"Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Автор: Белик Лидия Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №4 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"
Дата публикации: 28.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Русский язык. 7 класс.

Тема урока
: Правописание Ь после шипящих в наречиях
Тип урока
:
урок отработки умений и рефлексии

Представление о результатах
: - личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве - метапредметные: формирование лингвистической речеведческой компетентности учащихся, образного и логического мышления, их познавательной активности и творческих способностей; - предметные: формирование навыка правописания мягкого знака после шипящих в словах разных частей речи (существительных, кратких прилагательных, глаголах);
Цели:
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения). Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов.
Ход урока

1.

Организационный момент.

2.

Проверка домашнего задания (упр.491 – 2 часть)

3.

Этап актуализации и пробного учебного действия
Распределительный диктант (по написанию ь – в 5 столбиков)
Свеж?, сторож?, обжеч?ся, прибираеш?ся, не мороч? голову, с плеч?,

плющ?, линюч?, пустош?, мимо дач?, трескуч?, из-за туч?, уж?(сущ.),

полноч?, стрич?, ключ?, нареж?, ткач?, бреш?, пилиш?, горяч?,

училищ?, обознач?те, чуш?, удач?, богач?, неуч?, с куч?, живуч?, могуч?,

жеч?, подстрич?ся, решиш?ся, среж?те, леч?, смаж?те, передач?,

задач?.

4.

Этап локализации индивидуальных затруднений. Закрепление

правил о написании Ь в различных ситуациях.

5.

Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных

затруднений.
 Самостоятельное определение темы урока.
 Самостоятельное определение целей урока. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации (выбор написания).
Работа с учебником, составление алгоритма.

В открытое настеж? окно

, уж? очень рассея(нн, н)а, (не)(в)терпеж?

уйти, гнать проч?, сплош? усыпано, лиш? подумал.

(проверка, алгоритм)

6.

Этап реализации построенного проекта
Учащиеся, не допустившие ошибок в работе, продолжают решать задания творческого уровня – составить с данными словосочетаниями текст. Учащиеся, которые испытывают определенные затруднения - объяснительный диктант
Проч_ , наотмаш_ , настеж_, вскач_, уж_, лиш_,

невтерпеж_,

навзнич_,

сплош_, точ_- в - точ_, замуж_, невмоч_.

7. Этап обобщения затруднений во внешней речи. Формулировка правила.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!

8. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Издалек… пр…летевший скворец заглядывает в открытую настеж.. дверь. Дача еще н..кем (не) занята. Скворцу Невтерпеж.. занять ее. Дно домика сплош.. усыпа(н, нн)о пухом. Дача в хорошем месте: поблизости пруд. Есть и соседи. Сообща ле..че гнать проч… ворон. Лиш.. подумал об этом, а вороны летят к домику. Но дружная семья соседей (не) допустила н…кого к домику скворца.
(самопроверка)

9. Этап включения в систему знаний и повторения.

Лексическая работа №1
Найдите строчку , в которой все слова пишутся с Ь:
1.Извлеч.., багаж.., сплош.., отдаш..

2.Стереч.., кроиш.., врач.., навзнич..

3.Сжеч.., спешиш.., свеж.., вскач..

4.Сбереч.., несёш.., проч.., дрож..

Развитие речи:
Подберите синонимы-наречия, оканчивающиеся на шипящие.
Очень быстро - вскачь.

Уйти в сторону - прочь.

Распахнуть - настежь.

Ударить с размаху – наотмашь.

Упасть вверх лицом – навзничь.

Открыть до конца – настежь.

Отсутствие терпения – невтерпёж.

Густо засыпать – сплошь.

Синтаксическая работа
Записать предложения с наречиями: т
очь – в – точь, заполночь, прочь
.
10. Рефлексия

11.

Домашнее задание
Стр. 47 выучить правило.
Составить диктант 15-20 слов «Правописание Ь знака после шипящих в разных частях речи». Написать сказку «О бедном наречии». Выполнить упр. 465 стр. 48 .
12. Тест

Контроль знаний.
1.Выберите слово, в котором не употребляется Ь:
а) настеж(?) в) замуж(?)

б) вскач(?) г)сплош(?)
2. Выберите слово, в котором употребляется Ь:
а) невтерпёж(?) в)пригож(?)

б) реж(?) г) богач
3.Какой частью речи является выделенное слово в предложении: Вдали я видел горы.
а) наречие

б) существительное
4. Какой частью речи является выделенное слово в предложении:
В дали голубой столбом уж крутился песок золотой.

а) наречие в) прилагательное

б) существительное с предлогом
5. В каком слове после шипящих пишется Ь?
а) наотмаш(?) в) плющ(?)

б) невтерпеж(?) г) много луж(?)
6. Как пишутся наречия, образованные повторением слов или из однокоренных слов:
а) слитно в) через дефис

б) раздельно
7. Выберите группу слов, в которой одно слово является лишним
а) вскач(?), навзнич(?), проч(?), сплош(?)

б) свеж(?), хорош(?), пригож(?), горяч(?)

в) мыш(?), печ(?), нож(?), рож(?)

г) еш(?), посееш(?), реж(?), улыбнеш(?)ся