"Учимся писать сочинение-рассуждение"

Автор: Черкашина Виктория Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4" г.Корсакова Сахалинской области
Населённый пункт: г.Корсаков Сахалинская область
Наименование материала: рабочая программа элективного курса для 8 класса
Тема: "Учимся писать сочинение-рассуждение"
Дата публикации: 24.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


РАССМОТРЕНА

на методическом

объединении учителей

____________________

от «__» августа 2015 г.

протокол № 1

Руководитель МО:

Шамина Е.В.

ПРИНЯТА

на заседании методического совета

от « » августа 2015 г.

протокол № 1

Заместитель директора по УВР:

Писцова Л.А.

УТВЕРЖДЕНА

приказом директора

МБОУ «СОШ № 4»

Директор школы

___________ Осотова Е.П.

приказ №____________

от « »__________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Индивидуально-групповые занятия

РУССКИЙ ЯЗЫК

(указать учебный предмет, курс)

«Учимся писать сочинение-рассуждение»

уровень образования (класс): 8 «А» класс (основное общее образование)

количество часов: всего 34 часа; 1 час в неделю

срок реализации: 1 год

УМК Львовой В.Я.

Разработчик программы: учитель русского языка и литературы

Черкашина Виктория Александровна

Корсаков 2015




Пояснительная записка

Обоснование актуальности, новизны и значимости программы.

Актуальность
программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания . Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном тексте. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно гово рить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Новизна программы:
- в логике построения учебного материала для формирования навыков лингвистического анализа текста; - в определенном планировании занятий (но вовсе не обязательном), так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся; - в предоставлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся; - в акцентировании внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов; - в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста.
Значимость
данной программы в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, в формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного
усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Курс ИГЗ

«Учимся писать сочинение-рассуждение»
для учащихся восьмых классов и является дополнением к основному курсу русского языка, к той его части, которая определяется как развитие речи. Необходимость введения курса обусловлена тем, недостаточно времени уделяется и такому сложному виду работы, как сочинение - рассуждение. Особую трудность для девятиклассников при создании сочинения-рассуждения представляет аргументация их собственных умозаключений и выводов. Как правило, школьники не вполне ясно представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения. Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями Государственного Стандарта общего образования. Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи. Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределён таким образом, что практически не требуется домашней подготовки. С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат: перед ними сформулированы цели курса
Цель индивидуально – групповых занятий
познакомить восьмиклассников с основными законами создания сочинения-рассуждения и научить строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Данное умение позволит обучающимся не только успешно подготовиться к итоговой аттестации в 9 классе, но и будет способствовать достижению личностных результатов обучения.
Задачи индивидуально-групповых занятий:
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения; - формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; - совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; - совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме собственное восприятие текста, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений; - формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст; - развивать речевые универсальные учебные действия; -воспитывать внимательного читателя, учить подростка размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки. Реализация данной программы предусматривает использование личностно- ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную

