"Вместе мы дружная семья"

Автор: Соловьева Анна Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №7
Населённый пункт: город Тында Амурской области
Наименование материала: программа воспитания в начальной школе
Тема: "Вместе мы дружная семья"
Дата публикации: 29.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Программа воспитания

в начальной школе

«Вместе мы дружная семья»

Девиз:
В нашем классе все равны, Нет здесь «я», есть только «мы»! Мы все дружно, разом, смело, Беремся за любое дело. За собою нас ведет Наш любимый педагог А секрет наш очень прост, Не важен вес, не важен рост, Наша сила – дружный класс! Поглядите, вы, на нас! Мы едины – мы непобедимы1
2.1. Пояснительная записка.
Дети, как известно, наша боль, наша радость, забота и счастье. И воспитать из них людей можно только вместе: учителям, родителям и им самим.
Истина
: успех зависит от того, кто вы есть, а не от того, что вы делаете. Воспитание, в традиционном его понимании, - передача социального опыта от одного поколения к другому. По определению Х.И. Лийметса «воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности». На сегодняшний день главенствующими социально - педагогическими целями являются духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эстетическое и физическое воспитание личности школьника. 1 Соловьева Анна Сергеевна
Полноценное формирование и воспитание социально-востребованной личности ребёнка возможно осуществить лишь в процессе воспитательного процесса, где на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, проникнутые уважением к личности, признанием её уникальности, своеобразия. Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность. Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка. Личность ребенка – слишком многогранное и сложное понятие, чтобы ее ценность определять степенью усвоения учебной программы. С другой стороны, ребенок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства, в способность уважать себя как личность и видеть в другом человеке личность со своим неповторимым мироощущением. В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности 2 Соловьева Анна Сергеевна
(развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитательная система – это неотъемлемая часть детского коллектива. Она позволит педагогу развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического самовыражения личности ученика и его физического развития. Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. 3 Соловьева Анна Сергеевна
Как организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной. Составить план – значит продумать и представить себе в общем и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты. Я представляю программу воспитательной работы «Вместе мы дружная семья» в начальной школе, в которой смогу реализовать потенциальные возможности учащихся. «Вместе мы дружная семья». Над этими словами предлагается поразмышлять школьникам. Ключевое слово в этой фразе – «мы», именно оно объединяет нас, таких разных, но живущих вместе россиян. Мы богаты духовно, интеллектуально, возможностями, которые предоставляют наше культурное многообразие.
Актуальность
Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительного стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить не способны. Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов. Ежегодно, мы педагоги сталкиваемся с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков взаимодействия. Нами проведен мониторинг уровня воспитанности обучающихся в 1 классе в результате которого были выявлены низкие показатели по следующим параметрам: гуманность, милосердие, коммуникативность 4 Соловьева Анна Сергеевна
Поэтому возникла необходимость создание воспитательной системы класса. Считаем, что данная система поможет развить у учащихся младшего школьного возраста навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками, со взрослыми. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно- воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Цель

программы:
воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. - обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию конкурентоспособной личности, создание основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений обучающихся; - ведение целенаправленной и активной работы со всеми учащимися класса, раскрывая их способности, задатки, индивидуальность; - активизация широкого выбора видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.
Задачи:
1. Смоделировать образовательно-воспитательный процесс, обеспечивающий формирование опыта самостоятельного и коллективного действия, самопознания, самореализации, на основе которых может быть осуществлено личностное, социальное самоопределение, воспитание культуры личности. 2. сформировать гражданскую идентичность; 3. Формировать коммуникативные навыки 5 Соловьева Анна Сергеевна
4. Приобщить детей к традициям школы, города, края, к обычаям русской культуры, истории. 5. Построить систему сотрудничества и социального партнёрства с семьей, уреждениями дополнительного образования, другими социальными институтами 6. Создать условия для развития потребности в здоровом образе жизни. 7. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей, таких качеств как милосердие, эмпатия, сопереживание 8. Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития. 9. Повышать педагогическую и психологическую культуру родителей через совместную деятельность. 10.Обеспечить рефлексивно-аналитическое и прогностическое сопровождение программы.
Участники программы
: Программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют: 6 Соловьева Анна Сергеевна

Взаимосвязь

участников

воспитательной

системы

Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только

объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса.

