"Перспективный план работы для группы кратковременного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья"

Автор: Тищенко Жанна Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №12 "Солнышко"
Населённый пункт: город-курорт Анапа, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Перспективный план работы для группы кратковременного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья"
Дата публикации: 03.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Перспективный план работы

для группы кратковременного пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья
2015-2016учебный год Разработали педагоги МБДОУ ДС № 12 «Солнышко»: Педагог-психолог Тищенко Ж.А. Учитель-логопед Говорливых Ю.А. Воспитатель Козленко Т.А. № Тема игровой деятельности задача материалы содержание игры цель
Сентябрь, 2015
1 Знакомство - приветствие Адаптация ребенка в группе детей Знакомство с детьми с помощью котенка Котенок «подходит» к каждому ребенку здоровается, дети пожимают лапку котенку, гладят его по голове и др. Вызвать ребенка на контакт, снять эмоциональное напряжение 2 Хоровод «По малинку в сад пойдем», «Ну-ка, все», «Каблучок» и т.д. Формирование музыкального – ритмического движения и группового взаимодействия Музыкальное сопровождение Ну-ка все, встали в круг, За руки все взялись вдруг. Будем рядом стоять, Ручками махать. Создание положительного эмоционального фона. Активизация внимания. 3 Игра «Дует ветер». Развивать тактильную сферу, слуховое внимание, динамическую координацию Сенсорная игра – по очереди накрывать платком каждого ребенка. Стимулирую ребенка убегать от «ветра» Ветер по морю гуляет, ветер парус раздувает, Парус / Егорку/ накрывает. Раз, два, три – лети! Выполнение инструкции взрослого, развитие восприятие, улучшение эмоционального контакта.
4 Игра на подражание Формирование у детей основных двигательных умений и навыков, навыков ориентировки в пространстве, активизация зрительного и слухового внимания Рассказываю стихотворение, хлопая в ладоши, показываю на себя и других. Помогаю детям, которые не могут сами показать на себя или другого. «Раз-два-три, посмотри: это – я, это – ты», «Мишка косолапый», «Вот идет колючий ёж» Помогает определить себя в окружающем пространстве. 5 Пальчиковые и жестовые игры Развитие мелкой моторики, речи. Музыкальное сопровождение «Шалтай-болтай», «Снежок», «На горе мы видим дом», «Рыбки», «Ракушки», «Мой зонтик», «Левая и правая» Развитие групповой сплоченности, подражания, формирование знаний схемы своего тела 6 Игровой массаж (проводится только по желанию ребёнка) Развитие крупной и мелкой моторики, внимания, выдержки Музыкальное сопровождение. Массажные мячи, перышки, колечки, шишки «Ёжик», «Перышко», «Дождик лей», «Капуста», «Ладошка», Рельсы- рельсы», «Мячик мы в руках катаем» Развитие тактильной сферы 7 Массаж биологически активных зон (проводится только по желанию ребёнка) Развитие речи Педагог рассказывает стихотворение, и выполняем движения по тексту Ручки растираем и разогреваем, И лицо теплом своим нежно умываем. Пальчики сгребают все плохие мысли, Ушки растираем сверху вниз мы быстро. Их вперед сгибаем, дергаем за мочки, А потом руками трогаем за щечки. (выполняем движения по тексту) Снятие эмоционального напряжения, развитие артикуляционной и мелкой моторики
8 Дыхательная гимнастика Формирование правильного речевого дыхания мыльные пузыри, перо, ватка, вертушка и.т.д.