деятельность:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала; -составление текстов типа речи рассуждения); - самостоятельная работа; - работа в группах, парах; - индивидуальная работа. Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности. Освоение курса предполагает следующую
типологию
уроков: - уроки-лекции; - уроки применения знаний на практике; - уроки навыков (тренировочные); - уроки комплексного применения знаний. Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Методы и приемы:
•лекция; •беседа; •объяснение учителя; •исследование; •наблюдение; •сопоставление и анализ.
Виды деятельности учащихся:
•составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему; •анализ текста художественного и публицистического стилей; •конспектирование, формулировка тезисов; •работа с научной и публицистической литературой; •составление схем, таблиц алгоритмов.
Принципы, на которых базируется программа:
- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся; - уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью; - комплексный подход при разработке занятий; - вариативность содержания и форм проведения занятий; - научность, связь теории и практики; - преемственность;
- наглядность; - систематичность и последовательность; - прочность полученных знаний; - активность и сознательность обучения.
Условия, необходимые для реализации программы:
- - кабинет русского языка и литературы; - таблицы по русскому языку; - раздаточный материал; - контрольно-измерительные материалы; - компьютер. Программа рассчитана на 34 часа в год, что составляет 1 час в неделю
Краткое описание структуры и логики программы
Данная программа может быть использована учителем-словесником для проведения индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 8 класс. Данный курс позволит учителю постепенно начать подготовку к ОГЭ выпускников в новой форме. Курс состоит из 4 разделов. 1раздел. Текстоведение (целесообразно начать изучение курса с анализа текстов, определяя признаки текста, выделяя микротемы, абзацы, главную и второстепенную информацию). 2 раздел. Средства выразительности в тексте (повторение лексики, фразеологии, анализ текстов). 3 раздел. Особенности рассуждения (закрепляются знания о композиции рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные умозаключения и выводы). 4 раздел. Редактирование (развиваются умения оценивать собственную работу, исправляя грамматические, логические, речевые ошибки).
Прогнозируемый результат
Программа индивидуально-групповых занятий предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Таким образом, система работы по обучению написанию сочинения-рассуждения позволит достичь предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения данного курса учащиеся должны:
Уметь: - соблюдать нормы русского литературного языка и нормы речевого этикета; - правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста; - пользоваться современными средствами связи;
- находить в тексте и применять на практике различные выразительные средства; - использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; - развивать речевую культуру, бережно и сознательно относиться к родному языку, сохранять чистоту родного языка ; - увеличивать собственный словарный запас; расширять круг используемых грамматических средств; - строить логичное, связное высказывание на заданную тему; - понимать и интерпретировать содержание исходного текста; - формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её; - определять позицию автора; - высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (выстраивать логическую цепочку рассуждений); - анализировать образцы ученических сочинений и рецензировать их.
Критерии оценки знаний обучающихся:
Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются на основании устных ответов и письменных работ по пятибалльной системе оценивания с учётом рекомендаций, изложенных в Методическом письме «Направления работы учителей- словесников по исполнению единого орфографического режима на современном этапе развития школы»
1. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных, способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа, 2) степень осознанности, понимания изученного, 3) языковое оформление ответа. Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 —2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого. Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание , большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка «1» не ставится. Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
2. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся. Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе. Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме и основной мысли; - полнота раскрытия темы; - правильность фактического материала; - последовательность изложения. При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: - разнообразие словарного и грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (см. нормативы для оценки контрольных диктантов). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим нормативам:
Отметка «5» ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка. Отметка «4» ставится, если: I) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2 грамматических ошибок. Отметка «3» ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок. Отметка «2» ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления; 5) нарушено стилевое единство текста. В работе допущено более 6 недочетов в содержании, более 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.
3. Оценивания теста
по критериям при максимальной сумме баллов (например) – 24: «5» - ставится, если обучающийся набрал 24 – 23 балла; «4» - ставится, если обучающийся набрал 22 – 17 баллов; «3» - ставится, если обучающийся набрал 16 – 8 баллов; «2» - ставится, если обучающийся набрал менее 7 баллов

Литература
 Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. – М.,1963.  ОГЭ-2015. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / Под ред. И.П. Цыбулько. — М.: Издательство «Национальное образование», 2015. — ОГЭ-2015. ФИПИ-школе)  ОГЭ выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык. –Ярославль : «Интеллект-центр»,2015.

Календарно-тематическое планирование



п/

п

Тема занятия

Количеств

о часов

Дата

Примечание
1
Раздел I. Текстоведение (3 часа)
1 1 Понятие о тексте. Признаки текста. 1 2 2 Способы связи предложений в тексте. 1 3 3 Средства связи предложений в тексте. 1 5
Раздел II. Средства выразительности в тексте (13 часов)
4 Основные выразительные средства языка. 1 5 5 Фонетические средства выразительности. 1 6 6 Словообразовательные средства выразительности. 1 7 7 Лексические средства выразительности. 1 8 Лексические средства выразительности. 1 9 Лексический разбор текста. 1 10 Морфологические средства выразительности. 1 1 11 Синтаксические средства выразительности. 1 1 12 Грамматические средства выразительности. 1 1 13 Грамматические средства выразительности. 1 1 14 Роль выразительно-изобразительных средств в тексте. 1 1 15 Комплексный анализ текста. 1 1 16 Комплексный анализ текста. 1 1
Раздел III. Особенности рассуждения (10 часов)
1 17 Тип речи рассуждение и его отличительные особенности. 1 2 18 Структура сочинения - рассуждения на лингвистическую тему. 1 2 19 Тезис. Варианты формулировки тезиса. 1 2 Определение тезиса в тексте. 1
20 2 21 Как доказывать тезис: правила подбора аргументов. 1 2 22 Учимся находить аргументы в исходном тексте. 1 2 23 Иллюстрация доводов примерами. 1 2 24 Подбираем примеры к доводам из прочитанного текста. 1 2 25 Вывод, ка обязательный компонент структуры текста-рассуждения. 1 2 26 Критерии оценки сочинения-рассуждения. 1 2
Раздел IV. Редактирование (10 часов)
3 27 Предупреждение грамматических ошибок в тексте. 1 3 28 Предупреждение речевых ошибок в тексте. 1 3 29 Предупреждение фактических ошибок в тексте. 1 3 30 Написание сочинения-рассуждения. 1 3 31 Анализ и рецензирование выполненных работ. 1 3 32 Написание сочинения-рассуждения. 1 3 33 Анализ и рецензирование выполненных работ. 1 3 34 Анализ и рецензирование выполненных работ. 1
Всего - 34 часа