"Школа гражданского становления младших школьников"

Автор: Чинарёва Марина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №269
Населённый пункт: г. Снежногорск Мурманской области
Наименование материала: статья
Тема: "Школа гражданского становления младших школьников"
Дата публикации: 03.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Школа гражданского становления младших школьников

в рамках внеурочной деятельности»

(Слайд 1)
Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевидная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. На том этапе важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель. Только от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка. В числе важнейших проблем воспитания младших школьников - вопросы духовного и нравственного воспитания. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Эти вопросы не раз задавал себе каждый из нас. Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. В настоящее время достаточно остро ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание духовно – нравственных ценностей следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в
родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно- исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия народа будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их решение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории своей Родины, своего края. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко- обществоведческих знаний, тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения. Решать эти задачи в моей педагогической деятельности мне помогает организация внеурочной работы.
(слайд 2)
1 сентября 2013 был создан кадетский класс: «Кадеты - юниоры». Мы выучили гимн, клятву кадетов. Первоклассников торжественно приняли в кадеты. Ребята ходят в школу в форме. День начинается с утренней проверки: дежурные проверяют готовность к уроку, проводят зарядку, отдают рапорт учителю. Это очень организует детей. Замечания никто не хочет получать. Дети стараются гордо нести звание кадета. Кадетский класс — это не только всестороннее образование, в первую очередь, это система воспитания с учетом детской психологии и педагогики. Кадетское воспитание направлено на то, чтобы в каждом кадете всесторонне развивать духовные и физические способности, правильно образовывать характер, укоренить понятия благочестия и долга и твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина своего Отечества. Для реализации этих целей был создан кружок «Юный патриот». Реализация программы рассчитана на 4 года и представляет собой три содержательные линии.
(слайд 3)
- «Мой дом, моя семья». - «Моя малая Родина». - «Моя Родина – Россия».
1 блок - «Мой дом, моя семья» (слайд 4)
Ребята изучали историю своей семьи, узнавали историю происхождения своих имён и фамилий, говорили о профессиях своих родителей. Итогом было занятие о семейных ценностях, на котором ребятам было предложено поиграть в строителей, чтобы построить дом счастливой
семьи. Каждый отдал частичку своей души для строительства. Ребята сами сделали вывод, что семья – самое главное в жизни каждого человека!
2 блок – «Моя малая Родина» (слайд 5)
Ребята познакомились с историей, традициями своего города, рассказывали о жителях родного города, их занятиях, посетили городской музей. Итог подвели в конкурсе знатоков «Знай и люби свою малую родину». Ребята наперебой отвечали на разные вопросы и в конце занятия каждый получил высокое звание «Знаток своего города».
3 блок – «Моя Родина – Россия»
Проводились занятия , раскрывающие прошлое страны : говорили об истории появления символов государства, о былинных богатырях, о русских полководцах, о государственных праздниках России. Я старалась прививать любовь к культуре России, традициям и обычаям, духовным ценностям, воспитывать экологически грамотное отношение к родной природе. На протяжении всего года ребята готовили сообщения, презентации, оформляли родословную своей семьи, проводили викторины, интеллектуальные игры, экскурсии в краеведческий музей, беседы, участвовали в школьном смотре строя и песни, городских конкурсах чтецов, рисунков к 70 – летию Победы, где заняли 1 место, в конкурсе патриотической песни, где были выбраны на гала – концерт ко Дню Победы, просматривали компьютерные презентации, видеофильмы о природе родного края и т.д.
(слайд 6, 7,8)
Работа по изучению данных тем проходила в совместной деятельности с родителями учеников, которые не только помогали в подготовке и проведении различных мероприятий, но и сами становились активными участниками. Такая совместная деятельность благоприятно воздействует на создание особого творческого микроклимата и в классном коллективе, и в семье, когда дети и их родители демонстрируют взаимопонимание, взаимопомощь. Широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, другие культурные учреждения города, памятные места. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности. В конце года мы подводили итоги: выступили на общешкольной линейке, провели заключительное занятие для родителей по итогам работы кружка «Юный патриот».
(слайд 9,10)
Весь год я наблюдала, как дети ведут себя во время общих дел, каких- либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу.
Подводя итоги в конце года, я предложила своим кадетам анкету: «Было ли интересно жить ребятам в школе?». Один из вопросов был: “Чему научили тебя наши дела?” Дети написали, что они научились любить Родину, свой город, научились охранять природу, добросовестно трудиться, узнали цену честности и доброты, вежливости, научились помогать друг другу и не оставлять товарища в беде. Считаю, что такой кружок, как «Юный патриот», призван разбудить разум и душу ученика, решить проблему отношений между своим «Я» и людьми, между природой и собой, разбудить дар сердца, основы духа. Я уверена, что мои кадеты – юниоры достойно проходят школу становления личности. И закончить свой доклад я хотела бы словами старца Никона Беляева, одного из последних старцев Оптиной пустыни, пережившим расцвет обители, ее разорение, последние дни доживавшим в лагере среди шпаны уголовной, болея тяжелой формой туберкулеза. Что может человек в таком положении и в таком месте писать в своем письме? Он пишет: “Состояние духовного человека – это, когда душа восходит на высоты Духа, любовь неизреченная и радость неизреченная присутствуют в человеке независимо оттого, где он находится, в каких условиях. Так вот, когда идет речь о духовно- нравственном воспитании, нужно чтобы у человека была душа здоровая . В таком состоянии можно обучать и всему остальному».