"Домашние краски"

Автор: Сабурова Наталья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №7
Населённый пункт: город Копейск Челябинская область
Наименование материала: Научно-исследовательская работа
Тема: "Домашние краски"
Дата публикации: 24.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Научно-исследовательская работа: Домашние краски

Введение
Мы очень любим рисовать. Но иногда бывает так, что краски заканчиваются, а купить новые нет возможности. И тогда мы задумались, а можно ли приготовить краски в домашних условиях из подручных материалов. Мы уже много лет ходим на дополнительные занятия по рисованию и там мы пользуемся разными видами красок: акварелью, гуашью, масляными красками, пастелью, темперными красками и др. Эти краски нам покупают мамы в магазине. Интересно, а чем рисовали картины древние художники, когда не было магазинов, и краски купить было невозможно. И какова история возникновения красок. Над этими и многими другими вопросами мы долгое время задумывались и решили провести свое исследование.
Целью исследования является:
создание натуральных, экологически чистых красок в домашних условиях. З
адачи:
ознакомиться с научно-популярной, учебной литературой по теме исследования;  определить виды красок;  узнать про изготовление краски в древние времена;  узнать, из чего изготавливают краски в настоящее время;  провести эксперимент: создать в домашних условиях свои краски.
Предмет исследования:
краски.
Объект исследования:
свойства красок разных видов и возможность их приготовления в домашних условиях. Методы исследования: • Поиск информации по Интернету, чтение специальной
литературы; • Эксперимент; • Практическая работа по апробации красок.
Проблема:
мы мало знаем о красках и ничего не знаем о том, из чего они состоят и как их получить.
Гипотеза:
краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях. План работы: • Изучить информацию о красках; • Привлечь взрослых для помощи по изготовлению красок; • Проведение опытов по созданию красок; • Нарисовать рисунки красками, созданными в домашних условиях.

1.1 История возникновения красок
Применять краски человек начал в седую древность, во времена познания окружающего мира и подчинения природы себе во благо. Человек охотно рисовал на поверхности скал, в пещерах, ритуально покрывал лицо краской. Все это осуществлялось для достижения декоративного эффекта. Краски в нашей жизни занимают огромную нишу. При этом чаще всего мы их даже не замечаем – наша машина, мотоцикл и велосипед имеют цветное покрытие. Полы и стены нашего дома окрашены, на стенах могут висеть различные приевшиеся нам пейзажи, искусно выполненные масляными красками; фасад нашего дома покрашен фасадной краской и даже забор за домом разрисован соседским мальчишкой, мечтающим стать великим художником, причем красками из аэрозольного баллончика, свободно продающегося за соседним углом. Красок и их цветов такое огромное разнообразие, что даже неспециалист сможет навскидку назвать с десяток их различных наименований. Без красок наш мир был бы серым, поэтому человек всегда стремился найти способ разукрасить действительность. В доисторические времена краски получали из цветной глины и растертых в порошок минералов. Чем богаче и сложнее делалась жизнь, тем больше цветов требовалось, чтобы запечатлеть ее. Видимо, поэтому о начале развития человечества судят по древней живопись на скалах. Появление красок и рисование, относится к доисторическим временам. Краски были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Красочные изображения на стенах пещерных жилищ до настоящего времени сохранились в относительно хорошем состоянии. Некоторые из них существовали за 15 000 лет до н.э. Таким образом, можно считать, что появление красочных веществ было одним из первых открытий на заре цивилизации. Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих
