"Служебные части речи"

Автор: Курицына Лариса Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ гимназия №4
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Урок - КВН
Тема: "Служебные части речи"
Дата публикации: 02.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ В ФОРМЕ КВН ПО ТЕМЕ:

«Служебные части речи».

Цель урока:
в форме КВН обобщить знания по теме «Служебные части речи»
Задачи урока:
1.Привлечь к подготовке урока как можно больше учащихся. 2.Реализовать задачу работы учащихся в сотрудничестве. 3.Развить интерес к изучению русского языка. 4.Организовать активный отдых учащихся средствами учебного предмета.
Основные этапы урока:
1.Приветствие команд. Заранее класс делится на команды под следующими названиями: «Предлоги», «Союзы», «Частицы». Также заранее командам дается задание придумать рекламу своей части речи, показать ее значимость. 2.Конкурсные задания: «Домашнее задание», «Разминка», «Конкурс капитанов», «Третий лишний», «Замени синонимом», «Покажи предложение», « Объясняй!». 3.Физкульминутка. 4.Подведение итогов и раздача дипломов. Дипломы готовятся заранее по следующим номинациям: «Самая активная команда», « Самая умная команда», «Самая артистичная команда». 5.Рефлексия. Карточки со значением «Урок понравился» и «Урок не понравился» раздаются учащимся заранее.
Оборудование:
компьютер, проектор, фонограмма песни «Мы начинаем КВН», анимационные задания по теме из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов раздаточный материал с заданиями на каждую парту.
Ход урока:

Учитель:
Добрый день, участники игры! Добрый день все присутствующие на самой интересной игре под названием «Клуб веселых и находчивых»! Тема нашего мероприятия – «Служебные части речи». Сегодня мы с ребятами попытаемся доказать, что служебные части речи вовсе не скучные и сложные для написания, но очень даже полезные в нашем с вами человеческом общении. Как и положено в любой конкурсной игре, мы выбрали жюри (жюри выбирается из учителей, пришедших на открытый урок), разделились на команды, выбрали капитанов. Жюри готово оценить игру, а мы незамедлительно к ней и приступаем.
1 конкурс «Домашнее задание»
. Каждая команда должна представить свою часть речи, доказать ее важность (Приложение 1). Максимальная оценка за задание -5 баллов.
2 конкурс «Разминка»

Учитель:
Учащиеся должны разгадать как можно больше шарад, шуточных вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. 1.Первый слог мой – предлог, Второй достоин порицанья, А вместе все – Животного названье. (о-лень) 2.Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (с-о-с- на) 3.Мой первый слог на дереве. Второй мой слог – союз. А в целом я материя И на костюм сгожусь. (сук-но) 1
4.Мой первый слог тягуч и сладок, Второй – частица, вместе – зверь, Живет в лесу, на ульи падок. Ну, угадал его теперь? (мед-ведь) 5.Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? А из трех? (к-от, к-о-за) 6.Из каких четырех предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? (на-с-о-с) Учитель: жюри подводит итоги конкурса, а мы переходим к следующему конкурсу.
3 конкурс «Конкурс капитанов».
Приглашаются капитаны команд. Каждому капитану предлагается ответить на 5 вопросов. Правильный ответ оценивается одним баллом. В это время все остальные участники приступают к выполнению
4 конкурса « Третий лишний».
(Работа выполняется в парах, верные ответы отмечаются карандашом). При проверке каждый правильный ответ оценивается одним баллом. Итак, вопросы для капитанов: 1.Какое отношение между словами выражает предлог в словосочетании «задержался из-за болезни»? (причина) 2.Верно ли утверждение, что предлоги не являются членами предложения? (Да) 3.Назвать три производных предлога. 4.Назвать три составных предлога. 5.Назвать частицы, которые служат для образования повелительного наклонения глагола. (Да, давай, пусть, пускай) 6.С каким падежом употребляется предлог «над»? (творительным) 7.Какое лексическое значение у предлога «в продолжение»? (времени) 8.На какие два разряда делятся союзы? (сочинительные и подчинительные) 9.Привести пример предложения с использованием союза «зато». (Работа трудная, зато интересная.) 10.Какое значение у частицы НИ в предложении «Не насобирал ни грибов, ни ягод»? (усилительное) 11. На какие 2 группы делятся частицы? (формообразующие и смысловые) . 12. С каким падежом никогда не употребляется предлог? (именительный) 13. Для чего случат смысловые частицы в предложении? (вносят различные смысловые оттенки) 14.Что связывает союз? (Однородные члены и простые предложения в составе сложного). 15.Как пишутся частицы бы, ли, же со словами? (Раздельно)
Учитель:
Итак, капитаны молодцы, жюри оценивает этот конкурс, а все мы проверяем выполнение задания конкурса «Третий лишний» (Приложение 2). Ребята, выполняя эти задания, вы немного устали. Я предлагаю вам сейчас выполнить зарядку с частицами. 1.Поднимите вверх правую руку ТОЛЬКО те, кто заботится о своем здоровье. 2.Погладьте себя по голове ЛИШЬ те, кто сегодня чистил зубы. 3.Погладьте себя по животу ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО те, кто сегодня завтракал. 4. Возьмите себя за нос ИМЕННО те, кто не соблюдает режим дня. Ну, а раз таких нет, мы переходим к следующему заданию.
5 конкурс «Замени синонимом»
(Приложение 3). Каждой команде дается по 5 фразеологизмов, в состав которых входят служебные части речи. Замените фразеологизм синонимом, оставшееся слово – ключ. Его-то и называем при проверке. Ответы: 1) близко; 2) интересоваться; 3) мало.) При проверке за выполненное задание команде начисляется один балл. 2

