"Чудо огород на окошке растет"

Автор: Межирицкая Лилия Наильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад №17" ГБОУ ООШ№2
Населённый пункт: п.г.т.Новосемейкино Самарская обл.
Наименование материала: проект с использованием инновационных педагогических технологий
Тема: "Чудо огород на окошке растет"
Дата публикации: 28.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Дошкольное отделение структурного подразделения «Детский сад № 17» государственного бюджетного образовательного учреждения основной образовательной школы № 2 п.г.т. Новосемейкино муниципального района Красноярский, Самарской области
Проект
« Чудо огород на окошке растёт» / младшая группа «Звездочёты»/ Подготовила воспитатель группы «Звездочёты»: Межирицкая Лилия Наильевна Кромская Галина Павловна 2016 год
У ворот шумит народ. Где тут зимний огород? Говорят, что там растет. Огуречная рассада. И укропчик и лучок. Смотрят все на огород, И уходят открыв рот.
Пояснительная записка:
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.
Актуальность:
влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне – весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». А изменения в природе побуждают бережно относится к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы. Таким образом, решаются задачи в соответствии с ФГОС ДО. .
Цель проекта:
Создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи проекта:
Познакомить детей с выращиванием растений и правилами ухода за ними, последовательностью работ по уходу за растениями, овладением рядом практических
навыков; закрепить знания детей о том, что для роста и развития растений необходимы определенные условия (солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная земля и своевременный уход) Формировать умения пользоваться орудиями труда (грабельки, лейки, палочки) .Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений.Развивать речь, старательность, желание аккуратно выполнять поручения. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности.Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
Гипотеза:
Если обеспечить целенаправленное руководство детской познавательной деятельности, через увлекательные атрибуты, то ребенок будет демонстрировать активное развитие сообразительности, творческих способностей, дружеских чувств и представлений об окружающем мире.
Участники проекта
: дети , родители, воспитатели группы «Звездочеты».
Вид проекта
: краткосрочный.
Образовательные области:
Социально – коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественное – эстетическое развитие; Физическое развитие.
Сроки реализации
: март, апрель, май.
Ожидаемые результаты
У детей будут сформированы представления о выращивании растений и правила ухода за ними. Они овладеют рядом практических навыков по уходу за растениями. Сформируются знания детей о том, что для роста и развития растений необходим солнечный свет, тепло, вода, хорошая питательная земля и своевременный уход. Научатся пользоваться орудиями труда. Разовьются старательность, аккуратность, бережное отношение к природе. Будет создан положительный эмоциональный фон от общения с природой, привьется любовь к труду, стремление быть полезным, стремление добиваться результата.
Продукты проекта
: горшочки, семена растений, лейки, совочки, земля, дренаж.
Этапы проектной деятельности
Этапы