Ученик

Родители

Админи-

страция

Классный

рук.

руководит.

Педагоги

доп. обр.

образова

н
.
Психолог.

служба

Школьная

мед. сестра

Педагоги-

предметники
7 Соловьева Анна Сергеевна

Срок реализации программы- 4 года ( 1-4 класс)
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
На первом году
учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году
воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие», формирование коллектива
Третий год воспитания
- год сплочения коллектива, соотношение своих интересов с интересами коллектива.
Четвёртый год
– посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности
Методы и формы
 беседы и наблюдения  классные часы  занятия- практикумы  психологические игры, игры-тренинги  экскурсии  тематические праздники и вечера  устные журналы  дискуссии  конкурсы  игры, соревнования, развлечения  родительские собрания в различных формах
Инновационность
разработанной воспитательной программы, на мой взгляд, заключается в следующем:  использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и социализации обучающихся в рамках патриотического развития 8 Соловьева Анна Сергеевна
 возможность адаптировать традиционные формы работы к современным требованиям, целям;  наличием заинтересованности участников образовательного процесса в реализации данной программы;  согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных задач, заинтересованностью обучающихся.
Принципы реализации программы
 принцип целостности учебно-воспитательного процесса;  личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;  принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора обучающимися форм деятельности;  деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;  принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;  принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
Принципы семи «У» в работе классного руководителя:
- уверенность; - успешность; - удивительность; - убедительность; - уважительность; - уравновешенность; - улыбчивость.
Этапы реализации программы.

I этап: проектный.
Цель: подготовка условий для создания программы.  Задачи: 1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты. 2. Разработать, обсудить и утвердить программу «Вместе мы дружная семья» 9 Соловьева Анна Сергеевна
 3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы. 4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы. 
II этап: практический.
Цель: реализация программы «Вместе мы дружная семья» Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Разработать методические рекомендации по программе. 3. Расширять и укреплять связи и отношения учреждений дополнительного образования детей и культуры, спортивной школы г. Тынды 4. Вовлекать в систему образовательно-воспитательного процесса представителей всех субъектов образовательной деятельности .
1 класс

«Мы теперь ученики»

Цели этапа «Мы теперь ученики» :
 создание условий для адаптации обучающихся в новом коллективе;  определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности;  сформировать деловые отношения в общей деятельности. Задачи этапа:  удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации:  о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе;  требованиях и педагогической позиции учителя;  изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей. 10 Соловьева Анна Сергеевна

Критерии успешного завершения этапа
«Мы теперь ученики» :  имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;  созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;  дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;  в классе сложились традиции: день рождения коллектива, день именинников, совместные походы с родителями;  выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).
Особенность этапа:
дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.
Итогом
первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.
2 класс

Этап "Ты и я -дружная семья"

Цель этапа :
"Ты и я - дружная семья"-обеспечить организационное единство класса.
Задачи этапа:
 сплотить детский коллектив;  организовать совместную деятельность в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;  вовлечеть каждого учащегося в коллективную творческую деятельность;  активизировать работу актива класса.
Критерии успешного завершения этапа
"Ты и я -дружная семья":  созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;  учащиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;  функционирует актив класса;  созданы сменные творческие микрогруппы.
Особенности этапа
: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи. 11 Соловьева Анна Сергеевна

Итогом второго года
должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.
3 класс

Этап "Азбука жизни в коллективе!"

Цель этапа
"Азбука жизни в коллективе": формирование эмоционально- волевого и интеллектуального единства класса.
Задачи этапа:
 изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений;  обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива;  обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.
Критерии
успешного завершения этапа " Азбука жизни в коллективе":  обучающиеся и родители могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие;  полноценно функционирует актив класса;  дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.
Особенность этапа
: дети активно участвуют в творческой деятельности. Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив.
4 класс

Этап "Если мы вместе, мы-сила!"

