"Создание предметной развивающей среды"

Автор: Книгина Елена Георгиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание предметной развивающей среды"
Дата публикации: 24.10.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БЕЛОСНЕЖКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК ЯНАО «Создание предметной развивающей среды» Автор: Книгина Елена Георгиевна 2015 год

Создание предметной развивающей среды в соответствие с принципом

«трансформируемости» и календарно-тематическим планированием
Предметно развивающая среда с целью реализации ФГОС к освоению основной общеобразовательной программы основывается на перечень в письме Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ «О реализации приказа Минообрнауки России 20 июля 2011 г. № 2151» Данный перечень не является обязательным, он выполняет функцию ориентира при организации в дошкольных образовательных учреждениях предметно-развивающей среды в соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 2151 (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2011 г., регистрационный № 22303). Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Соответствуя нашей теме, мы не будем останавливаться на принципах полифункциональности и вариативности, а рассмотрим предметно-развивающую среду в соответствие с принципом «трансформируемости». Принцип трансформируемости среды, связан с её полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Этот принцип помогает реализовывать календарно-тематическое планирование в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. То есть, тема каждой недели выдвигается на передний план. Например, если на неделе праздник «День работников автомобильного транспорта», то тема недели будет транспорт, следовательно, игровая зона насыщена всевозможными парковками, гаражами, «дорожными» ковриками, не говоря уже о различных моделях автомобилей; в Изо-уголке – раскраски с изображением транспорта; в раздевалке оформлен стенд «Мой папа-водитель», выставлена информация о правилах дорожного движения и т. п. Создавая такое оформление, мы решаем вопросы презентабельности группы, т.е. родители видят динамичность, многоплановость нашего образовательного процесса, дают положительную оценку деятельности педагогов данной группы.
Мы хотим поделиться с коллегами своим опытом, как можно оформить группу, когда тематическая неделя посвящена знакомству с водой, так как соответственно праздник на этой неделе «Всемирный день водных ресурсов». Насыщение предметно-развивающей среды группы на эту тему вначале вызывало у педагогов затруднение, но после того, как был объявлен смотр – конкурс на лучшее оформление группы к «Всемирному дню водных ресурсов», оказалось, что все затруднения были надуманными. Насыщенно и ярко в соответствии с темой, оказывается, оформить можно и группу, и раздевалку, и даже умывальную комнату. Кроме популярной игры «Моряки», были оформлены новые сюжетно ролевые игры «Ландшафтный дизайнер», где дети учатся создавать гармонию, красоту в сочетании с использованием инфраструктуры зданий, делать зарисовку эскиза ландшафтного проекта. Учатся понимать значимость профессии ландшафтного дизайнера. Развивается ролевое взаимодействие, сотрудничество, умение организовывать игровое пространство при создании садово-парковых насаждений, газонов, горок, применять малые архитектурные формы в зелёном строительстве, правильно использовать предлоги сверху вниз, снизу вверх, слева направо. Игра воспитывает любовь к прекрасному, эстетические чувства. Активизация словаря: ландшафтные дизайнеры, проектировщики, инженеры, дендрологи, садовники, благоустройство, озеленение. Сюжеты: оформление дачного участка, зоны отдыха, парковой зоны, ансамбля фонтанов. «Оператор на гидроэлектростанции», где дети учатся придумывать сюжет игры на основе знаний, полученных при восприятии рассказов и демонстрации презентаций. осознают, как вода помогает вырабатывать электричество. В игре развивается воображение, память, умение распределять роли: оператор, энергетик, контролёр давления, инженер-механик, инженер-электрик, инженер-гидротехник, инженеры гидравлических машин. А также воспитывается уважение к труду взрослых. Активизация словаря: дамба, плотина, шлюзы, энергия, вентилятор, генератор, мощность, высота. Сюжеты: запуск гидроэлектростанции, замеры давления, проверка оборудования, аварийная обстановка. «Нефтяники», где дети учатся организовывать сюжет игры на воображаемом объекте по добыче нефти. Дети получают знания о значимости полезных ископаемых. У детей формируется представления о труде нефтяников, развивается диалогическая речь, внимание, память, умение сотрудничать; расширяется кругозор, воспитывается уважение к труду взрослых. Активизация словаря: вышка, месторождение нефти, трубопровод, каска, чёрное золото, задвижка, вентиль, оператор, буровик, высота. Сюжеты: установка буровой, подключение оборудования, добыча нефти, устранение разлива нефти, заполнение пласта водой.
«Сантехник», где дети учатся организовывать игровое пространство для воплощения игрового замысла. У детей обогащаются знания детей о пользе профессии сантехника; расширяется кругозор; развивается мышление, воображение, диалогическая речь, умение заключать договор с заказчиком, реагировать на аварийную обстановку; Воспитывается бережное отношение к воде, уважение к профессии сантехника. Наполняемость: Сюжеты: вызов на аварию, плановая проверка, установка санузла. Активизация словаря: разводной ключ, вантуз, прокладки, заглушки, краны, вентиль, счётчик, показания. Таким образом, реализация принципа «трансформируемости» в соответствии с календарно-тематическим планированием - возможна в полной мере и интересна. Наполнение предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями к реализации основной общеобразовательной программы позволяет решать вопросы усвоения ООП для каждой возрастной параллели более эффективно