"Актуальные условия формирования интегративно – целостного направления в краеведческой деятельности младших школьников"

Автор: Васильченко Ирина Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Поповская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.К.Горбанева
Населённый пункт: Воронежская область, Россошанский муниципальный район, село Поповка
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальные условия формирования интегративно – целостного направления в краеведческой деятельности младших школьников"
Дата публикации: 02.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Поповская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Н.К.Горбанева

Россошанского муниципального района Воронежской области

Тема доклада:

«Актуальные условия формирования интегративно – целостного

направления в краеведческой деятельности младших школьников»



Автор: Васильченко Ирина Васильевна,

учитель начальных классов

2016 учебный год


Как не любить мне эту землю,

Где мне дано свой век прожить.

И эту синь, и эту зелень,

И тропку тайную во ржи!

В. Лазарев.


Как бесконечна, бессмертна наша любовь к Родине, так неисчерпаемо и вдохновение, воздух поэзии нашей жизни, биение наших сердец. Родина нас вырастила, как мать. Человек и Родина – неразрывны. Слово « край » можно понимать в широком и узком смысле. Край – это вся Россия, и край – это мой родной город, где прошло босоногое детство и юность. Человек живет на земле. Она его кормит, одевает, украшает его бытие, рождает стремление к творчеству и искусству. Эта земля – родина человека, давшая ему возможность увидеть ее красоту. С самых юных лет каждого человека необходимо учить ходить по родной земле путями доброты, воспитывать в нем «нравственную оседлость – привязанность к своей семье, к своему дому, селу, городу, стране». 1 Привязанность к отчему дому и Отечеству создается не сразу и не на пустом месте. Атмосфера, в которой живет ребенок, дух школы, в которой он взрослеет, разговоры с родителями, задушевные и значимые, беседы на уроке, важные, согретые теплом, - все это является кирпичиками, которые закладываются в основание одной из самых главных привязанностей человека – привязанности к своей малой родине. Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Опыт моей работы позволяет считать историко – краеведческое направление отправной точкой обучения, воспитания и развития ребёнка. Краеведение как психолого-педагогическая проблема всегда вызывала у исследователей огромный интерес и выступает одним из важных элементов национально - регионального компонента содержания образования, это значимое средство воспитания и подготовки школьников к жизни. Объектом краеведения является местная история, которая отличается локальностью исторического пространства и рассматриваемых событий. Изучение истории края
предполагает знакомство с природно – географическими, социально – экономическими и демографическими особенностями места проживания, духовными и нравственными ценностями жителей. Изучение краеведческого материала способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно - коммуникативной деятельности, формирует наблюдательность к окружающим явлениям. Главная цель краеведческой работы в начальной школе: формировать в сознании учащегося научно-объективную картину родного края и одновременно воспитать его как личность, готовую к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в жизненных ситуациях. Образование, по В. И. Далю, состоит из образования ума и образования нравственности. Из всех учебных предметов, представленных в начальной школе, окружающий мир имеет для этого наибольшие ресурсы. Учебные программы по окружающему миру, реализуемые в школах, предусматривают обращение к природе и истории родного края. Именно на уроках краеведения происходит первая встреча младших школьников с географией и историей, именно здесь приобретаются навыки, необходимые в жизни, происходит подготовка к практической деятельности и расширяются общеобразовательные знания. Картины мест, где человек вырос, живут в его памяти всю жизнь. Однако неверно было бы сводить понятие родной земли только к природе, потому что родной край – это хорошие добрые люди, традиции и обычаи тех мест, где они живут. Поэтому изучение родного края является важнейшим фактором формирования системы общечеловеческих ценностей: сохранение природы родного края и здоровья его населения, бережное отношение к ресурсам, уважение к памяти предков, национальным традициям, семейному укладу жизни и т.д. В нашей школе учителя начальных классов ведут курс занятий по краеведению в рамках объединения дополнительного образования. Залогом успешной и эффективной работы подобного курса является наличие грамотной и четкой образовательной программы, и рабочей тетради по краеведению на печатной основе под редакцией Н.С. Махиной. Я работаю по программе «Юный краевед». В рамках преподавания курса краеведения удерживаю две нити познания: отечество – территорию, где происходит становление и накопление социального опыта, и отечество – наследие рода – семьи учащегося. Таким образом, учащиеся знакомятся с предметом, следуя по траектории: «Отечество – отечество – пути начало».
