"Птицы - наши друзья"

Автор: Семенец Надежда Викторовна
Должность: учитель географии и биологии, руководитель школьного лесничества "муравей"
Учебное заведение: КОУ "Радужнинская школа для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: город Радужный Ханты-Мансийский автономный округ - Югры
Наименование материала: конспект внеклассного мероприятия
Тема: "Птицы - наши друзья"
Дата публикации: 01.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


"Птицы – наши друзья"
(праздник для учащихся 5-9 классов) Разработка руководителя школьного лесничества «Муравей», учитель географии и биологии высшей квалификационной категории, Почётный работник общего образования РФ
Цель:
1. расширить и закрепить знания обучающихся о птицах, их поведении и жизни, о роли и месте в природе, значении для человека; 2. развивать интерес к животному миру птиц, наблюдательность; 3. прививать любовь к птицам – нашим пернатым друзьям; 4. подвести итоги участия школьников в олимпиадах о птицах. Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Загадки о птицах», рисунки птиц, скворечники.
Ход мероприятия
Звучит музыка из передачи «В мире животных» Ведущий Добрый день! Я приветствую всех, кто собрался в этом зале. Вас ждёт праздник! Какой праздник? Я думаю, вы догадаетесь сами… Внимание! Снится ночью пауку Чудо - юдо на суку: Длинный клюв и два крыла, Прилетит - плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это: (птица) Молодцы! «Птицы – наши друзья!» - так называется праздник! Праздник открывает ансамбль «Русский стиль», для Вас звучит песня «Весенняя капель» Весна идет! Рассеялись туманы - Кто знает, где теперь их пелена, И вновь видны луга, поля, поляны. Весна идет! В наш край идет весна! Весна идет! Уже расцвел подснежник - Зовет весь мир очнуться ото сна,
Снимают горы белые одежды. Весна идет! В наш край идет весна. Встречаем весну! (хлопают дети) Здравствуй Весна – красна! Мы рады твоему приходу. Весна Добрый день, дорогие ребята! Я, Весна! Принесла я Вам: длинные, светлые дни, яркое солнце, первые проталинки и первоцветы. Подготовила прилет пернатых друзей – птиц! Способность летать - главное свойство большинства птиц! А вы ребята знаете названия птиц, которые живут рядом с нами? (Да !) Хочу, чтобы вы отгадали мои загадки о птицах, показали свои знания. Презентация «Загадки о птицах» Весна Молодцы! Вы очень хорошо знаете своих пернатых друзей, которые радуют нас своим пением, полётом, и конечно, загадочным образом жизни. Ведущий Журавли – птицы, о верности которых сложено много легенд, песен. Танцевальный коллектив «Акварельки», танец – «Журавли». Звучит тихо красивая музыка (Благословляю Вас леса!), рассказ о птицах. Рассказ о птицах Птицы! Их можно увидеть и услышать везде: в парках, скверах, садах, лесах, на полях, возле водоемов, в городах и селах, просто на улицах. Птицы – это песня! Их голоса мы слышим днем и ночью. Их песни звучат круглый год.

Птицы – покорители воздушного океана. Они могут подниматься выше гор и туч, перелететь пустыню, море, океан. Птицы – их перья переливаются всеми цветами радуги. Они несут радость людям. Птицы – часть природы, без них ее красота была бы неполной. Птицы – наши верные помощники, защитники лесов, полей, садов от вредителей и грызунов. Птицы - их нужно охранять и беречь. О них нужно заботиться и помогать им в трудную минуту. Учащиеся, мастера скворечников (отчет о строительстве домиков для пернатых друзей)
1 ученик Как-то на уроке раз, попросил учитель нас: «Вы попробуйте детишки, смастерить для птиц, домишки!» Дружно все мы согласились, к делу сразу обратились. Мы мальчишки как «мужчины», скворечники делали из древесины И построили домишки. Новоселье было сразу, а веселье каждый день! Понимаем… Мы в ответе за прирученных друзей. 2 ученик Пусть прилетят, чтоб торопливо С утра до ночи хлопотать, Я двум скворцам приют счастливый Хочу к прилёту их создать. Быть может, им в чужбине снился. Мой домик средь ветвей густых. Пусть доброе гостеприимство В краю знакомом встретит их. Ведущий. А какую пользу приносят птицы людям ? Кто нам об этом расскажет? 3 ученик (презентация «Какую пользу приносят птицы») За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами. А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей - вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых. Сова способна съесть за день до 10 мышей полёвок, а в год около 1200 грызунов. Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 - 3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов. Куратор школьного лесничества, работник ТО- Аганское лесничество