Ветерок
Я ветер сильный, я лечу, Лечу, лечу, куда хочу. Снять эмоциональное напряжение, создать позитивный настрой. 9 Релаксация Снижение чрезмерного мышечного напряжения; преодоление тревожности и эмоциональной лабильности; симптоматическое улучшение нервно-психического состояния; Музыкальное сопровождение «Лодочка» Создание благоприятного эмоционального фона, развитие произвольной регуляции поведения 10 Творческая деятельность: знакомство с восковым пластилином. Формирование полноценного восприятия окружающей действительности, развитие тонкой моторики. Мнем и отщипываем кусочки пластилина и наклеиваем на картон; Отрезаем от колбаски кусочки с помощью стеки; Поделка: грибочек, цветок, солнышко Развитие интереса к творчеству, знакомство с приемами и средствами (рисования, аппликации, лепки), формирования положительного отношения к результатам собственной деятельности. 11 (Аппликация) Картон, цветная бумага и клей. Крупа, вода, камушки. Поделка: ромашка, домик, машинка (приклеиваем заготовки к листу, создавая заданный образ) 12 Игры с красками Гуашь, бумага, кисть, вода Дерево с яблоками (раскраска) Осенние листья 13 Занятия по развитию общей и мелкой моторики Формировать умение действовать по словесным инструкциям. Контроль за собственными действиями Пуговицы, крупы, шнуровка, крышки, прищепки, мозаика, тренажёр-пропись Формирование положительного отношения к результатам
собственной деятельности. Формирование навыков рисования (раскрашивания) Различение признаков по фактуре.
Октябрь, Ноябрь, 2015
1 Приветствие и прощание Формировать навыки культурного общения При встрече здороваюсь с каждым ребенком, при расставании говорю до свидания, стимулируя их к ответным действиям. 2 Хоровод «По малинку в сад пойдем», «Ну-ка, все», «Каблучок» и т.д. Формирование музыкального – ритмического движения и группового взаимодействия Музыкальное сопровождение Ну-ка все, встали в круг, За руки все взялись вдруг. Будем рядом стоять, Ручками махать. Создание положительного эмоционального фона. Активизация внимания. 3 Игра «Дует ветер». развивать тактильную сферу, слуховое внимание, динамическую координацию Сенсорная игра – по очереди накрывать платком каждого ребенка. Стимулирую ребенка убегать от «ветра» Ветер по морю гуляет, ветер парус раздувает, Парус / Егорку/ накрывает. Раз, два, три – лети! Выполнение инструкции взрослого, развитие восприятие, улучшение эмоционального контакта. 4 Игра «Черепаха» развитие сенсорной сферы и Рассказываю стихотворение и Шла большая Развитие слухового
обогащение сенсорного опыта, формирование знаний схемы своего тела. одновременно стучу руками по коленкам или по полу. черепаха и кусала всех со страха. За плечи… (ножки…, бока…, спинку…) Кусь-кусь-кусь-кусь – никого я не боюсь! внимания. Снятие психо- эмоционального напряжения 5 Пальчиковые и жестовые игры Развитие мелкой моторики, речи. Музыкальное сопровождение «Курочка»,«Шалта й - Болтай», «Снежок», «На горе мы видим дом», «Рыбки», «Ракушки», «Мой зонтик», «Левая и правая» и т.д. Развитие групповой сплоченности, подражания, формирование знаний схемы своего тела 6 Массаж биологически активных зон (проводится только по желанию ребёнка) Развитие речи «Времена года» Снятие эмоционального напряжения, развитие артикуляционной и мелкой моторики 7 Дыхательная гимнастика Формирование правильного речевого дыхания мыльные пузыри, перо, ватка, вертушка и.т.д.