Начало – как исток – одно. Это начало происходит в определенном месте и в определенное время, на пересечении двух веков – времени (линия рода) и пространства (место – «малая родина»). Человек от рождения погружен в национальный мир. Национальный мир – это единый космос, где слит человек и исторически окружающая его природа. Она влияет на общественные отношения, формирует характер, обуславливает направленность его практической деятельности. Природа – это не только окружающие человека поля, леса, рощи, это и то, что человек получает при рождении, - от рода. Именно в этом изначально культурном космосе находится человек. Каждому национальному миру присущи свои образцы поведения, ценности, регулирующие отношения между людьми в обществе и семье. Механизм сохранения устойчивости национального мира – традиция – именно она освящает тот или иной способ деятельности, способ человеческой жизни в целом. Из традиционной культурной среды – семьи – ребенок попадает в нетрадиционное общество со знаковой системой обучения и рвется та самая нить – традиция. Разные ценностные ориентиры нередко вступают в конфликт как разные системы требований, в которых ребенку трудно разобраться и сделать осознанный выбор. Уроки краеведения могут стать интегративной средой, в которой учащемуся будут созданы условия для выявления и рефлексии различных ценностных составляющих традиционной и нетрадиционной культуры национального мира, частицей которого он (ребенок) является по рождению и проживанию. При изучении краеведческого материала предметом рассмотрения является содержание социокультурной компетенции, отражающей менталитет и нормы общежития поликультурного пространства «малая родина». Социокультурная компетенция включает следующие знания и умения: - знание культуры и национальных особенностей представителей своего рода, их, привычек, традиций, социальных условностей и ритуалов; - знание норм поведения и этикета, включая способы вербального и невербального контакта; -знание социальной системы пространства «малая родина»; - знание социокультурного портрета страны, наиболее важных вех в её истории, знание культурного наследия;
- умения социокультурного поведения, включая навыки вербальных и невербальных способов контакта: язык телодвижений (рукопожатия, прикосновения, объятия, жесты, мимики, язык глаз, дистанция общения, позы, правила вежливости); ритуалы посещений, визитов (время прихода / ухода, подарки, одежда, угощение, ведение беседы, комплименты, прощание); ритуалы связанные с принятием пищи, правила вежливости, которые базируются на таких общепринятых правилах поведения, как выражение уважения и заботы о партнёре коммуникации. Считаю, что задача школьных краеведческих курсов в начальном звене – создать образное представление о семейном – национальном - микрокосмосе как части большого целого – жизни страны со своей, присущей только ей особенностью. Создать условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам. Инициировать процесс национальной и личностной самоидентификации как единого в многообразии. Иными словами, важно не само фактологическое знание, а то, что разнообразные факты жизни «малой родины» введены в общий культурный багаж ребенка и могут служить фундаментом для дальнейшей работы в средней школе. «Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека», - утверждал Наполеон Бонапарт. Хочется надеяться, что используя в своей работе разнообразные формы занятий как – экскурсии на местные предприятия и природу, походы, прогулки, мини – спектакли, исследовательские проекты, праздники, акции, встречи с участниками ВОВ и героями труда помогут мне в непростом деле образования и воспитания грамотных, достойных и цивилизованных людей. Я родилась в городе Россошь, а сейчас живу и работаю в Россошанском районе, в местечке с таким звучным названием Поповка. Если посмотреть с высоты птичьего полёта, то действительно это хлебный край. Наш край знаменит талантливыми людьми, своими достопримечательностями, интересными местами. Кто же эти интересные люди? Поэт Алексей Прасолов, Почётный гражданин города Михаил Шевченко, поэтесса Раиса Дерикот чьи стихи мне очень нравятся. Из её стихов мы пополняем свои знания о бесконечной равнине, о величавых лесах, о полноводных прудах и родниках, о работе и жизни села и многом другом. Трогательны её стихи о хлебе. Исстари известно, что хлеб – всему голова. А наша россошанская земля богата хлебом. Поэтому наши дети должны знать,
