"Социально-коммуникативное развитие детей с диагнозом ОНР посредством включения родителей в образовательный процесс"

Автор: Данилова Эльвина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 85 "Малиновка"
Населённый пункт: Архангельская область, г. Северодвинск
Наименование материала: статья
Тема: "Социально-коммуникативное развитие детей с диагнозом ОНР посредством включения родителей в образовательный процесс"
Дата публикации: 01.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Социально-коммуникативное развитие детей с диагнозом ОНР посредством

включения их родителей в образовательный процесс.
Данилова Эльвина Петровна, воспитатель, высшая квалификационная категория, муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 85 «Малиновка» комбинированного вида», г. Северодвинск, Архангельская область В рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития ребенка. Мы педагоги- практики отмечаем недостаточность практических разработок по полоролевому воспитанию и социализации детей, имеющих нарушения речи. Считаем, что при организации коррекционной работы особенно необходимо учитывать личностные характеристики мальчиков и девочек, состояние их психики, физиологии, поведения Значимым будет являться не только создание специфической среды, которая соответствует психофизическим особенностям, возможностям, интересам, потребностям мальчиков и девочек, но сохранение самобытности региональных особенностей и семейного уклада. Так как видим , что родители (законные представители) испытывают большие затруднения по вопросам воспитания и развития своих детей, формирования у них норм и правил поведения в социуме, не умеют выстраивать конструктивное общение со своим ребенком. Ставим цель: актуализация формирования позитивного социального поведения дошкольников; знакомство родителей (законных представителей) с интересными и коррекционными формами образовательной работы с ребенком в ДОУ. Решаем следующие задачи: 1. Социализация ребёнка через активизацию познавательной сферы ребенка; 2. Формирование у него осознанного отношения к коррекционным занятиям и упражнениям. 3. Помочь ребенку понять и осмыслить свои права и обязанности. 4. Формирование чувства самоуважения, уважения к собственным правам и правам других людей; 5. Убеждение родителей в необходимости повышения педагогической компетенции по вопросу социализации ребенка в социуме. 6. Актуализация у родителей желания похвалить и поддержать ребёнка, закрепить у него чувство успешности. Принципы коррекционной работы: - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний; непрерывность и преемственность педагогического процесса; - дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов; - рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и физических нагрузок; - развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Эффективность образовательного процесса обеспечивается поддержанием следующих психолого-педагогических условий: - положительно-эмоциональная оценка любых позитивных достижений ребенка; - наличие мотивационного аспекта к деятельности, определение конечного результата; - обогащение представлений о мужских и женских качествах личности; - формирование эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли; - организация и проведение игр и заданий, соответствующих полоролевому поведению.
Реализуем разные формы работы с детьми. Знания и представления о морально- нравственных и правовых нормах закрепляем и уточняем в совместной и самостоятельной игровой деятельности. Взяв второстепенную роль, и оставаясь непосредственным участником в играх «Семья», «Супермаркет», «Больница», «Школа» и т.п., помогаем понять, что каждый человек имеет право на семью, образование и медицинское обслуживание, и он обязан соблюдать определенные нормы и правила поведения в обществе. Уделяем внимание преодолению разобщённости между мальчиками и девочками на основе соблюдения принципов полотипичности и взаимодополняемости в игровой среде группы. Активно применяем игры с правилами: «Логопедическое домино», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и др. Они определяют ход игры, регулируют действия детей и поведение, их взаимоотношения. Формируем эмоционально-положительное отношение дошкольников к выполнению будущей социальной роли. Знакомим дошкольников с правилами поведения мужчин и женщин в семье и обществе; воспитываем уважительное, внимательное отношение к взрослым и сверстникам. Тематика игр и занятий: «Наши имена», «Трудовые обязанности в моей семье», «Профессии наших близких», «Лучший стрелок», «Русские богатыри», «Храбрые рыцари», «Правила настоящих мужчин», «В мире