"Адаптация образовательного пространства педагога, работающего с детьми ограниченными возможностями здоровья"

Автор: Тележинская Елена Леонидовна
Должность: заведующий лабораторией
Учебное заведение: "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" (ГБУ ДПО ЧИППКРО)
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация образовательного пространства педагога, работающего с детьми ограниченными возможностями здоровья"
Дата публикации: 29.04.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Тележинская Е.Л., Россия, г. Челябинск Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования,
Адаптация образовательного пространства педагога,

работающего с детьми ограниченными возможностями здоровья
Современная система образования Российской Федерации, так же как и другие системы образования стран - партнеров, ориентированы на работу с детьми с ограниченными возможностями. Все более активно внедряется инклюзивное образование, которое предполагает организацию индивидуальной работы педагога с воспитанником, и его родителями, а значит, успех такого взаимодействия зависит от всех участников образовательного процесса. Очень часто такие дети остаются без родителей, на полном или частичном обеспечении у государства, попадая в приюты, детские дома и т.д. Процесс организации работы в рамках курсовой подготовки для педагогов, работающих с инклюзивными формами обучения, представлен в Государственном бюджетном учреждении дополнительного профессионального образования "Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования" (ГБУ ДПО ЧИППКРО) широким спектром модульных курсов и курсами повышения квалификации. Опытные преподаватели кафедр и лабораторий распространяют опыт работы в данном направлении в лекционной и практической деятельности. Лабораторией инновационных образовательных решений учебно- методического центра информационно-коммуникационных технологий апробированы современные образовательные технологии по работе с детьми- инвалидами и разработаны практики внедрения Лего – технологий на занятиях с разными формами заболевания у детей от 2 до 18 лет. Введение государственных стандартов предполагает разработку новых современных педагогических технологий по работе с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем достижение результатов рассматривается на основе системно-деятельного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Это означает следующее: чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).
Целенаправленное комплексное психолого-педагогическое и медико- социальное сопровождение обучающихся в условиях специальной (коррекционной) школе должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в развитии и поведении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, обеспечивающих развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника должен заниматься педагог - психолог. Помимо традиционных методик обучения в последнее время в психолого-педагогическом процессе коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья все шире используются лего- технологии. Использование в работе с детьми наборов лего позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции, психокоррекции, обучении и воспитании. Процесс осуществления и организации инклюзивного образования теоретически обоснован ведущими специалистами, работающими с данной категорией детей, но реализация содержания и условий оказания специальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях общеобразовательного учреждения на практике представляет собой сложную социально-педагогическую проблему. Осуществление инклюзивного образования зависит от созданного кадрового потенциала, имеющейся материально-технической базы, сформированного общественного мнения, культуры и толерантного отношения всех участников образовательного процесса к особым детям. В настоящее время дети с ОВЗ не имеют возможность в полной мере получать адекватного инклюзивного образования в условиях общеобразовательной организации. Поэтому на курсах повышения квалификации в ГБУ ДПО ЧИППКРО важно показывать практические способы взаимодействия с данной категорией воспитанников. Одним из интересных опытов взаимодействия Лего – технологии является введение Лего инструментов в предметы дополнительного и развивающего обучения. Слушателями модульного курса «Расширение образовательного пространства ребенка с ОВЗ средствами ЛЕГО-технологий» была предложена программа по внедрению Лего – инструментов в предметы дополнительного образования. Важной составляющей инклюзивного образования является социализация детей с нарушениями здоровья. На модульном курсе необходимо было показать организацию индивидуальной и парной – групповой деятельности с воспитанниками. Важным опытом поделилась Оспищева Е.В, работающая педагогом с детьми инклюзивной направленности в Муниципальном казенном учреждении социального обслуживания "Социальный приют для детей и подростков "Росинка" Еманжелинского муниципального района Челябинской области. При
организации занятий социальной адаптации воспитанников в предмете «Правила дорожного движения» Оспищева Е.В. использует кейс- технологию. Слушателям курса был предложен «кейс» с элементами Лего – технологии, который носил практическую направленность. Кейс- технология осваивается сегодня российскими педагогами по различным предметам и отвечает всем современным требованиям интеграции и социализации образования. Кейс, предложенный Оспищевой Е.В., содержал три блока заданий, которые слушатели выполняли в трех направлениях: модулирование, конструирование и программирование. Данный кейс предполагает одновременную работу слушателей модульного курса разных специальностей, ориентирован на одновременное занятие с разновозрастной категорией воспитанников, но со смежными проблемами по здоровью. Задания к реальному занятию могут трансформироваться и приобретать иные сочетания.