животных и охотников с копьями. Для наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов - охра (от греч. ochros - "желтый"). Окислы и гидраты окислов железа придавали краске красноватый или желтый цвет. Темные оттенки краски получали, добавляя к охре черный древесный уголь. Первобытные художники замешивали свои краски на животном жире, чтобы они лучше держались на камне. Полученная таким образом окраска долгое время оставалась липкой и влажной, так как животные жиры не так легко высыхают на воздухе с образованием твердой пленки, как современные краски.(слайд№12) Красной охрой, по цвету похожей на кровь, покрывали перед погребением тела усопших. Сейчас об этой древней традиции нам напоминает современное название красного железняка - гематит (от греч. haima"кровь"). Следует, однако, отметить, что по существу эти примитивные краски очень похожи на современные и по составу, и по методу изготовления. Животные жиры, правда, уже не применяются, но газовая сажа, сходная по составу с обычной сажей, представляет собой наиболее широко распространенный черный пигмент. В настоящее время сажа подвергается специальной очистке и обработке с целью придания окраске большей прочности и других свойств. Первобытный человек, приготавливая краску, растирал сырье между плоскими камнями, а в настоящее время используют с этой целью трехвалковые и шаровые мельницы, т. е. по существу то же самое - перетирают исходные материалы так, чтобы они подвергались одновременно действию ударных сил и трению. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали. Работать с этими красками было сложно: более темные краски с большим содержанием угля высыхали гораздо медленнее, чем оттенки с большим содержанием охры. В эпоху Возрождения у каждого мастера был свой рецепт разведения
красок: одни замешивали пигмент на яичном белке - так делали итальянцы Фра Анджелико (1387(?)-1455) и Пьеро Делла Франческа (ок. 1420-1492). Другие предпочитали казеин (молочный белок, применявшийся для фресок уже в римских храмах). А фламандец Ян ван Эйк (ок.1390-1441) ввел в обиход масляные краски. Он научился накладывать их тонкими слоями. Эта техника лучше всего передавала пространство, объем и глубину цвета. (слайд№13) Поначалу с масляными красками не все получалось гладко. Так, расписывая стену трапезной миланского монастыря Санта-Мария Делле Грацие, Леонардо да Винчи (1452-1519) попробовал смешать масляную краску с темперой (краской на основе разведенного в воде яичного желтка). В результате его "Тайная вечеря" начала осыпаться уже при жизни мастера... Некоторые краски долгое время оставались баснословно дорогими. Синюю краску ультрамарин получали из ляписа, который везли из Ирана и Афганистана. Этот минерал стоил так дорого, что художники использовали ультрамарин лишь в исключительных случаях, если заказчик соглашался заплатить за краску заранее. В 1704 году немецкий химик Дисбах пытался усовершенствовать красную краску, но вместо этого получил синюю краску, весьма похожую на ультрамарин. Ее назвали "берлинская лазурь". Этот пигмент был в 10 раз дешевле натурального ультрамарина. В 1802 году француз Луи-Жак Тенар изобрел краску под названием "кобальтовая синька", которая еще лучше заменяла ультрамарин. И только через 24 года химик Жан-Батист Жиме получил "французский ультрамарин", полностью аналогичный натуральному. Искусственные краски были существенно дешевле натуральных, но было одно немаловажное "но": они могли вызывать аллергию, а нередко и ухудшение здоровья. В 1870 году международное общество красильщиков решило выяснить, какие краски вредят здоровью. Оказалось, что «никакие», кроме одной: изумрудно-зеленой. Ее делали из смеси уксуса, окиси меди и мышьяка. Этой
краской были покрашены стены в доме Наполеона на острове Святой Елены. Многие исследователи полагают, что он умер, отравившись парами мышьяка, которые исходили от обоев. Несмотря на то, что появление красок относится к доисторическим временам, современная красочная промышленность создана сравнительно недавно. Меньше чем 200 лет назад еще не существовало готовых красок и приходилось перед употреблением смешивать и перетирать ингредиенты. Случилось, однако, так, что наиболее дальновидные из предпринимателей поняли все преимущества производства готовых к употреблению смесей. Так зародилась лакокрасочная промышленность. Однако и после ее зарождения многие предпочитали сами смешивать ингредиенты для получения краски, так что в течение еще многих лет бок о бок существовали в продаже и готовые краски, и сырые материалы для них. И все же готовые краски взяли верх, и постепенно выпуск отдельно масел и пигментов прекратился. 50 лет назад в состав краски в основном входили: пигмент или смесь пигментов, льняное масло в одной из многих существовавших тогда форм (льняная олифа, полимеризованное льняное масло) и скипидар в качестве разбавителя. Разбавитель был необходим для того, чтобы довести краску до нужной консистенции. Аналогичный состав имели в то время и готовые к употреблению краски. С тех пор, однако, многое изменилось в составе краски, и появились краски, обладающие большей прочностью и лучшими качествами, обеспечивающими легкость нанесения кистью, отсутствие следов от кисти и хороший розлив. Скипидар был в большей своей части заменен другими растворителями. Что касается пигментов, то и в настоящее время в ходу большая часть тех из них, которые применялись 50 лет назад: природные земляные пигменты различной степени чистоты и искусственно приготовленные свинцовые белила. С течением времени этот ассортимент пополнился новыми продуктами производства химической