Срок

Формы

взаимодействия

Содержание деятельности

Ответственны

е

Подготовительный
Март-май Деятельность педагога - Изучение методической литературы - Организация предметно – развивающей среды Педагоги группы Межирицкая Л.Н. Кромская Г.П. Педагог - дети - Рассматривание иллюстраций. - Чтение художественной литературы Педагоги группы Кромская Г.П. Межирицкая Л.Н. Педагог - родители -Беседа с родителями связанная с реализацией проекта. - Покупка семян для посадки. Педагоги группы Межирицкая Л.Н. Кромская Г.П.
Основной
На протяжени и всего проекта Педагог - дети - Рассматривание и посадка семян - Чтение художественной литературы. - Отгадывание загадок -Подвижные игры: «Огород у нас в порядке». «Соберем овощи». - Дидактические игры. «Вершки корешки», «Что сначала, что потом», «Закончи предложение». -Пальчиковые игры. «Фрукты», «Варим мы компот», «В сад мы идем гулять». Педагоги группы Межирицкая Л.Н. Кромская Г.П.
- НОД « Луковое перышко». -Наблюдения: «Растут ли наши растения?» - Итоговая беседа (анализ проделанной работы) Педагог - родители - Консультации для родителей «Огород на подоконнике» Педагоги группы Межирицкая Л.Н. Кромская Г.П. Педагог – родители - дети «Огород на окне переносим на клумбы участка группы «звездочеты» по проекту «Звездный островок» Педагоги группы Межирицкая Л.Н. Кромская Г.П.
Заключительный
май Деятельность педагога Фоторепортаж проекта Педагоги группы Межирицкая Л.Н. Кромская Г.П.
Подготовительный
:Подобрали и изучили методическую литературу, занятия, и организовали предметно-развивающую среду для проекта, рассматривали наглядно- дидактические пособия овощи,организовли консультацию для родителей,заготовили семена, землю, ящики для рассады.
Основной
:совместно с детьми рассмотрели семена, подготовили к посадке, и совместно с воспитателем посадили семена в ящики, чтение художественной литературы, отгадывание загадок, проведение дидактических и подвижных игр, проведение занятия, наблюдение за ростом растений, с последующей посадкой на клумбы участка группы «Звездочеты»
Заключительный
: создание тематического альбома из фотографий.

Ожидаемые результаты:
В результате проектной деятельности у детей второй младшей группы «Звездочеты» сформированы представления о том, что мы люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимы не только вода, свет и тепло, но любовь и бережное отношение к окружающему. При выполнении поставленных задач, у детей сформировано представление о росте культурных растений, умение выращивать рассаду овощных культурных растений, сажать ее, сеять семена овощей, зелени (укроп, петрушка салат), цветов, посадить лук, фасоль, горох, огурцы; обогащение знаний детей, о том, что необходимо для роста растений (свет, влага, почва, тепло); сформировано умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, бережное отношение к своему труду, труду взрослых .
Заключение:
Неугасимый интерес детей, их стремление узнавать новое, творить, играть, общаться, трудиться являются основными этапами работы над проектом. Экологическое воспитание способствует развитию наблюдательности, неравнодушного отношения к окружающему миру у детей. Эта работа приносит детям большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но, и в очень полезном деле. Результатом работы по экологическому воспитанию, проводимой ежедневно, позволяет сделать вывод, о том, что выбранные нами методы и приемы по формированию экологических знаний у детей посредством проектной деятельности способствует повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображение, памяти, мышления, внимание), нравственных качеств, а так же воспитанию бережного отношения к природе.
Литература:
1. Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013. 2. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г. 3. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г 4. Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г. 5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
Приложение Р.Н.С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок».
Стихи
Белая и хрусткая, Зовут меня капусткою. Вкусная, полезная- Прогоню болезни я. Да, я – перец, но не тот, Что язык так сильно жжет. Я мясистый, витаминный, Запаси меня на зиму. Я и в супе, и в салате, В пирогах я и в оладьях. Ты меня попробуй, крошка, Я – всем нужная картошка! Я шепну тебе на ушко: Я – не клоун, но – петрушка. Сочная и длинная- Зелень витаминная. И зеленый, и душистый. И, как ёлочка, пушистый. Я – укроп, делюсь секретом: Нужен я зимой и летом. Я – лук, я – Чипполино, Веселый, озорной. Простуды и ангины Не справятся со мной. Помидор-зазнайка (Автор Лариса Шишкова) Огурец и помидор Как-то раз вступили в спор: Кто полезнее из них, Кто вкуснее из двоих? Помидор был очень гордым, Называл огурчик твердым И безвкусным, как вода. Говорил: «А я всегда
Очень сочный, мягкий, красный!» «Разошёлся ты напрасно, - Огурец ему сказал, - Зелен ты пока и мал. Окончательно созреешь, Только если покраснеешь. А меня уже едят, Мной вовсю давно хрустят. Даже самый маленький Я всегда удаленький!»
Загадки