Цель этапа:
"Если мы вместе, мы-сила!"формирование ценностно- ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.
Задачи этапа:
12 Соловьева Анна Сергеевна
 обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;  создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности учащимся, находящимся в позиции наблюдателя, зрителя;  поддержка всевозможных инициатив отдельных учащихся, микрогрупп.
Критерии
успешного завершения этапа "Если мы вместе, мы-сила!"  обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность;  повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально-значимой деятельности.
Итогом данного года
и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.
III этап: аналитический.
Цель: анализ итогов реализации программы. Задачи: 1. Провести итоговый мониторинг реализации программы.
2
Обобщить результаты работы класса. 3. обобщить опыт работы
Ожидаемые результаты воспитательной программы
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам. Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы. Деятельность приведёт к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой. Вид образовательной компетентности Результаты воспитания 13 Соловьева Анна Сергеевна
(сущность характеристики) Семья сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; - сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; -сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье. общение Безусловное уважение к человеку, признание ценности эффективного позитивного общения и взаимодействия с людьми любой национальности, вероисповедания, сословия, возраста и места жительства, эмоциональная гибкость в общении, навыки этического поведения, общий культурный уровень, осознание социальных ролей в обществе и признание их ценности для общества, осознание учеником роли знаний в жизни человека, выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу. Я-Гражданин высокий уровень самосознания, самодисциплины, 14 Соловьева Анна Сергеевна
понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию. убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Направления

«Я и моя Семья»

Цель:
Осознание учащимися значимости семьи в жизни любого человека; максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Главные идеи:  Семья – основа будущего благополучия человека, уверенность в завтрашнем дне;  Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;  Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки;  Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связи с отчим домом и семьёй. 15 Соловьева Анна Сергеевна

Задачи:
 Влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей;  Создать условия для эффективного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся;  Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.  Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в определённых семьях, привлекать с целью помощи и поддержки соответствующие органы;  Создать условия для духовного общения детей и родителей Основные моменты деятельности классного руководителя:  Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.  Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми.  Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.  Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы. Основные понятия направления «Семья»: - семья, - уклад жизни и традиции семей, - родительский дом, 16 Соловьева Анна Сергеевна
- родословная, - семейные корни, - авторитет отца и матери, - духовное общение в семье, - братья и сестры в семье и их взаимоотношения, - младшие и старшие дети, - традиции отношения к старшим в семье, - положение ребенка в семье. Формы деятельности классного руководителя в направлении «Семья»: - Тематические классные часы. - Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек. - Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи). - Походы выходного дня, экскурсии, викторины. - Дни творчества, дни открытых дверей -круглые столы -музыкально-литературные гостиные - Тренинги, коучинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями. - Читательские конференции по проблемам семьи.
«Гражданин»

Цель
:создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся 17 Соловьева Анна Сергеевна
гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству,
Задачи:
1. создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников; 2. формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству; 3. утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края; 4. развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования; 5. воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда; 6. повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России. Основные понятия направления «Гражданин»: - право, - закон, 18 Соловьева Анна Сергеевна
- права и обязанности, - правонарушения, - преступления, - ответственность, - долг, - честь, - достоинство, - личность, - правовые нормы, - совесть, - справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении «Гражданин»:
- Тематические классные часы. - Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка. - Конкурсы, викторины по правовой тематике. - Праздники, читательские конференции по праву - Игры, развлечения, диалоги.
«Общение»
Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков, социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений. Задачи деятельности в направлении «Общение»: 1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений. 2. Формировать у обучающихся культуру общения в системе «учитель- ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок». 19 Соловьева Анна Сергеевна
3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех обучающихся класса. 4. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении. Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Общение»: - Изучение способности к общению каждого обучающегося в детском коллективе. - На материале диагностики определение проблем в общении обучающихся и организация коррекционной работы. - Изучение исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и значения для последующих поколений. - Обучение детей конструированию и моделированию в сфере общения. - Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения. - Изучение положения отдельных обучающихся и всего класса в целом в детском коллективе. - Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения. Основные понятия направления «Общение»: -эмоции и чувства, - рефлексия, - сочувствие, - сопереживание, - умение управлять собой, -лидерство, - изолированность, 20 Соловьева Анна Сергеевна
-одиночество. Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»: - интерактивные игры; - тематические классные часы; - тренинг общения детей и родителей; - самопрезентации « Мое портфолио» и самопредставление; -праздники, конкурсы, ролевые игры.
«Я и мое Здоровье»