6 конкурс «Покажи предложение»
Учащимся раздаются карточки с написанными на них частями речи. Учитель читает предложение, учащиеся становятся у доски в том порядке, в каком части речи расположены в прочитанном предложении. За верно выполненное задание команда получает один балл. 1.Он мал, зато удал. (Местоимение, прилагательное, союз, прилагательное) 2. Даже ты не веришь мне? (Частица, местоимение, частица, глагол, местоимение) 3.Из окон я вижу море. (Предлог, существительное, местоимение, глагол, существительное)
7 конкурс «Объясняй!».
(Приложение 4) Анимационные задания из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Русский язык. Теория.5-9 класс. Анимационные задания: «Назначение союзов», «НЕ или НИ? Что выбрать?», «Не с глаголами», «НЕ с деепричастиями», «Не с краткими причастиями», «НЕ с числительными», «НЕ со словами состояния», «Производный предлог «благодаря», «Производный предлог «в течение», «Производный предлог «вокруг», «Союз или местоимение? 1», «Союз или местоимение? 2». За каждое верно выполненное задание команда получает один балл.
Учитель:
Пока жюри подводит итоги конкурса, я хочу, чтобы участники игры оценили свое настроение на уроке, а значит и сам урок. Фиолетовая карточка – «Урок не понравился», желтая карточка – «Урок понравился». Жюри подводит итоги и вручает дипломы. Спасибо за внимание. Урок окончен.
Приложение 1