Сад
Неразлучный круг подруг Тянет к солнцу сотни рук. А в руках душистый груз, Разных бус На разный вкус.
Редис
Красная мышка С белым хвостом В норке сидит Под зелёным листом Снаружи красна, Внутри бела, На голове хохолок - Зелёненький лесок.
Репа
Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостом, а не мышь.
Чеснок
Маленький, горький Луку брат. Взрастает он в земле, Убирается к зиме. Головой на лук похож. Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку - Будет пахнуть очень долго.
Семя
Лежало на свету, Бросилось в темноту, Да и там покоя нет: Как бы вырваться на свет.
Горох
На жарком солнышке подсох И рвётся из стручков..?
Подвижная игра « Огород у нас в порядке».
Огород у нас в порядке, Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой). Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол). Поливали огород (показываем, как поливали лейкой). В лунках маленьких не густо Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени). Лето все она толстела, Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся). А сейчас ей тесто, бедной, Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)

Подвижная игра «Огуречик, огуречик».
Дети становятся за линию на одной стороне площадки. На противоположной стороне живет мышка. Если вы играете вдвоем, то возьмите на себя роль мышки. Если в игре участвуют несколько детей, мышкой может быть один из них. Дети идут по направлению к мышке и говорят: Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик: Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. С окончанием слов мышка начинает ловить убегающих детей.
Дидактические игры

«Вершки и корешки»
Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета –те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки ).
«Что сначала, что потом».
Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность. Материал. Два комплекта схем (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами), яблоко Ход игры Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.
«Закончи предложение».
Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас. Материал. Мяч.
Ход игры Огурец овальный, а тыква… Лук горький, а морковь… Огурец зеленый, а свекла… Редиска мелкая, а редька… Кабачок большой, а тыква… Помидор кислый, а чеснок… Морковь в земле, а помидор… Помидор круглый, а морковь…
Пальчиковые игры

"Фрукты"
Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга На базар ходили мы, (мизинцы) Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы) Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы) Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы) Но купили мы арбуз — (большие пальцы) Это самый вкусный груз. (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх) Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика) 1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ. Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.
2. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки. Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу. 3. Яблоки кислые. Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык. 4. Яблоки соберем в корзины. Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой". 5. Дома сварим из яблок варенье. Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу. 6. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке. Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад. 7. Тяжело нести корзины. Увидели лодку. Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад. 8. Приплыли домой. Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).
«Варим мы компот».
Используется пособие "Клавиатура" (авторское). Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха: Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

