Интеллектуальное шоу "В химическом королевстве"

Автор: Ильиных Татьяна Владимировна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Гвардейская школа -гимназия №2"
Населённый пункт: Крым Симферопольский район поселок Гвардейское
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интеллектуальное шоу "В химическом королевстве"
Дата публикации: 04.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Интеллектуальное шоу «В химическом

королевстве»

Цель: развивать познавательный интерес учащихся к изучению химии;

усовершенствовать умения наблюдать, анализировать, сравнивать; развивать

исследовательские навыки; воспитывать самостоятельность, активность,

ответственность.

Оформление
: плакаты с высказываниями ученых о химии.
Ход мероприятия.
1 ведущий. Еще в древние времена человек наблюдал в природе химические явле6ния и пытался использовать для улучшения своего существования. 2 ведущий. Прошло время, и человек научился использовать огонь. Никто не знает точно, где и когда он впервые научился поджигать древесину и поддерживать огонь. Неизвестно также, сколько времени прошло с тех пор, как человек научился использовать огонь для приготовления пищи, в гончарном производстве, для обработки и получения металлов. 1 ведущий. Зато известно, что в Древнем Египте возникли ремесла, которые основывались на использовании химических процессов. 6 тыс. лет тому назад для изготовления оружия и сельскохозяйственных инструментов люди использовали железо, а 5 тыс. лет назад египтяне умели добывать и обрабатывать медь. 2 ведущий. Античный свет уже знал золото, серебро, ртуть, сплав меди с оловом – бронзу. Люди научились изготавливать стекло, керамику, использовали серу, природную соду, минеральные краски, масла, смолы, обрабатывали кожу, изготавливали косметические средства. 1 ведущий. Вот, кажется, будто недавно Жил человек и не знал, Что из серого камня Выплавить можно металл. 2 ведущий. Что обычный песок под ногами Огонь превращает в стекло. Трудно сейчас и представить Как это было давно. 1 ведущий. В средние века широко распространилась алхимия, задачей которой было найти «философский камень» - вещество, которое могло неблагородные металлы превращать в благородные, возвращать людям молодость и здоровье. 2 ведущий. Современная химия имеет огромное значение для человека и его практической деятельности. 1 ведущий. Назад убегают года за годами, За веком проносится век. 1
И сколько практических знаний Сумел накопить человек! 2 ведущий. Сказка ли, в самом деле- Из угля получаем капрон Красивый каракуль из ели, Из газов - нарядный нейлон. 1 ведущий. Вперед ли посмотришь, Назад ли оглянешься: Пройдено столько пути! Этой науке звездой путеводной Желаю я быть впереди! 2 ведущий. Все вы в детстве читали много интересных сказок о добрых феях и могучих волшебниках, которые творили чудеса. Но в жизни ни фей, ни волшебников не существует. Однако чудеса бывают, хотя творят их обычные люди. Люди вооружены знаниями. И если говорить о чудесах, то среди других наук самой известной волшебницей выступает химия. 1 ведущий. Дорогие друзья, уважаемые гости! Мы рады приветствовать на интеллектуальном шоу «В химическом королевстве». 2 ведущий. На шоу приглашаются команды участников. Оценивать соревнования команд будет жюри в составе… (Представление состава жюри). 1 ведущий. А вы, уважаемые болельщики, внимательно следите за происходящим. Будьте готовы ответить на вопросы, если команды не смогут ответить. 2 ведущий. Для определения очередности выступления команд проведем конкурс «Дешифровальщик». Уважаемые, игроки, вам необходимо расположить химические элементы (сера, фосфор, азот, кислород) в той последовательности, в которой они расположены в Периодической системе Д.И. Менделеева. 1 ведущий. Пока жюри проверяет ответы игроков, послушайте химические частушки в исполнении … (Называются имена исполнителей) Ах, подружка, без сомненья, Надо химию учить. Без познанья всех явлений Невозможно больше жить. Широко вошли в наш быт Разные пластмассы. За короткий очень срок Их признали массы. Стала гладить я капрон Слишком жарким утюгом. Посмотрела - сердце сжалось: Только дырочка осталась. Чтобы вы росли нормально, 2
Крепкие и сильные, Витамины получает, Также наша химия. Если б химию не знали, Топали б пешком всегда. Без горючего автобус Не поедет никогда. Много есть ребят пассивных- Как воды набрали в рот, Наш совет – быть поактивней, Ну, как фтор иль кислород. Мы куплеты вам пропели – Хорошо ли, плохо ли. А теперь мы вас попросим, Чтоб вы нам похлопали. 2 ведущий. А сейчас, друзья, первое испытание нашего химического королевства «Таинственный цветок». Цветок состоит из пяти лепестков, на обороте которых написаны задания. Команды по очереди, какую установили члены жюри по результатам конкурса «Дешифровальщик», срывают лепестки и отвечают на вопросы, используя три попытки. Ответ с первой попытки оценивается в 3 балла, со второй – 2 балла, с третьей – 1 балл.
Лепесток 1. Назовите вещество.