Реклама предлога
Ученик, сидя на стуле: Чудесный выдался денек, А я учу предлоги… Я должен твердо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит – «по»? Что значит – «за»? И «за» и «по» - предлоги…» А хорошо бы ЗА порог И мчаться ПО дороге!... Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? Вбегает ученица: Что ты, Васечкин, как же ты без предлогов жить-то будешь? Васечкин: Легко и просто! Самостоятельные части речи я выучил, без служебных обойдусь! Ученица: Без предлогов даже самостоятельные части речи обойтись не могут! Они используют предлоги в качестве первых своих помощников. Предлоги выражают зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях, а также выражают различные смысловые отношения. Да знаешь ли ты, Васечкин, сколько вообще значений у предлогов? Например, у предлога НА – 33 значения, у предлога С – 31 значение. Васечкин: Столько значений мне совсем не выучить! Ученица: Ничего, Васечкин, давай начнем с простого. Вот у производных предлогов вдоль, вследствие, в целях всего-то по одному значению… 3
Васечкин: Ну, все, уговорила, оказывается, предлог тоже интересная часть речи. Придется учить! ……………………………………………………………………………………………………
Реклама частицы
Мы, красавицы Частицы, Можем с каждым подружиться. Выражаем утвержденье, И мечтанье, и сомненье… Бы: - Если бы у меня было не две, а три буквы, я бы такое сказала… Ли: - Вряд ли. Да и нужна ли тебе лишняя буква? Же: - Это же пустой разговор .Тебе же вполне хватает двух букв – больше не положено по правописанию… Бы: - Если бы я была Подлежащим, я бы навела порядок в этом тексте. Ли: - Ой ли! Тебе ли наводить в тексте порядок? Же: - Да перестаньте же! У нас и так порядок. Этот порядок установлен Грамматикой. Автор: - Так и спорят в свободное время частицы. Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут себя по- разному. БЫ – мечтает. ЛИ – сомневается. ЖЕ – утверждает. И попробуйте прожить хоть без одной из них! Не проживете! Попробуйте ни в чем не сомневаться. Попробуйте не мечтать! Попробуйте ничего не утверждать! Сможете? Автор и частицы вместе: - Не сможете!
Реклама союза
Петров: Ой! Караул! Беда! Боюсь! С союзами никак не разберусь! Ну, кто-нибудь, спасите же меня! Я от союзов мчусь, как от огня! Спасатели: (хватают Петрова, пытающегося убежать) Стоп! Стоять! Убежать от трудностей, спрятаться проще всего! Почему союзов боишься? Петров: Союз – такая часть речи непонятная: то запятую перед ним ставь, то не ставь! Как диктант, так двойка! Как двойка, так родители в компьютер играть не дают. Стал бы я волшебником, упростил бы всю школьную программу. Живи - не хочу! Спасатель: Ребята, мне кажется, о мечтах Петрова я читал в одной книжке… Жил ученик Лентяйкин, потерял он однажды запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Вскоре он совсем перестал думать и превратился в обезьяну. Ты тоже хочешь пройти путь Лентяйкина? Петров: Нет, в обезьяну я превращаться не буду. Я сейчас на урок в 7 класс пойду, уж эти ребята о союзах все знают, все мне объяснят. Я еще всех удивить смогу!
Приложение 2
1 .а) ВОКРУГ дома росли кусты сирени. б) Дворов двадцать пять лепилось ВОКРУГ старой деревянной церкви. в) Все ВОКРУГ дышало тишиной и покоем.. 2. а) ТО(ЖЕ) слово, да не так бы молвить. б) Он ТО(ЖЕ) готов был идти искать заблудившихся ребят. в) Ели здесь ТО(ЖЕ), что и всюду в этом крае: рыбу и дичь. 4
З. а) Согласно указанию агронома, в саду высажены фруктовые деревья. б) Вопреки предсказания старожилов, зима была теплая. в) Благодаря хорошей тренировке, он выдержал такую большую нагрузку. 4. а) ЧТО(БЫ) узнать глубину реки, не нужно вычерпывать воду. б) Пассажиры бросились к окнам, ЧТО(БЫ) посмотреть на великую сибирскую реку. в) ЧТО(БЫ) ни случилось, я не обращусь к нему за помощью. 5. а) (НЕ)дорогие, но красивые цветы. б) Чувствовать (НЕ)искренность. в) Поступил (НЕ)по-товарищески. 6. а) Н... кола, н... двора, н... рогатого скота. б) Как н... бодрись ворона, а до сокола далеко. в) Я н... мог н... поделиться с ним своими соображениями.
Приложение 3
Задание для команды «Частицы». Ни свет ни заря медленно В час по чайной ложке близко Как снег на голову неожиданно Со всех ног рано быстро ________________________________________________________ Задание для команды «Предлоги» Взять себя в руки запомнить Зарубить на носу успокоиться Язык проглотить молчать Пускать пыль в глаза интересоваться обманывать _________________________________________________________ Задание для команды «Союзы» Ни с того ни с сего внезапно Ни рыба ни мясо быстро Ног под собой не чуять никакой Как сельдей в бочке мало много
Приложение 4
1. предлог благодаря 2. предлог в течение 3. предлог вокруг 4. не с деепричастиями 5. союз но 6. потому или по тому 7. не с краткими причастиями 8. не с числительными 9. не с глаголом 10. от того или оттого 11. не со словами состояния 12. не или ни 5