Цель:
использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.
Главные идеи:
 Сохранение собственного здоровья – одна из основных обязанностей человека.  Экологическое воспитание и экологическая культура должны стать основой здорового смысла в сохранении человеком своего здоровья, его поведений и поступках.  Воспитание привычки к постоянным занятиям физкультурой и спортом не с целью спортивных достижений, с целью ежедневного оздоровления своего организма. Стремление к воспитанию в человеке воли, характера, стремление к достижению невозможного Задачи работы в направлении «Здоровье»:  Создать условия для формирования у учащихся культуры сохранения собственного здоровья. 21 Соловьева Анна Сергеевна
 Учить детей рациональному правильному питанию.  Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.  Способствовать стремлению детей понять окружающий мир и анализировать свои отношения к ним.
Основные моменты деятельности классного руководителя в

направлении «Здоровье»:
1. Сотрудничество с медицинским работником школы, с целью изучения состояния физического здоровья обучающихся класса. 2. Сотрудничество с психологом школы с целью формирования у обучающихся умений саморегуляции и самовоспитания. 3. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение обучающихся к занятиям физкультурой и спортом. 4. Формирование собственной Я-позиции обучающихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья. Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом: - психическое и физическое здоровье, - традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, - культура сохранения собственного здоровья, - ответственность за здоровье других людей, - гармония души и тела, режим дня и здоровье, - воля и её значение в сохранении здоровья, - самовоспитание, саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении

«Здоровье»:
 спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы; 22 Соловьева Анна Сергеевна
 встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями, активно занимающимися спортом;посещение спортивных соревнований;  походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;  спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;  беседы и дискуссии на различные темы;  тематические консультации для родителей;  обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
«Духовно-нравственное»
Цель: обучение детей пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Задачи: 1. Формировать у обучающихся нравственную культуру миропонимания. 2. Формировать у обучающихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Нравственность»:
-
Развитие у обучающихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. - Знакомство обучающихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества. 23 Соловьева Анна Сергеевна
- Формирование у обучающихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. Основные понятия направления «Нравственность»: - нравственный выбор, - нравственная позиция, - нравственное поведение, - нравственные ценности, - жизненные ценности, - самоактуализация и самореализация. Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»: - Тематические классные часы по нравственной тематике. - Дискуссии по нравственной тематике. - Изучение нравственного наследия мира. - Читательские конференции. - Организация циклов бесед «Уроки нравственности». - Праздники, сюрпризы, конкурсы. - Экскурсии, походы. - Изучение нравственного наследия своей страны. - Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории города,страны и мира.
Работа с родителями
Основная задача классного руководителя — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный 24 Соловьева Анна Сергеевна
руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее: а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи; б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед; в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей; г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях. Основные направления классного руководителя и родителей : Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность- человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее. Интерес к жизни -это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности, быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы. 25 Соловьева Анна Сергеевна
Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения). Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни. Познавательная сфера жизни ребенка. Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на: а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения; б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление; в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных обучающихся и всего класса на родительских собраниях; г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у обучающихся учебных умений и возможностей, саморазвитию. Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Формы работы с родителями:
26 Соловьева Анна Сергеевна
- родительские собрания; - индивидуальные консультации ; - посещение на дому; -тематические консультации; - родительские чтения; - проведение совместных праздников; - общешкольные родительские собрания.
Примерная тематика проведения классных родительских собраний в