Ветерок
Я ветер сильный, я лечу, Лечу, лечу, куда хочу. Снять эмоциональное напряжение, создать позитивный настрой. 8 Артикуляционная гимнастика  формирование
кинест

етической
основы движения,  формирование
кинет

ической
основы движения. Упражнение 1. Улыбка – Трубочка. Как выполнять артикуляционное упражнение: Попросите ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены (видны), то есть улыбка должна быть Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Ты попробуй «ииии» скажи, Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые
широкой. Затем попросите его сделать «трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратите внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти. Двигаются только губы! Упражнение 2. Открой и закрой дверцу. Зубы должны быть сомкнуты, губы в улыбке. Резцы обнажены (улыбка широкая). «Дверца закрыта». Зубы разомкнуты (примерно на два сантиметра), губы в улыбке, резцы обнажены. «Дверца открыта». Движения в артикуляционном упражнении чередуются: происходит то смыкание, то размыкание зубов. Двигается нижняя челюсть. При этом в движениях не должны участвовать губы. Нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Свой заборчик покажи! Подражаю я слону — губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю и на место возвращаю «Дверцы дружно мы откроем, А потом мы их закроем». движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. 9 Ритмическая Игра « Шалтай – Болтай» с сенсорным компонентом (тактильное воздействие). Развитие ритмической двигательной координации; формирование навыков группового взаимодействия Все участники садятся рядом друг с другом, воспитатель рассказывает стихотворение, хлопая, слегка раскачиваясь. Со словами «свалился во сне» - наклоняются вперед, а со словами «собрать» – сначала поднимают руки вверх, а потом снова наклоняются. Шалтай – Болтай, сидел на стене, Шалтай – Болтай, свалился во сне. Вся королевская конница и вся королевская рать Не могут Шалтая, не могут Болтая, Шалтая – Болтая собрать! Стимулировать к выполнению детьми совместных ритмических действий 10 Творчество Игра с восковым пластилином формирование полноценного восприятия окружающей Восковой пластилин. Стека, дощечка, картон Мнем и отщипываем кусочки Развитие интереса к творчеству, знакомство с приемами и средствами
действительности, развитие тонкой моторики. пластилина и наклеиваем на картон; Катаем колбаску; Отрезаем от колбаски кусочки с помощью стеки; Надавливаем и размазываем пластилин по дощечке; (рисования, аппликации, лепки), формирования положительного отношения к результатам собственной деятельности. 11 Аппликация картон, цветная бумага и клей: заготовка из картона дерево и яблоки, листочки Наклеиваем на бумагу готовые заготовки 12 Игра с крупами, крупа, вода, камушки Прячем мелкие игрушки в крупе, затем ищем их, Создаем бусы из гороха и фасоли; Рисуем на манке. 13 Игры с красками Гуашь, бумага, кисть, вода Рисуем радугу; Рисуем травку и цветок; Раскраска 14 Музыкальное занятие Развивать положительное восприятие музыки у детей; эмоциональную и двигательную отзывчивость на музыку; формировать музыкально -ритмические движения Мягкие игрушки: медвежонок, котенок, платочки Зайками попрыгали; «Мишка косолапый»; Хоровод «По малину в сад пойдем»; Самолет летит, самолет гудит, то вверх, то вниз; Жуки летают; Дети отдыхают; Эмоциональное единение детей и взрослых, раскрытие положительных эмоций, развитие музыкального восприятия, слуховая отзывчивость
Надувайся пузырь; К нам пришел котенок; танец с платочками
Декабрь, 2015
