"М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба. Анализ стихотворения".

Автор: Черепанова Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ №20"
Населённый пункт: Красноярский край, г. Норильск
Наименование материала: конспект урока
Тема: "М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба. Анализ стихотворения".
Дата публикации: 04.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Черепанова Елена Владимировна, МБОУ «СШ №20»
Урок по теме
М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба. Анализ стихотворения Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…» Цели урока:
Познавательные
: 1) знакомство с жизнью и деятельностью М. В. Ломоносова; 2) воспитание интереса к предмету, создание читательского опыта;
Регулятивные:
1) развитие навыков анализа литературного произведения, 2) развитие логического мышления учащихся;
Коммуникативные:
Развитие монологической и диалогической речи. Ход урока I. Вступительное слово Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик. Н.А. Некрасов Вы знаете, о ком говорит Н.Некрасов? II. Внимательно прочитайте высказывание А.С. Пушкина. Объясните значение характеристик, данных поэтом о М.В. Ломоносове. Историк — специалист по истории, т.е совокупности наук, изучающих прошлое человеческого общества. Ритор — в древней Греции и Риме: оратор, а также учитель красноречия. Минералог — специалист в науке о минералах. 1
Черепанова Елена Владимировна, МБОУ «СШ №20»
Послушайте стихотворение
Стромилова о Ломоносове. В соседстве двух морей, на родине метели, Вблизи бродящих льдов и стужи он рождён; Снегами полюса он встречен у купели. И пышным севера сияньем озарён. Покинув дом отца, в стане чужой, далёко, Как хлеба он искал познаний и наук... Какие биографические данные можно узнать из стихотворения? Докажите строчками произведения. Вы правы, но чтобы больше узнать о поэте Вам предстоит провести небольшое исследование. К какому доступному источнику можете обратиться? (рассказ и запись основных биографических данных)
Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии
в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. В
1730 году поступил в Греко-латинскую академию в Москве
, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами. В начале
1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в

университет при Петербургской академии наук
. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.
А осенью 1736 г
. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были
отправлены Академией Наук в Герман
ию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии. 2
Черепанова Елена Владимировна, МБОУ «СШ №20»
В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию
. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему
принадлежат работы в области физики, химии,

астрономии, географии, филологии.
В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан

Московский университет,
«открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
4 апреля 1765г у мер Ломоносов в Петербурге.
Запись в тетрадях учащихся. 1)21 ноября 1711 г. родился в Архангельской губернии. 2)1730 г. —поступил в Славяно-греко-латинскую академио3)1736 г. — направлен в Петербургский университет, затем в Германию изучать математику, физику, химию, философию и металлургию. 3)1741 — вернулся в Россию.4) 1748 — создание химической лаборатории, мозаичные картины.6) 1755 г. —основание Московского университета. 7) 1 755г. — умер в Петербурге. Но открытия, сделанные М.В, Ломоносовым, так же, как написанные им произведения, продолжают жить. 
Чтение стихотворения

Словарная работа

О чём это произведение?

Что служит причиной спора двух учёных?
(конечно, об их системах мироздания) Видели ли вы ночное небо, усеянное звёздами?.. Можно ли остаться равнодушным при виде звёздного неба?.. Особую радость испытываешь, когда находишь знакомое созвездие, когда обнаруживаешь планеты, название которых ты знаешь. Возникает мысль о бесконечности и загадочности Вселенной. 3
Черепанова Елена Владимировна, МБОУ «СШ №20» Какая наука, которая изучает планеты?  Астрономия – одна из древнейших наук, потому что Солнце, Луна и звёзды всегда привлекали к себе внимание человека. Была в ней и практическая необходимость: уже в глубокой древности люди заметили, что смена времён года на Земле прочно увязана с положением светил на небе.  (астрономы изучают небесные тела: Солнце, Луну, звёзды, планеты, кометы)  Да, всё, что видишь на небе: Солнце. Луна, звёзды. Планеты – всё это вращается вокруг Земли, потому что Земля является центром всего мироздания…  (Дети должны опровергнуть это мнение) 
школа 18 века
Давайте перенесёмся в 18 век, лет на 250 назад. Мы также находимся на уроке. И я говорю: «Ребята, не Солнце вращается вокруг Земли,
но Земля ходит