начальных классах

1 класс
1. «Давайте познакомимся» (Форма проведения - игра) 2. Проблема адаптации первоклассников в школе.( 3. Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника. 4.Листая страницы прошедшего года (Форма проведения: концерт- презентация)
2 класс
1. «Вот и стали мы на год взрослей» Физическое развитие младшего школьника в школе и дома. 3.Наказание и поощрение в семье. 2.Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии. 4.Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…»
3 класс
1. «Давайте жить дружно» Семейная гостиная 2.Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии работоспособности и личностных качеств. 3.Воображение и его роль в жизни ребенка. 4.Итоги прошедшего года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты» 27 Соловьева Анна Сергеевна

4 класс
1.Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка. 2.Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности. 3.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников. 4. Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим : «До новой встречи!». 28 Соловьева Анна Сергеевна

План-сетка по направлениям
1класс сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май «Я и моя Семья» 1.Беседа.«Я, ты, он, она- вместе - целая страна!» 1. Кл. час. «Познако мьтесь, это моя семья» 2. Беседа «Дорогие мои старики» ( ко Дню пожилого человека) 1. Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. 2Конкурс рисунков «Моя семья» 1. "Большая семья - большая радость" Конкурсы рисунков сказок, стихов о семье.Офор мление фотовыстав ки 1.Семе йные праздн ики (беседа , рисунк и) 1.Оформление фото газеты «Наши папы» Подготовк а поздравите льных открыток «8 марта» Организ ация с родител ями похода « Чудеса природ ы» Заочное путешес твие Осуществл ение патриотич еского, гражданск о- правового воспитани я, формирова ние 1.Праздник первого звонка. Мой школьный дом 2.Экскурсии по школе, по школьному двру. 3. Проведение игр, упражнений: "Поем имя", "Соседи","В етер шепчет 1.Законы жизни в классе. Школа вежливост и. 2.Кл час «С днем рождения, любимый город» 2. Подготовк а к 1Конкурсы стихов, песен «С чего начинается Родина?» 2Познавате льная интерактив ная игра «Я-ученик. Мои права и обязанност Беседа «Правила поведения на переменах» 1. Встреч а с социал ьным педагог ом школы. Развлечение «Служу России» Утренник, посвященн ый 8 Марта Музыка льно – литерат урная гостина я «Славл ю тебя, Тында моя, родные края!» 1.Урок мужеств а «Давно закончи лась война» 29 Соловьева Анна Сергеевна
социально й компетент ности учащихся «Граждани н». имя","Маленькое имя","Ласковое имя", "Цветок- имя", "Взрослое имя", "Мы очень любим", "Имя шепчут волны", "Узнай по имени" и др. празднику «День народного единства». и» Обеспечен ие позитивны х и межлично стных отношени й. «Общение ». 1.Психологическая игра «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» 2. Час общения «Моя любимая игрушка 1.Ситуативн ая игра «Что такое хорошо и что такое плохо» 2.Экскурсия в городской театр 1.Разговор о взаимоотно шениях детей друг с другом «Вот они, мои друзья» 2.Ролевая игра «Пойми меня правильно». Кл. час «Ежели вы вежлив ы…» Беседа «Слово огорчает, веселит, утешает» Доверител ьная беседа- «Друг- это..» Ролевая игра «Разгов ор о честнос ти» Игра- путешес твие «На волшебн ом поезде» Обеспечен ие жизни и здоровья учащихся. «Я и мое Здоровье» 1.Весёлые эстафеты. (совместно с родителями) 2.Праздник «Откуда берутся грязнули?» 1.Игры на свежем воздухе «Веселые старты» 2. Совместн ый 1.Разучиван ие подвижных игр. 2 Беседа о вредных привычках среди 1.Викторин а «Красный, жёлтый, зелёный». Беседа медицинско 1.Зимн ие игры на воздухе 1. Спортивные соревнования «»Самые ловкие и смелые» 2. Конкурсы и игры на 1.Игра – путешеств ие с Карлсоном «Наше питание» 2.Познават Ролевая игра «Мы- пассажи ры!» Практич еское занятие «Наши верные друзья. Светофо р и его 30 Соловьева Анна Сергеевна