промышленности, органическими и неорганическими. Раньше ядовитых красок было больше: мышьяк входил в киноварь ("желтое золото"), а свинец - в красно-оранжевый сурик. Сегодня палитра искусственных красок очень широка. Большее количество пигментов производится искусственным путем и имеет неорганическое происхождение – они более устойчивы, обладают постоянным качественным химическим составом, что очень важно в массовом производстве. Но, как ни странно, спрос на натуральные пигменты не только не пропал, но и опять постепенно растет (в год на 5,5%); Скорее всего, это связано с совершенствованием техники производства и переходом на более экологически чистые технологии.

1.2 Разновидности красок для рисования и живописи
Все люди, в том числе, конечно, и художники, очень разные. Кто-то предпочитает создавать яркие, насыщенные цветом работы, кому-то по душе нежные, словно сотканные из разноцветного света картины, а кто-то обожает создавать фактурные рисунки, на которых виден каждый штрих. Некоторые художники выбирают один «свой» материал, и остаются верны ему всю жизнь, другие же в зависимости от настроения работают с разными красками.
Гуашь.
Яркая водорастворимая краска, которая при высыхании немного бледнеет из-за входящих в состав белил, но приобретает чудесную бархатистость. Рисовать гуашью одновременно и просто, и сложно. Простота работы с гуашью заключается в том, что ошибки легко исправить, нанеся новый слой краски — густая и непрозрачная, она закроет дефект. А сложность в том, что для достижения желаемого цвета и ровного тона с краской придется экспериментировать, к тому же нельзя допускать слишком толстого слоя гуаши, она может растрескаться и осыпаться после высыхания. По-другому гуашь называют плакатными красками. Представляют они собой пастообразную смесь пигментов и эмульсии (глицерин, фенол, ализариновое масло, вода).
К гуаши предъявляются

особые требования:
- краски должны легко браться кистью и ложиться на поверхность ровным слоем; - после высыхания не должно быть трещин; - кроме того, после высыхания качественные гуашевые краски не
стираются, не осыпаются, даже если картину согнуть; - при хранении хорошая гуашь достаточно долго не сохнет. В случае, если все же гуашевые краски засохли их можно развести обычной водой, но лучше, конечно, это делать 3-5% раствором столярного клея. Гуашь обычно является первой краской, которой рисуют дети, и с её же помощью создают шедевры великие художники. К примеру, ею написаны некоторые работы Рубенса и Пикассо. Разве это не доказывает, что гуашь — удивительный материал с огромными возможностями?
Акварель.
Тоже водорастворимая краска, которая может быть как яркой, так и нежно-бледной. Ёе главное отличие от гуаши в том, что акварель прозрачная, сквозь нее просвечиваются бумага и наложенные ранее слои краски. Акварель особенно любима многими художниками и просто ценителями живописи именно за свою прозрачность, за то, что даже яркие картины выглядят легкими, словно не краска придает полотну цвет, а лучи света разных оттенков раскрашивают его. Акварелью особенно хорошо писать изменчивое небо, струящуюся воду, рассветы и закаты с их неповторимой атмосферой. Однако с помощью акварельных красок можно создать и портрет, и натюрморт, и городской пейзаж — все что угодно, написанное умелым художником-акварелистом, будет выглядеть живо и неповторимо. Хотя в работе с акварельными красками нельзя допускать ошибок, так как их не удастся замаскировать другим слоем краски, писать акварелью очень интересно и приятно: множество приемов и разнообразие техник позволяют создавать непревзойденные по красоте и выразительности картины. Один из лучших материалов для творчества, акварель стоит того, чтобы научится работать с ней. Акварельные краски относят к группе клеевых красок. Они представляют собой мелко растертые пигменты, которые смешаны со специальными связующими веществами (в их основе - растительный клей).