что хлеб – это не только полновесный каравай на столе, но и мощь государства, его богатство. И о человеке судят по тому, как он относится к хлебу. Провела праздник в 1 классе «Слава – хлебу на столе», и организовали экскурсию на местную хлебопекарню. В 1классе учащиеся выполняли следующие проекты: «Моя Семья», «Мои предки», «Родословное дерево», «Чьи имена чтят потомки, называя улицы родного села?», «История моей улицы», «Герои? Они рядом с нами» (улица, переименованная в честь героев «Братьев Панфиловых» - мини - проект (исследование) «Чьи имена чтят потомки, называя улицы родного села?». Данное исследование позволило не только самим детям познакомиться с названиями своих улиц, но и познакомить других детей класса, школы с проводимым исследованием. В работе ставится цель: создать условия для понимания исторического процесса как движения во времени через осознание причинно – следственной связи между историческим событием и памятью о нем, закрепленном в названии улиц). На основе изученных литературных источников, документов, опроса, интервью дети познакомились с различными названиями улиц нашего села, научились обрабатывать результаты с помощью родителей, составили мини – проекты и учились презентовать свою работу. Проводились экскурсии: «Улицы села – ручейки полноводной реки», «Школьный двор», «Моя школа». Иллюстрацией к вышесказанному приведу пример исследования «Моя родословная», в котором дети провели исследования на темы: «Летопись семьи Клепачевых» и «Род Горбаневых ». Цель данных исследований заключается в привлечении внимания к истории своего рода, своей фамилии. Такие исследования позволяют воспитывать на примере семьи, продолжить летопись семьи, составлять генеологическое древо, учат быть достойными продолжателями фамилии. В результате работы у детей появилось желание продолжить знакомство с представителями рода, знакомства с выдающимися людьми. Другой пр имер - в сегда актуальной остаётся тема для исследования исторического прошлого, о Великой Отечественной войне отражённая в исследовательском проекте «Дороги войны». В работе были поставлены следующие цели: узнать о прадедушках и прабабушках , воевавших в годы Великой Отечественной войны, о жизни и боевом пути. Задачи исследования: изучить публикации, архивные документы, книги, статьи. Прежде всего, начали работу с изучения литературы, чтение произведений о войне. Следующий шаг - опрос среди одноклассников. Проведённая работа
позволила на основе изученных материалов провести обмен информацией о прабабушках. Ценно то, что дети почувствовали гордость за своих прадедушек и прабабушек , их желание рассказывать о них, «зажигать» огонёк пытливости в других. А также выводы, к которым пришли в результате исследования: «Эта война повела каждого своей дорогой, провела через множество испытаний, проверила на стойкость. Прадедушкам пришлось идти по той дороге, которую указала война и обязательно выстоять, преодолеть все трудности и лишения». На митинге 9 мая 2015г. дети с гордостью держали портреты своих прадедушек и прабабушек, акция «Бессмертный полк». Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Практическая значимость различных исследований заключается в том, что на любом уроке дети применяют знания полученные путём исследования или изучения каких - то объектов, например: Знакомство с профессиями: «Моя мама на работе». (Экскурсия на местные предприятия: сельский узел почтовой связи в рамках акции «Посылка солдату» (23 февраля); сельский ФАП; сельская библиотека; магазин). Во втором классе по литературному чтению изучая раздел «Устное народное творчество» знакомимся с русской народной сказкой «Гуси – лебеди», где говорится о молочных реках с кисельными берегами. Но это в сказке. А в настоящее время, читая районную газету, узнаёшь, что такие «реки» есть на россошанской земле. А чтобы увидеть всё это, мы с детьми совершили экскурсию на местное предприятие ферму «ООО РАВ Молокопрдукт» Филиал Россошанский с. Поповка. Там нам рассказали, что молочные реки создаются трудом операторов машинного доения. Дети попробовали пистолетом имитируя мытье коров. Вот так жизнь нашего города неразрывно связана с сельским хозяйством. Большая часть предприятий ориентирована на переработку сельскохозяйственной продукции. Активное участие дети с родителями принимали в подготовке «День села». Это и конкурс рисунков «Родные просторы»; Фото – выставка «Мое село»; участие в Ярмарке и концерте. (Знакомство с традициями села). Неповторима и природа края, привольно раскинувшегося на берегах степных рек.
Идёт весна. Цветёт и благоухает сирень, черёмуха, калина, жасмин. Возле домов, как молоком облитые, стоят сады вишнёвые. А в рощах, левадах соловьи поют, заливаются, кукушка своим « ку – ку » отсчитывает годы; в небе курлычут журавли, возвращаясь с зимовья; повеселела синица, теперь она поёт: « Цвети, цвети!». И цветёт земля родная. Россошь, действительно, утопает в садах. Сейчас Россошь – известный научный садоводческий центр юга Черноземья. На её селекционной плодово – ягодной станции учёными выведены известные всей России новые сорта яблонь, груш, вишен, черешен, абрикоса. Так что не случайно на гербе Россоши на голубом щите изображено наливное золотое яблоко! Провели тематический классный час: «С любовью к России и малой родине» (Символы России и Воронежского края). Экскурсии на природу по