Кейс по основным правилам поведения на дороге детей с ОВЗ
№ Этап занятия Элементы занятия В вводной части занятия воспитанникам важно рассказать об основном помощнике перехода проезжей части – это о светофоре. Можно предложить текст с пропусками в нем основных понятий и терминов по изучаемой теме, предложить воспитанникам подумать над словами, которые пропустил учитель. Важно, зная диагнозы учеников, повторить какие светофоры бывают для детей плохо видящих и плохо слышащих, для детей колясочников и т.д. Задание творческое: вспомните и нарисуйте какие улицы, светофоры и пешеходные переходы ведут нас к зданию приюта. Задание на моделирование: Соберите по схемам те транспортные средства, которые вы видели на проезжей части около нашего приюта. Задание на конструирование: Из кубиков Лего соберите слова, которые необходимо вставили в данное послание с пропусками. Задание на программирование: с помощью программы конструктора Lego WeDo предложите модель шлагбаума для транспортных средств, которые могут заезжать на территорию приюта. Данную часть урока уместно посвятить истории появления светофоров на улицах мира, прочитать или рассказать воспитанникам о людях, которые придумали первые светофоры, показать видеосюжеты о современных светофорах, о Задание творческое: сегодня на дорогах встречается очень много светофоров для пешеходов, для автотранспорта, для поездов и даже для кораблей. Воспользуйся пластилином и создай модель своего светофора Задание на моделирование:
культуре пешеходных переходах в других странах мира. Можно предложить детям самостоятельно составить рассказ из предложенных частей связанного текста, это опыт анализ текса и составление первоначального текста из его обрывков. Все зависит от аудитории участников образовательного процесса. А так же можно предложить некоторые даты, которые связаны с понятием светофор и предложить ребятам математические вычисления, например, сколько лет данному событию. Перед вами схема светофора из Лего кубиков. Собери такой же светофор, но давай создадим светофор – загадку и поменяем местами два цвета, так чтобы ребята смогли найти ошибку в твоем макете и исправить ее. Задание на конструирование: Подумай, как мог бы выглядеть первый фонарь - светофор и сконструируй его из кубиков Лего. Задание на программирование: найди в интернете программу или видеобзор по созданию программы для светофоров, просмотри и с помощью конструктора Lego EV3 предложите модель для пешеходов. Игра «Внимательный пешеход» Инструменты: три кубика Лего: красный, желтый и зеленый Правила игры: три воспитанника встают рядом друг с другом и по очереди поднимают кубики Лего над своей готовой, так, что бы все дети, стоящие вокруг водящих видели кубики. Ребята вспоминают основные правила поведения на дороге: красный цвет – должны замереть, желтый сигнал светофора – можем готовиться (начинаем двигать руками), зеленый цвет кубика – начинаем движение вокруг галящих. Как только поднимается вновь желтый кубик, все ребята перемещаются в безопасное место за светофором и замирают при виде красного сигнала. Данная форма организации модульного курса позволит показать слушателям ГБУ ДПО ЧИППКРО, что теоретические модели занятий легко переносятся в плоскость практических занятий, а для воспитанников разработаны различные формы организации их деятельности, согласно специфике их заболевания. Программа модульного курса «Расширение образовательного пространства ребенка с ОВЗ средствами ЛЕГО-технологий» предусматривает также обучение детей с ОВЗ, которые нуждаются в щадящем режиме занятий, сопровождении сурдолога, сурдопереводчика, дефектолога. Организация образовательного процесса с этими категориями детей нормируется соответствующими санитарными нормами и правилами. Необходимость постоянного внимания к игре детей со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития ребенка, тем более детей с ОВЗ. Каждый ребенок любит и хочет играть, но не каждый может научиться делать это самостоятельно, и не с каждой игрушкой.
Психологами и педагогами доказано, что дети, имеющие речевые и умственные отклонения в развитии, требуют более внимательного и целенаправленного руководства игрой со стороны педагога (дефектолога, воспитателя, логопеда), чем их нормально развивающиеся сверстники. Особенностью программы модульного «Расширение образовательного пространства ребенка с ОВЗ средствами ЛЕГО-технологий» является предоставление детям выбирать самостоятельно тот или иной конкретный объект конструирования в рамках схемы. Содержание программы направлено на приобретение общих умений и способов интеллектуальной и практической деятельности. Педагог, работающий по данной программе, учит детей осмысленному, творческому подходу к техническому конструированию. Темы для конструирования подобраны таким образом, чтобы ребенок, кроме решения конкретных конструкторских задач, расширял свой кругозор в самых разных областях. Данная программа является основой для продолжения обучения по легоконструированию и робототехнике. Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу, воспитателю необходимо уметь составлять индивидуальную программу развития конкретного ребенка.
Литература:
1. Ильясов Д.Ф., Ильясова О.А. Развитие представлений о педагогических теориях и подходах к их проектированию// Сибирский педагогический журнал. – 2010. - № 1. – С.39-50. 2. Дударева О.Б. Формирование ИКТ-компетенций школьников как компонент программы формирования универсальных учебных действий ООП основного общего образования / О.Б. Дударева //Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». – 2011. - № 3(8). – С. 88 3. Тележинская Е.Л. Quest как форма проведения практико- ориентированного занятия со слушателями / Е.Л. Тележинская// Научно- теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». – 2015. - № 2(23). – С. 73-78 4. Ильясов Д.Ф., Кудинов В.В., Зарипов А.Х. Школа как самообучающаяся организация / Д.Ф. Ильясов, В.В. Кудинов, А.Х. Зарипов //Научно-теоретический журнал «Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров». – 2011. - № 1(6). – С. 37.