"Здоровьесберегающие технологии"

Автор: Мамуткина Зинаида Николаевна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МБОУ "Восяховская СОШ "Образовательный центр"
Населённый пункт: село Восяхово ЯНАО
Наименование материала: презентация
Тема: "Здоровьесберегающие технологии"
Дата публикации: 03.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

«Восяховская средняя общеобразовательная школа» «ОЦ»
Выполнила учитель немецкого языка 1 категории Мамуткина Зинаида Николаевна 2015-2016 учебный год
Использование здоровье-сберегающих технологий в моей практике преподавания немецкого языка Здоровье сберегающие образовательные технологии это – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников Понятие здоровье сберегающие образовательные технологии появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимается многими педагогами, как аналог санитарно- гигиенических мероприятий. Но это не одно и то же.
Задачи здоровье -сберегающей педагогики Задачей здоровье-сберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха учащихся, создание таких условий для работы, которые бы обеспечили высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволили бы снять утомление и избежать переутомления. Важным элементом здоровьесберегающих технологий является также обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе, создание благоприятного эмоционально- психологического климата в процессе реализации технологии.
ОБСТАНОВКА НА УРОКЕ Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
Понятие “здоровье-сберегающая технология” относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья.
Предупреждение утомления и усталости
С целью предупреждения утомления и усталости

учащихся применяются
дидактические игры, проводятся физкультминутки, вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников; используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, чередование видов деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7; планируется смена рода занятий через 7–10 мин; предъявление разнообразных заданий, развивающих воображение, интуицию, эмоционально- чувствительное восприятие.
Проблемы гиподинамии и снижения активности
Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности

школьников
в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся; проводить психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.

Для рациональной организации учебной деятельности учащихся
используются видеоматериалы, средства ИКТ; обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе обучения;
Психологическое здоровье школьников
С целью укрепления психологического здоровья школьников

важно
добиться на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими;

Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному

здоровью
, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа; обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся, корректировать освещение в кабинете; освещение классной доски, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.