Попытка 1.
Известный испанский алхимик Раймонд Луллий (1493-1541) описал несколько способов получения этого вещества, которое должно «успокоить человеческое тело, вернуть старикам молодость».
Попытка 2.
В 11 веке это вещество получали из вина перегонкой

и дальнейшей конденсацией паров в змеевидном холодильнике.
Попытка 3.
В средние века это вещество считали одним из наиболее сильных лекарственных веществ, называли «чудодейственной водой». (Этиловый спирт)
Лепесток 2. Назовите металл.

Попытка 1.
Этот элемент принадлежит к редким металлам. Открыл его в 1798 году французский химик и фармацевт Луи Никола Воклен. Он играет важную роль в развитии современной химии.
Попытка 2.
Оксид этого металла называли «Сладкой землей».
Попытка 3.
В атомной промышленности его используют для изготовления замедлителей нейтронов в атомных реакторах, для изготовления рентгеновских трубок. (Берилий).
Лепесток 3. Назовите фамилию известного химика.

Попытка 1.
Он один из немногих, кто получил Нобелевскую премию дважды. Одну за работу по химии в 1954 году, а другую – за усилия в пользу мира в 1962 году.
Попытка 2.
Широко известный общественности как фармаколог и медик
.
Исследовал молекулярную структуру ДНК. Пропагандировал витамин С для профилактики многих болезней.
Попытка 3.
В конце 40-х начале 50-х годов прошлого столетия активно боролся за мир, особенно за запрещение ядерных испытаний, его считали другом Советского Союза. (Лайнус Полинг)
Лепесток 4. Назовите галоген.
3

Попытка 1.
Это очень важный микроэлемент. В организме млекопитающих содержится в виде органических соединений. В Крыму ощущается его недостача.
Попытка 2.
Его много содержится в таких продуктах как орехи, шпинат, молоко и морепродукты.
Попытка 3.
Образует простое вещество фиолетового цвета, сразу переходит в пары фиолетового цвета. (Йод)
Лепесток 4.Назовите, что было изобретено.

Попытка 1.
В середине 1915 года в изолированной комнате в Петрограде проводили небезопасный химический эксперимент. В воздух были выпущены газы хлор и фосген. Концентрация газов в комнате стала такой, что находиться в ней стало небезопасно для жизни.
Попытка 2.
В комнату быстро вошел один из участников эксперимента и быстро закрыл за собой дверь. К лицу он приложил носовой платок.
Попытка 3.
В носовом платке был измельчен и особым образом обработан уголь. Уголь должен был защитить смельчака от отравления газами. Исследование продолжалось 10 минут. И ученый вышел из комнаты здоровым и не отравился ядовитыми газами. (Противогаз) 1 ведущий. А сейчас слово предоставляется жюри. Подведем итоги конкурса «Таинственный цветок». 2 ведущий. А сейчас, уважаемые игроки, Вас ждет испытание «Черный ящик». Нужно угадать, что там находится. Оценка за конкурс 3 балла. Задание первой команде. Это – самый древний металл, люди начали использовать его для изготовления орудий труда и оружие в IV тыс. до н.э., позднее применяли для производства художественных поделок (скульптур), посуды, ювелирных изделий, защитных доспехов, монет и других предметов. Что лежит в черном ящике? (Медь) Задание второй команде. В этом ящике лежит вещество, которое считают символом доброты и мира у восточных народов. Без него не могут жить люди, не может обойтись металлургия, его используют при производстве керамических изделий. Что же лежит в черном ящике? (Кухонная соль) 1 ведущий. Интересно, а с химической теорией наши участники также хорошо знакомы? 2 ведущий. А это мы сейчас проверим в следующем конкурсе, который называется «Водопад вопросов». Каждый правильный ответ – 1 балл. 1 ведущий. Право первой выбрать тему получает та команда, которая по итогам проведенных конкурсов набрала больше баллов. Поэтому слово предоставляется жюри. 2 ведущий. Темы на выбор:  «Ученые»  «Загадки»  «Металлы»  «Химические процессы»  «Биологическая химия»  «Опасная химия» 4