временам года. На уроках русского языка пишем сочинения по материалам экскурсии. В рамках акции: «Если б главным я экологом был(а)…» наш класс провёл экскурсию: «Осенняя краса моего села» в окрестностях нашего села Поповка, Россошанского района, Воронежской области и побывали у реки Сухая Россошь. После проведённой экскурсии ребята нашего класса приняли участие в написании сочинения: «Если б главным я экологом был(а)…» и сделали «Фоторепортаж»: «Вот такой ширины, вот такой глубины…» о нашей малой речке Сухая Россошь, которая нуждается в защите и помощи человека. Никто не остался равнодушным из ребят, каждый высказал своё мнение после наблюдений в природе родного края. Строки из сочинения ученицы 2 класса МКОУ Поповская СОШ «Если бы я была главным экологом Россошанского района, то в первую очередь я бы провела очистительные работы на реках Сухая Россошь и Чёрная Калитва. В купальный сезон у реки сделала бы культурный пляж, чтобы люди могли проводить время отдыха с удовольствием. Ещё мне очень хотелось бы предотвратить попадание вредных отходов с заводов и ферм в реки. Я думаю, тогда было бы меньше заболеваний лёгких и щитовидной железы. Я сделала бы всё возможное и невозможное, чтобы на заводах и фабриках устанавливали сооружения для очистки вредных газов, которые попадают в атмосферу. Если мы не будем оставаться равнодушными к окружающей среде, то Земля превратится в цветущий сад. Надо, чтобы каждый человек понял, что природа сможет без нас жить, а мы без неё – нет». Ещё нас тронули строки об отношении человека к природе написанные нашим земляком Василием Михайловичем Песковым: «Земля у человека
одна. Человеку на нашей земле дорого всё – и её синева, воздух, реки, леса, звуки, запахи, снег и цветы… На земле все нужны, и всех надо беречь – муравьёв, аистов, воробьёв… А чтобы беречь эту жизнь её надо хорошо знать. Мы этому учимся у родителей, в школе у учителей, по книгам, у хороших людей. Наблюдайте природу, делайте маленькие открытия, учитесь видеть красоту в природе, которая окружает нас». И мы задумались над этими словами. Наш классный руководитель Васильченко Ирина Васильевна предложила нам написать свой репортаж о своих наблюдениях в природе. В нашем репортаже речь пойдёт о малых реках России. Ребят нашего класса после наблюдений на экскурсии взволновал вопрос «Как поповцам спасти свою речку и не потерять её, может быть навсегда?». Была организована акция «Чистый берег» и учащиеся нашего класса вместе со взрослыми убирали мусор по берегам реки очистили пляж подготовили его к купальному сезону. Строки из сочинений «Чудесен мой край россошанский! Каждому, кто живёт здесь, он милый и желанный. Где бы я ни находилась далеко, но этот уголок моей необъятной Родины будет всегда дорог и близок…» «Я горжусь своим краем, горжусь его стройками, полями, его многочисленными сёлами, людьми.» Я считаю, что наш край – хранитель нашей истории, колыбель нашего будущего. Жить в нём, работать, учиться, сознавать себя его кровной частицей – величайшее счастье. Для меня задача школьной внеурочной деятельности по краеведению сформировать знания культурного наследия. Это тот пласт культуры, без знания которой невозможно понять пространство «малая родина». К таким реалиям относятся: фольклор, как отражение коллективного бессознательного народа; основные исторические деятели, жившие в переломные, ключевые периоды в истории; работы писателей, поэтов, философов, оказавших значительное влияние на развитие менталитета сообщества «малая родина». Это содержание является предметом изучения также в целях развития аналитических способностей учащихся и способности социальной адаптации на основе более адекватного понимания своей страны и своей культуры. Предметным аспектом, социокультурной компетенции являются следующие умения:
- умение дискусивного использования вышеперечисленных знаний; - умение представлять родную культуру письменно и устно на литературном языке; - умение находить сходство и различия в истории, традициях своей страны и своего рода, своей страны и представителей других родов, поколений; - умение интегрировать себя в современную культурно – экономическую среду. Для достижения поставленных целей К.Д. Ушинский указывал на необходимость учить наблюдать, обогащать душу полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами его мыслительного процесса. При организации краеведческой деятельности школьников полезным является взаимодействие с местными музеями, библиотеками, детскими центрами. Это позволяет обогатить содержание и формы краеведческой работы. Создавая условия для развития индивидуальности ребенка, включая его в деятельность, можно рассчитывать на новый качественный результат, необходимый современному обществу. Я считаю, что именно исследовательская деятельность краеведческой тематики позволяет сместить акцент с процесса пассивного накопления обучающимися суммы знаний на овладение ими способами деятельности, что способствует формированию у учащихся начальной школы ключевых компетенций.