Результат реализации проекта

:
1. Выставка детских работ о космосе . 2. Коллективное панно «Космическое путешествие» 3. Выставка «книжек-малышек» на тему «Космос». 4. Готовый макет солнечной системы и космической станции. 5. Выставка книг о Космосе.
Приложение 1.
Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты» По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами: - Ждут нас быстрые ракеты Для полёта на планеты. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет: Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается с начала. «Ракетодром» Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова: Ждут нас быстрые ракеты Для полётов по планетам. На какую захотим, На такую полетим! Но в игре один секрет – Опоздавшим места нет! Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч. «Невесомость» Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех. «Солнышко и дождик» Цель: приучение детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу. Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места. «Солнце – чемпион». Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет: На Луне жил звездочет. Он планетам вел учет: Раз – Меркурий, Два – Венера, Три – Земля, Четыре – Марс, Пять – Юпитер, Шесть – Сатурн, Семь – Уран, Восьмой – Нептун.
Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
Приложение 2.
Дидактические игры: «Восстанови порядок в солнечной системе» Цель: Закрепление знаний детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету. По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз Меркурий, Два … Венера, Три … Земля, Четыре … Марс. Пять … Юпитер, Шесть … Сатурн, Семь … Уран, За ним … Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон. «Найди лишнее» На карточке изображено 5 картинок. 4 картинки из одной группы, пятая лишняя. Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор. «Добавь словечко» Главным правилом у нас Выполнять любой (приказ). Космонавтом хочешь стать? Должен много-много (знать). Любой космический маршрут Открыт для тех, кто любит (труд). Только дружных звездолёт Может взять с собой (в полёт). Скучных, хмурых и сердитых Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен, Про него есть много басен. Вам соврать мне не дадут, Будто звери там живут. Есть в России хищный зверь, Глянь – на небе он теперь! Ясной ночью светится – Большая …(Медведица). А медведица – с ребенком, Добрым, славным медвежонком. Рядом с мамой светится Малая … (Медведица). Планета с багровым отливом. В раскрасе военном, хвастливом. Словно розовый атлас, Светится планета … (Марс). Чтобы глаз вооружить И со звездами дружить, Млечный путь увидеть чтоб, Нужен мощный… (телескоп). До луны не может птица Долететь и прилуниться, Но зато умеет это Делать быстрая… (ракета). У ракеты есть водитель, Невесомости любитель. По-английски астронавт, А по-русски… (космонавт). «Куда летят ракеты» Сосчитай, сколько ракет летит направо, сколько налево, вверх и вниз. .