Тема «Ученые»
1.Кто из ученых первым открыл закон сохранения массы веществ (М.В. Ломоносов) 2.Кто открыл Периодический закон? (Д.И. Менделеев) 3.Именем этого ученого назвали универсальную величину – число молекул в 1моль идеального газа. (А. Авогадро) 4.Английский физик и химик, который открыл закон кратных отношений, первым определил массы многих элементов, первым описал дефект зрения, которым сам страдал. (Д. Дальтон). 5.Шведский химик и физик, Лауреат Нобелевской премии, автор теории электролитической диссоциации. (С. Аррениус). 6.Назовите фамилию ученого, который составил ряд активности металлов. (Н.Н. Бекетов) 7.Кто создал кислородную теорию горения? (А. Лавуазье) 8.Кто создал теорию химического строения органических веществ? (А.М. Бутлеров).
Тема «Загадки»

1.
Без неё жизнь невозможна, В клетках тела есть она. И растеньям, и животным, Каждый день нужна …..
(Вода)

2.
И деревьям, и цветам, И животным тут и там, Нужен он на свете всем, Съесть его нельзя совсем. Ель, сосна, И кедр, и пихта, Выделяют круглый год, Этот газ прозрачный, чистый, Под названьем ……
(Кислород)

3.
Слепоту он вызывает – Каждый школьник это знает. Очень вреден, ядовит, И ужасен этот спирт!
(Метанол)

4.
В честь него был назван век, Он в крови у нас у всех, В космосе метеорит Его содержит, и летит. Ржавчина его съедает. Кто металл этот не знает?
(Железо)
5

5.
Раны смазываем мы Его раствором спиртовым, А в условиях обычных Твёрдый он, что непривычно, И к возгонке он способен, Переходит в пар легко Фиолетового цвета. Что за галоген же это?
(Йод)

6.
Он безжизненным зовется, но жизнь без него не создается.
( Азот)

7.
Лакмус будет в них краснеть, Растворяться — цинк и медь. А мелок в них, посмотри, Вмиг пускает пузыри! И опасны для работы, Эти жгучие
… (Кислоты)

8.
Вы, ребята, мне поверьте — Этот газ вполне инертен Он спокойный и ленивый, В трубках светится красиво. Для рекламы нужен он, Незаметный газ
… (Неон)

Тема «Металлы»

1.
Давно известна человеку, Она тягуча и красна, Еще по бронзовому веку Знакома в сплавах всем она, С горячей серной кислотою дает нам синий купорос!
(Медь)

2.
Прославлен всеми именами Металл испытанный огнем, Манил к себе людей веками, Алхимик жил мечтой о нем! Но как кумир он свергнут нами, Уж блеск его нас не манит, Ведь хорошо мы знаем с вами, Не все так ценно, что блестит.
(Золото)

3.
Хранят обычно в керосине, И бегает он по воде. Отныне знай – в свободном виде, В при роде нет его нигде. В солях открыть его возможно, 6
Желтеет пламя от него, И получить из соли можно, Как Деви, получил его.
(Натрий)

4.
Он тверд, тяжел и тугоплавок, И сталь прекрасную дает, А от небольших его добавок, Ржаветь она перестает Его валентность, нет сомненья, Бывает шесть лишь иногда, А у его соединений окраска разная всегда
(Хром).

5.
Везде в нашей жизни привычный, Металл тот сопутствует нам, На вид он блестящий и в общем обычный, Активный и мягкий металл, Он в войнах нашел примененье, И в сельском хозяйстве, в быту. Металлом войны, преступленья Я этот металл назову.
(Железо)

6.
Ослепительным пламенем ярким, Как звездочка, чудо горит, Металл тот и белый и легкий В двенадцатой клетке стоит Он в сплавах легчайших, нашел примененье Как стойкий и легкий металл, И в деле самолетостроения Он видное место занял.
(Магний)

7.
"Живое серебро" и льется, и блестит, охотно с золотом дружит.
(Ртуть)

8.
Из глины я обыкновенной, Но я на редкость современный. Я не боюсь электротока, Бесстрашно в воздухе лечу; Служу на кухне я без срока - Мне все задачи по плечу. Горжусь своим я именем: Зовусь я ...
(Алюминий)