Формируя у учащихся знания о здоровье
, включать в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни .
Приемы здоровьесбережения на уроках немецкого языка Так как я преподаю немецкий язык, то, конечно, меня более всего интересует, какие приемы здоровьесбережения можно применить на уроках немецкого языка. Считаю, что применение здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка имеет первостепенное значение. Ведь немецкий язык – это серьезный и сложный предмет.
Поэтому на моих уроках я использую: а) методы позитивной психологической поддержки ученика; б) учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями; в) поддержание познавательного интереса к изучению языка г) принцип двигательной активности на уроке.
Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”и т.д. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7–10 минут (нерациональная смена через 15–20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). На моих уроках присутствуют элементы технологий личностно- ориентированного и дифференцированного обучения: интерактивного, проблемного обучения, игровые моменты, ролевые игры, активно использую ИКТ.
Прием «Написание синквейна» Слово «синквейн» происходит от французского и означает пятистрочное стихотворение, написанное по определенным правилам. Используя данный прием, ученику потребуется синтезировать известную ему информацию или материал по той или иной теме. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это слово определяет тему синквейна. На второй строчке - два прилагательных, раскрывающих эту тему. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка - это слово синонимичное слову, определяющему тему в первой строке, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Использование данного приема дает хорошие результаты на стадии рефлексии или анализа прочитанного.
Приём «Кластер» Прием «Кластер» применим как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия или темы, систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие, а вокруг смысловые единицы связанные с ним и т.д. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по изучаемой теме: этот прием эффективен при обучении и закреплении лексики. Также можно варьировать формы кластера («Ёлочка», «Птица», «Паук», «Солнышко» и т.д.)
Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования упражнений, сопровождающиеся движениями. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке немецкого языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. При этом визуальные образы, воспринимаемые с картинки, запоминаются хуже, чем те слова или словосочетания, которые учитель и дети показывают сами и на себе. При подборе таких заданий стараюсь следить за тем, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока.
при изучении алфавита: изобразить букву, нарисовать ее в воздухе; при изучении темы «Животные»: изобразить животное мимикой, жестами, голосом, движениями; игра «Бинго» (алфавит, цвет, цифры, животные, фрукты и овощи, одежда, город и т. д.); изобразить действия, которые выполняются каждый день
Песня на уроке Песня на уроке – хороший вид релаксации, представляющий возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать веселые, шуточные. Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. На примере песен можно показать спряжения глаголов, активизировать лексику по темам. При подборе песен и стихотворений к уроку обращаю внимание на следующее:
Для разнообразия занятий, можно предложить передать содержание стихов, рифмовок, песен в рисунках. Punkt, Punkt … Punkt, Punkt, Komma, Strich – fertig ist nun das Gesicht. Körper, Arme, Beine dran – fertig ist der Hampelmann. Hände, Füße und ein Hut. Ist der Hampelmann nicht gut?! Punkt, Punkt, Komma, Strich fertig ist das Mondgesicht.
Языковой материал для сопровождения физкультминуток подбираю с учетом знаний детей, но в течение года материал необходимо усложнять. В начале физкультминутки сопровождаются простыми рифмовками типа:  Eins, zwei, drei, vier Alle, alle turnen wir. Ich bin groß, Du bist klein, . Er ist lustig, Wir sind fein! Ihr seid sportlich, Sie sind fleißig. Alle kommen Aus Leipzig! Eins, zwei, drei, vier Alle, alle turnen wir. Eins, zwei, drei, vier Alle, alle stehen wir. Eins, zwei, drei, vier Alle, alle sitzen wir. Eins, zwei, drei, vier Alle, alle springen wir. Die Arme, die Hände die Füße und Bein wir müssen sie üben um kräftig zu sein.
Поскольку количество учащихся с плохим зрением неуклонно растет, cнять усталость глаз и восстановить остроту зрения помогает такой комплекс простых упражнений.  Обязательным условием эффективного проведения подобных форм – положительный эмоциональный фон. С этой целью используются методы эмоциональной раскачки, медитативно релаксационные упражнения, упражнения на рефлексию, визуализацию и релаксацию.

Упражнение «Комплименты»
 Дети по очереди говорят друг другу добрые слова на немецком языке, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

Игра «Вам-сообщение».
 По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

Игра «Подарок».
 Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

Медитативно -

релаксационные упражнения.

Упражнение «Я вижу, я слышу, я

чувствую».
-ученик должен сказать три предложения, что он видит; -три предложения, что он слышит, -три предложения о том, что он чувствует.
К интегрированному уроку немецкого языка и физкультуры  Fußball  Volleyball  Tennis  Ski  Laufen  Springen  Turnen  Marschieren  Werfen  Sport  Sport treiben  Das ESSEN  Der Tee  Der Zucker  Die Milch  Der Kaffee  Das Brot  Die Butter  Der Apfel  Essen  Kaufen  Trinken к
К интегрированному уроку немецкого языка и физкультуры «кто быстрее соберет?»  Собери слово из букв:  Leichtatletik  Gymnastik  Fußball  Volleyball  Tennis  Fußball  Volleyball  Tennis  Ski  LAUFEN  SPRINGEN  TREIBEN  TURNEN  WERFEN
К интегрированному уроку немецкого языка и физкультуры 2 команды «кто быстрее?»  Найти русские эквиваленты к немецким  пословицам:  Im gesunder Körper gesunder Geist.  Wer wagt, gewinnt.  Besser später, als nie.  Frisch gewagt, ist bald gewonnen.  Wer Sport treibt, der bleibt.  Eile mit Weile.  Versuch macht klug.  Русские эквиваленты:  В здоровом теле – здоровый дух.  Риск – благородное дело.  Лучше поздно, чем никогда.  Отвага – половина победы.  Кто со спортом в ногу идет, тот долго живет.  Тише едешь, дальше будешь.
 Одним из самых важных здоровьесберегающих действий – это создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.  Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, достичь цели и задач обучения.