Кстати, в красках высшего сорта связующее вещество - гуммиарабик, а в акварели низкого сорта - декстрин. Для того, чтобы краски были мягкими, в них добавляют мед или глицерин (всем известна "Медовая акварель", которую мы так часто пытались попробовать в детстве на вкус). Акварельные краски прозрачные, в них нет примесей (к примеру, белил).
Выпускается акварель в нескольких формах:
- жидкие краски в тюбиках - мягкие краски в кюветках - твердые краски в плитках У каждого вида акварельных красок есть свои преимущества и недостатки. Так, жидкие краски практичны в хранении, они прекрасно разводятся водой, но при этом склонны к расслоению. Остальные же виды, наоборот, не расслаиваются, но плохо растворяются в воде и загрязняются в процессе хранения. Помните, что хорошие акварельные краски ложатся на бумагу ровно без сгустков, комочков, пятен. После высыхания краски не должны стираться или трескаться.
Пастель
. Краска, наносимая не при помощи кисти, и в этом, отчасти, состоит ее особая привлекательность для живописца. Дело в том, что пастель выпускается в виде специальных мелков или карандашей, поэтому художнику не нужно обмакивать кисть в краску и смешивать цвета на палитре — шедевры можно творить, ощущая мелок или карандаш как продолжение руки. С пастелью необычайно легко работать: смешивать оттенки для получения нужного тона удобно прямо на бумаге, пользуясь специальной растушевкой или просто растирая краску пальцами; слои краски можно перекрывать, маскируя ошибки или специально добиваясь интересных цветовых эффектов; прервать работу и начать её снова можно в любой момент. При всей легкости работы с ней, пастель представляет огромный
простор для творчества: превосходные картины Дега, Левитана, Серова и других художников иллюстрируют, насколько красивым и разнообразным может быть результат использования пастели. Максимально простая для освоения, но позволяющая создавать чудесные работы пастель откроет перед вами новые горизонты, и, возможно, станет любимым живописным материалом.
Темпера
Одна из самых древних красок, а также одна из самых долговечных и красивых. Темпера обладает многими достоинствами: она яркая, не меняет тон со временем, быстро сохнет, после засыхания не смывается водой и отлично сочетается со многими другими живописными материалами. Это само по себе делает работу с темперой интересной и увлекательной. А еще у темперы есть удивительное свойство, ставящее её вне конкуренции — обладая знаниями и практическими навыками, ею можно работать в техниках, используемых для других красок! Темперой можно наносить прозрачные слои, как акварелью; положенная слоем погуще, темпера непрозрачна и ею можно работать как гуашью; нанесение пастообразной краски похоже на масляную живопись. При этом написанная темперой работа не будет имитацией акварели, гуаши или масла — это будет особенная, изысканная картина.
При выборе темперы ориентируйтесь на

следующие критерии:
- краски должны хорошо разводиться водой, а после высыхания размываться, наоборот, не должны; - при высыхании качественные темперные краски не меняют своего цвета, не трескаются и не расслаиваются; - если темпера хранится в тюбиках, то не должна гнить и загустевать. Работая с темперой, можно не только реализовать художественные замыслы, трудновыполнимые в других техниках, но и почувствовать себя частью истории. Писать картины краской, с помощью которой творили византийские мастера и живописцы эпохи Возрождения — это удивительно
и способно вдохновить любого начинающего художника.