праздник с воспитанн иками МДОБУ ДС №11 «Белосне жка» «Робинзон ада» детей. 3.«Как правильно пользоватьс я электропри борами, водой, » 4.Месячник профилакти ки ПДД ( конкурс рисунков й сестры «Витамины наши друзья» улице. «Хорошо с горы катиться». 3. Беседа и личных вещах гигиены… Встреча с медицинским работником школы. ельная игра «Тропинка безопаснос ти сигналы » «Духовно -нравствен ное» 1. Ролевые игры «Учимся дружить» 1.Участие в акции ко дню пожилых людей «Подари улыбку» 2. Поздравле ние учителей с празднико м «Золотое сердце учителя» 1. «Мой дом – моя крепость» (о нравственн ых основах семьи) 2. Психологич еская игра «Законы класса» Беседа «Искусство делать подарки» Конкурс «Мягкие лапки, а в лапках царапки» «Птичк ам зимой надо помога ть» Конкур с кормуш ек. «Если добрый ты» Работа в рамках проекта «Цветущая клумба» 31 Соловьева Анна Сергеевна
2класс сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май «Я и моя Семья» Беседа «Семья- это семь «Я» Я помощник в своей семье. Конкурс сочинений «Моя семья» Конкурс рисунков ко Дню матери «Как мамочку люблю свою» Устный журнал «Заглянит е в семейный альбом» семейному проекту "Мама, папа, я - читающая семья" Праздник «Папа, мама, я- спортивная семья» Конкурс сочинений «Об отце говорю с уважением» Утренник для мам «Загляните в мамины глаза» Фотоконкур с «При солнышке светло, при матушке- тепло» Музыкаль но- литератур ная гостиная «Вместе с мамой и папой Осуществлен ие патриотичес кого, гражданско- правового воспитания, формирован ие социальной компетентно сти 1.Конкурс рисунков «С днем рождения, мой город» 2. Урок Мира. Знакомств о с символами родного края (герб, гимн, флаг). 1Я люблю свою школу. Школьная символика 2Путешест вие -экскурсия «Чем богат наш край» 1. Все професс ии важны, все професс ии нужны 2.Экскур сия к Доске почета. Почетны е жители города «Газетное слово о жизни в нашей школе» . О чем шепчут названия улиц родного города. 1.Этическа я беседа «Не стесняйся доброты своей Что значит быть милосердным? ????? Я-человек. У меня есть права Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц. Вывешива ние кормушек, выставки рисунков. 1.Встреча с ветераном «О чем рассказал орден?» 2.Экскурс ия к памятник у погибших воинов в ВОВ 32 Соловьева Анна Сергеевна
учащихся «Гражданин» . Беседа «Я- гражданин своей России» Тынды Обеспечение позитивных и межличност ных отношений. «Общение». 1 Кл.час «Человек среди людей». 2. Подумай о других. Игры на развитие произволь ных процессов. Игра- викторина «Мои четвероног ие друзья» 2. Ролевая игра «Учимся дружить». 3. Беседа «Содержи в порядке книжки и тетрадки» 1.Кл.час «Что такое хорошо! » 2.«Ярмар ка талантов » .Акция «Спешите делать добро» 2. Чтение и обсужден ие произведе ний В.Осеевой и Л.Толстог о о поступках детей Кл.час «Самооцен ка и взаимооцен ка, как способ познания себя и других». 2.Музыкал ьная гостиная «Времена года» .Кл. час «Делу- время, потехе- час» 2. Этическая беседа- практикум «Вы сказали, здравствуйте!» 1. «Как лучше поступить?» (творческие игры) 2.Праздник «Мамочка, милая мама» 3. Развлекател ьная программа «А ну-ка, девочки» Экологиче с-кая беседа «Человек- хозяин природы» Утренник «Праздни к цветов» Обеспечение жизни и здоровья учащихся. «Я и мое Здоровье» 1.День здоровья ( поход) 2. Конкурс рисунков «Я выбираю спорт». 1.Кл. час «Режим дня» 2.«В природе должно быть чисто и красиво!». Прогулка. 3. Виктори на «Соблюд ай правила дорожно го движени я» Праздник «В гостях у Мойдодыр а» Конкурс рисунков по ПДД 2. Хорошо с горы катиться». Конкурсы и игры на улице. Игры- состязания «Богатырская сила наша» Беседа «Сигналы, подаваемые водителем» Устный журнал «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» «Правила перехода улиц и дорог» 33 Соловьева Анна Сергеевна