вокруг Солнца, да при этом ещё и вертится вокруг своей оси».
 Таким сообщением я удивила бы вас ещё больше, чем сейчас. Вы в недоумении обратились бы к священнику, и он тут же разрешил бы ваше сомнение, сказав, что это неправда.  Немного было людей в 18 веке, которые слышали бы о том, что Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Ещё меньше было таких, которые верили в это.  Такие ошибочные представления о строении Вселенной были вызваны не только тем, что мы воочию видим, как движутся небесные светила. Они подкреплялись также учением древнегреческого астронома Птолемея. Птолемей считал, что Земля находится в центре Вселенной, а Луна, Солнце, планеты и звёзды движутся вокруг неподвижной Земли.  Ребята, вспомните из уроков природоведения, кто такие Коперник и Птолемей ?
Коперник
 Через 1300 лет польский астроном Николай Коперник разработал другую систему мироздания, согласно которой Земля и планеты вращаются вокруг 4
Черепанова Елена Владимировна, МБОУ «СШ №20» неподвижного Солнца. Медленно и трудно учение Коперника пробивалось в сознание людей. И в 18 веке ещё мало у кого хватало духу отказаться от устоявшихся традиционных взглядов. 
век Просвещения
 Но 18 век называют веком Просвещения. Учёные и писатели многих европейских стран, стоявшие на передовых рубежах своей эпохи, видели в просвещении народа путь к улучшению его жизни. Были и в России свои патриоты-просветители. Первое место среди них принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову, гениальному учёному и поэту. (1761г. Такая дата поставлена Ломоносовым под стихотворением. Случайно на пиру встречаются Птолемей и Коперник. Между ними сразу разгорается спор.) 
Могли ли Коперник и Птолемей реально встретится на пиру?

Почему в стихотворении Ломоносова они встречаются?

Где встречаются учёные? Случайно ли Ломоносов выбирает это место для

встречи учёных?
Уже полторы тысячи лет птолемеевой системе мира и более двухсот лет коперниковой, а вопрос об их верности всё ещё вызывает противоборство позиций. В стихотворении эта проблема решается наглядно и просто. 
Кто же разрешил их спор?
(повар) 
Давайте перечитаем и внимательно прислушаемся к словам повара. Повар

говорит: «Кто видел простака…» От какого прилагательного слово

«простак»?
(простой. А есть ещё прилагательное «простоватый», к нему существительное ближе) 
А что значит «простоватый»?
(не очень умный, недалёкий) «Простаки» встречаются везде. И среди поваров тоже. Но такого простака из поваров, который бы вертел очаг кругом жаркого, не видел никто. 
Очаг – что такое?
(место, где разводят и поддерживают огонь) 5
Черепанова Елена Владимировна, МБОУ «СШ №20» 
А что в данном случае означает существительное «жаркое»: само кушанье

или сковороду с кушаньем?
(сковорода, на которой жаркое) 
Каким же образом повар разрешает спор астрономов?
(через сравнение: он уподобил Солнце очагу, а Землю сковороде) 
Как думаете, довод повара мог переубедить Птолемея?
(нет) Не мог, потому что сравнение не является доказательством. Учёный-астроном Клавдий Птолемей создал целостную картину мира и подкрепил её, приложив к описанию математические таблицы, с помощью которых на протяжении полутора тысячи лет мореплаватели определяли по положению небесных светил местонахождение своих кораблей в открытом море. 
Что вы можете сказать о поваре?
(смекалистый, находчивый и не лишён чувства юмора. Легко и быстро решил жаркий спор учёных) IV. Ломоносов не был пассивным сторонником учения Коперника; в своих научных трудах по астрономии он продолжал развивать систему мира, построенную. Польским астрономом. Во многих отраслях знаний, которыми занимался Ломоносов, он делал открытия мирового значения.
Для чего, по-вашему, написано стихотворение? Какую мысль хотел донести

до нас с вами автор?
Стихотворение Ломоносова забавно и увлекательно. Но создано оно не для того, чтобы позабавить и развлечь читателя. Забавляя, оно несёт истинное знание о строении Вселенной. «В безделицах я стихотворца не вижу…» - писал Ломоносов. Он был твёрдо убеждён, что поэзия должна служить просвещению людей, а значит, и просвещению Отечества.
Рефлексия
- О чем сегодня узнали? - Что понравилось на уроке? 6