"Использование приёмов технологии критического мышления на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС НОО"

Автор: Басалаева Любовь Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Троельжанская СОШ"
Населённый пункт: с.Троельга
Наименование материала: статья
Тема: "Использование приёмов технологии критического мышления на уроках в начальной школе в условиях внедрения ФГОС НОО"
Дата публикации: 28.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Басалаева Л.А. МБОУ «Троельжанская СОШ» Кунгурский район начальное общее образование
Использование приёмов технологии критического мышления на уроках

в начальной школе в условиях внедрения ФГОС НОО

Тот, кто, обращаясь к старому,

способен открывать новое,

достоин быть учителем.

Конфуци

й


В условиях Федеральных государственных образовательных стандартах, в основе которых лежит необходимость формирования современной творческой личности, способной к эффективному межличностному и профессиональному взаимодействию, требуется не просто дать знания и выработать умения ими пользоваться, но и сформировать универсальные учебные действия. Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является технология развития критического мышления . На мой взгляд, технология развития критического мышления (РКМЧП) учит детей активно мыслить, вырабатывает умение обсуждать, взаимодействовать с другими людьми. Применение технологии развития критического мышления на уроках позволяет мне сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной. В основе данной технологии – трехфазовая структура урока:
I фаза

Вызов


(пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
II фаза

Осмысление
(получение новой информации)
III фаза

Рефлексия
(осмысление, рождение нового знания)
Изучив технологию ТРКМ, я применила приёмы стадий «Вызов», «Осмысление», «Рефлексия» на уроках. Приведу, как пример, несколько приёмов стадии «Осмысление»: 1) Инсерт 2). Чтение с остановками 3). «Рыбий скелет» или «Фишбоун». 4. Приёмы, работающие с таблицами: таблица ПМИ («Плюс», «Минус», «Интересно»), таблица ЗХУ («Знаю», «Хочу узнать», «Узнал»), «Концептуальная таблица», «Таблица – синтез».
Приём «Концептуальная таблица»
Помогает учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяет быстрее и прочнее запомнить информацию. Приём применён мной на уроках окружающего мира по учебнику А. Плешакова «Мир вокруг нас» 2класс. Например, по теме: «Дикие и домашние животные» Линии сравнения Дикие животные Домашние животные Сами добывают пищу + _ Сами устраивают себе жильё + _ Выводят потомство и ухаживают за ним + _ + Защищаются от врагов + _


Приём «Шесть шляп мышления»
использован мной на уроке литературного чтения в 4 классе по произведению Шварца «Сказка о потерянном времени». Учащиеся справились с заданиями, соответствующими «Шляпе» в своих группах. Вот что получилось: «Белая шляпа»: (выдержка из текста) «Идея сказки заключена в том, что «Не тратьте время попусту, оно назад не вернётся» «Жёлтая шляпа» (позитивное): «Наш герой ходил в школу, по мере своих сил учился, любил маму, научился ценить время». «Чёрная шляпа» (противоположное, негативное): «Мальчик Петя был очень ленивым и постоянно опаздывал в школу, напрасно терял время. И в нашем классе есть такие ребята»
«Красная шляпа» (эмоции): «Переживали за Петю, а вдруг его увидят волшебники. Радовались, когда он нашёл всех детей. Не всё ещё потеряно». «Зелёная шляпа» (творческая): «Может Петя стал в дальнейшем писателем. Делу время, а потехе час. Основное время должно быть посвящено работе». «Синяя шляпа» (вывод, обобщение всего сказанного): «Мы были рады за выступление всех групп и создали своё отношение к уроку». Учащиеся были увлечены заданием и смогли представить свою работу в группе всему классу: Группы Работоспособные, умные. Спорили, говорили, доказывали. Мы умеем ценить время. Молодцы! Выводы: учащиеся легко справляются с различными видами информации, увлечённо работают в группах, проявляют свои творческие способности, вступают в диалоге; умеют составлять выборочные, сжатые, от лица литературного персонажа пересказы; уроки имеют позитивный характер; все учащиеся имеют технику чтения выше нормы.