Ребята! Вы хорошо знаете, какую огромную пользу приносят птицы людям. Какое значение они имеют в природе. Любите птиц, проявляйте о них заботу, берегите наших пернатых друзей! Праздник «День птиц» в вашей школе пусть станет традиционным, ежегодным. А сегодня работники лесничества помогут школьникам развесить скворечники, которые они смастерили для птиц. Наш совместный труд
принесет пользу птицам, подарит нам приятные минуты общения. Надеемся, что наше социальное партнерство будет долгосрочным. Ведущий. А сейчас мы с вами поиграем. На солнечной проталинке, где таял старый снег, вдруг ручеёчек маленький весёлый взял разбег. Он, солнечными блёстками играя и искрясь струился под берёзками. Весна уж началась! Весёлый ручеёк (весельчак, затейник) Я весёлый ручеёк, прибежал к вам поиграть. Вы, любите играть? (Да!) Игра на внимание «Да, нет!» Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду читать стихи о птицах, и если вы услышите что появились в стихотворении не только птицы, то хлопаете. Итак, слушайте внимательно: 1. Прилетели птицы: Голуби, синицы Воробьи, вороны Скворцы и макароны…(Дети хлопают) 2. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи да сороки (Дети хлопают) Аисты, скворцы. Веселый ручеек: Что, неправильно? Веселый ручеек: А мухи это кто? (насекомые!). И ещё раз: 3. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Комары, кукушки (дети хлопают) Даже совы – сплюшки! 4. Прилетели птицы, Вороны и синицы. Утки и лещи (дети хлопают) В гнезде их отыщи. 5. Прилетели птицы, Лебеди, синицы, Сороки и стрижи. Комары, кукушки (дети хлопают) Лебеди и утки И спасибо шутке!
Весёлый ручеек: а теперь предлагаю внимательно послушать голоса птиц. Сможете узнать птицу по голосу? (Да!) Игра «Отгадай птицу – певца!» Звучат голоса птиц. Школьники определяют, кому они принадлежат. Игра «Птичьи разговоры» Весёлый ручеёк. Я люблю весело журчать! А вы, ребята, птичий язык знаете? (Да!)
(
Учащиеся называют птичий язык, имитируют язык птиц индивидуально, все вместе) Гуси - что делают? ( гогочут) Как? (дети - «га-га-га») Соловьи - что делают? ( свистят) Как?(дети «тью-тью-тью») Журавли - что делают? (курлычут) Как ? (дети «курлы-курлы») Утки – что делают? (rрякают) Как ? (дети «кря-кря-кря» ) Вороны – что делают? (каркают) Как? (дети «кар-кар-кар») Голуби – что делают? ( воркуют) Как? (дети «гур-гур-гур») Совы – что делают? (ухают) Как ? (дети «ух-ух-ух») Кукушка – что делает? (кукует) Как? (дети «ку-ку-ку») Конкурс «Барометр погоды» Как по поведению птиц определить, какая будет погода? Знаете ли вы какие-нибудь приметы погоды связанные с птицами? (дети называют приметы погоды связанные с ) 1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды (к дождю) 2. Ласточки летают то вверх, то вниз (жди бурю) 3. Стрижи летают низко и с криком (к дождю) 4. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди (хорошую погоду) Конкурс «Напоите птенца» В центре зала на стол ставятся 2 стакана с водой, и около каждого стакан, который сверху закрывается листком бумаги, оформленного в виде клюва птицы. По команде ведущего игроки носят ложками воду и «поят птицу». Кто быстрее и больше принесёт «птице» воды, тот и победитель. Весёлые стихотворения о птицах (читают учащиеся 5 класса, участники кружка «Лес и человек») 1. «Чик-чирик!» Среди ветвей, Скачет серый воробей. «Чик-чирик! Я есть хочу. Дайте крошек! Проглочу!» 2. Bopoвaтый вopoбeй, Обьeдaeт гoлубeй.
Кaк, увижу – воробей, Тaк гopлaню:- "Bopa - бeй!!!" 3. Крякала Утка на сонном пруду: "Что-то утят я никак не найду! Где ж вы, мои дорогие ребятки?!" -"Мама, не крякай! Играем мы в прятки!" 4. Объяснял цыплятам гусь: - Я промокнуть не боюсь! Речка лучше, чем луга, Плыть приятно, га-га-га! 5. Голос страшный на болоте, Это совы на охоте. Только слышно – ух – ух – ух! Аж захватывает дух! 6. Вздыхает мудрая сова: "Ну просто кругом голова! Никак птенцов мне не унять, А днем должны все совы спать" 7. "Лучше ухать, чем охать, - Сказала сова. И подумала я: "А сова-то права... 8. Призадумалась сорока между делом: - Круглый год хожу я в платье чёрно-белом! Мне носить одно и то же надоело! ... И другое, бело-чёрное надела. 9. Ворона смотрелась в весеннюю лужу: Что там за красотка? Ничуть я не хуже 10.Высоко на кроне клена Спеть готовилась ворона, Показала певчий дар, Прокричала громко: Кар-р-р-р… 11.Запомните - есть у вороны обычай - Что плохо лежит, то считает добычей. Но только про совесть талдычить, вороне ли? Мы сами на днях так кольцо ПРОВОРОНИЛИ! 12.Кукушка спряталась в лесу и нам кричит: ку-ку, ку-ку! И вот пошла потеха – Ку-ку! – ей вторит эхо! 13.У папы-скворца — четыре птенца, Два птенчика смирных плюс два сорванца. Папа-скворец не ест и не пьет:
Найдет червячка – и деткам несет. 13.Нам приносит, чуть дыша, Аист, в клюве малыша. Аистята знать хотят: - Кто приносит аистят? 14.Аист малютку увидел в капусте и произнес он с великою грустью: - Как же в капусте прожить малышу? Лучше я к людям его отнесу! 15. Кто-то ухнул в тишине, Очень страшно стало мне… Ночью нужно крепко спать А не по лесу гулять! 16.Скорлупа в гнезде хрустит. Любопытный глаз блестит. Из яйца, как из пелёнок, Выбирается цыплёнок. Потянулся, отряхнулся, Тихо пискнул, оглянулся: - Что ж, пожалуй, я пойду, И родителей найду! Руководитель школьного лесничества «Немного истории» Международный день птиц отмечается 1 апреля. По календарю это время считается началом весны. В это время года птицы демонстрируют великое чудо любви к родине! Преодолевая тысячи километров, с более теплых краев они летят на север, в Россию. Даже самая слабая птица готова преодолеть огромные расстояния, вынести тяготы, отказаться от сытного, теплого рая, для того, чтобы ее дети увидели свет на бескрайних просторах России. Каждую весну крик перелетных птиц, это песня любви к отчизне. Неслучайно повсеместно на Руси выпускали в эти дни птиц на волю. В этот день дети устанавливают скворечники на деревьях. А в каждой семье пекли печенье в форме птицы-жаворонка. Считали, в каждом доме должно быть выпечено не меньше 40 таких птичек. Но если вы испечете всего лишь одного жаворонка и подарите его своему другу в честь наступающей весны – то и традицию сохраните, и друга порадуете. Печенье «Жаворонок» приготовили девочки, всех угощают и желают счастья!
А
нсамбль «Русский стиль» исполняет песню «птичьи трели!» Люби природу! Изучай! Приумножай! Оберегай!
Ведь нас в любое время года Учит мудрая природа: Птицы учат пению, паучок – терпению, Пчёлы в поле и в саду обучают нас труду. Учит снег нас чистоте, солнце учит доброте. У природы круглый год обучаться нужно, Ну, а весь лесной народ учит крепкой дружбе.