1 Приветствие и прощание Формировать навыки культурного общения При встрече здороваюсь с каждым ребенком , при расставании говорю до свидания, стимулируя их к ответным действиям. 2 Игра «Дует ветер». развивать тактильную сферу, слуховое внимание, динамическую координацию. Сенсорная игра – по очереди накрывать платком каждого ребенка. Стимулирую ребенка убегать от «ветра» Ветер по морю гуляет, ветер парус раздувает, Парус / Егорку/ накрывает. Раз, два, три – лети! Выполнение инструкции взрослого, развитие восприятие, улучшение эмоционального контакта. 3 Ритмическая Игра « Шалтай – Болтай» с сенсорным компонентом (тактильное воздействие). Развитие ритмической двигательной координации; формирование навыков группового взаимодействия Все участники садятся поплотнее, воспитатель рассказывает стихотворение, хлопая, слегка раскачиваясь. Со словами свалился во сне наклоняются вперед, а со словами собрать – сначала поднимают руки вверх, а потом снова наклоняются. Шалтай – Болтай, сидел на стене, Шалтай – Болтай, свалился во сне. Вся королевская конница и вся королевская рать Не могут Шалтая, не могут Болтая, Шалтая – Болтая собрать! Стимулировать к выполнению детьми совместных ритмических действий 4 Сенсорная игра «Голуби». Создание благоприятного эмоционального фона в группе, развитие произвольной регуляции поведения Дети свободно перемещаются, педагог ходит между ними, слегка касаясь детей платком, напевая песенку, когда голуби возвращаются домой, педагог накрывает всех и себя платком. Когда голубятню открыть успели, то голуби сразу же улетели, они в голубое небо летят и там летают, сколько хотят, стимулировать у ребенка активность к взаимодействию
когда же вернутся отдохнуть, за ними дверцу закрыть не забудь 5 Игра «Птички». Развивать групповую сплоченность, воображение, подражание персонаж говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» образуют круг, держатся за руки, смотрят в глаза, и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу. Выполнение инструкции взрослого 6 Развитие лексической стороны речи: Знакомство с основными словами; Конкретизация знакомых и новых слов; Формирование обобщающих функций слова Дидактический материал Использование тем по развитию речи и ознакомлению с окружающим: «Перелетные птицы», «Зимние забавы» (см.план) 7 Творчество Игра с восковым пластилином формирование полноценного восприятия окружающей действительности, развитие тонкой моторики. Восковой пластилин. Стека, дощечка, картон Мнем и отщипываем кусочки пластилина и наклеиваем на картон; Катаем колбаску; Отрезаем от Развитие интереса к творчеству, знакомство с приемами и средствами (рисования, аппликации, лепки), формирования положительного отношения к результатам собственной деятельности.
колбаски кусочки с помощью стеки; Надавливаем и размазываем пластилин по дощечке, создавая заданный сюжет. 8 Аппликация картон, цветная бумага и клей: заготовка из картона Наклеиваем на бумагу готовые заготовки 9 Игра с крупами, природным материалом крупа, вода, камушки Создаем бусы из гороха и фасоли; Рисуем на манке. Создаем рисунок на пластилиновой основе 10 Игры с красками Гуашь, бумага, кисть, вода Рисуем травку и цветок; Раскраска 11 Музыкальное занятие Развивать положительное восприятие музыки у детей; эмоциональную и двигательную отзывчивость на музыку; формировать музыкально -ритмические движения Мягкие игрушки: медвежонок, котенок, платочки Зайками попрыгали; «Мишка косолапый»; Хоровод «По малину в сад пойдем»; Самолет летит, самолет гудит, то вверх, то вниз; Жуки летают; Дети отдыхают; Надувайся пузырь; К нам пришел котенок; танец с платочками Эмоциональное единение детей и взрослых, раскрытие положительных эмоций, развитие музыкального восприятия, слуховая отзывчивость

Январь, Февраль, 2016

1 Знакомство - приветствие Формировать навыки культурного общения При встрече здороваюсь с каждым ребенком , при расставании говорю до свидания, стимулируя их к ответным действиям. 2 Игра «Дует ветер». развивать тактильную сферу, слуховое внимание, динамическую координацию Сенсорная игра – по очереди накрывать платком каждого ребенка. Стимулирую ребенка убегать от «ветра» Ветер по морю гуляет, ветер парус раздувает, Парус / Егорку/ накрывает. Раз, два, три – лети! Выполнение инструкции взрослого, развитие восприятие, улучшение эмоционального контакта. 