Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве".

Автор: Лопаткина Наталья Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ЧПОУ "СТСЭУ"
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Констпект интегрированного урока
Тема: Интегрированный урок по биологии и литературе "Судьбы генетики в нашем отечестве".
Дата публикации: 04.05.2016







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Интегрированный урок по биологии и

литературе «Судьбы генетики в нашем

отечестве».

Роман В. Дудинцева «Белые одежды».

Автор(ы):
Матушкина Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы; Лопаткина Ольга Викторовна, учитель биологии.
Тема:
«Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В. Дудинцева «Белые одежды»
Задачи урока:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные
1. Углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отечественной литературы, отражающим сложные исторические процессы. 1. Продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии. 2. Содействовать развитию самостоятельности (в ходе подготовки сообщений, работы с литературой). 3. Способствовать развитию эмоций за счет создания на уроке эмоциональных ситуаций, используя яркие примеры. 1. Способствовать в ходе урока нравственному воспитанию учащихся. 2. Формировать интегративные качества личности. 3. Воспитывать отношение к учебе как к творческому труду.
Оборудование:
портреты ученых генетиков, писателя В.Дудинцева; иллюстративный материал; выставка книг по теме урока; видеофильм «Деление клетки», раздаточный материал по литературе, фрагменты кинофильма «Белые одежды».
Основные понятия:
менделизм морганизм вейсманизм евгеника лысенковщина
План урока.
1. Вступительное слово. 2. Рассказ о сессии ВАСХНИЛ 1948 г.
3. Сопоставление двух направлений в науке. 4. Анализ общественно-политической обстановки в стране. 5. Судьбы ученых-генетиков. 6. Обсуждение романа В.Дудинцева «Белые одежды».
Эпиграфы урока:
Пойдем на костер, будем гореть, но от убеждений своих не откажемся. Академик Н.И.Вавилов. Менделизм – морганизм – вейсманизм. Кто же в двадцатом веке может толковать о наследственном веществе! Чушь какая-то! Т.Д.Лысенко
Ход урока

I. Этап постановки учебных задач

Учитель литературы:
Сегодня у нас интегрированный урок по литературе и биологии по теме «Судьба генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды». Мы приглашаем Вас к размышлению об одном из трудных периодов в истории отечественной науки и о романе В.Дудинцева, который попытался осмыслить в художественной форме страницы истории.
II. Этап решения учебных задач