Акрил
сравнительно новая водорастворимая краска, появившаяся чуть менее 60-и лет назад, но уже успевшая получить признание художников всего мира. Акрил довольно быстро сохнет, образуя стойкое покрытие, которое не смывается водой и не выгорает на солнце. Акриловые краски бывают как густыми, так и жидкими. Жидкими красками можно писать картины, похожие на акварельные или гуашевые, с гладким покрытием. Использование густого акрила позволяет создавать работы с интересной фактурой. Освоение техники работы с акрилом особенно привлекательно тем, что акриловыми красками можно писать на любых поверхностях, что дает массу возможностей для творческой самореализации: бумага, картон, ткань, стекло, дерево, керамическая плитка и даже металл — все это может стать «холстом» для художника, работающего с этими красками. Правда ведь это побуждает взять скорее кисть и научиться работать с акрилом?
Карандаш
— важнейший материал, которым пользуется художник, ведь даже если он работает с маслом или другой краской, наброски он все равно делает с помощью карандаша. Карандаш легко стереть, им можно проводить линии разной толщины и разного цвета, от светло-серого до почти черного, им можно штриховать и его можно растушевывать, добиваясь различных эффектов. Именно поэтому карандашом рисуют как начинающие художники, так и опытные мастера. Карандаши бывают разной мягкости, и художники используют практически все. Так, если вы собираетесь писать картину прозрачной краской, например акварелью, то контуры можно очертить твердым карандашом, который легко стереть ластиком, не повреждая бумагу. Напротив, для рисунка, который не планируется закрашивать, стоит взять мягкий карандаш — с его помощью можно лучше передать объем и придать
выразительность объекту, который вы изображаете. Умение правильно выбрать и заточить карандаш, и, естественно, умение рисовать карандашом — это основа основ рисования и живописи.
Уголь
— древнейший материал, используемый для рисования, но до сих пор один из самых популярных. Он отлично подходит для «быстрых» рисунков и позволяет великолепно передать настроение художника, его эмоциональное состояние и отношение к изображаемому объекту. Углем можно проводить линии или раскрашивать им части листа. Он дает глубокий черный цвет, но легко растирается и растушевывается, что делает нарисованные им рисунки очень эффектными. Чтобы создавать красивые работы при помощи угля, нужно знать важнейшие приемы работы с ним. Этот материал легко пачкается, крошится и ломается, но когда вы научитесь обходить эти «подводные камни», уголь откроет перед вами новые горизонты в создании замечательных рисунков.
Сангина и сепия.
Сангина — натуральный минерал, которым, как и углем, люди рисовали еще в доисторические времена. Сепию раньше изготавливали из морского моллюска под названием «сепия», от которого краска и получила свое название. В настоящее время сангину и сепию выпускают в виде мелков различных оттенков коричневого цвета. Сангиной часто изображают обнаженную натуру, так как ее тон близок к цвету тела, а сепия хорошо подходит для рисования пейзажей. Принципы работы с сангиной и сепией мало чем отличаются от принципов работы с углем — они так же легко наносятся и растушевываются. Нередко эти материалы даже комбинируют на одном рисунке. Сочетания нежных тонов сангины и сепии с контрастностью и яркостью угля выглядят очень красиво. Научившись работать сангиной и сепией, вы сможете поэкспериментировать, сочетая их с углем, карандашом или различными
красками. Возможно, вы захотите создавать рисунки только сепией, или только сангиной. В любом случае изучение основ работы с этими чудесными материалами само по себя является интересным и вдохновляющим занятием.
Тушь.
Жидкий материал из сажи, позволяющий проводить как тонкие линии пером, так и широкие мазки кистью. Выполненные тушью рисунки особенно выразительны благодаря контрасту тонких черных линий с белой бумагой, нежности нанесенных кистью пятен и ощущению некоторой «недосказанности», которое вызывает почти каждая, даже максимально детализированная и законченная работа. Особенностью работы с тушью является то, что ее нельзя стереть, поэтому при работе с ней надо очень внимательно подходить к нанесению штрихов и мазков. Для начинающих художников это может казаться недостатком, но когда вы освоите этот материал, то поймете, что в этом состоит и особая прелесть. Настроение, импульс, чувство можно сразу передать бумаге, и получившаяся в итоге работа может удивить самого создателя произведения, отразив его эмоции необычайно ярко и точно.
Масло.
