"Использование современных технологий обучения на уроках биологии"

Автор: Лопаткина Наталья Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: чпоу "СТСЭУ"
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование современных технологий обучения на уроках биологии"
Дата публикации: 04.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Частное профессиональное образовательное учреждение

«Ставропольский техникум сервиса экономики и управления»

(ЧПОУ «СТСЭУ»)

«Использование современных технологий

обучения на уроках биология

с целью формирования компетентной

личности»

учитель биологии

Лопаткина Наталья Викторовна



Ставрополь, 2016


«Знания! Великое дело!

Что же составляет величие

Человека, как не знания!»

А.С.Пушкин
Биология является важнейшим системообразующим предметом. Чтобы развивать современное сельскохозяйственное производство, современные технологии, управлять этим производством и принимать верные социально-политические решения и т.д., необходимы не только глубокие математические знания, но и, в первую очередь, владение математическими методами и технологиями. В связи с этим можно выделить главной целью биологического образования
развитие учащихся
самых разных видов. Биология является феноменом мировой общественной культуры, способствует
культурному развитию учащихся
. Биология возникла не только из практических, но и из духовных потребностей человека.
Духовно развитый человек должен иметь

достаточно хорошее биологическое образование
. Биологические знания, теории, методы и факты образуют удивительный, цельный, гармоничный мир, заполненный творениями человеческого гения, способствуют
эстетическому развитию
человека. В основе биологического знания лежит принцип доказательности, один из самых нравственных принципов, созданных мыслящим человечеством. Занятия биологией способствуют
нравственному воспитанию, развивают

добродетели
. Процесс занятия биологией способствует развитию интуиции и воображения, а, следовательно, способствует и
творческому и

интеллектуальному развитию учащихся.
Уже сам процесс занятия биологией обладает огромным развивающим потенциалом. В последнее десятилетие усилия специалистов области школьной биологии были сосредоточены на решение двух основных задач - это переход на новое содержание биологического образования образования и обеспечение всеобщего среднего образования. В настоящее время сложилась
ситуация, требующая быстрых и решительных мер по модернизации российского образования. В связи с этим основными задачами каждого учителя являются:  обеспечение достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего государственным стандартам биологического образования;  усвоение учебного курса биологии на более высоком уровне учащимися, проявляющими интерес к предмету;  реализация основных принципов обучения. В настоящее время часто можно наблюдать такую картину: учитель, приходя в класс, имеет некоторые представления о том, чему он сегодня должен научить ребенка; эти знания, как информацию, он транслирует ученику, требует от него воспроизведения транслируемого; оценивает полученную репродукцию. Причем большинство учителей при этом твердо верят, что результат достигнут, что представление о знании сформировано и легло в сознание ребенка. Каждый учитель считает, что сообщенное им на уроке есть истина, и что она положена в систему предшествующих истин. Даже большинство из тех, кто вводит в трансляцию элементы проблемного обучения, спешат сами разрешить проблему. Таким способом обучения (используемым и мастерами) развивать ребенка нельзя. Речь не идет о том, что эта методика не имеет права на жизнь, отнюдь, там, где у ребенка формируются представления о способах получения знания, (письмо, чтение, математика), она может даже доминировать. Но грустно потому что, что некоторые из моих коллег работают таким образом. Считаю, что практикующим такую структуру своей педагогической деятельности нужно менять подход к делу. На мой взгляд, работа учителя будет более продуктивна, если его уроки имеют совсем другую организацию. Я, как учитель, имея представления об определенном разделе человеческих знаний, "упаковываю" информацию в виде текста, видеоряда, картины, игровой ситуации и т.п. на уроке; предлагаю учащимся самим разобраться и отнестись к ней со вниманием. Естественно, учащиеся на этапе обучения в школе среднего звена и старшеклассники уже оснащены способами добывать знания, поэтому мне
остается организовать между ними коммуникацию на понимание "упаковки" и встраивания этого знания в складывающуюся систему знаний. При этом "упаковки" могут дифференцироваться по уровням возможностей учащихся на этапе понимания, а обсуждение и систематизация может осуществляться совместно. Для учеников 5-8 классов я использую технологии проблемного обучения и ИКТ – технологии, создавая презентации к урокам, создавая проблемные ситуации, активизирующие познавательный процесс. Учащихся старших классов привлекаю к проектной деятельности.
Проект
– это буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе.
Метод проектов
– педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Посредствам проектной деятельности формируются знания и навыки о структуре задачи, этапах ее выполнения; осваиваются основные элементы технологических цепочек. Проектная деятельность, как элемент учебного процесса, оказывается очень эффективной, предоставляет учащемуся максимум свобод в реализации задачи, что повышает у ребят интерес к решению задач и способствует творческому развитию компетентной личности. Так как проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования, то каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Проектная исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно. Ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Практика показывает, что использование проектной технологии оказывается достаточно эффективно при обучении биологии. Когда школьники работают над проектом вместе с учителем, рождается единый дух творчества, единый порыв, единство мыслей и чувств. Учитель находится на равных с ребенком, он тоже исследователь, и так же ищет истину, а значит, вместе с учеником может удивляться, радоваться находкам. Проводимые мною проекты являются одновременно и исследовательскими, и творческими. Работа по подготовке такого проекта всегда начинается с постановки цели, с обдумывания того, зачем проект нужен учителю и учащимся. Необходимо понимать, что работа над проектом объемная, кропотливая, но польза от проектной деятельности несомненная. Метод проектов, с моей точки зрения, позволяет школьникам овладеть умением построения технологической цепочки:
от идеи через цели, задачи,

мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта.
Проектная деятельность основана, прежде всего, на
развитии самостоятельности

учащихся
, гибкой организации процесса обучения. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности ученика,
учитываются индивидуальные интересы и способности
ребенка, решаются не только конкретные обучающие задачи, но и сугубо житейские. В методе проектов изменяются ролевые функции ученика и учителя. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной функцией педагога становится
консультирование,
позволяющее школьнику в процессе выполнения проекта реализовать логическую
технологическую

цепочку.
Из различных типов проектов я отдаю предпочтение следующим:
исследовательским,
которые требуют обоснования актуальности и социальной значимости темы. Результатом является, как правило, исследовательская работа (реферат);
творческим,
результатом которых может быть видеофильм, компьютерная программа, фотоальбом, презентация, изготовленная ребенком модель, эскиз и пр.;
информационным,
представляющим собой обобщенный информационно-аналитический материал о каком-либо объекте или явлении, предназначенный для широкой аудитории. Продуктом проекта может быть статистический анализ, результаты мониторинга и пр.; 



практико-ориентированным,
содержащим четко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Результатом может быть, например, план реконструкции школьной столовой, кабинета математики.
Метод проектов
позволяет мне формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести: 1) Умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности. 2) Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. 3) У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это – неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. 4) На этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т.п. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро и макро-социуме, стимулирует формирование компетентной личности. Ведущие педагогические цели метода проектов:  намечать ведущие и текущие цели и задачи;  искать пути их решения, выбирая оптимальный вариант при наличии альтернативы;  осуществлять и аргументировать выбор;  предусмотреть последствия выбора;  действовать самостоятельно (без подсказки);  сравнивать полученное с требуемым;  корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;  объективно оценивать процесс и результат проектирования.
Проектная деятельность развивает познавательные навыки учащихся, их критическое и творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также увидеть, сформулировать и решить проблему. Педагогическая технология - это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач, это планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий. Понятие «методика» шире понятия «технология». Методика отвечает на вопросы, чему, зачем и как учить. Технология отвечает на вопрос, как учить. На своих уроках чаще других я использую ИКТ – технологии, здоровьесберегающие технологии и как одну из разновидностей проблемной педагогической технологии -
«мозговой штурм».
Последнюю в основном, на уроках геометрии.
«Мозговой штурм»
- это решение научной или учебной проблемы посредством объединения творческих мыслей учащихся, «коллективного мозга»; применяю его при опросе, изучении нового материала, при повторении и обобщении пройденного, решении проблем, составлении планов и т. д. Считаю своей педагогической находкой технологии организации опроса учащихся:
«мерцающий опрос» и «змейка»
. Не секрет что при индивидуальном опросе ученик, не участвующий в нём, теряет интерес к происходящему, не следит за происходящим, теряя нить рассуждений. Технология организации
«мерцающего опроса»
состоит в следующем. Вопросы задаются стоящим у доски нескольким ученикам для проверки достаточно большого по объёму материала. Количество учащихся может варьироваться от 3 до 10, в зависимости от необходимости и профессионализма учителя. Право ответить есть у каждого. Готовность отвечать ученик демонстрирует поднятой рукой. Когда один из них отвечает, остальным предлагается оценить ответ, исправить, скорректировав высказывание. Если никто из ответивших школьников не смог сделать это правильно, к работе привлекается класс. В заключение, учитель может сам, а может предоставить это право одному - двум учащимся, не принимавшим участие в опросе, проанализировать на оценку ответы товарищей. Данное
педагогическое действие вызывает высокое интеллектуальное напряжение, осмысление материала, формирует монологическую речь, развивает критичность ума. Одно неудобство – учитель должен хорошо владеть классом, т. е. эта форма не всегда по силам молодому специалисту. Перечисленные технологии помогают мне широко применять и использовать инструментарий обеспечения качества обучения, прогнозировать результаты педагогического воздействия на учащихся. Это решает краеугольную проблему образования, позволяет сочетать разно уровневую индивидуально-групповую работу с коллективно-фронтальной. В предложенных мною методических материалах я постаралась показать, как я работаю над достижением указанных целей и, решая задачи формирования математической компетенции учащихся, установленных программой и стандартами, содействую всестороннему развитию своих учеников.