Учитель биологии:
1. Мы должны вспомнить, что такое генетика и проследить историю генетики как науки. (Беседа с учащимися по вопросам) Давайте представим август 1948 г. сессия ВАСХНИЛ. Слово предоставляется члену- корреспонденту академии наук СССР И.А.Рапопорту. Он вспоминает о том, как проходила сессия. Рассказ ученика о сессии ВАСХНИЛ : Зал заседания был заполнен только сторонниками Лысенко. В зале звучали ложные обвинения в адрес генетиков – тех, кто еще работал, и тех, кто к тому времени погиб, что они-де несут главную ответственность за неурожаи 1946 и 1947 годов, что они не подняли сельское хозяйство после коллективизации (лысенковцы обязались выполнить это сейчас же и с блеском). Между тем Н.И.Вавилов и его сотрудники резко подняли удельный вес гибридизации в селекционном процессе, а с ней и сортовое дело. Они создали богатый исходный селекционный материал, развернули приемы аллополиплоидии и радиационного мутагенеза, создали систему сортоиспытания и многое другое, что способствовало развитию сельского хозяйства. В частности, проводилось всесоюзное испытание ряда организованных Н.И.Вавиловым скрещиваний, которые обещали поднять продуктивность главных культур. Все это лысенковцами было разрушено, а своих громогласных обещаний они не выполнили. Основной доклад делал академик Т.Д.Лысенко. Третья глава называется «Два мира – две
идеологии в биологии». Председатель сессии обратился к генетикам: «Если генетики не выступают против идей Лысенко, то значит, они с ними согласны». «Дискуссия» велась сторонниками Лысенко, завербованными по всей стране. С восторгом встретила лысенковская аудитория выступления философов, на разные лады повторявших, что диалектический материализм – на стороне Лысенко и составляет надежный фундамент его теории. А если генетический опыт опровергает главное утверждение ламаркистов – наследование приобретенных свойств? Неважно, этот опыт уже потому неверен, что сама генетика антинародна, зато Ламарк был современником Великой французской революции – таковы были аргументы. Философы призывали ускорить разгром генетики, т.к. «дискуссия слишком затянулась».
Учитель биологии:
Итак, сталкиваются 2 направления в биологической науке: 1. «Вейсманистско-морганистское направление», представителями которого являются А.Вейсман, Т.Морган, Н.И.Вавилов, А.С.Серебровский, Г.Мендель, Н.К.Кольцов. 2. Передовая мичуринская биология, представителями которой являются И.В.Мичурин, Т.Д.Лысенко. Кто же такие вейсманисты – морганисты. Речь идет о направлении в биологической науке, получившем свое название по именам его основоположников – немецкого биолога А. Вейсмана и профессора Калифорнийского университета Т. Моргана. Оно возникло в начале ХХ века. Основу представлений “вейсманистов-морганистов” о наследственности составляет так называемая хромосомная теория. (Слайд хромосомная теория наследственности).
Учитель литературы:
Давайте попробуем перенестись в то далекое время. Оно ярко описано в романе В.Дудинцева «Белые одежды». Чтение отрывка романа. (часть 2, глава2)
начинается со слов
: “Представьте себе, что вы находитесь в квартире, где тайно собиралось то самое “кубло”, которое академик Рядно искал и не мог найти, и они (“вейсманисты-морганисты”) смотрели какой-то запретный научный фильм” ”: “С помощью тончайших приемов удалось выделить и поместить под объектив живую клетку и создать условия, при которых она продолжала делиться…Вот, вы уже видите, структура ее ядра. Хромосомы. Вы увидите их сейчас в разных стадиях митоза…То есть деления клетки…На экране уже началось деление клетки. Хромосомы шевелились, как клубок серых червей, потом вдруг выстроились в строгий вертикальный порядок. Вдруг удвоились - теперь это были пары. Тут же какая-то сила потащила эти пары врозь, хромосомы подчинились, обмякли, и что-то их повлекло к двум разным полюсам - Человеку удалось подсмотреть одну из сокровеннейших тайн,- проговорил Хейфец. - Перед нами такой же факт, как движение Земли вокруг Солнца. И столь же оспариваемый…”.
– Представим себя на месте ученых-биологов того времени. Что же увидели они в этом запретном фильме? Демонстрация видеофильма «Деление клетки. Митоз». (Беседа по митозу)
Учитель литературы:
Что случилось по сюжету романа с фильмом и учеными? (В романе описывается, как тайно собрались ученые, чтобы посмотреть, как изменится расхождение хромосом, если подействовать на клетку раствором колхицина. Ученые были арестованы, а фильм перехвачен НКВД).
Вопрос классу:
Почему? За что? («Ну что мне с вами говорить? Вы же признаете хромосомы?» Тот, кто признает хромосомы, их существование в клетке, уже тем самым становится чуждым «передовой советской мичуринской науке», чуть не врагом народа. Не правда ли, чудовищный факт, если в него вдуматься!)
Учитель биологии:
Мы видим, как трудно складывалась судьба науки генетики. Шла напряженная борьба двух направлений. Особое место в становлении генетики в нашей стране принадлежит Н.И.Вавилову, а представителей «высоко несущих знамя мичуринской биологии» возглавлял Т.Д.Лысенко, который говорил: «Менделизм – морганизм – вейсманизм. Кто же в двадцатом веке может толковать о наследственном веществе! Чушь какая-то!» Давайте подробно познакомимся с этими учеными : Николай Иванович Вавилов и Трофим Денисович Лысенко.
Задание классу:
Прослушав сообщения, отмечая направления и результаты научной деятельности этих двух ученых. Сообщение ученика о Н.И.Вавилове (
Приложение 1
). Сообщение ученика о Т.Д. Лысенко (
Приложение 2
).
Учитель биологии:
«Мичуринская биология». Лысенко использовал имя И.В. Мичурина, которое было широко известно в стране. Сталин высоко оценивал работу Мичурина. Научная позиция Мичурина была самобытна, он не шел во главе официальной генетики, а предлагал свои методы улучшения сортов растений. Между Мичуриным и Вавиловым были хорошие, дружеские отношения, Н.И. Вавилов не раз посылал к нему на практику своих учеников. У представителей обоих направлений были и успехи, и неудачи. Н.И.Вавилов ходатайствует о присвоении Т.Д.Лысенко Государственной премии (1933г.) за работы по яровизации растений. Н.И. Вавилов поддерживал кандидатуру Лысенко на выборах в Академию наук.
Вопросы классу:
Почему на сессии ВАСХНИЛ 1948 г. большинство ученых пошло за Т.Д.Лысенко, за его новой «мичуринской наукой»? Почему научный спор обернулся трагедией для многих людей? Историческая справка (
Приложение 4
).
Вопрос классу:
Какую роль сыграла сессия ВАСХНИЛ в судьбе генетики? (Генетика исчезла из науки, сельского хозяйства, медицины, из высшей и средней школы. Целое поколение о ней вовсе не знало, а следующее не освободилось от недоверия к науке о наследственности. Было потеряно много крупных специалистов. До сессии генетика нашей страны занимала видное место в мировой науке. В 60-х годах генетика переживала период восстановления, но это восстановление протекало под лозунгом сосуществования лысенковцев и генетиков и растянулось лет на 15. Не было ни одного постановления правительства, направленного на развитие генетики, но ее «закрыли» именно после постановления о ее ликвидации. Всесоюзное совещание «О состоянии и перспективах развития генетики» 22–24 ноября 1988г. г. Москва отметило, что советские исследования по генетике в целом не соответствуют мировому уровню.)