Когда мы произносим слово «живопись» мы обычно представляем себе картину, написанную маслом, и это доказывает, что масло без преувеличения можно назвать основным живописным материалом. Начиная с VI века мастера используют в работе преимущественно масляные краски, маслом написано большинство самых известных шедевров живописи. Это очень долговечный материал, но причина его популярности заключается не в этом. Дело в том, что только с помощью масла можно создать максимально реалистичные и живые, но в то же время необычайно яркие, отражающие сущность изображаемого объекта образы. Маслом можно писать на холсте, картоне, деревянной поверхности, бумаге и других материалах. Однако поверхность надо предварительно загрунтовать, краски подготовить, а техниками работы с ними овладеть, так
как масло требует серьезного подхода и наличия определенных навыков. Всему этому обязательно надо научиться. Писать картины маслом — ни с чем несравнимое удовольствие для художника, дающее возможность максимально выразить себя в творчестве. Чаще всего живопись у нас ассоциируется именно с масляными красками, ведь именно их преимущественно используют художники, начиная еще с VI века. Масляными красками создаются реалистичные, живые, яркие картины. Маслом можно писать не только на стандартном холсте, но и на картоне, дереве, бумаге. А сколько разнообразных техник и подходов открывается в работе с масляными красками!
Практическая часть
В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических веществ. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок. Поэтому я решила попробовать сделать экологически чистые краски в домашних условиях. Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищут сырье. Это может быть свекла, морковь, огурец, зерна кофе, луковая шелуха и т.д. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить, или приготовить отвар. Затем, это сырье нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать яйцо, масло, воду, клей, мёд или муку. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования. Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я поняла, что смогу сделать некоторые краски сама.
Проведение опытов по созданию красок
Для проведения опыта нам надо было приготовить сырье и связующие
вещества. В нашем распоряжении оказались луковая шелуха, кофе, свекла, морковь, огурец, листья растений, ягоды брусники, таблетки активированного угля и связующие вещества - мука, яичные желтки, клей, вода.


2.1. Рецептура изготовления красок:
Бежевая краска. 6 луковиц, очистить шелуху. Залить шелуху 1-м литром горячей воды,варить 2 часа на медленном огне. Процедить через сито и в получившуюся жидкость добавить муку и клей до образования сметанной массы. Коричневая краска. В воду добавить 3 чайные ложки кофе, муку хорошо перемешать. Розовая краска. Отварить свеклу. Натереть на мелкой терке, положить в марлю и отжать сок. Оранжевая краска. Отварить морковь, натереть на мелкой терке и отжать получившийся сок через марлю. Фиолетовая краска. Ягоды брусники размельчить и можно рисовать. Желтый цвет Мы получили из яичного желтка. Из ягод чернослива мы хотели получить черную или синюю краску. Но когда мы его размельчили, получился коричневый цвет. Зеленая краска. Очистить один огурец, добавить листья любого домашнего растения, укроп,
все измельчить на блендере и смешать с яичным желтком. Черная краска Активированный уголь размельчить, добавить немного воды.
2.2 Применение полученных красок на практике
Полученными красками мы нарисовали на бумаге пейзаж, дом, и многие другие картины. На наш взгляд картины получились. Интересно, что при высыхании краски стали на ощупь гладкими, с некоторыми вкраплениями более темного цвета, но не очень яркими. Таким образом, мы сделали вывод, что органические краски пригодны для использования, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители.
Заключение
Таким образом, наша гипотеза о том, что краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях подтвердилась. Краски можно изготовить «не выходя из дома» подтверждена только на примере органических красок растительного происхождения. Мы видим дальнейшие перспективы нашей работы в изучении синтетических красителей и способов их получения. Если очень хочется рисовать, но красок под рукой нет, не расстраивайтесь! «Включите» фантазию, и тогда ничем не примечательная свекла превратится в тюбик с красной краской, а простой огурец в зеленую.

Литература:
1. Кузин В.С. , Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. М. 1995г. 2. От пещеры до современного фасада... история красок. Александр Ручко. М.: 2008г.