"Развитие у детей раннего возраста мелкой моторики посредством аппликации сыпучим материалом".

Автор: Яцкова Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №69 "Дюймовочка" комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Северодвинск, Архангельская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие у детей раннего возраста мелкой моторики посредством аппликации сыпучим материалом".
Дата публикации: 03.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

О.Н. Яцкова, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №69 «Дюймовочка» комбинированного вида», Российская Федерация, Архангельской области, г. Северодвинск
Развитие у детей раннего возраста мелкой моторики посредством

аппликации сыпучим материалом.
В данной статье рассматривается проблема развития мелкой моторики у детей раннего возраста посредством аппликации сыпучим материалом. Автор обобщает педагогический опыт, указывая эффективные формы работы с детьми, методы и приемы. В работе представлено перспективное планирование работы по данному направлению. Игры и занятия с сыпучим материалом – значимые мотивирующие факторы активности и творческой продуктивной деятельности. Ключевые слова: аппликация сыпучим материалом, развитие мелкой моторики, ранний дошкольный возраст, художественно - эстетическое развитие, ручная умелость, нетрадиционные способы изо деятельности, «мануальный интелект». Известно, что познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений, а положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. В.А. Сухомлинский [9] Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. [5] Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.[3] Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой
моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, с самого раннего возраста. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры, упражнения, пальчиковые разминки, конструирование, рисование, лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким. [4] Если мы будем развивать пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка. В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии и для самих мышц и для других органов. Познают мир «руками» не только крохотные малыши. Игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и мелкой моторики предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями рук. [5] Из наблюдений в группе мы увидели, дети возраста 2- 3 лет не умеют правильно держать ложку, карандаш, не умеют скатывать пластилин, выполнять точные движения пальцами рук, у них плохо развита речь или вообще отсутствует. Именно поэтому мы решили остановиться на проблеме развития у детей раннего возраста мелкой моторики посредством аппликации из сыпучего материала. Разрабатывая занятия с малышами по изобразительной деятельности мы стараемся опираться на программу «От рождения до школы» составленную в соответствии с ФГОС содержащую образовательную область «Художественное творчество» направленное на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.[1] Разрабатывая цикл занятий по изобразительной деятельности с детьми раннего возраста, ставим перед собой следующую цель: развитие мелкой моторики через художественно – творческие способности детей используя современные нетрадиционные средства. (аппликация сыпучими материалами ). Для реализации поставленной цели мы поставили задачи: научить манипулировать разными по качеству и свойству материалами, используя нетрадиционные способы изодеятельности; способствовать развитию художественного воображения и эстетического вкуса; развивать мелкую моторику и тактильные ощущения; знакомить детей с определенной технологией выполнения последовательности действия; познакомить детей с новым способом аппликации и различными сыпучими материалами; воспитывать усидчивость, интерес к данному виду деятельности, аккуратность в работе. Нами был разработан цикл занятий на учебный год для детей. Перспективный план работы с детьми на учебный год 2015-2016г. Месяц Тема Количество занятий
Сентябрь Листопад Ежики в лесу Грибы 3 Октябрь Дерево Кошка Лук 3 Ноябрь Воробушки Колеса для машины Покормим птичек 3 Декабрь Украсим нашу ёлочку Новогодняя открытка Снеговик 3 Январь Снежинка Бурый медведь 2 Февраль Северный олень Открытка для папы на 23 февраля 2 Март Солнышко Цветы в вазе Открытка для мамы на 8 марта 3 Общее количество занятий 19 Во время обучения детей мы использовали следующие методы и приёмы:  показ с проговариванием действий;  устную инструкцию;  демонстрацию выполнения;  проблемные ситуации;  ролевые игры . Для создания творческой атмосферы применяли художественное слово. Работа строилась по следующим принципам:  от простого к сложному;  наглядности;  учет зоны ближайшего развития;  доступность,  систематичность,  индивидуальности. Играя с сыпучим материалом разного цвета , разной формы и величины, ребенок испытывает удовольствие, а движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время занятий и игр с крупой развиваеться не только рука, но и речь. Ребенок становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление. Упражняясь с сыпучим материалом , ребенок развивает
координацию движений, добиваясь точного выполнения, усидчивость. Произвольность психических процессов, совершенствование визуального восприятия обеспечиваются тем, что упражнения выполняются в режиме : «Услышал, увидел, сделал».[9] Нельзя недооценивать и релаксационное воздействие на организм манипуляций с сыпучим материалом , желание ребенка бесконечно трогать и перебирать сыпучий материал . Поэтому мы старались поддерживать и развивать интерес ребенка к игре с сыпучим материалом. Манипуляции с сыпучим материалом не вызывают аллергии, нельзя порезаться или уколоться. Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании сыпучего материала ладонями и пальцами ребенок получает разнообразные тактильные ощущения. В ходе игры и занятий с сыпучими материалами, направленными на развитие осязания, ребенок учиться хватать, целенаправленно ощупывать, развивает чувствительность пальцев рук. Игры занятия всегда проводятся под наблюдением взрослого, готового взять руку ребенка и показать , как нужно пользоваться сыпучим материалом Массаж с сыпучим материалом активизирует так называемый «мануальный интелект» (стимулируются кончики пальцев рук и ладони). Таким образом, происходит активизация сенсомоторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. [9] Итак , игры и занятия с сыпучим материалом – значимые мотивирующие факторы активности и творческой продуктивной деятельности. Они способствуют развитию наблюдательности, концентрации внимания и речи – важнейших компонентов, составляющих основу психического здоровья и благополучия детей. .
Литература: 1. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: Мозаика–синтез, 2014.-368 с. 2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997. 3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997. 4. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008. 5. Кольцова, М.М. Ребенок учиться говорить / М.М. Кольцова.-М.: Сов. Россия, 1973-45с. 6. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. ФГОС / Т.С. Комарова. – М.: Мозайка – синтез,2015.- 160с. 9. Деникеева Ф. Развитие мелкой моторики и сенсорики // Дошкольное воспитание, 2013. -№ 2