Учитель биологии:
В истории мировой генетики три имени высечены в единой строке: Вавилов, Кольцов и Четвериков. Судьба всех трех трагично оборвалась. Н.К.Кольцов – изгнан из института, выброшен за пределы науки, сразу же погиб, не пережив сердечный приступ. С.С.Четвериков же пожил долго, но умер вдалеке от родных стен, уже не видя и не слыша.
Учитель литературы:
По-разному проявляются люди в исключительных обстоятельствах: одни предают, другие умирают, сохраняя свою точку зрения. Так сделал академик Н.И.Вавилов в жизни, так поступил академик Посошков в романе «Белые одежды». Далее проводится беседа с классом по вопросам и заданиям, с которыми ребята были ознакомлены задолго до урока, просмотр фрагментов кинофильма «Белые одежды»: 1. Добро и зло – вот вечные противоборствующие силы жизни. Какие герои романа живут по законам добра? 2. Кто им противостоит? 3. Докажите, опираясь на текст романа, что лысенковщина нанесла ущерб земледелию, животноводству, а главное, подорвала основы духовного здоровья общества. 4. В.Дудинцев мастерски создал притчи метафоры: «Спящая почка», «Честный пионер», «Парашютист», «Песочные часы». Как вы их понимаете? 5. Что происходит с человеком, если его совесть, его нравственные силы не могут устоять под давлением этих внешних обстоятельств? 6. Как главным героям романа удалось сохранить незапятнанной совесть, чистой душу, веру в добро и справедливость вопреки трагическим обстоятельствам? 7. Докажите, что «белые одежды» в понимании автора – олицетворение сил добра. 8. Осуществилось ли желание автора «вооружить» нас, читателей, «безошибочными критериями для распознавания добра и зла»? или
8. Анализ романа В.Д.Дудинцева «Белые деды»
Этот роман является попыткой заглянуть в бесконечность человеческой души, дать критерии для распознания добра и зла.Сам автор пишет о своей книге: «В романе «Белые одежды» я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хочется вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознания добра и зла».
Добро и зло в романе. Добро
– это деятельное сострадание, способность принять чужие страдания на себяи активно противодействовать злу. Добро – это служение идеалу, истине. Напротив, зло бесперспективно, хотя и маскируется под добро.

Герои романа, настоящие учёные:
Дежкин Фёдор Иванович, Стригалёв Иван Ильич и их сторонники. В романе показаны гонения на учёных-генетиков со стороны лжеучёных (академик Рядно, его «левая рука» Саул Брузжак, Краснов, Шмаков и др.) Свой успех академик Рядно построил на точно рассчитанной "сермяге" (рядно – грубая ткань, мешковина), он носит косоворотку, пахнущие дегтем сапоги, подшитые валенки. Налицо все приметы простого человека, а на деле...
9. Соотнесение героев романа и реально живших учёных:
Рядно – Лысенко; Вавилов – Стригалёв
Инсценировка
Встреча Дежкина с другом детства, поэтом Кондаковым, который пишет стихи о ветвистой пшенице, о вожде.
Инсценировка научной конференции в институте генетики
. 1. Лекция Рядно о наследственности. 2. Отряд пионеров-биологов во главе с учительницей принесли в подарок «народному академику, ветку берёзы, на которой выросли ветки серой ольхи. Разгул темных сил напоминает жуткие времена инквизиции, охоту на ведьм. Во дворе провинциального института горят книги последователей Менделя... Ученые-генетики по- разному борются за настоящую науку. В роман входит
тема возмездия
. Рядно и его сообщники обречены на историческое забвение. На похороны "народного академика" – не приходят даже близкие его "соратники". Напротив, судьба Федора Ивановича Дежкина, выдавившего из себя раба, складывается счастливо. Он встречается с Леной, которая становится его женой, растит двух детей. Добрая память потомков – высшая награда ученому за его мужество, за активное противодействие злу.
Финал книги
может показаться слишком уж легким, слишком счастливым. Но не будем забывать, что счастье это далось дорогой ценой. Прав Гете, сказавший в "Фаусте":
Лишь

тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой!

Ключевые проблемы романа
Роман ставит вопросы нравственного выбора, ответственности перед обществом, нравственной ценности добра.
10. Подведём итоги:

Ответы на вопросы
(
Приложение 8
)  Почему Стригалёв и Дежкин не сразу рассмотрели Рядно?  Общее в характерах и поступках антигероев  Каким показывает автор главного героя Ф.И.Дежкина?  Кто его единомышленники?
 В чём суть отношений Дежкина и Стригалёва?  Действительно ли Дежкин и Стригалёв – новое явление?  Кто достоин белых сияющих одежд? «Не боясь мучений и даже смерти, совершает настоящий человек свой нравственный выбор – и тем заслуживает право на «белые одежды», чистым светом сияющие в откровении Иоанна Богослова» (В.Дудинцев