Жаворонки
У Гончарова в романе «Обломов» есть вот такое описание жителей деревни Обломовки: «Они отступятся от весны, знать ее не захотят, если не испекут в начале ее жаворонка. Как им не знать и не исполнять этого?» Жаворонков чаще всего пекли на День сорока мучеников Севастийских, 22 марта по новому стилю. Считалось даже, что в каждом доме должно быть выпечено не меньше 40 таких птичек. Но если вы испечете всего лишь одного жаворонка и подарите его своему ребенку в честь наступающей весны – то и традицию сохраните, и дитя порадуете. Приведенный способ формовки – далеко не единственный. Подобная выпечка – прекрасный повод пофантазировать вместе с детьми, придумать новые формы птичек из теста.
ИНГРЕДИЕНТЫ
 примерно 1 стакан пшеничной муки  3 ст. л. постного масла  2 ст. л. меда  1/3 ч. л. разрыхлителя  щепотка соли  изюм

ПОШАГОВЫЙ РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ

Шаг 1
В 1/3 стакана горячей воды разведите соль, масло и мед.
Шаг 2
Замесите на получившейся смеси крутое тесто, постепенно всыпая просеянную муку. При необходимости добавьте еще муки. Вымешивайте тесто не менее 15 мин.
Шаг 3
Готовое тесто раскатайте в колбаску и нарежьте ее на не очень большие равные куски.
Шаг 4
Из каждого куска слепите «жаворонка», сделав птичкам «глаза» из изюма. Поставьте в разогретую до 170–180 ° С духовку и выпекайте до готовности.