«В сад идем мы погулять».
Сад — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Раз, два, три, четыре, пять. В сад идем мы погулять: За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдем И братишке отнесем.
Занятие «Луковое перышко».
Цель: формирование начальных форм экологической культуры детей раннего возраста. Задачи: научить сажать семена овощей в землю; воспитывать интерес к окружающему миру, правильное отношение к здоровью, продолжать формировать представление о том, что растение-живое и ему нужны для роста вода, свет, что во время развития оно меняется (появляются, растут корни и листья), познакомить с новым видом рисования – пластилинографией. Материалы и оборудывание: корзинка, платочек, кочан капусты, морковь, помидор, клубень картофеля, луковица, семена овощей, контейнер, земля, лопатки, лейка, пластилин, картонные листы с нарисованными овощами. Ход занятия Организационный момент. Воспитатель обращает внимание детей на корзинку накрытую платком стоящюю на столе и предлогаетотгадать что лежит в ней. Основная часть. Посадка лука. Воспитатель подсказывает детям, что в корзинке лежат только овощи. Воспитатель. Детки, отгадайте загадки и вы узнаете, что лежит в корзинке (если дети затрудняются ответить на загадку, нужно им неприменно помочь и продемонстрировать часть или целиком тот или иной овощ). Загадка 1 Сто одежек, и все без застежек.
Воспитатель. Правильно, это капуста! Слушайте следующую загадку. Загадка 2 Расту в земле на грядке я, Красная, длинная, сладкая. Воспитатель. Правильно, это морковь! Слушайте следующую загадку. Загадка 3 Закопали в землю в мае И сто дней не вынимали, А копать под осень стали Не одну нашли, а десять. Воспитатель. Правильно, это картофель! Слушайте следующую загадку. Загадка 4 Этот овощ быстро очень Разгадаем между прочим. Он щекастый, красный, гладкий, Он растет у всех на грядке. Воспитатель. Правильно, это помидор! Слушайте следующую загадку. Загадка 5 Золотистый и полезный, Витаминный, хотя резкий, Горький вкус имеет он. Когда чистишь – слезы льешь. Воспитатель
.
Правильно, это лук! Ребята, а вы знаете, что в овощах содержится много витаминов. Эти витамины защищают наш организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа полезен лук. Посмотрите на него
и скажите какой формы луковица? Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий? Вот сейчас я разрежу луковицу (все меня любят, а как раздевать - слёзы проливать). Понюхайте, чем он пахнет? А почему у когото стали мокрые глазки? (дети говорят свои версии). Да, лук щиплет глаза и заставляет всех плакать, но он очень полезный, в нем много витаминов. Если посадить луковицу, то из не вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. Ребята, смотрите у лука есть верх (показать его), вот отсюда будет расти зеленый лук. И есть низ (показать его) отсюда растут корешки. Лук нужно сажать корешками в землю, но перед этим в земле необходимо сделать небольшое углубление. Вот так… Кто хочет сделать ямку для наших луковиц, подходите, берите лопатки и выкапывайте. Выкапали? Молодцы! А теперь, я беру луковицу и сажаю в землю, так чтобы её верхняя часть выступала из земли. Кто хочет посадить луковицу, подходите. Молодцы! Детки посмотрите, мы лук посадили. Давайте посадим теперь семена помидора и перца.Теперь наши овощи будут расти в земле. Но что же ещё нужно, для того что бы наш они выросли? Как вы думаете? Для роста им нужны: земля, свет (солнце) и вода. Земля есть? А в группе у нас светло? Хватит света овощам? А вот про воду то мы и забыли! Без воды овощи не вырастут! Надо полить! Правда? Кто хочет полить? Возьмите лейку и полейте наши овощи. Вот теперь всё, мы справились.
Физкультминутка
(пальчиковая гимнастика)
ОВОЩИ
Мы пришли в огород (Сжимать, разжимать пальцы на руках.)обеих Что тут только не растет: (Хлопнуть в ладони, развести руки в стороны.) Тыква, репка и чеснок, (Поочередно сгибать пальцы сначала Лук, капуста, кабачок правой, а затем левой руки, начиная с большого.) Помидор и огурец Вот хозяин – молодец! (Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх.)
Речевая подвижная игра « Собираем овощи ».
Воспитатель предлагает ребятам собрать овощи, чтобы мама сварила суп. Педагог читает стихотворение, а малыши ритмично наклоняются, изображая, как они собирают овощи и складывают в импровизированную корзинку. «Овощи» Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох! ..
Вот овощи спор завели на столе, Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? Ох!.. Хозяйка тем временем ножик взяла. И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох!.. Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свекла. Ох!.. И суп овощной оказался неплох! Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свеклу. Ох! .. И суп овощной оказался неплох! Собираем овощи, варим суп для кукол. Итог занятия. Что мы сегодня нового узнали об овощах? А что еще мы с вами делали? Дети, а вы будете ухаживать за нашим огородом, поливать его?

Консультация для родителей «Огород на подоконнике».
Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей раннего возраста целесообразно высаживать более крупные семена. Родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста растений. Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный познавательный материал. Рекомендуем родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений. Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

Фотоматериалы

Сажаем лук.


Сажаем травку.

Сажаем цветочки.


Солнышко для огорода.


Оформление огорода на подоконнике.


Это чудо огород-на окошке растет.