3 игра «Солнышко встало» Развитие двигательной координации. Помогает развитию слухового и зрительного внимания. Рассказываю стихотворение, одновременно выполняя ритмические действия, стимулируя детей к подражанию. Здравствуй солнышко, ты мой добрый друг! Как светло и радостно стало все вокруг! Солнышко встало, утро настало! Зайка умывается и песенку поет! Здравствуй солнышко, ты мой добрый друг! Как светло и радостно стало все вокруг! Солнышко встало, утро настало! Волк зарядку делает и песенку поет! и т.д. Стимулировать к выполнению детьми совместных ритмических действий 4 Игра с мыльными пузырями. Снять эмоциональное напряжение, создать позитивный настрой. 5 Ритмическая, сенсорная игра «Черепаха» развитие сенсорной сферы и обогащение сенсорного опыта, формирование знаний Если дети не прячут ручки, ножки от « Черепахи» я щекочу их за названные части Шла большая черепаха и кусала всех со страха. За плечи… (ножки…, бока…, Развитие слухового внимания. Снятие психо- эмоционального
схемы своего тела. тела, дожидаясь ответной реакции- эмоциональной и двигательной. спинку…) Кусь-кусь-кусь-кусь – никого я не боюсь! напряжения 6 творческая деятельность : Знакомство с восковым пластилином. формирование полноценного восприятия окружающей действительности, развитие тонкой моторики. -Мнем и отщипываем кусочки пластилина и наклеиваем на картон; -Отрезаем от колбаски кусочки с помощью стеки; Поделка: снеговик, солнышко Развитие интереса к творчеству, знакомство с приемами и средствами (рисования, аппликации, лепки), формирования положительного отношения к результатам собственной деятельности. 7 (Аппликация) картон, цветная бумага и клей крупа, вода, камушки Поделка: елочка, овечка, снеговик (приклеиваем заготовки к листу, создавая заданный образ) 8 Игры с красками Гуашь, бумага, кисть, вода Елка в снегу (раскраска) Зимний лес 9 Музыкальное занятие Развивать положительное восприятие музыки у детей; эмоциональную и двигательную отзывчивость на музыку; формировать музыкально -ритмические движения Мягкие игрушки: медвежонок, котенок, платочки Зайками попрыгали; «Мишка косолапый»; Хоровод «По малину в сад пойдем»; Самолет летит, самолет гудит, то вверх, то вниз; Жуки летают; Дети отдыхают; Надувайся пузырь; К нам пришел котенок; танец с платочками Эмоциональное единение детей и взрослых, раскрытие положительных эмоций, развитие музыкального восприятия, слуховая отзывчивость
Март, Апрель, 2016
1 Приветствие и прощание Формировать навыки культурного общения При встрече здороваюсь с каждым ребенком , при
расставании говорю до свидания, стимулируя их к ответным действиям. 2 Игра «Дует ветер». развивать тактильную сферу, слуховое внимание, динамическую координацию Сенсорная игра – по очереди накрывать платком каждого ребенка. Стимулирую ребенка убегать от «ветра» Ветер по морю гуляет, ветер парус раздувает, Парус / Егорку/ накрывает. Раз, два, три – лети! Выполнение инструкции взрослого, развитие восприятие, улучшение эмоционального контакта. 3 Игра «Охота на дракона». Развивать координацию глаз и рук, концентрацию внимания на объекте. Предлагаю детям попасть в «дракона» мячом. Бросаем мяч в баскетбольное кольцо, попал в кольцо - победил дракона. Стимулировать ребенка к выполнению действия- бросить мяч. 4 Игра с мыльными пузырями Снять эмоциональное напряжение, создать позитивный настрой. 5 Игра «География комнаты» Тренировка зрительной памяти, пространственное восприятие. Предлагаю ребенку с закрытыми, рукой глазами вспомнить и показать где находится окно, дверь, магнитофон, где включают свет в комнате. Стимулировать ребенка к выполнению действия- показать рукой. 6 Творчество Игра с восковым пластилином формирование полноценного восприятия окружающей действительности, развитие тонкой моторики. Восковой пластилин. Стека, дощечка, картон Мнем и отщипываем кусочки пластилина и наклеиваем на картон; Катаем колбаску; Отрезаем от колбаски кусочки с помощью стеки; Надавливаем и размазываем пластилин по дощечке; Развитие интереса к творчеству, знакомство с приемами и средствами (рисования, аппликации, лепки), формирования положительного отношения к результатам собственной деятельности.