Тема «Химические процессы»
1. Процесс, благодаря которому, зеленые растения вырабатывают кислород. (Фотосинтез). 7
2. Этот химический процесс был одним из первых проведенным человеком осознанно. (Горение). 3. Разрушение металлов под действием окружающей среды. (Коррозия). 4. Изобретатель этого процесса назвал его в честь мифичного бога подземных недр и огня - Вулкана. (Вулканизация). 5. Процесс разрушения природной структуры белка. (Денатурация). 6. Реакция присоединения воды к веществу (Гидратация) 7. Процесс уское6ния химических реакций. (Катализ). 8. Процесс, в результате которого образуется однородная смесь соли и воды. (Растворение).
Тема «Биологическая химия»
1. Общее название белков, которые выполняют роль катализаторов. (Ферменты). 2. Металл, который обладает бактерицидными свойствами. (Серебро). 3. Кислота, которая содержится в желудочном соке. (Соляная). 4. Боль от укуса этого насекомого обусловлен именно этой кислоте. (Муравьиная). 5. Нехватка, каких элементов в организме человека приводит к кариесу. (Фтор, кальций). 6. Элемент – металл, который входит в состав гемоглобина (Железо). 7. Элемент «мысли и мозга», ради которого рекомендуют есть рыбу. (Фосфор). 8. Элемент – металл, который входит в состав хлорофилла. (Магний).
Тема «Опасная химия»
1. Чем можно погасить пылающий белый фосфор. (Раствором медного купороса). 2. В этом городке на западном фронте в время Первой мировой войны впервые использовали химическое оружие. (Ипр). 3. Этим продуктом неполного сгорания угля опасно дышать, так как он образует прочное соединение с гемоглобином. (Угарный газ). 4. Исследуя действие на мышей этого компонента воздуха, Лавуазье дал ему название «безжизненный». (Азот). 5. Отсутствие этого простого вещества в воздухе привело бы к гибели всего живого от ультрафиолетовых лучей. ( Озон). 6. Это простое вещество было использовано для убийства Наполеона Бонапарта, а сейчас его используют в стоматологии. (Мышьяк). 8
7. Войска Александра Македонского захватили полмира, но … столкнулись с болезнями желудочно-кишечного тракта. Причем офицеры и солдаты ели из одного котла, но офицеры болели гораздо реже. Дайте объяснение этому явлению. ( Офицеры и солдаты пользовались разной посудой . У офицеров посуда была изготовлена из серебра, обладающего бактерицидными свойствами.). 8. Гуси, как известно, спасли Рим. А какой металл его погубил? (Свинец. Использовались отравленная в свинец посуда и свинцовые косметические краски.) 1 ведущий. Пока наше жюри подводит итоги конкурсов. Игроки продемонстрируют нам свое домашнее задание «Химические сценки». Оценка за домашнее задание 5 баллов.
Команда 1. Сценка «Операционная».
На столе разные хирургические инструменты. Входят двое учеников в белых халатах – «хирург» и «ассистент».
Врач
(приглашает в операционную ученика). Операция без боли, Будет очень много крови. Во время операции Нужна стерилизация. Смачивает вату «йодом» (хлорид железа (III)), проводит по руке ученика – «пациента». Обработаю йодом обильно, Чтобы было все стерильно. Не волнуйтесь пациент Скальпель дайте, ассистент. Опускает скальпель в «дезинфицирующий» раствор (роданид калия), а затем проводит по руке пациента. Из «раны» течет «кровь» (Роданид железа ( III) - жидкость напоминает кровь).
Ассистент
Посмотрите, тут из раны Кровь течет, а не вода. Ваточкой я вытру рану, Сразу заживет она. Участник команды поясняет химическую сущность сценки. «Йод»- хлорид железа ( III), «дезинфицирующий» раствор - роданид калия, «кровь» - роданид железа (III) (жидкость напоминает кровь). 9

Команда 2. Сценка «Огонь без спичек».
На демонстрационном столе сложено «кострище» из сухих деревянных стружек. Входит ученик – «турист» в спортивном костюме, с рюкзаком за плечами. Подходит к столу. Ученик – «Турист». Ищет спички. Спичек нет и вот досада, А огонь добыть мне надо. Это чудо по плечу, Я ведь химию учу. В походе может возникнуть ситуация, при которой спички промокли, зажигалка сломалась или потерялась, но это не помеха для человека знакомого с химией, он может разжечь костер без спичек или зажигалки. Сейчас я покажу способ, как это можно сделать. Разожгу я костер Без огня и спичек, А о том, что видите Расскажу потом. «Зажигает» костер. Описание опыта: делаем смесь, размером с горошину из кристаллического перманганата калия и концентрированной серной кислоты. Помещаем смесь в фарфоровую чашечку и сверху на нее кладем деревянные стружки, таким образом, чтобы они не касались смеси. Смачиваем ватку обильно спиртом и выдавливаем каплю спирта на смесь. Костер загорается. Реакция между калий перманганатом и концентрированной серной кислотой экзотермическая и происходит с выделением кислорода. Спирт энергично реагирует с кислородом, происходит самовозгорание. 2 ведущий. Вот и достигли мы конца конкурсов «Химического королевства». 1 ведущий. Слово имеет жюри для оглашения конечных результатов. (Жюри оглашает результаты конкурсов. Команды, занявшие 1 и 2 места, награждаются дипломами). 2 ведущий. Наша игра закончилась. Игрокам спасибо за игру, болельщикам – за внимание, жюри за объективное оценивание. До следующих встреч. 10