«Дорожные приключен ия Бабы- Яги». Игра по ПДД. «Духовно -нравственно е» Конкурс рисунков «Осенние зарисовки » 1.«Моя любимая учительниц а» 2. Кл.час «Будь справедлив ым в словах и поступках» . Конкурс фотогра фий «Чудесна я пора – очей очарован ье «Российск ая Конституц ия – основной закон твоей жизни», «О поступках плохих и хороших» «Без друзей меня чуть- чуть» В гостях у минуток. «С любовью к бабушке» 3класс сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май «Я и моя Семья» Мы все такие разные. Для чего я рожден? Быть человеко м. Поисковая операция» В гостях у предков. Откуда я родом. Что в имени тебе моем?" Акция «Бабушка с дедушкой рядышком Кл. час «Самые дорогие для нас слова : «Мама, Родина, мир» Устный журнал «Семейные ценности» Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Конкурс поделок «У моих родителей – золотые руки» Смотр- конкурс «Древо моей семьи» Познаватель ная ирга «Как трудно быть мамой» Семейные посиделки «Мы за чаем не скучаем» «Во имя любви» ( Ко Дню семьи, любви и верности) 34 Соловьева Анна Сергеевна
» Осуществлен ие патриотическ ого, гражданско- правового воспитания, формирование социальной компетентнос ти учащихся «Гражданин». Конкурс стихов «С любовью к Тынде» Мой класс – моя семья Знакомств а с символами Российско го государств а. Наша страна – Россия. Конституц ия – основной закон жизни страны. Флаги России. «Живем в мире и согласии» . Мои права и обязанност и. Школьный Устав Беседа «Символы Российского государства » ? Урок милосердия и доброты. История страны в названиях улиц. 2. Беседа «Будь внимательн ым к людям». Акция. Оказание адресной помощи одиноким пенсионера м. «Конкурс «А ну-ка, мальчики » По каким правилам мы живем. Смотр- конкурс «Мисс Весна» Десант чистоты и порядка Проект «Славим, тебя, солдат!» Обеспечение позитивных и межличностн ых отношений. «Общение». Кл. час «Дружба крепкая» .«Правила поведения в транспорт е» 2. Кл.час « Лучики добра» Путешеств ие в страну «Именинни к» Сценки из школьной жизни 1.Концертно е представлен ие «Я и мои таланты» 2. Учебная игра «Что такое правила хорошего тона?» Круглый стол «Поговорим о вежливости » Беседа «Считает е ли вы себя культурн ым человеко м» Конкурс «Коса- девичья краса» Кл. час «Праздник – проказник » Познавате ль-ная программа «Скуку, лень из жизни вон» Обеспечение жизни и День здоровья ( поход) Кл. час «Здоровье сгубишь- 1.Игра- соревнован ие Кл. час «История олимпийски Беседа «Меры безопасного Беседа «Жизнь прожить- Беседа «Что такое перекрёсток? «Веселый урок здоровья» Спортивн ый праздник 35 Соловьева Анна Сергеевна
здоровья учащихся. «Я и мое Здоровье» новое не купишь» 2. Акция «Спорт- альтернати ва пагубным привычка м» «Дальше, выше, быстрее». 2. Кл.час «Чистота – залог здоровья!» х игр» поведения на дорогах, покрытых льдом» не море перейти» » «Народны е игры» «Духовно -нравственное » КТД «Школа – наш дом, будь хозяино м в нём» Мой учитель лучше всех» Кл.час «Будь справедлив ым в делах и поступках». 2. Беседа «Учимся выигрывать и проигрыват ь». 3. Посещение театра. «Прикоснут ься к вечности» Имею право» «Аты– баты, шли солдаты» «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» «Чем сердиться лучше помиритьс я» Марафон «И вот он, дом, в котором мы живем» 4класс сентябр октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 36 Соловьева Анна Сергеевна
ь «Я и моя Семья» Кто я? Какой я? Откуда я родом Методи ка «Моя семья». 2.Класс ный час «Пойми меня правиль но» «За что уважают в семье и обществ е?» Правила счастлив ого человека . «Можно » и «нельзя» в жизни Кл. час «Я песню милой маме пою» Оформление листа "Меня зовут…" Оформление л ичной визитной карточки Кл. час «А у нас в семье» Мои семейные обязаннос ти. Анкетировани е «Главное в семье- это…» Устный журнал «Истори я одного ордена ( медали) » Проведение Фестиваля "Самая умная и талантливая семья" Семейн ый вечер «Класс ный звездоп ад» Праздник «Прощание с начальной школой» Осуществле ние патриотиче ского, гражданско -правового воспитания, формирова ние социальной компетентн ости учащихся Виктор ина «Моя Родина» Экскурс ия «Милые сердцу места» Конкурс сочинений «Я –человек и гражданин» Кл. час «Ими славен наш город» Беседа «Что значит быть счастливым в своей стране?» 1.Игрова я програм ма «Папа и я» 2 .Кл.час «О тех, кто мир нам подарил» . Конкурсная программа «Мама и я» Акция «Сохра ним красоту нашего города» Проект «Мы славим тебя, ветеран» 37 Соловьева Анна Сергеевна