прекрасных дам и храбрых рыцарей», «Секретное совещание настоящих мужчин», «В гостях у Золушки». Создаем такие жизненные ситуации, которые заставляют ребенка использовать и обращаться к знаниям. Например: «Помоги Пину», «Почему у Бараша нет друзей?», «Какой совет ты дашь Буратино?» и др. позволяют задействовать правовую культуру речи у детей. Процесс социального общения находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности дошкольников: игровой, художественно-игровой, продуктивной, трудовой, в играх-драматизациях. Дети осваивают нравственные нормы через поисково- экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Охотно включаются в решение творческих задач: раскрыть, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить и т.д. В группе постоянно используется тематический мини-музей «Поморская изба». Игровые занятия в нем помогают знакомить дошкольников с историей и культурой родного края, мужскими и женскими ремёслами. Тематика включает в себя рассказы отрывков из былин, рассказы об интересных, выдающихся личностях Поморья. Особое место отводится повествованию о том, как проходило детство знаменитых личностей. Сопровождаем беседы иллюстративными и мультимедийными материалами, отрывками литературных и музыкальных произведений. Проводим народные игры и забавы В повседневной жизни приучаем детей оказывать друг другу знаки внимания, в частности дарить сувениры, рисовать рисунки, говорить комплименты. Замечать «проблемы» людей, предлагать им свою помощь, уступать дорогу, открывать перед ними дверь. Взаимосвязь с семьёй является самым важным условием социализации ребенка. Именно в семье дети перенимают ценный опыт межпоколенного общения, у них закладываются основы характера и социального поведения. Поэтому считаем приоритетным организацию и проведение семейных клубов по актуальным проблемам с приглашением специалистов. Важной традицией группы считаем «Встречи вокруг самовара», где в неформальной обстановке каждый вечер мы можем проводить индивидуальные и подгрупповые беседы с родителями, а так же совместные чаепития, посвященные значимым для группы и конкретного ребенка событиям. Интересно проходят у нас презентации семейных фотогазет «Вместе с папой, вместе с мамой». Практикуем «Встречи с интересными людьми», на которых дети знакомятся с увлечениями родителей, родственников, перенимают опыт творческой деятельности. Девочки очень часто вовлекаются в занятия различным рукоделием с мамами и бабушками, которые передают им свои умения работать с разными материалами, учат терпению, прививают художественный вкус. Родители участвуют в проведении элементарных экспериментов с детьми, в изготовлении совместных творческих работ. Проводим «Папины уроки» с участием одного из пап или дедушек. Где мальчики
учатся разрезать плотный картон, пользоваться лобзиком при работе с фанерой, использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады, скреплять детали мебели с помощью шурупов, чинить игрушки, выполнять посильную физическую работу, например, перенести стульчики, подать нужный инструмент. Дети с особым интересом работают с различными инструментами, узнают их назначение. Результаты своего творчества они дарят девочкам, малышам, используют как атрибуты, в своих играх. В ходе совместной трудовой деятельности мальчики приобретают ценный навык работы с различными инструментами, умение доводить начатое дело до конца, с удовольствием выполнять посильную физическую работу. В течение учебного года для отслеживания результатов образовательной деятельности с детьми и родителями использовали следующие методы: - наблюдение за детьми в естественной обстановке; - наблюдение за детьми в специально - созданной обстановке; - анализ детских рисунков; - мини-сочинения родителей «Что изменилось в моём ребёнке?» Сравнительный анализ данных обсуждался с родителями, учителем-логопедом, педагогом-психологом, что позволяло нам оценить успехи и неудачи, наметить пути работы с отдельными детьми и родителями. Таким образом, главным итогом работы по социализации детей, посещающих нашу группу, мы видим стабильную динамику в коррекции речевых нарушений, успешность всех детей в социуме. По сравнению с началом учебного года наблюдаются существенные изменения в социальном поведении детей, у них стали ярко проявляться гендерная принадлежность и лидерские качества личности, умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию. Значительно повысились педагогические компетентности родителей посредством вовлечения их в образовательный процесс, возросла заинтересованность и стремление к выстраиванию единой траектории в воспитании и развитии своего ребенка.