7 Аппликация картон, цветная бумага и клей: заготовка из картона дерево и молодые листочки Наклеиваем на бумагу готовые заготовки 8 Игра с крупами, крупа, вода, камушки Прячем мелкие игрушки в крупе, затем ищем их, Создаем бусы из гороха и фасоли; Рисуем на манке. 9 Игры с красками Гуашь, бумага, кисть, вода Рисуем радугу; Рисуем травку и цветок; Раскраска 1 0 Музыкальное занятие Развивать положительное восприятие музыки у детей; эмоциональную и двигательную отзывчивость на музыку; формировать музыкально -ритмические движения Мягкие игрушки: медвежонок, котенок, платочки Зайками попрыгали; «Мишка косолапый»; Хоровод «По малину в сад пойдем»; Самолет летит, самолет гудит, то вверх, то вниз; Жуки летают; Дети отдыхают; Надувайся пузырь; К нам пришел котенок; танец с платочками Эмоциональное единение детей и взрослых, раскрытие положительных эмоций, развитие музыкального восприятия, слуховая отзывчивость
Май, 2016
1 Приветствие и прощание Формировать навыки культурного общения При встрече здороваюсь с каждым ребенком , при расставании говорю до свидания, стимулируя их к ответным действиям. 2 Игра «У жирафа пятна-пятна» развиватькоординацию, слуховое внимание, знакомить с частями тела Пою песенку, стимулируя детей показывать названные части тела, помогаю. У жирафа пятна-пятна, пятна- пятнышки везде! На лбу, ушах, на шее, на локтях, на носах, на животах, коленях и носках. (Дальше по тексту) Выполнение ребенком заданного взрослым действия, развитие восприятия.
3 Игра «Мушка». установление контакта, формирование у детей мотивации к взаимодействию, развитие произвольной регуляции поведения Рассказываю стихотворение сопровождая его движениями соответствующими тексту Веселая мушка, мохнатое брюшко. По комнате летает, песню напевает: Ж-ж-ж-ж-ж-ж. Устала! Села на листок, подняла хоботок. Кушать захотела, на кухню полетела: Ж-ж-ж-ж-ж-ж. и.т.д. выполнение детьми совместных действий, произнесение звуков 4 Сенсорная игра «Голуби». Создание благоприятного эмоционального фона в группе, развитие произвольной регуляции поведения Дети свободно перемещаются, педагог ходит между ними слегка касаясь детей платком, напевая песенку, когда голуби возвращаются домой, педагог накрывает всех и себя платком. Когда голубятню открыть успели, то голуби сразу же улетели, они в голубое небо летят и там летают сколько хотят, когда же вернутся отдохнуть, за ними дверцу закрыть не забудь стимулировать у ребенка активность к взаимодействию 5 Игра «Птички». Развивать групповую сплоченность, воображение, подражание персонаж говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» образуют круг, держатся за руки, смотрят в глаза, и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу. Выполнение инструкции взрослого 6 Творчество Игра с восковым пластилином формирование полноценного восприятия окружающей действительности, развитие тонкой моторики. Восковой пластилин. Стека, дощечка, картон Мнем и отщипываем кусочки пластилина и наклеиваем на картон; Катаем колбаску; Отрезаем от колбаски кусочки с помощью стеки; Надавливаем и размазываем Развитие интереса к творчеству, знакомство с приемами и средствами (рисования, аппликации, лепки), формирования положительного отношения к результатам собственной деятельности.
пластилин по дощечке, создавая заданный сюжет. 7 Аппликация картон, цветная бумага и клей: заготовка из картона Наклеиваем на бумагу готовые заготовки 8 Игра с крупами, природным материалом крупа, вода, камушки Создаем бусы из гороха и фасоли; Рисуем на манке. Создаем рисунок на пластилиновой основе 9 Игры с красками Гуашь, бумага, кисть, вода Рисуем травку и цветок; Раскраска 1 0 Музыкальное занятие Развивать положительное восприятие музыки у детей; эмоциональную и двигательную отзывчивость на музыку; формировать музыкально -ритмические движения Мягкие игрушки: медвежонок, котенок, платочки Зайками попрыгали; «Мишка косолапый»; Хоровод «По малину в сад пойдем»; Самолет летит, самолет гудит, то вверх, то вниз; Жуки летают; Дети отдыхают; Надувайся пузырь; К нам пришел котенок; танец с платочками Эмоциональное единение детей и взрослых, раскрытие положительных эмоций, развитие музыкального восприятия, слуховая отзывчивость