«Граждани н». Обеспечени е позитивных и межличнос тных отношений. «Общение» . Я и мой класс.К л. час «Встреч ают по одежке, провож ают по уму» .Беседа «Мир моих увлечени й» 2.Игра «Приятн ая наука вежливо сть» Наши классны е обязанно сти 1.Кл. час «Поговорим о наших мамах» 2. Упражнения на гармонизаци ю противоречив ости личности. Мой лучший школьный друг Час доверител ьного разговора «Моё «хочу» и «надо» Зачем нужно учиться в школе Урок благотворител ьности «Кому нужна моя помощь?» Устный журнал «Мы в ответе за тех, кого приручи ли» Поговорим о толерантности» Игра- виктор ина «Мы- девочки , мы- мальчи ки!» Кл. час «Благодарн ость- это…» Обеспечени е жизни и здоровья учащихся. «Я и мое Здоровье» День здоровь я 1.Брейн- ринг «Азбука безопасн ого поведен ия» 2.Акция «Спорт- альтерна тива пагубны м Кл. час «Привычки, которые мешают нам жить» Игра- викторина «Почему важно не забывать о гигиене» Сигналы светофора с дополнительн ыми секциями» Турнир «Богатыр ская сила» Встреча с медсестрой «Генномодифицир ованные продукты и их влияние на организм человека» Игра- виктор ина «Наша » Беседа «Причины несчастны х случаев» 38 Соловьева Анна Сергеевна
привычк ам» «Духовно -нравственн ое» Урок мира «С любовь ю к России» Участие в акции «Ветера н живет рядом Для чего нужна религия? Конститу- ция- основной Закон государств а « Ваши права и обязанности, дети» О дружбе, доброте и отзывчив ос-ти «Модель выпускника начальной школы», Подвигу народа жить в веках
Ценностные установки и планируемые результаты

Ценностные установки:
 любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность,  доверие к людям,  долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость,  милосердие, честь, достоинство, толерантность;  родная земля, заповедная природа, планета Земля;  красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество. 39 Соловьева Анна Сергеевна

Планируемые результаты
: Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним. Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей. Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе. У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.
Личностные результаты:
 осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, 40 Соловьева Анна Сергеевна
 осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;  уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;  способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты
:  способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;  освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).  способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,  приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).  совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,


Предметные результаты
: 41 Соловьева Анна Сергеевна
 усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность;  владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;  овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.  знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Система контроля и оценки достижения планируемых результатов.
С целью контроля реализации воспитательной системы, ее эффективности организуется мониторинг эффективности ее внедрения . Уровень развития и проявления положительных качеств личности обучающихся, эффективности процесса по направлениям определяется методом тестирования, анкетирования, наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения. 42 Соловьева Анна Сергеевна